Кружок "Патриоты России"
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно с этой целью создан Боярской Г.Н. кружок «Патриоты России».
Главная задача кружка «Патриоты России» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.
Кружок «Патриоты России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР __________Варданян Н.О. «_____»__________ 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «СОШ № 4» ________ Кравцова М.В. «_____»____________2013 г. |
с. МАЛЫЕ ЯГУРЫ
Рабочая программа кружка
«Патриоты России»
5-11 класс
на 2013-2014 учебный год
количество часов в год-35 часов,
в неделю-1час
руководитель кружка Боярская Г.Н.
2013-2014
Пояснительная записка
Кружок рассчитан на 1 час в неделю, 35 ч в год.
Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность наших воспитанников от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.
Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основой прочности государства.
Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников».
Этот вывод нашего соотечественника актуален и сегодня.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно с этой целью создан кружок «Патриоты России».
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким – то безликим, далеким для понимания сегодняшними школьниками.
Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу своей Родины. А потому главная задача кружка «Патриоты России» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.
Кружок «Патриоты России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей
Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 5-11 классов и включает: изучение истории России, края, села в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных мероприятий.
На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.
Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
Цель настоящей программы заключается в следующем:
-в формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитании патриотизма;
-в актуализации приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе – прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;
-в пробуждении и учёте интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;
-в использовании оригинальных наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, походов) в сочетании традиционных подходов воспитательной работы школы и инновационных;
- поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха
Задачи:
- формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.
- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
- изучение истории своего села, оформление стенда Боевой славы; коллективно-творческие дела, «Традиции нашего села», Вахта памяти; праздники общешкольные: День Защитника Отечества, День юного героя-антифашиста; устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, Уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, выпуски информационных листов; проведение исследовательских работ; участие в районных и всероссийских конкурсах; проведение экскурсий; посещение музея села; проведение линеек, посвящённых знаменательным датам.
Прогнозируемые результаты:
- воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;
- осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;
- воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;
- воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям
- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;
- знакомство с историей и значением государственных праздников; дней воинской славы;
- ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации, края, района;
- выполнение исследовательских работ.
Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи – вот такими качествами должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть – патриот России.
Новизна программы кружка «Патриоты России» заключается в том, что патриотизм как качественное образование личности проходит через формы убеждений, утверждается в сознании воспитанника, и реализовывается в деятельности.
Модель “ Патриота России”
Кодекс нашего кружка:
В отношении к людям - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.
В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.
В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность.
В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.
В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории и культуре своего края.
План работы кружка «Патриоты России»
№ | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов | Дата пров. |
1 | «Патриот России - кто он?» | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Устный журнал «Край мой - гордость моя». | 1 | |
2 | «Мой дом, моя семья». | Воспитание уважения к своей семье, гордости за свою семью, возрождение во многом утраченных в наши дни понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции. | 1 | |
3-4 | «История моего села. С чего всё начиналось?» | Изучение истории села | 2 | |
5 | Экскурсия в школьный музей | На этом этапе происходит осознание истории школы | 1 | |
6 | «Здесь пыль веков». | Экскурсия в сельский краеведческий музей. | 1 | |
7 | Выбор тем исследовательских работ. Сбор материала. | Выбор краеведческих тем. Составление плана работы. | 1 | |
8 | «Из истории праздника. День народного единства». | Знакомство с историей праздника. Презентация. | 1 | |
9 | «Мы все такие разные…» | Беседа с презентацией ко Дню толерантности | 1 | |
10-11 | «Народный фольклор» | Знакомство с народным фольклором своего села. Сбор материала. | 2 | |
12 | «Обряды и обычаи» | Знакомство с обрядами своего села. Сбор материала. | 1 | |
13-14 | История моей страны в названиях улиц. | Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. | 2 | |
15-16 | «Родная школа» | На этом этапе происходит осознание школы как более широкого по сравнению с домом понятия «Моя Родина». Сбор материала к юбилею школы. | 2 | |
17-18 | Великие люди моего края | Знакомство с великими людьми Ставропольского края | 2 | |
19-20 | «Памятники истории и культуры» | Знакомство с памятниками истории и культуры Ставропольского края | 2 | |
21-22 | « Дни воинской славы» | Из истории праздника. Беседа и просмотр фильма о блокаде Ленинграда. Беседа «Сталинградская битва» | 2 | |
23-25 | «Герои России» | Подготовка лекторской группы по теме «Герои России» Проведение беседы о героях России в начальной школе | 3 | |
26 | « Он был первым» | Беседа о Ю. Гагарине и об освоении космоса. Заочное путешествие «Звёздное небо!». | 1 | |
27 | Откуда пошёл мой род. | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 1 | |
28-29 | «Подвигу народа – жить в веках!» | Сбор материала о военной жизни края, села в годы ВО войны. Выступление с презентациями. | 2 | |
30-31 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 2 | |
32-33 | Выпуск газеты о работе кружка | Фотоотчёт работы кружка. Видео о работе кружка. | 2 | |
34-35 | Подводим итоги работы кружка за год. | Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся. | 2 | |
ВСЕГО: 35 ч |
Список литературы:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.– М,: «ТЦ Сфера», 2005.
7. Кругов А.И.Ставропольский край в истории России.- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001
8. Край наш Ставрополье-Ставрополь, ШАТ-ГОРА, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
воспитательное занятие " Любите Россию- Берегите Россию - Охраняйте Россию"
внеклассное занятие...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...