Классный час "Золото кубанских полей"
классный час по краеведению (9 класс) на тему

Мизильская Наталья Николаевна

Классный час проведен в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья  

ст-цы Новолеушковской Краснодарского края

Классный час по курсу «Кубановедение»

«Золото кубанскихполей»

Мизильская Наталья Николаевна

учитель чтения и развития речи


Тема: «Золото кубанских полей»

Цели занятия:

Знакомство учащихся с национально-культурным наследием Кубани;

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширение кругозора учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

Познакомить с творчеством кубанских поэтов;

Знакомство учащихся с видами зерновых культур, выращиваемых на Кубани;

Уточнить и обобщить представления детей о труде хлеборобов;

Показать красоту и значимость кубанских полей.

Коррекционно-развивающие:

Коррекция мыслительной деятельности учащихся, связной речи, внимания, памяти;

Развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельности и наблюдательности;

Формирование эстетического вкуса.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся любви и чувства гордости за свой родной край – Кубань;

Привитие уважения к людям, выращивающим хлеб;

Воспитание бережного отношения к хлебу;

Привитие любви к родному языку;

Профориентационная работа, развитие у учащихся интереса к сельскохозяйственным профессиям.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, ноутбук, выставка книг, каравай на  рушнике, выставка хлебных изделий, колоски злаковых, фонограммы, стихи и песни (выдержки) о Кубани, сборник  пословиц, поговорок о хлебе, карта Краснодарского края, карта России.

Подготовительная работа: сообщения детей, конкурс рисунков на тему «Хлеб – всему голова».

Ход занятия

(Слайд №1)

I. Организационный момент

(на фоне мелодии учитель читает стихотворение)

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце, кажется, светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

(Слайд №2) Николай Языков

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы проводим классный час на тему: «Золото кубанских полей», эпиграфом к нашему уроку хочется взять такие слова:

«Как хороша Кубань! Какое чудное приволье!

И жизнь здесь шире, и лето длиннее, и народ удалее...

Кубань – ты царство зерновых полей». (Слайд №3)

III. Работа по теме

Учитель: Россия… Как велика она,  как многолика! (Слайд № 4-а) Величаво раскинула свои просторы от океанского побережья Дальнего Востока до цветущих земель Украины, от побережья Ледовитого океана до благоухающего под теплым южным солнцем Черноморского побережья Кавказа!.. На этих необозримых просторах живут и трудятся россияне. Живут, радуясь мирным восходам и закатам, любуясь красотами вечнозеленой тайги и величием сияющих в поднебесье золотых куполов храмов, зачарованно всматриваются в набегающие волны желтеющего пшеничного поля или в раздумье задерживают взор на седых горных вершинах.

Велика и красива Россия! Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. (Слайд №4-б)

 Наша кубанская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, живущего на этой земле.

Кубань начинается с поля – раздольного и неоглядного. (Слайд №5)  От донских степей до хребтов Кавказа, словно чаша, слегка наклонённая навстречу влажным ветрам Черноморья, раскинулись просторы хлебного поля. Кубань богата не только широкими нивами, (Слайд №6) быстрой и своенравной рекой, давшей имя своему краю, лесами, горами, но и замечательными  людьми, среди которых есть писатели и поэты, композиторы, художники. (Слайд №7) Именно они воспевали и продолжают воспевать в своих произведениях наш любимый, родной край. Достаточно лишь раз почувствовать всю прелесть кубанской природы, понять глубину ее, чтобы навсегда полюбить ее.

 (Слайд №8)

Ученик:

У каждого на свете есть, наверно, 

Любимый уголок земли – такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где по всему живому в этом мире

По - детски чисто тянется душа  Вадим Неподоба

  Учитель: Творчество писателей и поэтов Кубани неразрывно связано с трудом людей, с их деятельностью. Издавна труд людей на Кубани связан с выращиванием пшеницы.  (Слайд №9) Хлеб – это богатство, которым наградила щедрая природа кубанские земли. Кубань - житница России. (Слайд №10) Хлеборобная пора, уборочная страда – это особое время на Кубани. Все силы народа направлены на выращивание, уборку и сохранение урожая. Во время страды люди работали днём и ночью, и этот трудовой подвиг не мог не найти отражения в творчестве, в поэзии. 

Ученик:

Середина лета.

Вот и наступила

Середина лета

С иволгой – певуньей (Слайд №11) 

В тёмном вишняке,

С шелковой травою, (Слайд №12) 

Солнцем разогретой,

С ягодой, зажатой (Слайд №13)

В детском кулачке.

С чистою, душистой,

Нежной росяницей,

С колосом пшеницы, (Слайд №14) 

Вызревшем в тепле,

С рокотом комбайнов (Слайд №15)

За родной станицей,

С первым караваем (Слайд №16)

На моём столе. Т. Голуб

Учитель: Дорога хлеба к нашему столу нелегка. Труд земледельца нелёгкий. Вырастить хлеб – это святое дело. Профессия эта очень нужная, почётная. 

(Слайд №17) 

Я с детства знаю руки,

Трудолюбивые, большие.

Они не знают праздной скуки,

Спокойной силой налитые.

Они с утра до ночи в поле,

Пропахли солнцем и землёю.

Они не ищут лёгкой доли.

Я им завидую, не скрою.

Они добры и труд свой любят,

Закалены под знойным небом.

Хвалу рукам воздайте, люди,

Рукам, что одаряют хлебом!

- Пока хлеб растёт – ни секунды свободной нет у хлеборобов. Начнёт хлеб созревать – новые заботы. И вот пришло время жатвы. Жатва – это труд с утра до позднего вечера. Жатва – это праздник!

Ученик:

Жатва.

Жатва – это праздник лета.

Гул комбайнов,

Шум колёс,

Где в усы льняного цвета

Улыбается овёс.

Где янтарная пшеница

Катит волны, как река,

В небесах орёл кружится,

Задевая облака.

Здесь вовсю кипит работа

От зари и дотемна,

И у всех одна забота,

Дума крепкая одна:

Чтоб и завтра –

День погожий,

Чтобы верный друг – мотор

Песней слаженной, хорошей

Оглашал степной простор.

Под родным июльским небом

Нужно всё убрать до гроз.

Запах жизни, запах хлеба

От земли до самых звёзд!

Учитель: Мы с вами живём на кубанской земле. Это наша земля, земля наших предков. Многие поколения жили и трудились на этой земле, прославляя её добрыми делами. На сотни километров многоцветным ковром (Слайд №18-а) расстилается кубанская нива. Только море (Слайд №18-б) может поспорить с ее величавой красотой. 

Примерно на 5 миллионах гектаров плодородной пашни возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.

Каждый год кубанцы собирают миллионы тонн  пшеницы, риса, овощей и фруктов и кормят не только родную Кубань, но и всю Россию. Вот как об этом рассказывает наша кубанская поэтесса Елизавета Мишукова в своем стихотворении.

(Слайд №19) 

Ученик:

«Мой милый край, Кубань моя»

Мой милый край,

Кубань моя пшеничная,

Тебя в народе житницей зовут,

Достойной будь

такого возвеличия,

Приумножая честь свою и труд.

Ты кормишь хлебом

Родину большую,

Растишь пшеницу, рис,

свеклу и чай!

Твои озёра, реки, ширь степную

Люблю тебя, красавица Кубань!

Люблю акаций

белый цвет душистый

Люблю стогов пьянящий аромат.

Вдыхать люблю прозрачный

воздух чистый,

Когда грохочет громовой раскат.

Люблю тебя, мой край

за море синее

И дорог мне здесь

каждый человек.

Пусть будет чистым

небо над Россиею

Хвала рукам

дарящим людям хлеб.

   Елизавета Мишукова.

  1. Сообщения детей.

- Группе ребят было дано задание подготовить сообщения о зерновых культурах.

(Дети выходят в «шапочках», на которых нарисованы растения, о которых они будут рассказывать. Одновременно с рассказом показывают на карте, где выращивают данные зерновые. Вывешивают карточку с названием культуры.)

а) – Угадай,  кто я:

    Широко, а не море,

    Золото, а не деньги.      (пшеница) (Слайд №20-а)

Я – основная зерновая культура. Бываю яровой, так как сеют весной, а урожай собирают летом или осенью. Бываю озимой, потому что сеют осенью, а урожай убирают летом следующего года. Меня, кубанскую пшеницу, считают по качеству самой лучшей в России. А сеют меня в северной зоне и центральной. (на карту прикрепляет колоски в тех местах, где растет пшеница).

б) – Ну а я, две недельки отцветала,

    Две недельки колосилась,

    Две недельки поливалась,

    Две недельки подсыхала! Кто я? (рожь). (Слайд №20-б)

Правильно я рожь, я тоже очень ценная культура. Я не боюсь мороза, быстро расту, хорошо переношу засуху. Сеют меня в северной и центральной зонах.

в) – Эй, сестрицы, а за нас... вы не забыли? (выходят ячмень и овес). (Слайд №20-в, г)

  • Ребята, почему ячмень и овес называют пшеницу и рожь сестрицами? (Потому... что это хлебные растения. Из их зерен получают муку, а из муки пекут хлеб.)

-Молодцы! Это самые главные зерновые. Ведь каравай теплого душистого хлеба ничем не заменить. Недаром на Кубани есть пословица: «Нэ дэржи гроши в узлу, а дэржи хлиб в углу». (кубанская

пословица). (Слайд №21) 

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

г) – Ну, а я мышка в золотой кубышке. Догадались, кто? Правильно, просо.  (Слайд №22-а) Я – крупяная культура. Из моего зерна получают пшено. Я люблю тепло и мне не страшна засуха.

д) – Взгляните на карту Краснодарского края. На десятки километров простираются плавни. Здесь теплый климат и обилие влаги, для меня люди построили специальные оросительные системы. Кто я? Правильно, я рис. (Слайд №22-б) Выращивают меня в западной зоне. Славянский район – основной рисосеящий район. (прикрепляет колосок на карту).

е) – Я люблю свет и тепло. Сеют меня широкими рядами. Из меня делают вкусное масло, хлопья, кормят скот. Кто же я? (кукуруза). (Слайд №22-в) Сеют меня в северной зоне, центральной. (прикрепляет на карту початки кукурузы).

ж) – А я солнышко, только лучи у меня не горячи. (подсолнечник). (Слайд №22-г) Я масляничная культура. Я люблю свет, тепло и влагу. Из моих семечек получают ценное подсолнечное масло. А ведь раньше, пока люди не узнали, какое я полезное растение, меня выпалывали с полей как сорняк. Выращивают меня в основном в центральной и предгорной зонах. (прикрепляет на карту изображение подсолнечника).

Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Теперь мы убедились, что не зря говорят: «Кубанская земля, мать – кормилица».

        Ребята, наша школа-интернат имеет 86,2 га полей. (Слайд №23) На, которых выращивают зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу, подсолнечник и многие другие. За 10 лет собрано 888,58т. зерновых, 165,712т. подсолнечника, 76,470т. кукурузы.

Степь в хлебах от края до края,

Степь в разливе желтеющих нив,

Ой, пшеница,

Ой, пшеница, как море играет,

Ой, пшеница, янтарный налив.

К.А. Обойщиков.

- Вот видите, ребята, не зря нашу любимую Кубань называют хлеборобной, хлебосольной. Сколько труда вложено, чтобы вырастить этот золотой колосок. Колос состоит из зерен. Сколько рук их растило, согревало, обогрело. (Слайд №24)

Здравствуй наша Кубань,

Тополиный край!

С солнышком встанем,

Степи распашем,

Вырастим урожай.

Здравствуй наша Кубань,

Тополиный край!

Хлебом да солью,

Светлой любовью

В гости друзей встречай. С. Хохлов

V. Игра «Собери колосок». (на столе несколько разбросанных «зёрен», сделанных из бумаги, на них загадки, дет по очереди отгадывают загадки и собирают колосок)

1) Круглобок и маслён,

В меру крут, посолен –

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.  /хлеб/ (Слайд №25-а)

2) Он идёт – волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. /комбайн/ (Слайд №25-б)

3) Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. /колосок/ (Слайд №25-в)

4) В долг зерно возьмёт –

Каравай вернёт. /поле/ (Слайд №25-г)

5) Весной зелена,

Летом желта,

Осенью придёт –

В амбары уйдёт. /рожь/ (Слайд №25-д)

6) Он науку изучил,

Землю словно приручил,

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

А зовётся …  /агроном/ (Слайд №25-е)

7) Я сильней десяти коней,

Где в полях пройду весной –

Летом хлеб встаёт стеной. /трактор/ (Слайд №25-ж)

- Долгий путь прошло зернышко, пока попало к нам на стол (колос – мука – хлеб). (Слайд №26-а, б, в, г) Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба. Для выпечки вкусного хлеба нужны не только необходимые составляющие компоненты, но и старание, даже частичка души.

Хлеб под столом,

Брошенный прямо в пыль,

Кто ж  это совесть свою на стол

Выбросил как утиль?

Если б увидел его, никогда б

Не подал ему руки,

Будто не знал он

Сколько труда вложено в эти куски! (Слайд №27) 

- Верно! Ох, как надо беречь хлебушек. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину о нём говорили как о живом существе, нарекая самыми высокими именами: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Хлеб берегли. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малых лет детей учили ценить и беречь каждый кусок хлеба, как самое дорогое богатство. И в наши дни с хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей. Ведь в человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственности. Не случайно люди сложили о хлебе множество стихов, пословиц и поговорок: «Где хлебно и тепло, там и жить добро», «Хлеб да соль – и обед пошёл», «Хлеба ни куска – и стол доска». Это свидетельствует о безграничном уважении и любви к хлебу, которыми он пользовался на протяжении всей истории человечества. В хлебе – душа нашей родной кубанской земли. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

VI. Итог урока

- Закончить наш урок хотелось бы пожеланием, которое приготовили дети: (Слайд №28) 

Ученики: - Желаем...

  1. – чтоб пахари в поле натерли мозоли.
  2. – чтоб сладким от соли был пот на лице.
  3. – чтоб небо сначала поля согревало.
  4. – чтоб пахоте их ничего не мешало.
  5. – чтоб нивы тучнели, хлеба зеленели.
  6. – колосья звенели, касаясь стремян.
  7. – чтоб жатвы дождались, не осыпались.
  8. – чтоб все было снято!

        Чтоб все было сжато!

        И было б зерна

        Со снопа по мешку!

  1. – Чтоб пересыпалось

       и переливалось

       и не умещалось

       зерно на току.

       (хором) Да будет так!

(Слайд №29) 

Учитель:

Хлебороб

— Мы славим сегодня умелые руки,

Мы славим героев полей.

И знаем, в союзе земли и науки

Богатство Отчизны моей

Мы знаем, земля Краснодарская любит

Умение, ласку и труд

И где человек по-хозяйски поступит,

Богатые всходы взойдут!


Литература:

  1. «Гомон дикого поля». – Иван Варавва, Краснодар «Советская Кубань» 2000г.
  2. «История Кубани» -  Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2001г.
  3. «Кубанская старина» - А. В. Маслов, Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2006г.
  4. «Навечно в наших сердцах»- Петрова Р. В. –зав. МБО МУК «МЦБ». -2009г.
  5. «Путешествие по родному краю» - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2004г.
  6. «Северные ворота Кубани»- В. Л. Касютин - ОКИ -2005г.
  7. http://krasnodar.online.ru/right.htm - Краснодар
  8. Занимательное краеведение, В.И. Борисов., Краснодарское книжное издательство. Краснодар., 2005;
  9. Сайт  культура Кубани http://kultura.kubangov.ru/
  10. Сайт  юга России http://www.yuga.ru/
  11. Сайт Кавказский заповедник http://kgpbz.ru/
  12. Сайт кубановедения http://www.kubanoved.kubannet.ru/
  13. Т.А. Шорыгина «Злаки. Какие они?», Москва, издательство ГНОМ и Д, 2005г.


Дополнительный материал

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

  • До поры до времени не сеют семени.
  • Весной час упустишь, годом не наверстаешь.
  • Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево.
  • Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.
  • Не пиры пировать, когда хлеб засевать.
  • Сей в срок - будет прок!
  • Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь.
  • Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится.
  • Хорошо зерно в землю спать уложишь - хорошо и         разбудишь, сыт будешь.
  • Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
  • Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет.
  • Какова земля, таков и хлеб.
  • Клада не ищи, а землю паши - и найдёшь.
  • Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут.
  • Будет хлеб - будет и обед.
  • Кто хлеб носит, тот есть не просит.
  • Сей овёс хоть в воду, да в пору.
  • Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет.
  • Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней.
  • Не соберёшь овёс - наглотаешься слёз.
  • Хлеб - всему голова.
  • Есть хлеб - будет и песня.
  • Глубже пахать, больше хлеба жевать.
  • Полениться и хлеба лишиться.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Жать ячмень - нагибаться.
  • Квашни не замесишь - и хлебца не поешь.
  • Урожай не от росы, а от пота.
  • Чем полнее колос, тем ниже он склоняется.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Живая душа калачика хочет.
  • Весна красна цветами, а осень снопами.
  • Во всяком хлеб, не без мякины.
  • Ешь досыта, работай до поту.
  • Жатва поспела, и серп изострён.
  • Жнут поле в пору.
  • Кто не сеет, тот не жнёт.
  • Не от хлеба ходят , а к хлебу.
  • На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют, да потом жуют.
  • Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
  • Не трудиться - хлеба не добиться.
  • Пахать - не в дуду играть.
  • Пашем, да сеем, хвастать не умеем, а урожай соберём.
  • Пашню пашут - руками не машут.
  • Красна река берегами, а обед пирогами.
  • У голодного хлеб на уме.
  • Хлеб-батюшка, вода-матушка.
  • Хлеб да вода - мужицкая еда.
  • Хлеб хлебу брат.
  • Хлеба нет - и корочки в чести.
  • Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
  • Хлебушко - калачу дедушка.
  • Худ обед, когда хлеба нет.

ЗАГАДКИ.

В долг зерно возьмёт - каравай вернёт.

                                (Поле)

        

Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет.

                                        (Плуг)

Одно бросил - целую горсть взял.

                        (Зерно) 

        

Был крупинкой золотой - стал зелёною стрелой.

Солнце летнее светило и стрелу позолотило.

                                                        (Колос)

        

У закутанных девиц волос ветер шевелит.

                                                        (Кукуруза)

Зубастый крокодил всё поле избороздил.

                                                        (Плуг)

В поле росла, под жерновом была,

Из печки на стол караваем пришла.

                                                (Пшеница)

Шумело на просторе золотое море.

Пароход пришёл - выпил море и ушёл.

                                                (Комбайн)

Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит.

                                                        (Трактор)

Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят.

                                                                (Колос)                                                        

        В поле едет на спине,

        А по полю - на ногах.

                                (Борона)

        Идёт силач добывать калач.

                                                (Трактор)                                                        

        Он идёт, волну сечёт.

        Из трубы зерно течёт.

                                        (Комбайн)

        Рос сперва на воле в поле,

        Летом цвёл и колосился,

        А когда обмолотили,

        Он в зерно вдруг превратился.

        Из зерна в муку и тесто,

        В магазине занял место.

        Вырос он под синим небом,

        А пришёл на стол к нам...

(хлебом)

        

        Весь из золота отлит,

        На соломинке стоит. 

                                (Колосок)

        

На солнышке стоит,

        Усами шевелит.

        Разомнёшь его в ладони-

        Золотым зерном набит.

                                        (Колос)

        

Вырос в поле дом,

        Полон дом зерном.

        Стены позолочены,

        Ставни заколочены.

        Ходит дом ходуном, 

        На столбе золотом.

                                (Колос)

        

Сто братьев в одну избушку

        Столкнулись ночевать.

                                (Зерно в колосе)

        

Как на поле, на кургане,

        Стоит курочка с серьгами.

                                        (Овёс) 

        

Всё поле в серёжках.

                                        (Овёс)

        

Мы посеем зерна,

        Пусть заколосится.

        На колхозном поле

        Спелая... (пшеница)

        Что две недели зеленится,

        Две недели колосится.

        Две недели отцветает,

        Две недели наливает,

        Две недели подсыхает. 

                                        (Рожь)

        Малая малышка,

        Золотая кубышка.

                                (Просо)

        Щеголихи разодеты

        В платья шелковистые.

        Если в поле вы бывали,

        Наверное, видали.

                                (Кукуруза)

        

Вырастаю всем на диво,

        Высока, стройна, красива.

        Прячу в светлые перчатки

        Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

                                        Но сытней, я ...(кукуруза).

        

        И катком, и бороною

        Он в полях наводит гладь.

        И лежат они весною,

        Словно в клеточку тетрадь.

                                        (Трактор)

        

Быстро в землю он нырнул-

        Поле всё перевернул.

                                        (Плуг)

        

Быстро, ловко и проворно

        Опускала в землю зёрна.

        И нисколько не устала,

        Хоть трудилась дотемна:

        Поскорей бы вырастала

        Здесь пшеничная страна!

                                        (Сеялка)

        

Ветер гладит им усы.

        Солнце сушит от росы

        Поливает дождь проворно:

        -Пусть нальются соком зёрна.

                                        (Ячмень)

        

Будет щедрый урожай -

        Вкусный будет ...(каравай)

ВСЕ О ЗЛАКАХ

ПШЕНИЦА

Пшеница известна людям уже более десяти тысяч лет. Как же она стала спутницей и кормилицей человека? Может быть, это произошло так. Послушайте сказку.

Сказка о пшеничном зернышке

Давным-давно это было, в те незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, а согревались возле костров.

В одной глубокой каменной пещере недалеко от лесной реки жило племя первобытных людей. Каждый делал свое дело, и все помогали друг другу. Мужчины обтачивали и заостряли камни и мастерили из них каменные топоры, палицы и наконечники для стрел. С этим оружием они охотились на диких зверей.

Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.

В этом племени жила девочка по имени Ирата. Однажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.

Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.

— Может быть, их можно есть? — подумала Ирата и положила зернышки в рот.

Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила зернами голод. А один колосок Ирата взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее племя, и показала бабушке.

Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на большой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню и дала отведать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшеничное зернышко упало на землю и затаилось до весны.

Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно пшеничные.

Вскоре многие женщины и девочки этого племени стали собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.

Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.

Вот это и был самый первый хлеб на Земле!

—  Как вкусно! — обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.

А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!

Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лугах и полянах, но и сажать возле своего жилища.

Другие племена тоже узнали о замечательных зернышках, вкусных и сытных, способных долго храниться, и в случае неудачной охоты спасти людей от голода.

Вот так и стали наши далекие предки растить пшеницу и печь хлеб.

С тех пор прошло много тысячелетий, и колосья современной культурной пшеницы уже не похожи на колоски дикой пшеницы, которую называют однозернянкой. Этот древний вид пшеницы до сих пор выращивают в Турции. Его мелкие жесткие зерна очень трудно обмолачивать, их используют только на корм скоту.

Как же выглядит пшеница?

У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму.

Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твердой пшеницы делают макароны, вермишель. Для выпечки хлеба она не годится, потому что в ней мало клейковины - вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в которой много клейковины.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.

Когда начинается жатва, дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самое горячее время, недаром называется оно «страдой».

В старину пшеничные колосья срезали острым серпом, потом связывали их в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Недаром говорится: «Красно поле снопами, а овин - скирдами».

Колосья собранной пшеницы молотили цепами, чтобы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна — амбары.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами.

Теперь на помощь земледельцам пришли умные машины — трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.

Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба!

РОЖЬ

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говаривали: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно». И еще: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Былинный богатырь говорил: «Я мужик неприхотливый, был бы хлеба вкус ржаного».

В старину искусные пекари выпекали ржаной хлеб, который назывался «боярским». Для приготовления этого хлеба брали ржаную муку особого помола, сливочное масло, сквашенное молоко. В тесто добавляли сливки, сметану и пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого, и потому крестьянину был не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский».

Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным». Знаете, почему? Потому, что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Рожь довольно молодое культурное растение. Зерен ее не находят ни в пещерах людей каменного века, ни в древних гробницах.

Римский ученый I века Плиний писал, что рожь возделывалась на севере, но хлеб из ржи плохого качества и может служить только для утоления голода. Возможно, Плиний просто не знал о полезных качествах ржаного хлеба.

Сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных условиях вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Персы называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было немного ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное.

Истинный знаток хлеба С.В. Максимов писал: «В теплой России — в Малороссии, неохотно едят ржаной хлеб, в средней и северной холодной России в ржаном хлебе все спасение, пшеничный только по праздникам, в самой северной холодной России ржаной хлеб, как лакомство».

Как красиво золотится на солнце большое ржаное поле! В спелой ржи то тут, то там ярко синеют васильки. Крестьяне примечали: «Посей рожь, а васильки сами вырастут». Василек считается сорным растением. Но вот что заметили ученые: если к сотне ржаных семян добавить одно васильковое, то урожай повышается, а вот когда васильков становится слишком много, качество злаков становится хуже, и от цветов стараются избавиться.

Весной земледельцы начинают распахивать поля. Люди исстари говорили: «Кто пахать ленится, у того рожь не родится». Пахоту начинают, когда леса одеваются молодой изумрудной листвой, и в них звонко кукует кукушка, когда лягушачий хор заводит свои весенние песни, а в бездонном голубом поднебесье над полями звенит голос жаворонка. На вспаханном поле начинают сев, когда земля согрелась на солнышке и чуть просохла, про такую землю говорят: «Для сева земля поспела».

С первыми светлыми майскими росами сеятели выходят в поле. «Землю согрело, не опаздывай с севом», а не то «пересохший пласт урожая не даст».

Ржаная нива дает лучшие урожаи, если сеять рожь в дождливый теплый день, да в хорошо удобренную землю. Недаром крестьяне примечали: «Сей в дождь, хороша будет рожь». И еще: «Сей рожь в пору да в золу». Ведь именно золой удобряли пашни в те времена.

В старину на Руси дети просили дождик полить пашню, чтобы ржаной колос налился и стал полным, тяжелым и золотым.

Рожь бывает яровой и озимой. Яровую рожь сеют весной, а урожай ее собирают к осени.

Озимую рожь сеют во второй половине августа. К осени она подрастает, начинает куститься, и ржаное поле становится изумрудно-зеленым.

Очень красивы ярко-зеленые ржаные поля, припорошенные первым легким снежком!

Озимая рожь зимует под пуховым снежным покрывалом. А весной, когда пригреет солнышко и зазвенят жаворонки над полями, рожь начинает бурно расти.

Земледельцы давно приметили, что озимая рожь дает лучше урожай зерна, и стараются сеять рожь под зиму.

ЯЧМЕНЬ

Колос ячменя напоминает ржаной колосок, только тонкие отростки на колосе — остья, длиннее, чем у ржи. Они похожи на острые колючие усы. Поэтому говорят о нем в народе: «усатый ячмень».

В поле ячмень высеивают позже ржи, когда ржаной цвет чуть покажется. Народ примечает: «Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила». И еще: «Пришла пора ячмень сеять, когда шишки на елках станут красными, а на сосне — зелеными». 28 мая, в Пахомов день, обычно сеют ячмень.

Ячмень — один из древнейших злаков, который возделывают люди. Его зернышки археологи находят при раскопках стоянок древнего человека.

Родина ячменя — Азия, с незапамятных времен его выращивали в Древней Греции, Египте и Древнем Риме.

Ячмень очень неприхотливое растение, не боится ни холода, ни засухи. Хорошо растет в северных районах, даже за Полярным кругом. Во многих странах ячмень возделывают на высокогорных полях. Например, в Индии он растет на полях, которые расположены на высоте пять тысяч метров над уровнем моря.

Почему же так полюбился людям этот злак? Не только потому, что неприхотлив, но и потому, что в его зернах много белков, углеводов, аминокислот и растительных жиров.

Из зерен ячменя варят сытную перловую кашу. Ее очень любил русский царь Петр I.

Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху.

Из зерен ячменя варят полезный напиток — ячменный кофе, а ячменную муку добавляют в ржаную и пшеничную, когда пекут хлеб.

Из проросших и смолотых зерен ячменя получают особый продукт — солод. Из него варят квас, пиво, делают дрожжи.

Ячмень — самый скороспелый злак. Урожай его собирают уже в августе. День 18 августа народ величает Житником. В этот день, как правило, начинают уборку ячменя с полей.

Те зернышки ячменя, которые упали с колосьев и остались в поле, подбирают мыши-полевки, кроты, хомяки и другие животные. Зерна злаков помогают им пережить морозную суровую зиму.

ПРОСО

Просо — злак с прямым полым стеблем, увенчанным метелкой. Форма метелки у разных сортов проса разная. Она может быть раскидистой, развесистой или пониклой. Листья этого злака удлиненные зеленые или слегка красноватого цвета, а стебли ветвятся или кустятся.

Родина проса Индия. Как культурное растение его с глубокой древности разводят также в Монголии и Китае.

В России издавна выращивают просо в Поволжье. Особенно хорошо растет оно на тех полях, где перед этим выращивали сахарную свеклу или картофель.

На Руси просо крестьяне высевали на поля позже ячменя и овса, но раньше гречихи.

Люди приметили, что лучше всего сеять просо в полдень, когда стоит погожая теплая погода.

Этот злак любит свет и тепло, хорошо переносит засуху, не требуя обильного полива.

Поле, на котором высевают просо, нужно хорошенько очистить от сорняков, ведь «любой сорняк просу враг».

В зернах проса содержатся углеводы, жиры и другие полезные вещества.

Из очищенных зерен проса получается золотисто-желтая пшенная крупа. Из нее варят пшенную кашу на молоке или на сливках. Особенно вкусной получается каша, сваренная из смеси риса и пшена. Такую кашу называют «королевской». Может быть, о такой каше говорится в пословице: «Хороша кашка; да мала чашка!»

Из проса готовят муку, которой потом кормят кур, уток, гусей и свиней. Это их любимое лакомство.

ОВЁС

Он заметно отличается от колосьев пшеницы и ржи. Его раскидистые соцветия называют метелками. На веточках метелок располагаются колоски, каждый из которых содержит два или три цветка.

После опыления вместо цветка образуется плод — удлиненное продолговатое зернышко.

Овес стали возделывать на полях сравнительно недавно. Было время, когда его считали сорняком пшеницы и ржи.

Родина овса — Азия. Там его возделывали уже более четырех тысяч лет тому назад. Существует более семидесяти видов овса, но как культурный злак используется лишь один вид, который называется «овес посевной».

Этот злак весьма неприхотлив, не боится заморозков, растет в северных районах, любит влажную почву.

Недаром народ сложил такую поговорку: «Овес не князь — любит грязь».

Овес сеют в самом начале мая, когда еще бывают холода и случаются заморозки — ведь овес их не боится! В народе 7 мая называли Евсеевым днем и примечали: «Пришел Евсей — овес сей». Говорили и так: «Сей 'овес хоть в воду, да в пору».

По народному поверью овес следовало сеять за два дня до наступления полнолуния или два дня спустя.

Когда в неглубоких канавах начинали весной квакать лягушки, а на березах распускались молодые листья — значит, пора приниматься за сев овса — так считали крестьяне на Руси в старину.

О будущем урожае овса судили по рябине и осине. Если осина стояла весной густоувешанная пушистыми серебристо-серыми сережками, а рябина рано расцветала — ждали хорошего урожая овса.

По народным обычаям в русских деревнях овес и горох сеяли женщины, а рожь и пшеницу — мужчины.

Овес — злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ — углеводов, белков, аминокислот, растительных жиров.

Овес — любимый корм лошадей. Недаром в народе говорится: «Гладь лошадь не рукой, а овсом».

В старину на Руси сеяли очень много овса, именно для лошадей, которые не только помогали крестьянам в хозяйстве, но и были важнейшим транспортным средством в те далекие времена, когда ни поездов, ни автомобилей, ни самолетов, ни пароходов еще не было.

Из овса варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепешки.

Из овсяных зерен, обработанных особым способом, получают воздушные овсяные хлопья, которые называются «Геркулес».

Может быть, вы знаете, что Геркулес — могучий герой древних греческих легенд и мифов, настоящий силач!

Геркулесовая каша очень полезная, сытная и легко усваивается организмом. Если будете есть ее утром на завтрак, то непременно вырастете сильными и здоровыми.

Как вы думаете, почему 8 сентября в народе называют «Овсяницей»?

Потому что в этот день начинают скашивать овес на полях. Стоят теплые погожие деньки золотой осени, дует теплый ветер — тепляк. Земледельцы говорили: «Батюшка-тепляк в овсах набряк».

«Коли поспела на моховых кочках брусника, то и овес созрел», - примечает народ.

РИС

Половина населения земного шара питается рисом? В Китае и Индии, Японии и Вьетнаме, Индонезии и Корее рис — главное хлебное растение.

Рис — невысокое растение, его колоски собраны в метелку. Рисовые зерна — белые, продолговатые. Это растение любит влагу и растет в болотистых местах. Поэтому его сеют на затопляемых водой полях. Чтобы поле удерживало влагу, его огораживают довольно высокими глиняными стенками. Если посмотреть на такое поле сверху, с вертолета, например, то оно напоминает глубокую суповую тарелку с высокими краями.

Жители горных местностей приноровились возделывать рис и в горах, располагая рисовые поля террасами, похожими на ступени гигантской лестницы. Каждая терраса обязательно имеет высокие борта, чтобы удерживать воду.

Ботаник А.Н. Краснов в своей книге «По островам далекого Востока» так пишет о рисе: «Это злак, испокон веков говоривший человеку: «Чем больше труда затратишь ты на меня, тем лучше я тебя вознагражу. Одно зерно мое даст тебе больше, чем тысяча зерен рассеянных на десятках квадратных саженей, если ты не поленишься поухаживать за мною. Культура риса, поэтому воспитала все земледелие Дальнего Востока».

Трудолюбивый крестьянин поливает и удобряет каждый росток риса, и в течение года снимает 2-3 урожая этого древнейшего культурного растения Юго-Восточной Азии.

С давних времен рис возделывали в Средней Азии, по берегам реки Сыр-Дарьи и в Закавказье.

В XV веке рис появился в Европе. Его стали возделывать в Испании и в Италии.

Но в Италии рису не повезло. Поля быстро превратились в настоящие болота, появилось множество комаров, и среди населения распространилось тяжелое заболевание — малярия. Поэтому возделывание риса было запрещено вблизи городов и поселков, его производство стало сокращаться, пока вовсе не прекратилось.

Какие же блюда готовят из риса?

Его едят отварным, из него варят каши и делают запеканки, рис добавляют в супы, салаты, используют как начинку для пирогов, готовят из риса плов с овощами и бараниной.

В промышленности из риса получают крупу, муку и крахмал.

А из рисовой соломки изготавливают шляпки, сумочки и тонкую, но прочную папиросную бумагу.

КУКУРУЗА

Давайте вспомним, как выглядит кукуруза.

Это высокое растение с листьями, напоминающими вьющиеся зеленые ленты, в пазухах которых летом созревают початки. Каждый   початок плотно    завернут сочными листьями. Из середины початка, словно прядки волос, свисают коричневатые столбики.  На верхушке стебля красуются метелки мелких цветков. Ветер разносит пыльцу этих цветочков, и она попадает на коричневые столбики, там и образуются початки. Они толстые, удлиненные и состоят из плотно прижатых друг к другу золотистых зерен.

Родина кукурузы — солнечные жаркие страны Центральной и Южной Америки.

С незапамятных времен народы, населявшие эти страны, возделывали кукурузу как пищевое растение. Жизнь людей зависела от урожая кукурузы, и потому древние индейцы молились богу кукурузы — Синтеолу, прося его послать им побольше вкусных и сладких кукурузных початков.

Фигурки этого бога, сделанные из золота, археологи находят при раскопках древнейших поселений Южной Америки. Синтеола всегда изображали с початком кукурузы в руках.

Немало сказаний и легенд посвящено кукурузе. Одна из легенд, записанная американским поэтом Лонгфелло, называется «Песнь о Гайавате». В ней кукуруза сравнивается с прекрасным юношей:

Голова его — в блестящих

Развевающихся перьях.

Кудри мягкие, золотистые,

А наряд — зелено-желтый.

В Европе кукуруза впервые появилась 400 лет тому назад. Сначала ее сажали как декоративное растение для украшения садов и парков.

Позднее початки кукурузы стали использовать в пищу. В них много белка, сахара, витаминов и крахмала. Зерна кукурузы консервируют и добавляют в салаты и супы, из них делают кукурузную муку и вкусные хрустящие кукурузные хлопья.

Стебли кукурузы используют при изготовлении бумаги и искусственного шелка, а из початков делают клей и линолеум.

Вот какое щедрое и доброе растение кукуруза!

В нашей стране кукурузу возделывают в южных областях, ведь она любит свет и тепло. Ее окучивают, поливают, а поле, на котором растет кукуруза — удобряют.

В народе о кукурузе сложено много пословиц: «У плохих хозяев — все беда, сеют кукурузу — растет лебеда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Золотые вечера"

Классный час входит в цикл  мероприятий "Устная поэзия крестьян-земледельцев"...

Сценарий классного часа "Золотая осень"

Классный час "Золотая осень" в форме викторины-представления. Все роли исполняются детьми....

Тематический классный час:«Золотой фонд литературы, или освоение новых стихотворных жанров»

Данный тематический классный час был разработан к Дню матери. Дидактический материал позволяет не только осовить учащимся новые стихотворные жанры, но и подготовить поздравление для мам....

Классный час "Золотые ключики к сердцам"

Цели: - формировать нравственные знания;- развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;- воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям....

Классный час "Золотое кольцо России"

Классный час "Золотое кольцо России"...

Воспитательское занятие, Классный час Золотая осень 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

классный час: "Традиции кубанской семьи"

воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными ценностями....