Доклад К вопросу об истории песни бурят "Наян-Нава"
творческая работа учащихся по краеведению (10 класс) на тему

Жигмитова Светлана Борисовна

Доклад "К вопросу об истоках песни бурят Наян-Нава"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mitypov._nain-nava.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Заиграевского района

МБОУ «Эрхирикская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая  конференция учащихся

«Ступени»,

посвящённая творчеству народного писателя Бурятии,

члена Союза писателей России

Владимира Гомбожаповича Митыпова

Доклад

«К вопросу об истоках загадочной страны

 Наин - Нава»

Докладчик: Ертаханова Алина, ученица 10 класса

 МБОУ «Эрхирикская сош»

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы

Жигмитова.С.Б.

2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

Легенды и сказания о благодатной земле предков бытуют у разных народов. Таковы легенды о Земле Санникова, о Золотой стране Офир, об Атлантиде…У хоринцев роль такого благословенного края, прародины в легендах и старинных песнях принадлежит загадочной стране Наин Нава.

        Наши предки всегда давали однозначное разъяснение о том, что в очень давние времена часть народа хори-тумат проживал в прекрасном южном крае, расположенном очень далеко от современных сегодня нам мест пребывания. Это ли не вызывает интерес?

 В связи с этим нами выдвигается цель: рассмотреть историю древней песни хори-тумат «Наин Нава». Поставленные цели определяют решение следующих задач: 

-рассмотреть существующие версии о местонахождении страны Наин Нава,  

-исследовать историю хоринцев эпохи завоеваний Чингисхана.

Объектом исследования является старинная песня хоринцев Наин-Нава.

Предметом исследования становится история хоринского народа времен покорения монголами Юго-Западной Азии.

        Нами выдвигается гипотеза о том, что происхождение песни хоринцев Наин –Нава связана с историей похода хана Хулагу в западные области Иранской земли.

Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части и заключения.

Основная часть

        У хори – бурят существует очень старинная и широко известная песня «Ная – Нава» или «Наи – Нава» со словами:

Аян(хан) заяа заяанай

Наи –Нава мини лэ(миниеэ лэ гу?)

Байдан, Баидан байдалай

Бада – Ёго мини лэ(миниеэ лэ гу?)

На протяжении многих лет люди задаются вопросом, что означает содержание этой песни?

Походная жизнь от судьбы

Наи – Нава ты моя (моя ли?)

Байдан – байдан от жизненной ситуации

Бада – Ёго ты моя? (моя ли?)

Исследовав материалы по данной проблематике, мы приведем тезисы исследователей Ц. Доржина, В.Г. Митыпова.

        В самом начале 2002 г. в периодическом издании «Угай зам» - «Путь предков» вышла статья Ц.Ц. Доржина «Наян Нава -  не только песня тысячелетия».

        В своей статье Ц. Доржин, пишет В. Митыпов,  высказал убедительную версию о местонахождении «страны Наян Нава». К статье прилагалась копия географической карты, где на территории современного Ирака была штриховкой выделена провинция… НАИНАВА, расположенная в междуречье Тигра и Евфрата. Центр провинции – город Мосул..

        Думается, большинству из нас не составит особого труда вспомнить, пишет В. Г. Митыпов в своем историческом эссе, что междуречье Тигра и Евфрата – это  знакомая нам Месопотамия. Один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Государства Ур, Аккад, Вавилония, Ассирия… Но каким же ветром в те места занесло бурят? Ссылаясь на доступные сегодня исторические хроники, Ц.Доржин пишет, что для заселения монголы избрали верхнее – месопотамскую провинцию Наи – Нава. Предгорную возвышенность с обширными пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заб, Малый Заб. Местность эта по своим природно – климатическим условиям являлась почти идеальной для кочевого и полукочевого скотоводства. Огромная важность стратегического положения географической области Наин-Нава заключалась в том, что она находилась в самом центре монгольского государства –улуса Хулагуидов. Буряты в 13-15 веках кочевали в верхне-месопатамской провинции Наян-Нава в предгорной возвышенности с хорошими пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (В бурятских преданиях упоминается и Заян Заба). Известно, что когда Месопотамия входила в состав монгольского государства Джелаиридов (1340-1410 г.г.), то резиденцией ее правителей был Багдад. Хори-буряты держали власть согласно «Ясе» Чингис-хана в улусе Хулагидов, куда входили Ирак, Иран, Турция, Азербайджан.

        Почему буряты оказались там? «Золотой род» Темуджина (Чингис-хана) является ответвлением от хори-туматского племени Баргуджин-Тукум, которая начиналась «вниз по течению реки Селенги». По хроникам персидского ученого Рашид-ад-Дина знаем, что коренной юрт или фамильные владения чингисидов по бассейнам рек Онон и Керулен (современное Забайкалье и часть Северо-Восточной Монголии) – гол ун улус (гол-ось, стержень, основа), был передан согласно обычаям, младшему сыну Чингис-хана Толую. А сыновья Толуя – Мункэ и Хулагу, в середине 13 века снарядили крупную военную экспедицию из 30 тыс. человек под командованием Хулагу, для закрепления и колонизации завоеванных еще в 20-30-х годах Ирана, Багдада и Западной Азии.
        Хори-буряты в улусе Хулагидов (провинция Наян-Нава) правили 2 столетия. Это 7-9 поколений бурят. Для них загадочный край Наян-Нава стала второй родиной. После ухода хоринцев из Наян-Нава вероятно многие топонимы изменили свое название, но всегда остаются неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область «Наи Нава». В этой провинции Ирака сегодня обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих с упоминаемыми в бурятских преданиях. Например, немного севернее города Мосул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала (в бурятской песне – Аян Заяла), к западу от Мосула расположен городок Эль-Бади, т.е. Бада (Эль - приставка в арабском написании названий) (ст. Бада в Читинской области). Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур (Хабар), а на северной окраине провинции есть город Заху (Заха). На реке Заба стоит городок Алтын кёпрю, есть город Майдан (Байдан). И все это на небольшой территории провинции Наи Нава государства Ирак.

        Хори – туматы, пишет исследователь, не могли остаться прежними хори – туматами, жизненный горизонт которых ограничивался пределами пастбищ и кочевий. Они волей – неволей должны вовлекаться в сложные события, потрясавшие хулагуидскую Персию. Но что же стало причиной ухода части племен на историческую родину? Ц. Доржин считает, что неприятие угрозы ассимиляции, охватившей верхние слои монгольского общества этого региона, могло стать вполне достаточной причиной для исхода хоринцев.

        «Исход» бурят из Месопотамии, состоялся в самом начале 16 в, потому что в середине того же века Верхняя Месопотамия «…характеризуется как опустевшая, малолюдная область и такой же безлюдной она оставалась и в первой половине 16 века».

                Как полагает Ц. Доржин, во второй половине 16 в. хоринцы все еще мыкались на южных окраинах монгольского мира. Эти беженцы кочевали где – то в Ордосе, на берегах Хуанхэ.

        «Как выясняется из летописей самих хоринцев, они, непосредственно перед появлением на территории Забайкалья, проживали во Внутренней Монголии. Оттуда в результате притеснения со стороны местных правителей на рубеже 16 – 17 вв. хоринцы начали выходить на места их современного расселения.

…Этот выход хоринских бурят известный историк Забайкалья Е.М.Залкинд называет скорее «возвращением» на свои родные земли». До берегов Ингоды и Онона они добрались спустя почти столетие. Для них, предоставленных самим себе, затерянным на распутье эпохи, это были «сто лет одиночества». Никто из тех, кто уходил из Наи – Нава, своей родины так и не увидел – кто остался лежать в пустые Такла – Макан, кто среди равнин Джунгарии, кто в песках Гоби или в долине Желтой реки. До Забайкалья дошли те, кто родились в пути…

        

Заключение.

        По мнению ученых, империя кочевников была общим котлом, «в котором  не просто растворялись разные государства, но и «варились» элементы разных культур, смешивался опыт христианской, буддийской, конфуцианской и исламской цивилизаций… Империя объединила усилия разных народов в создании условий их мирного сосуществования…»

        Переходя на бытовой уровень, хоринцы были людьми, которые повидали мир и обрели неоценимый опыт общения, сдружились с другими народами, чьи обычаи и нравы, уклад жизни, исторический опыт и религиозными представления порой совпадали, а порой разительно отличались от их собственных. Они были людьми, которые в какой – то мере соприкоснулись с персидской и китайской цивилизациями. Пережитое и увиденное позволило им глубоко прикоснуться пониманием преимущества сильной централизованной власти перед безвластием или – что, пожалуй, еще хуже – многовластием.

        И вполне вероятно, что именно это и было тем сакральным знанием, которым одарила их на прощанье священная земля Месопотамии, то есть легендарная Наи – Нава…

Литература.

  1. Доржин Ц. Наян-Нава не только песня тысячелетия (взгляд с позиции исторической географии)// Прошлое Бурятии:этногенез и этническая история (сборник научных и научно-популярных статей №2 из газеты «Угай зам». Авт-сост. В. Б. Цыбикдоржиев.- Улан-Удэ, 2011.-352с.:ил.
  2. Митыпов В.Г. Месопотамская одиссея бурят 9историческое эссе)//Прошлое Бурятии:этногенез и этническая история (сборник научных и научно-популярных статей №2 из газеты «Угай зам». Авт-сост. В. Б. Цыбикдоржиев.- Улан-Удэ, 2011.-352с.:ил.
  3. Цыбикдоржиев Д. Загадочная страна Наин Нава// Митыпов В.Г. Месопотамская одиссея бурят 9историческое эссе)//Прошлое Бурятии:этногенез и этническая история (сборник научных и научно-популярных статей №2 из газеты «Угай зам». Авт-сост. В. Б. Цыбикдоржиев.- Улан-Удэ, 2011.-352с.:ил.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F4%E8%F0
  5. http://vk.com/topic-39338535_26804091
  6. http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5478&start=30

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад "К вопросу о педализации"

В детской школе искусств ученик получает основы музыкального и художественного образования. Ребенок, окончивший школу должен уметь самостоятельно разобраться в несложном произведении, справиться с тех...

Доклад"Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания в школе"

рассматриваются проблемы военно-патриотического воспитания, раскрывается опыт работы школы...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

доклад «Актуальные вопросы формирования УМК по предметам образовательной области учебного плана «Технология»,

В условиях реализации «Концепции модернизации Российского образования» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями....

подготовка к ЕГЭ. Спец.курс по истории "Актуальные вопросы изучения истории"

рабочая программа по спец.курсу "Актуальные вопросы изучения истории" 11 класс....

Проект «Песни в истории, песни с историей».

Мы представляем наш проект «Песни в истории, песни с историей».Проекту два года, хотя идея изучать историю через песни, которые сами являютсяисторией, гораздо старше. Цель нашей работы открыть ...

программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»

Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской ...