Тематическое планирование по краеведческому кружку: "Мои корни"
рабочая программа по краеведению по теме
Тематическое планирование разработано по стандарту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moi_korni.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
дополнительной образовательной программы
«Мои корни»
Автор | Майоров Данил Александрович – учитель истории и обществознания |
По степени авторского вклада | Адаптированная |
Направленность | Краеведческая |
По уровню усвоения содержания | Базовая |
По уровню усвоения содержания программы и организации педагогической деятельности | Предметная |
По уровню освоения теоретического материала | Специализированная |
По форме организации детских формирований | Групповая |
По возрасту обучения детей | 11-16 лет |
По приоритетному целеполаганию | Учебная |
По срокам реализации | 1 год |
По масштабу | Учрежденческая |
По контингенту | Общая |
По степени творческого подхода | Репродуктивно-продуктивная |
По степени реализации программы | Полностью |
Год составления программы | 2013 год |
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
По содержанию программа познавательная, уровень освоения программы углубленный.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьной музейной комнаты, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта программа помогает сохранить то, что веками создавалось русским народом.
Главные цели:
- создать условия для развития личности каждого члена коллектива через познание и самоопределение себя в культуре малой Родины;
- создать условия для развития личности в краеведческой деятельности.
Задачи:
- познакомиться с историей своего рода, семьи, села;
- научиться основам музейного дела, применять эти умения на практике, применяя различные формы краеведческой работы на территории села, с его жителями;
- через деятельность, творчество, отношения сформировать гуманистический микроклимат, создать условия для развития самореализации, самоопределения каждого члена коллектива.
Методические приемы:
Основными методическими приемами являются:
- исследовательская деятельность;
- поисковая деятельность;
- организационная деятельность;
- индивидуальная работа;
В основу программы положены следующие принципы образования:
- природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят);
- культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими, природными и географическими особенностями);
- деятельность;
- личностный подход;
- опора на цели;
- интересы.
Главным условием реализации программы является наличие школьной музейной комнаты, наличие краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач важен правильный отбор материала, интересные формы работы, самостоятельное творческое отношение ребят к делу.
Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.
Основные принципы построения программы: программа состоит из 70 учебных часов, рассчитана на 1 год. В период реализации программы работа направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свое село, приобретают знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, знаниями о прошлом, с археологией, различные архивные документы, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Учащиеся самоопределяются в выборе разделов музея и проводят практические работы по ним (занимаются поисково-исследовательской деятельностью, проводят экскурсии). Итогом обучения является краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие, знакомство с программой кружка – 2 часа.
2. Письменные источники – 8 часов
2.1. Письменные источники – знания о прошлом – 2 часа. Беседа.
2.2. Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники – 2 часа. Беседа с показом иллюстраций.
2.3. Значение журнальных, газетных публикаций – 2 часа. Лекция.
2.4. Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами – 2 часа. Практическое занятие.
3. Устные источники – 10 часов
3.1. Язык – древнейшая форма общения людей – 2 часа. Лекция.
3.2. Топонимика – изучение происхождения слов, географических названий – 4 часа. Беседа, работа с энциклопедией.
3.3. Устное народное творчество: песни, предания, праздники – 2 часа. Беседа с прослушиванием музыкальных произведений.
3.4. Изучение местного фольклора, исторических, географических названий – 2 часа. Практическая работа.
4. Археология – 4 часа
4.1. Поселения и погребения – 2 часа. Лекция.
4.2. Археологическая разведка и раскопки – 2 часа. Лекция.
5. Изучение родного края – 10 часов
5.1. Территория и границы родного края. Понятие «родной край» - 2 часа. Беседа.
5.2. История края – 2 часа. Экскурсия.
5.3. Сбор материала по истории села – 2 часа. Практическое занятие.
5.4. Родной край сегодня. Улицы и происхождение их названий – 2 часа. Беседа.
5.5. Использование краеведческого материала на уроках. Охрана природы – 2 часа. Беседа о растениях и животных из Красной книги.
6. Работа школьного музея – 14 часов
6.1. Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам – 2 часа. Беседа.
6.2. Учет, хранение экспонатов – 2 часа. Практическое занятие.
6.3. Уроки в музее – 2 часа. Практическое занятие.
6.4. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической – 2 часа. Практическое занятие.
6.5. Сбор материала о селе – 4 часа. Практическое занятие.
6.6. Оформление текстов для экскурсий.- 2 часа. Практическая работа.
7. Военно-патриотическая работа – 20 часов
7.1. Наш край в годы ВОВ – 4 часа. Беседа.
7.2. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков – 2 часа. Беседа.
7.3. Односельчане – ветераны войны и труда – 2 часа. Беседа.
7.4. История создания обелиска воинам – односельчанам в годы ВОВ – 2 часа. Беседа.
7.5. Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы – 2 часа. Практическое занятие.
7.6. Оформление альбома – 4 часа. Практическая работа.
7.7. Проведение экскурсии. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра» - 2 часа. Практическое занятие.
7.8. Подведение итогов работы кружка – 2 часа. Выставка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия. | Кол-во часов. | Неделя |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой кружка | 2 | 1 |
.2 Письменные источники 8 часов. | |||
2.1 | Письменные источники – знания о прошлом. Беседа. | 2 | 2 |
2.2 | Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Беседа с показом иллюстраций. | 2 | 3 |
2.3 | Значение журнальных, газетных публикаций. Лекция. | 2 | 4 |
2.4 | Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами. Практическое занятие. | 2 | 5 |
3. Устные источники – 10 часов | |||
3.1 | Язык – древнейшая форма общения людей. Лекция. | 2 | 6 |
3.2 | . Топонимика – изучение происхождения слов, географических названий. Беседа, работа с энциклопедией. | 4 | 7-8 |
3.3 | Устное народное творчество: песни, предания, праздники. Беседа с прослушиванием музыкальных произведений. | 2 | 9 |
3.4 | . Изучение местного фольклора, исторических, географических названий. Практическая работа. | 2 | 10 |
4. Археология – 4 часа | |||
4.1 | Поселения и погребения. Лекция. | 2 | 11 |
4.2 | Археологическая разведка и раскопки. Лекция. | 2 | 12 |
5. Изучение родного края – 10 часов | |||
5.1 | Территория и границы родного края. Понятие «родной край». Беседа. | 2 | 13 |
5.2 | История края. Экскурсия. | 2 | 14 |
5.3 | Сбор материала по истории села. Практическое занятие. | 2 | 15 |
5.4 | Родной край сегодня. Улицы и происхождение их названий. Беседа. | 2 | 16 |
5.5 | Использование краеведческого материала на уроках. Охрана природы. Беседа о растениях и животных из Красной книги. | 2 | 17 |
6. Работа школьного музея – 14 часов | |||
6.1 | Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам. Беседа. | 2 | 18 |
6.2 | Учет, хранение экспонатов. Практическое занятие. | 2 | 19 |
6.3 | Уроки в музее. Практическое занятие. | 2 | 20 |
6.4 | Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Практическое занятие. | 2 | 21 |
6.5 | Сбор материала о селе. Практическое занятие. | 4 | 22-23 |
6.6 | Оформление текстов для экскурсий. Практическая работа. | 2 | 24 |
7. Военно-патриотическая работа – 20 часов | |||
7.1 | Наш край в годы ВОВ. Беседа. | 4 | 25-26 |
7.2 | Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков. Беседа. | 4 | 28 |
7.3 | Односельчане – ветераны войны и труда. Беседа. | 2 | 29 |
7.4 | История создания обелиска воинам – односельчанам в годы ВОВ. Беседа. | 2 | 30 |
7.5 | Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы. Практическое занятие. | 2 | 31 |
7.6 | Оформление альбома. Практическая работа. | 4 | 32-33 |
7.7 | Проведение экскурсии. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра». Практическое занятие. | 2 | 34 |
7.8 | Подведение итогов работы кружка. Выставка. | 2 | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование занятий в кружке "Кукольный театр" на 2012-2013учебный год.(для 1-го класса по ФГОС)
Развёрнутое планирование учебного материала по датам 2012-2013 учебного года. Предназначено для групп кружка "Кукольный театр" для детей 1-ых классов. Первоклассники занимаются внеурочной деятельность...
Планирование для краеведческого кружка "Люблю тебя мой край Родной" в системе дополнительного образования.5-8классы
Рабочая программа и планирование для туристического кружка в системе дополнительного образования будет интересно не только учителям географии,но и классным руководителям. Здесь учтены все основн...
Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка на 2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка на 2014-2015 учебный год...
Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка "Живое слово"
Календарно-тематическое планирование занятий кружка "Живое слово"...
Календарно-тематическое планирование занятий химического кружка «Занимательная химия»
Программа кружка рассчитана на учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширен...
тематическое планирование работы этнографического кружка "Исток"
материал содержит различные темы и направления для изучения казачьего быта, культуры терских казаков...