Устный журнал с презентацией "Имя в истории" (К 80-летию спасения челюскинцев. О кубанском летчике А.Н.Ляпидевском)
классный час по краеведению (5 класс) по теме
Устный журнал, проведенный для 5В и 7 Б классов. Цели: приобщить учащихся к искусству слова; познакомить с героическим подвигом кубанского летчика А.Н.Ляпидевского; прививать интерес к истории края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_v_istorii_o_lyapidevskom.doc | 52.5 КБ |
imya_v_istorii._lyapidevskiy.ppt | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
К 80-летию спасения челюскинцев
Устный журнал о кубанском лётчике А.Н.Ляпидевском
Разработан и проведен
учителем русского языка и литературы
Войтенко Ольгой Геннадьевной
г.Краснодар, 2014г.
Цель: приобщить учащихся к искусству слова; познакомить с героическим подвигом кубанского лётчика А.Н.Ляпидевского; прививать интерес к истории края.
Учитель. Тема сегодняшнего разговора звучит необычно: «Имя в истории». Что же это за человек, которому посвящает свою поэму «Самому первому…» наш кубанский поэт Виталий Борисович Бакалдин? (слайд 1)
Здравствуйте,
Герой Советского Союза,
самый-самый первый
в списке золотом!
Речь мою торопит
заказная муза
в страхе, что нам слова
не дадут потом.
***
Как бы ни кружило
вьюги круговертье,
кто бы ни пытался
прошлое убить,
Вам дано эпохой
гордое бессмертье!
Временем и Правдой
Велено Вам быть.
Сообщение учащегося о Бакалдине В.Б. (слайд 2)
Виталий Борисович Бакалдин - потомственный краснодарец. Родился 16 июня 1927 году в семье инженера-строителя. Война застала его в Краснодаре. Оккупация города фашистами, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в душе пятнадцатилетнего подростка. После войны В. Бакалдин окончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе, отличник народного просвещения, лауреат премии им. Е.Степановой. Начиная с 1958 года, неоднократно возглавлял Кубанскую писательскую организацию. Автор более тридцати сборников. В 1987 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
В 1995 году в знак признания значительного вклада в развитие культуры и искусства краевого центра был награждён дипломом почётного гражданина Краснодара.
Учитель. Поэма «Самому первому…» посвящена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому (слайд 3), человеку-легенде 30-х годов прошлого века. О нем заговорила вся страна в дни беспримерного поиска потерпевшего аварию и затертого льдами Северного Ледовитого океана ледокола «Челюскин». Анатолий первый отыскал челюскинцев и первый приступил к их спасению. Этот подвиг и послужил учреждению в стране звания Героя Советского Союза. Анатолий Ляпидевский стал первым Героем, ему были вручены Золотая Звезда №1 и орден Ленина.
Имя Героя увековечено в Щербиновском районе. Оказывается, уроженец Белой Глины Анатолий Ляпидевский все свои школьные годы провел в станице Старощербиновской, куда переехали его родители. Так что не только та родина, что жизнь дала, но и та, что взрастила. И именно по путевке щербиновского комсомола Анатолий пошел в авиацию.
1-й учащийся. Каманин Николай Петрович в своей книге «Летчики-космонавты» так вспоминает лётчика:
«Анатолий Ляпидевский – кубанский казак, человек широкой натуры, вих-растый, плотно сбитый крепыш. Родился в селе Белая глина 23 марта 1903года в учительской семье. Свой путь в авиации он начал в Ленинградской школе теоре-тического обучения. (слайд 4). До неё он успел поработать в кузнице, в слесарной мастерской, на маслобойном заводе, помощником шофёра в автобусе. Когда по стране прокатился клич: «Молодёжь – в авиацию!» - Анатолий Ляпидевский осуществил свою мечту стать лётчиком.
Время заполняло
школьную анкету:
школьная учёба,
труд и комсомол
до того призыва,
что однажды к лёту,
вскинув жизни крылья,
в небо Вас повёл
Путёвку в небо ему дали опытные инструкторы Василий Молоков и Сигизмунд Леваневский. В 1929 году Ляпидевский стал лётчиком, начал работать инструктором во вновь образованной школе морских лётчиков в Ейске. Бывал в Москве у лётчиков-испытателей, где получил «провозные» на АНТ-4. Совершил несколько длительных перелётов из Москвы в Ейск.
2-й учащийся. (слайд 6) 1933 год круто изменил судьбу лётчика. Он ушёл из армии в гражданскую авиацию и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую. Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта тяжёлая, но, освоив её, неугомонный любитель новых трудностей
перевелся на Крайний Север.
Русь свою мечту
с петровских лет носила
Северным путем
пробиться на Восток…
И настало время,
и созрела сила -
огласил пустыню
судовой гудок…
Рос полярный бум,
нисколько не слабея
даже в тридцать третий
невеселый год,
и входило в моду
слово «эпопея»,
и пошел «Челюскин»
в ледяной поход.
И, как гром с небес,
арктическая драма!
Пароход раздавлен,
И на льду разбит
многолюдный лагерь…
Дерзко и упрямо
бой за жизнь возглавил
академик Шмидт!
В 1932 году небольшому ледокольному пароходу «Сибиряков» удалось впервые в истории пройти по трассе Северного морского пути в одну навигацию, без зимовки. После этого было решено повторить подобное плавание, заодно проверив доступность морского пути вдоль побережья Сибири для транспортных судов и доставив на остров Врангеля смену зимовщиков и необходимое оборудование.
Для нового похода выбрали только что построенный в Дании пароход «Лена», переименованный в «Челюскин» в честь С.И.Челюскина (около 1700 – 1764), полярного исследователя, участника 2-й российской Камчатской (Великой Северной) экспедиции. (слайд 7).
В 1933 г. на «Челюскине» предпринята попытка за одну навигацию пройти по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. (слайды 8 – 10).
13 февраля 1934 г. «Челюскин» был раздавлен льдами в Чукотском море. В самый последний момент, когда нос судна уже скрылся под водой, погиб сбитый падавшими с задранной кормы бочками завхоз экспедиции Б. Г. Могилевич.
И вот Ляпидевский получил приказание вылететь на тяжёлом самолёте на помощь челюскинцам. В состав его экипажа входили: второй лётчик Е.М.Конкин, лётчик-наблюдатель Л.В.Петров, бортмеханик М.А.Руновский.
Перед экипажем стояла трудная задача: найти дрейфующую льдину, посадить на неё тяжёлый транспортный самолет, для которого нужен приличный по размерам и оборудованию аэродром. И это в условиях Арктики, с её капризной, изменчивой погодой, с коварством вьюг и туманов!
Летчикам не только мешали низкая, сплошная облачность, обледенение, туманы, неистовые метели. Они летели над районами, где в те времена не было посадочных площадок и радиомаяков, им приходилось ориентироваться по неточным картам и по показаниям магнитного компаса, со всеми присущими ему ошибками.
Ляпидевский брал старт 28 раз, и все 28 стартов завершились возвращением на исходный рубеж. Лётчик отступал перед капризами Арктики, но не сдавался.
5 марта видимость была удовлетворительной, Ляпидевский решил стартовать в 29-й раз. Этот штурм завершился успехом: самолёт сел на льдину челюскинцев. Экипаж доставил в лагерь аккумуляторы для радиостанции, две оленьи туши мяса, кирки, лопаты и ломы, столь необходимые для расчистки аэродрома. На Большую землю была вывезена первая партия челюскинцев: десять женщин и двое детей. (слайд 11 - 12).
Летчик Ляпидевский,
Вы из Уэллена
рвались сквозь все вьюги
лагеря достичь.
Тяжкие туманы,
тьму торосных кромок
победила точность
мысли, рук и глаз,
и на льдине Шмидта,
издали негромок,
Ваших двух моторов
был услышан глас!
Там, где строг приказ,
не нужен слов излишек:
На Большую землю
взять двенадцать душ!
Вы смогли всех женщин
и двоих малышек
вызволить из плена
ужаса и стуж.
Но потом опять помешала пурга. И лишь через неделю Ляпидевский смог поднять в воздух машину – и снова неудача: в воздухе сломался коленчатый вал двигателя. Лётчик посадил самолёт среди ледяных заструг возле острова Колючина. Экипаж на искалеченной машине попал в арктический плен почти на целый месяц.
Операция по вывозу челюскинцев с дрейфующей льдины длилась с 7 по 13 апреля. Самолеты Каманина и Молокова сделали по 9 рейсов, перебросив на Большую землю 72 человека. Водопьянов в трех полетах доставил на материк десять человек. Слепнев — шестерых и Доронин — двух. Всего же самолеты выполнили 24 рейса.
Участники рейса – 103 человека, из них 10 женщин и двое детей - спасены летчиками, которые первыми в СССР получили звания Героев Советского Союза. (слайд 13 - 15).
3-й учащийся. Какова дальнейшая судьба этого замечательного лётчика?
В московском Кремле из рук Михаила Ивановича Калинина Анатолий Ляпи-девский получил грамоту №1 о присвоении звания Героя Советского Союза. Он поступил учиться в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. Окончив её, стал авиационным инженером, работал в Наркомате авиационной промышленности.
В годы войны генерал Ляпидевский возглавил отдел полевого ремонта 7-й воздушной армии, организуя ввод в строй поврежденных в боях самолётов. (слайд 16 - 17). После войны он занимался проблемой создания новых двигателей и приборов для сверхзвуковой авиации. (слайды 18 – 19). А. Ляпидевский работал в Госконтроле СССР, был зам. министра авиационной промышленности. С 1961года генерал-майор авиации Ляпидевский – в запасе. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями. Умер 29 апреля 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. (слайд 20 – 21).
Учитель. А школа №1 станицы Старощербиновской ныне носит имя Анатолия Ляпидевского, а ее учащиеся поддерживают дружеские связи с семьей Героя. Газета «Вольная Кубань» от 29 июля 2005 года сообщала: «Недавно ребята вновь побывали в Москве, у жены Анатолия Васильевича Ирины Александровны. Дочь Героя Александра Анатольевна на своей машине провезла ребят по памятным местам Москвы, вместе посетили могилу Ляпидевского на Новодевичьем кладбище. А затем отправились в Центральный дом-музей авиации и космонавтики имени М.Фрунзе. Даже сотрудники музея удивились богатству собранного щербиновцами материала о великом летчике и попросили часть материала передать в музей. Ребята из кружка «Щербинка», которым все эти годы руководит Татьяна Закоморная, с удовольствием поделились документами и редкими фотографиями, договорились о дальнейшем сотрудничестве».
И имя этого человека живёт в истории страны, в истории края.
Пусть же голос прозы
гимном в стих вольётся,
снова называя
Ваши имена!
АНАТОЛИЙ ЛЯПИДЕВСКИЙ
СИГИЗМУНД ЛЕВАНЕВСКИЙ
ВАСИЛИЙ МОЛОКОВ
НИКОЛАЙ КАМАНИН
МАВРИКИЙ СЛЕПНЁВ
МИХАИЛ ВОДОПЬЯНОВ
ИВАН ДОРОНИН.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виталий Борисович Бакалдин (16.06.1927 - 30.12.2009)
Виталий Борисович Бакалдин Виталий Борисович Бакалдин - потомственный краснодарец. Родился 16 июня 1927 году в семье инженера-строителя. Война застала его в Краснодаре. Оккупация города фашистами, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в душе пятнадцатилетнего подростка. После войны В. Бакалдин окончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе, отличник народного просвещения, лауреат премии им. Е.Степановой. Начиная с 1958 года, неоднократно возглавлял Кубанскую писательскую организацию. Автор более тридцати сборников. В 1987 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1995 году в знак признания значительного вклада в развитие культуры и искусства краевого центра был награждён дипломом почётного гражданина Краснодара.
Ляпидевский Анатолий Васильевич Родился 23 марта 1908 г. в селе Белая Глина Краснодарского края в семье учителя. Детство провёл в городе Ейск. С 12 лет начал работать. Был подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера.
Ляпидевский Анатолий Васильевич В 1927 г. окончил Ленинградскую школу летчиков В 1928 г. - Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков. Служил в Балтийском флоте, а затем обучал морских летчиков в г. Ейске.
Ляпидевский Анатолий Васильевич О нем говорили: кубанский казак, человек широкой натуры, вихрастый, плотно сбитый крепыш!
Ляпидевский Анатолий Васильевич В 1933 г он ушел из армии и начал работать в полярной авиации на Крайнем Севере. Он был любителем трудностей, сам попросился и освоил очень тяжелую трассу (из Хабаровска в Александровск через Татарский пролив).
Ляпидевский Анатолий Васильевич В 1934 г. Ляпидевский принимал участие в спасении парохода "Челюскин", затертого во льдах. 29 раз он пытался пробиться сквозь пургу и туман. Наконец, первым прибыл в район поисков.
Ляпидевский Анатолий Васильевич Он спас десять женщин и два грудных ребенка. За это ему дали прозвище "дамский летчик".
Ляпидевский Анатолий Васильевич В апреле 1934 г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вручена медаль "Золотая Звезда".
Ляпидевский Анатолий Васильевич Его вспоминают как душевного и на редкость доброжелательного человека... На фото с сыном
Ляпидевский Анатолий Васильевич С сентября 1942г. участвовал в Великой Отечественной войне. Был заместителем командующего ВВС (военно-воздушных сил) 19-й армии.
Ляпидевский Анатолий Васильевич С 1943 г. – работает директором авиазавода. В 1946 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
Ляпидевский Анатолий Васильевич После войны Ляпидевский был заместителем министра авиационной промышленности и директором авиазавода. На фото: К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный, А.В.Ляпидевский и др. на трибуне Мавзолея В.Ленина во время демонстрации
Ляпидевский Анатолий Васильевич С 1961 г. - в запасе. Жил в Москве. Работал заместителем главного инженера опытного завода. На фото: 1. А.В.Ляпидевский с женой. 2. А.В.Ляпидевский в гостях у фотокорреспондента В.А.Темина и Т.С.Беловой.
Ляпидевский Анатолий Васильевич Умер в апреле 1983г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Ляпидевский Анатолий Васильевич За годы его жизни он получил очень много наград. Его именем названа улица в Москве.
Ляпидевский Анатолий Васильевич ...И встречает в дверях, улыбаясь по-детски, Хоть прибавилось к детству немало седин, Анатолий Васильевич, сам Ляпидевский, У которого звездочка номер один. (Феликс Чуев)
Анатолий Ляпидевский Иван Доронин
Маврикий Слепнёв Михаил Водопьянов
Николай Каманин Василий Молоков
Сигизмунд Леваневский
Материал подготовлен Войтенко Ольгой Геннадьевной, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 г. Краснодара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Не забывай те грозные года" (к 70-летию сталинградской битвы)
Устный журнал посвящен 70-летию Сталинградской битва. Материал содержит методическую разработку устного журнала. При подготвке данного мероприятия использовался краеведческий материал....
Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).
Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...
Один день из жизни Шекспира (к 450-летию со дня рождения. устный журнал для учеников начальной школы)
Атмосфера того времени, в котором жил и работал Шекспир...
Сценарий устного журнала "Герои рядом", к 25-летию вывода войск из Афганистана
Сценарий устного журнала "Герои рядом", к 25-летию вывода войск из АфганистанаПрезентация...
Устный журнал, посвященный 110-летию А. Барто "Наши любимые стихи"
Цель: познакомить учащихся с А. Л. Барто, как детским писателем, поэтессой, расширить их кругозор.Задачи: познакомить с биографией А. Л. Барто;воспитывать лучшие нравственные качества: чес...
Устный журнал ко 130-летию В.И. Чапаева «Герой былого времени»
Устный журнал для учащихся 7-9 классов о жизни В.И. Чапаева...
устный журнал: "Православные традиции в кубанской семье"
воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными ценностями...