Устный журнал с презентацией "Имя в истории" (К 80-летию спасения челюскинцев. О кубанском летчике А.Н.Ляпидевском)
классный час по краеведению (5 класс) по теме

Boйтенко Ольга Геннадьевна

Устный журнал, проведенный для 5В и 7 Б классов. Цели: приобщить учащихся к искусству слова; познакомить с героическим подвигом кубанского летчика А.Н.Ляпидевского; прививать интерес к истории края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_v_istorii_o_lyapidevskom.doc52.5 КБ
Office presentation icon imya_v_istorii._lyapidevskiy.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

К 80-летию спасения челюскинцев

Устный журнал о кубанском лётчике А.Н.Ляпидевском

Разработан и проведен

учителем русского языка и литературы

  Войтенко Ольгой Геннадьевной

        

г.Краснодар,  2014г.

Цель: приобщить учащихся к искусству слова; познакомить с героическим подвигом кубанского лётчика А.Н.Ляпидевского; прививать интерес к истории края.

Учитель. Тема сегодняшнего разговора звучит необычно: «Имя в истории». Что же это за человек, которому посвящает свою поэму «Самому первому…» наш кубанский поэт Виталий Борисович Бакалдин? (слайд 1)

Здравствуйте,

Герой Советского Союза,

самый-самый первый

в списке золотом!

Речь мою торопит

заказная муза

в страхе, что нам слова

 не дадут потом.

***

Как бы ни кружило

вьюги круговертье,

кто бы ни пытался

прошлое убить,

Вам дано эпохой

гордое бессмертье!

Временем и Правдой

Велено Вам быть.

        Сообщение учащегося о Бакалдине В.Б. (слайд 2)

Виталий Борисович Бакалдин - потомственный краснодарец. Родился 16 июня 1927 году в семье инженера-строителя. Война застала его в Краснодаре. Оккупация города фашистами, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в душе пятнадцатилетнего подростка. После войны В. Бакалдин окончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе, отличник народного просвещения, лауреат премии им. Е.Степановой. Начиная с 1958 года, неоднократно возглавлял Кубанскую писательскую организацию. Автор более тридцати сборников. В 1987 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

        В 1995 году в знак признания значительного вклада в развитие культуры и искусства краевого центра был награждён дипломом почётного гражданина  Краснодара.

Учитель. Поэма «Самому первому…» посвящена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому (слайд 3), человеку-легенде 30-х годов прошлого века. О нем заговорила вся страна в дни беспримерного поиска потерпевшего аварию и затертого льдами Северного Ледовитого океана ледокола «Челюскин». Анатолий первый отыскал челюскинцев и первый приступил к их спасению. Этот подвиг и послужил учреждению в стране звания Героя Советского Союза. Анатолий Ляпидевский стал первым Героем, ему были вручены Золотая Звезда №1 и орден Ленина.

        Имя Героя увековечено в Щербиновском районе. Оказывается, уроженец Белой Глины Анатолий Ляпидевский все свои школьные годы провел в станице Старощербиновской, куда переехали его родители. Так что не только та родина, что жизнь дала, но и та, что взрастила. И именно по путевке щербиновского комсомола Анатолий пошел в авиацию.

        1-й учащийся. Каманин Николай Петрович в своей книге  «Летчики-космонавты» так вспоминает лётчика:

        «Анатолий Ляпидевский – кубанский казак, человек широкой натуры, вих-растый, плотно сбитый крепыш. Родился в селе Белая глина 23 марта 1903года в учительской семье. Свой путь в авиации он начал в Ленинградской школе теоре-тического обучения. (слайд 4). До неё он успел поработать в кузнице, в слесарной мастерской, на маслобойном заводе, помощником шофёра в автобусе. Когда по стране прокатился клич: «Молодёжь – в авиацию!» - Анатолий Ляпидевский осуществил свою мечту стать лётчиком.

Время заполняло

 школьную анкету:

школьная учёба,

труд и комсомол

до того призыва,

что однажды к лёту,

вскинув жизни крылья,

в небо Вас повёл

        Путёвку в небо ему дали опытные инструкторы Василий Молоков и Сигизмунд Леваневский. В 1929 году Ляпидевский стал лётчиком, начал работать инструктором во вновь образованной школе морских лётчиков в Ейске. Бывал в Москве у лётчиков-испытателей, где получил «провозные» на АНТ-4. Совершил несколько длительных перелётов из Москвы в Ейск.

        2-й учащийся. (слайд 6) 1933 год круто изменил судьбу лётчика. Он ушёл из армии в гражданскую авиацию и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую. Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта тяжёлая, но, освоив её, неугомонный любитель новых трудностей

перевелся на Крайний Север.

Русь свою мечту

с петровских лет носила

Северным путем

пробиться на Восток…

И настало время,

и созрела сила -

огласил пустыню

судовой гудок…

Рос полярный бум,

нисколько не слабея

даже в тридцать третий

невеселый год,

и входило в моду

слово «эпопея»,

и пошел «Челюскин»

в ледяной поход.

И, как гром с небес,

арктическая драма!

Пароход раздавлен,

И на льду разбит

многолюдный лагерь…

Дерзко и упрямо

бой за жизнь возглавил

академик Шмидт!

         В 1932 году небольшому ледокольному пароходу «Сибиряков» удалось впервые в истории пройти по трассе Северного морского пути в одну навигацию, без зимовки. После этого было решено повторить подобное плавание, заодно проверив доступность морского пути вдоль побережья Сибири для транспортных судов и доставив на остров Врангеля смену зимовщиков и необходимое оборудование.
        Для нового похода выбрали только что построенный в Дании пароход «Лена», переименованный в «Челюскин»  в честь С.И.Челюскина (около 1700 – 1764), полярного исследователя, участника 2-й российской Камчатской (Великой Северной) экспедиции.
(слайд 7).

В 1933 г. на «Челюскине» предпринята попытка за одну навигацию пройти по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. (слайды 8 – 10).

13 февраля 1934 г. «Челюскин» был раздавлен льдами в Чукотском море. В самый последний момент, когда нос судна уже скрылся под водой, погиб сбитый падавшими с задранной кормы бочками завхоз экспедиции Б. Г. Могилевич.

И вот Ляпидевский получил приказание вылететь на тяжёлом самолёте на помощь челюскинцам. В состав его экипажа входили: второй лётчик Е.М.Конкин, лётчик-наблюдатель Л.В.Петров, бортмеханик М.А.Руновский.

        Перед экипажем стояла трудная задача: найти дрейфующую льдину, посадить на неё тяжёлый транспортный самолет, для которого нужен приличный по размерам и оборудованию аэродром. И это в условиях Арктики, с её капризной, изменчивой погодой, с коварством вьюг и туманов!

Летчикам не только мешали низкая, сплошная облачность, обледенение, туманы, неистовые метели. Они летели над районами, где в те времена не было посадочных площадок и радиомаяков, им приходилось ориентироваться по неточным картам и по показаниям магнитного компаса, со всеми присущими ему ошибками.

        Ляпидевский брал старт 28 раз, и все 28 стартов завершились возвращением на исходный рубеж. Лётчик отступал перед капризами Арктики, но не сдавался.

        5 марта видимость была удовлетворительной, Ляпидевский решил стартовать в 29-й раз. Этот штурм завершился успехом: самолёт сел на льдину челюскинцев. Экипаж доставил в лагерь аккумуляторы для радиостанции, две оленьи туши мяса, кирки, лопаты и ломы, столь необходимые для расчистки аэродрома. На Большую землю была вывезена первая партия челюскинцев: десять женщин и двое детей. (слайд 11 - 12).

Летчик Ляпидевский,

Вы из Уэллена

рвались сквозь все вьюги

лагеря достичь.

Тяжкие туманы,

тьму торосных кромок

победила точность

мысли, рук и глаз,

и на льдине Шмидта,

издали негромок,

Ваших двух моторов

был услышан глас!

Там, где строг приказ,

не нужен слов излишек:

На Большую землю

взять двенадцать душ!

Вы смогли всех женщин

и двоих малышек

вызволить из плена

ужаса и стуж.

        Но потом опять помешала пурга. И лишь через неделю Ляпидевский смог поднять в воздух машину – и снова неудача: в воздухе сломался коленчатый вал двигателя. Лётчик посадил самолёт среди ледяных заструг возле острова Колючина. Экипаж на искалеченной машине попал в арктический плен почти на целый месяц.

Операция по вывозу челюскинцев с дрейфующей льдины длилась с 7 по 13 апреля. Самолеты Каманина и Молокова сделали по 9 рейсов, перебросив на Большую землю 72 человека. Водопьянов в трех полетах доставил на материк десять человек. Слепнев — шестерых и Доронин — двух. Всего же самолеты выполнили 24 рейса.

Участники рейса – 103 человека, из них 10 женщин и двое детей - спасены летчиками, которые первыми в СССР получили звания Героев Советского Союза. (слайд 13 - 15).

        3-й учащийся. Какова дальнейшая судьба этого замечательного лётчика?

В московском Кремле из рук Михаила Ивановича Калинина Анатолий Ляпи-девский получил грамоту №1 о присвоении звания Героя Советского Союза. Он поступил учиться в Военно-воздушную инженерную  академию имени Н.Е.Жуковского. Окончив её, стал авиационным инженером, работал в Наркомате авиационной промышленности.

        В годы войны генерал Ляпидевский возглавил отдел полевого ремонта 7-й воздушной армии, организуя ввод в строй поврежденных в боях самолётов.  (слайд 16 - 17). После войны он занимался проблемой создания новых двигателей и приборов для сверхзвуковой авиации. (слайды 18 – 19). А. Ляпидевский работал в Госконтроле СССР, был зам. министра авиационной промышленности. С 1961года генерал-майор авиации Ляпидевский – в запасе. Награжден тремя орденами Ленина, орденом  Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями. Умер 29 апреля 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. (слайд 20 – 21).                                       

Учитель. А школа №1 станицы Старощербиновской ныне носит имя Анатолия Ляпидевского, а ее учащиеся поддерживают дружеские связи с семьей Героя. Газета «Вольная Кубань» от 29 июля 2005 года сообщала: «Недавно ребята вновь побывали в Москве, у жены Анатолия Васильевича Ирины Александровны. Дочь Героя Александра Анатольевна на своей машине провезла ребят по памятным местам Москвы, вместе посетили могилу Ляпидевского на Новодевичьем кладбище. А затем отправились  в Центральный дом-музей авиации и космонавтики имени М.Фрунзе. Даже сотрудники музея удивились богатству собранного щербиновцами материала о великом летчике и попросили часть материала передать в музей. Ребята из кружка «Щербинка», которым все эти годы руководит   Татьяна Закоморная, с удовольствием поделились документами и редкими фотографиями, договорились о дальнейшем сотрудничестве».

И имя этого человека живёт в истории страны, в истории края.

Пусть же голос прозы

гимном в стих вольётся,

снова называя

Ваши имена!

АНАТОЛИЙ ЛЯПИДЕВСКИЙ

СИГИЗМУНД ЛЕВАНЕВСКИЙ

ВАСИЛИЙ МОЛОКОВ

НИКОЛАЙ КАМАНИН

МАВРИКИЙ СЛЕПНЁВ

МИХАИЛ ВОДОПЬЯНОВ

ИВАН ДОРОНИН.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИМЯ В ИСТОРИИ… Анатолий Васильевич Ляпидевский Герой Советского Союза, летчик, генерал-майор авиации

Слайд 2

Виталий Борисович Бакалдин (16.06.1927 - 30.12.2009)

Слайд 3

Виталий Борисович Бакалдин Виталий Борисович Бакалдин - потомственный краснодарец. Родился 16 июня 1927 году в семье инженера-строителя. Война застала его в Краснодаре. Оккупация города фашистами, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в душе пятнадцатилетнего подростка. После войны В. Бакалдин окончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе, отличник народного просвещения, лауреат премии им. Е.Степановой. Начиная с 1958 года, неоднократно возглавлял Кубанскую писательскую организацию. Автор более тридцати сборников. В 1987 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1995 году в знак признания значительного вклада в развитие культуры и искусства краевого центра был награждён дипломом почётного гражданина Краснодара.

Слайд 4

Ляпидевский Анатолий Васильевич Родился 23 марта 1908 г. в селе Белая Глина Краснодарского края в семье учителя. Детство провёл в городе Ейск. С 12 лет начал работать. Был подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера.

Слайд 5

Ляпидевский Анатолий Васильевич В 1927 г. окончил Ленинградскую школу летчиков В 1928 г. - Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков. Служил в Балтийском флоте, а затем обучал морских летчиков в г. Ейске.

Слайд 6

Ляпидевский Анатолий Васильевич О нем говорили: кубанский казак, человек широкой натуры, вихрастый, плотно сбитый крепыш!

Слайд 7

Ляпидевский Анатолий Васильевич В 1933 г он ушел из армии и начал работать в полярной авиации на Крайнем Севере. Он был любителем трудностей, сам попросился и освоил очень тяжелую трассу (из Хабаровска в Александровск через Татарский пролив).

Слайд 8

Ляпидевский Анатолий Васильевич В 1934 г. Ляпидевский принимал участие в спасении парохода "Челюскин", затертого во льдах. 29 раз он пытался пробиться сквозь пургу и туман. Наконец, первым прибыл в район поисков.

Слайд 13

Ляпидевский Анатолий Васильевич Он спас десять женщин и два грудных ребенка. За это ему дали прозвище "дамский летчик".

Слайд 14

Ляпидевский Анатолий Васильевич В апреле 1934 г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вручена медаль "Золотая Звезда".

Слайд 16

Ляпидевский Анатолий Васильевич Его вспоминают как душевного и на редкость доброжелательного человека... На фото с сыном

Слайд 17

Ляпидевский Анатолий Васильевич С сентября 1942г. участвовал в Великой Отечественной войне. Был заместителем командующего ВВС (военно-воздушных сил) 19-й армии.

Слайд 18

Ляпидевский Анатолий Васильевич С 1943 г. – работает директором авиазавода. В 1946 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Слайд 19

Ляпидевский Анатолий Васильевич После войны Ляпидевский был заместителем министра авиационной промышленности и директором авиазавода. На фото: К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный, А.В.Ляпидевский и др. на трибуне Мавзолея В.Ленина во время демонстрации

Слайд 20

Ляпидевский Анатолий Васильевич С 1961 г. - в запасе. Жил в Москве. Работал заместителем главного инженера опытного завода. На фото: 1. А.В.Ляпидевский с женой. 2. А.В.Ляпидевский в гостях у фотокорреспондента В.А.Темина и Т.С.Беловой.

Слайд 21

Ляпидевский Анатолий Васильевич Умер в апреле 1983г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Слайд 22

Ляпидевский Анатолий Васильевич За годы его жизни он получил очень много наград. Его именем названа улица в Москве.

Слайд 23

Ляпидевский Анатолий Васильевич ...И встречает в дверях, улыбаясь по-детски, Хоть прибавилось к детству немало седин, Анатолий Васильевич, сам Ляпидевский, У которого звездочка номер один. (Феликс Чуев)

Слайд 24

Анатолий Ляпидевский Иван Доронин

Слайд 25

Маврикий Слепнёв Михаил Водопьянов

Слайд 26

Николай Каманин Василий Молоков

Слайд 27

Сигизмунд Леваневский

Слайд 28

Материал подготовлен Войтенко Ольгой Геннадьевной, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 г. Краснодара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Не забывай те грозные года" (к 70-летию сталинградской битвы)

Устный журнал посвящен 70-летию Сталинградской битва. Материал содержит методическую разработку устного журнала. При подготвке данного  мероприятия  использовался краеведческий материал....

Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

                         Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...

Сценарий устного журнала "Герои рядом", к 25-летию вывода войск из Афганистана

Сценарий устного журнала "Герои рядом",  к 25-летию вывода войск из АфганистанаПрезентация...

Устный журнал, посвященный 110-летию А. Барто "Наши любимые стихи"

Цель: познакомить учащихся с А. Л. Барто, как детским писателем, поэтессой, расширить их кругозор.Задачи:  познакомить с биографией А. Л. Барто;воспитывать лучшие нравственные качества: чес...

Устный журнал ко 130-летию В.И. Чапаева «Герой былого времени»

Устный журнал для учащихся 7-9 классов о жизни В.И. Чапаева...

устный журнал: "Православные традиции в кубанской семье"

воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными  ценностями...