С.Т.Аксаков. Очерк "Буран"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме
Урок литературного краеведения в 6 кл по очерку С.Т.Аксакова "Буран" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksakov._buran.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное краеведения (6 кл.) Урок № 18 C.Т.Аксаков. Очерк "Буран".
Цели урока:
влиять на сознание современного школьника, знакомя его с творчеством писателя-земляка, классика русской литературы, научить производить комплексный анализ текста;
развивать коммуникативную компетенцию и творческие способности.
Задачи: расширить знания учащихся о родном крае; помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.
Тип урока: «чтение с остановками».
Форма урока: урок-исследование.
Предполагаемые результаты обучения.
Образовательные: приобретение знаний по литературе родного края.
Развивающие: формирование навыков анализа текста, формирование познавательного интереса к процессу обучения, развитие лингвистического мышления, овладение коммуникативной культурой, формирование навыков общения, личностное развитие ребенка.
Воспитательные: воспитание действенной любви к родной природе, воспитание интереса к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями земляков, воспитание нравственных качеств.
Оборудование: презентация со словами по теории литературы (очерк, рассказ), неясными словами, творческой биографией С.Т.Аксакова, музыкой Г.Свиридова.
Ход урока
I.Оргмомент - сообщение темы, цели урока.
II.Слово учителя. Знаете ли вы, что к слову «буран» в словаре синонимов можно подобрать не один десяток слов.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 (буран, ветр, ветер, метелица, буря, пурга, метель, вьюга, вьюговей)
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик. 2012.
Буран (сущ., кол-во синонимов: 19): акман-тукман (1), бишкунак (1), буря (28), ветер (262), ветр (4), вьюга (31), вьюговей (2), дерунья (4), заверть (23), завертяй (3), изгирин (2), метелица (12), метель (78), падера (11), пурга (23), тукман (1), хурта (6), шурга (5)
Буран (метель) - степная метель. Бураном называют метель в степной местности, например, в Оренбургской области, Башкирии и Казахстане.
Поэты, писатели, композиторы, художники обращались к изображению этого явления природы. В эти дни, когда бураны и метели напоминат каждодневно о себе, мы обратимся к очерку (рассказу) нашего земляка С.Т. Аксакова «Буран».
III.Сообщение ученика о С.Т.Аксакове с презентацией (на фоне музыки Георгия Свиридова «Метель»).
Краткая информация. С.Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.
Английский писатель Вильям Хадсон в автобиографической книге «Далекое и прошлое», считающейся в Англии классическим произведением о детстве, говоря о сложности художественного изображения жизни детей, назвал «Детские годы Багрова-внука» самым крупным достижением автобиографического жанра во всей мировой литературе. Есть еще один жанр у Аксакова –охотничьи рассказы и очерки, где С. Т. Аксаков также является непревзойденным.
IV. Слово учителя. Очерк "Буран" (Теория литературы: Очерк – малый эпический жанр, для которого характерны сосредоточенность повествования на герое или отдельном явлении. В основе очерка лежат реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел.)
Как тонкий и большой художник Аксаков заявил о себе в 1839 году, когда ему было сорок три года, очерком «Буран», ставшим хрестоматийным произведением, образцом пейзажной зарисовки. Это произведение написано под влиянием Гоголя. «Буран» был своеобразным подступом к «Семейной хронике» и «Детские годы Багрова-внука». Затем писатель приступил к созданию книги «Записки об уженье рыбы». Она являлась не практическим руководством рыболова, а произведением искусства. Над этой книгой он работал свыше трех лет, добиваясь простоты, ясности и непосредственности. Аксаков умел изображать природу и человека слитно в неразлучном единстве.
Очерк "Буран" опубликован впервые в журнале "Денница" в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской губернии, известное Аксакову со слов очевидцев. Это очерк о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.
С.Т. Аксаков писал: "Хотя прошло уже 6 лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена, вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе и написал "Буран".
V.Стадия вызова. Фронтальная беседа.
– Предположите, о чём будет рассказ Аксакова, имея в виду его название и ключевые слова: буран, мужики с обозами, смельчаки. Нарисуйте контуры сюжета.
VI. Инструктаж по особенностям деятельности в режиме «чтения с остановками».
VII. Стадия осмысления содержания. Чтение с остановками.
1. Чтение первого фрагмента рассказа (до слов: «…не встретишь жилья человеческого».
Обсуждение.
–Найдите описание зимнего дня в Оренбургской степи.
- Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?
– Какие чувства вызвали у вас описание зимней природы и почему?
- Что заприметил проницательный взор старика? Какие распоряжения он даёт?
– Как, на ваш взгляд, сюжет будет развиваться дальше и почему? (молодые выживут? не выживут?)
2. Чтение второго фрагмента (до слов: «пустились далее»). Обсуждение.
– Насколько оправдались ваши предположения о дальнейшем развитии событий?
– Оцените поведение героев перед схваткой с суровой природой.
– Как удаётся автору заставить нас понять, что приближается буран?
– Как вы оцениваете совет старика заночевать в степи?
- Почему шестеро смельчаков все жё решаются продолжить путь далее? Как вы оцениваете их поступок?
– Спрогнозируйте дальнейшее развитие событий. (Смельчаки – молодые, рискуют добраться до умета, у старики предусмотрительны.)
3. Чтение третьего фрагмента.
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Был ли шанс остаться в живых у тех молодых шестерых смельчаков, которые тронулись в путь во время бурана?
- Возможно ли выжить во время бурана под снегом? (привести противоположные примеры из жизни)
–О чём предупреждает Аксаков?
– Какие подробности рассказа, кроме упомянутых автором, вам запомнились и чем они важны?
VIII. Рефлексия.
1. Дискуссия.
– Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа. Насколько они оправдались? Попытайтесь определить тему, основную мысль придуманной вами истории.
– О чем же заставил вас задуматься рассказ?
2. Творческая работа по составлению синквейнов. (Синквейн позволяет в художественной форме переосмыслить содержание другого художественного произведения).
IX.Домашнее задание: прочитать «Очерк зимнего дня» С.Аксакова.
X. Итог урока. Какими знаниями обогатили себя?
Детские работы по составлению синквейнов. 1.Старость. Опытная, мудрая. Предвидит, предупреждает, остерегается. Буран - степная метель в Оренбуржье, Башкирии, Казахстане. Жизнь.
2.Молодость. Спешащая, уверенная. Отправляется, не слушает, надеется. «Чародейкою зимою…» Безумство.
3.Буран. Яростный, непроницаемый. Свищет, стонет, треплет. «Человек теряет память, присутствие духа, безумеет…» Смерть.
4.Буран. Кипящий, снежный. Слепит, душит, вертит. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес». Ужас.
Дополнительный материал к анализу текста.
1.Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова "Буран" (на фоне музыки Георгия Свиридова «Метель»).
Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно...
Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах... Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв.
2. Анализ текста.
- О чем идет речь в тексте (тема)?
- Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
- Определите стиль текста. (Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении «бриллиантовой корою», «алмазный блеск», то стиль художественный).
- Определите тип речи (описание окружающей среды).
- Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
Буран –
Неторная дорожка-
Полозья-
Малахай-
Изволок-
Рысью-
Оброти-
Умет-
Шибкой-
Илецкая Защита-
Распутица-
Общий Сырт-
Гнедко-
Сенная дорога-
Кантонный старшина-
Серко-
Оглобли-
Кошма-
Порожняком-
Полати-
Убор-
Обелиски-
Прах-
Приволье -
Пучина –
- Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
Олицетворение - это художественное средство, при котором осуществляется перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Облако поднималось и росло. Лучи скрылись. Туча обтянула и посыпала. Ветер разыгрался, взрыл, вскинул. Мрак одел. Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.
- Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем сознании, и мы становимся свидетелями страшного явления - снежной бури. Мы видим, что постепенно великолепие природы скрывается мраком, а главным героем становится "снежный прах", который не просто играет, как ветер, а "слепит, ревет, свищет, воет, стонет, душит".
- Найти в тексте сравнения.
Сравнение - художественный прием, который заключается в уподоблении какого-либо явления другому. (Туча, как небо. Снеговые степи, как пух лебяжий. Белый мрак, как мрак осенней ночи. Снежный прах, как змей.)
Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
- Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
- Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца эпитеты.
Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. (Бриллиантовой корою. Изуродованная роща. Ледяной убор. Чудные обелиски. Алмазный блеск.)
Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
- Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки. (Закатившегося солнца. Кипящего праха)
- Что такое причастие? Как отличать причастие от прилагательного?
В гениальном произведении Аксакова любая деталь раскрывает идею и индивидуальный стиль автора. Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).
- Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием? (Звукопись - прием, помогающий автору создать образ путем повторения звуков.)
3. Вывод. Вот мы и познакомились с поистине гениальным описанием зимней бури С.Т.Аксакова. Нужно отметить, что данный очерк "Буран" был отмечен и современниками, и есть сведения о том, что это описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С.Пушкиным в "Капитанской дочке" и Л.Н.Толстым в "Метели".
4. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.
В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.
В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".
Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Презентация "С.Т. Аксаков"
Данная презентация подготовлена к юбилею С.Т. Аксакова. Она может быть использована как самостоятельный материал для краткого знакомства с С.Т. Аксаковым, так и как материал для оформления стенда по т...
Сергей Тимофеевич Аксаков Сказка «Аленький цветочек»
Сергей Тимофеевич Аксаков Сказка «Аленький цветочек»Цели...
Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Урок в форме командной игры помогает вызвать интерес учащихся к внеклассному чтению и позволяет учителю проконтролировать изучаемый материал...
Конспект урока "Земли Оренбургской великий певец" (С.Т. Аксаков)
Материал интегрированного урока, посвященного 220-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. Использована технология РКМЧП...
Презентация "С.Т.Аксаков - певец родной природы"
В работе дается краткое описание биографии писателя С.Т. Аксакова. На слайдах фотография писателя , дом-музей в г. Уфе, музей - усадьба в Аксакове . Использованы личные фотографии о природе родн...
Аксаков Сергей Тимофеевич.
Аксаков Сергей Тимофеевич. 220 лет со дня рождения....
Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...