классный час: "Традиции кубанской семьи"
классный час

Пшеничный Назар Эдуардович
воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_kubanskoy_semi.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ВОЗНЕСЕНСКОЙ

 

Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными  ценностями.

Форма проведения: комбинированная (лекция учителя, устный журнал)

Подготовительная работа: учащимися подготовлены «Родословные семей»,

                                               рассказы    о семейных кубанских (казачьих)

                                               традициях, о православных традициях в семьях,

                                               семейные стенгазеты и фотографии

Оборудование: таблица «Двунадесятые Православные праздники», выставка семейных фотографий учащихся, выставка конкурсных семейных стенгазет.

ХОД  КЛАССНОГО  ЧАСА

1.Вступительное слово классного руководителя о теме классного часа: году семьи в России  посвящается.

Стихотворение «Детское счастье» (сборник П. Дзюба «Пасха Красная». Ростов-на-Дону. «Феникс»-2006):

Что такое счастье,

Знают Алёна, Катя и Настя.

Это поле, это лес,

Это множество чудес.

Это дом с крылечком,

Это луг с овечкой.

Это солнце в небесах,

Это бантик в волосах.

Счастье-губы мамины,

Радость-руки папины.

Чудо-бабушкины сказки,

С дедушкой езда в салазках.

Счастье-церковка моя,

Наша дружная семья.

Для верующих людей православных СЕМЬЯ – малая ЦЕРКОВЬ.

А  проводим мы наш классный час накануне больших  Великих праздников:  гражданского- Дня Единства, и церковного -Казанской иконы Божьей Матери – 4 ноября.

2.Вопросы для вступительной беседы:

-Что такое календарь?

-Когда мы отмечаем начало нового года?

-Знакомо ли вам слово «новолетие»? Попробуйте сами определить его значение.

3.Учитель:

-А знаете ли вы, что новолетие  в Древней  Руси справлялось 1 сентября?

(В сентябре был День великого церковного и гражданского торжества:

и сейчас 1 сентября – первый день церковного года. Наши предки полагали,  что этот день был первым днём новой жизни после Всемирного потопа, сопровождавшимся особым благословением Божиим. С бытовой точки зрения это тоже было обосновано: в августе заканчивалась полевая страда, складывались запасы на грядущий год (хлеб -людям, корм – скоту). Можно было вздохнуть облегчённо и весело смотреть .

Уже 31 августа на улицах никого не видно: все сидят дома и ведут благочестивые беседы. Вдруг среди тишины раздаётся грохот вестовой пушки!.Далеко разносятся звуки колоколов. Минута торжественная- Новый год наступил!

Все шли в церкви к заутрене – посвятить Богу первые минуты новой жизни, испросить благословления на будущее.

-Для большой части населения Россия и теперь 1 сентября- начало нового года – учебного.  И накануне многие из вас получают подарки – все необходимое для школы.

Однако ожидаемым чудом для нас  является Новый год 1 января (-кем он был установлен в России?)

-Не менее весёлым, чудесным бывает для нас праздник «Рождества Христова»

Что знаете вы об этом  празднике и о вечере накануне  Рождества?  

-Кто такие «крёстные»? (Учащиеся рассказывают о своих крёстных, показывают фотографии)

4.Рассказ учителя о Таинстве Крещения и о назначении крёстных родителей:

-Семь Таинств  Православной церкви: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Брака, Священства, Елеосвящения.

5.Страничка устного журнала о традициях наших предков

1-ученик:

-Кубань! Одно слово. Два слога. Как сладко дополняют они друг друга! Как звучат благословенно!

 Кубанская земля завораживает чистотой горных рек, терпким запахом луговых трав, пением жаворонков…

И совсем теряешь голову от медового запаха подсолнухов! Рядом с полем дремлют скифские курганы. Пусть время сделало их ниже, чем в прошлые века, и линии электропередач оттесняют их, но царственный их вид заставляет вспомнить страницы учебника:

-древний край, где переплелось старое и новое, дополняя друг друга, обостряя нашу любовь к родной земле.

Сердцу хочется оторваться от обыденной жизни, ощутить неведомые нам (или забытые?) чувства, жадно припасть к старине, как к целебному роднику, забыв о равнодушии «технического века».

Шлём тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон.

2-ученик:

- Кропотливо и бережно хранили казаки всё, Что имело отношение к традициям всего казачьего народа и отдельной семьи. Как бы бедно они ни жили, но не было хаты без Святого угла.

Когда строили хату, то возводить её начинали с востока, от угла, где впоследствии  располагался домашний иконостас.

Новоселье, свадьбы, крестины, родины, похороны, военная служба –всё начиналось у казаков со святого угла, с Божьей воли…

Казачий дом всегда был открыт для односельчан, для родни, для всякого доброго человека…

Год состоял из трудов и праздников. Во многих семьях традиции праздников сохраняются: Рождество, Великую Пасху, Крещение, День Троицы.

6. Рассказ учителя о смысле праздников Единства и о Казанской иконе Божьей матери:

Повесть о Казанской иконе Божией Матери:

Было же так. В год 7087 (1579) при Державе благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичах князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче, ныне же Божьею благодатию - Государь Царь и Самодержец всея Руси, и при Архиепископе Казанском Иеремии месяца Июня в 23 день в память святой мученицы Агрипины был пожар в новопросвещенном граде Казани по прошествии двадцати шести лет от завоевания города.

Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого “Тульский”, во дворе одного царского воина Даниила Онучина; и остались лишь небольшая часть посада, половина града близ соборной церкви и двор Архиепископа. Большая часть посада и все торги, обитель Боголепного Христова Преображения и двор Великого Князя, увы, - все огонь всеядец пожрал и попалил, и небытию предал.

Люди же христолюбивые, верою не отпавшие, но познавшие свои согрешения к покаянию обратились и начали созидать церкви Божий и свои дома.

И Божьею милостью место иноязычное и новопросвещенное просвещалось святыми церквями и Божественными учениями.

Ныне в это последнее время, по благодати Божией, нам показано праведное и всесветлое солнце и, как Едем затворенный отверзся, явил Господь от земли пресветлую Икону Своим человеколюбным смотрением, источник неисчерпаемый, - в земле сокрытую, чудотворную икону Матери Своей, а нашей Царицы и Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, - честной Ее Образ Одигитрии и Свой человеколюбный Образ.

Откуда же праведный гнев Свой испустил, оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня показал светящий благодатью луч и источник исцелений.

Явила себя Богородичная Икона таковым образом. Не показала Владычица Образа Своего ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу. Но открыла Свое сокровище, чудный Свой Образ источник неисчерпаемый, приходящим с верою, - десятилетней девице, именем Матрона, дочери одного человека из простецов, служившего на войне стрельцом.

Явилась чудная и пресветлая Икона Богородичная этой девице после пожара в том же году и месяце.

Начав являться той девице, пресветлая Икона Божией Матери, велела ей пойти во град и поведать о Иконе Богородицы, которую видела, Архиепископу и воеводам, чтобы они придя, извлекли бы Образ Пречистой Богородицы от земных недр, в указанном ей месте, где потом и было обретено это честное сокровище дорогого бисера - чудная Икона Богородичная.

Девица была юной и не понимала повеления, боялась поведать о нем; а мать, выслушав дочь свою, ее словам не придала никакого значения. После этого неоднократно являлась Матроне в видении пресветлая и чудотворная Икона, повелевая ей без сомнения поведать об этих видениях. Девица не- один раз, но многажды говорила матери своей о явлении чудной той Божественной Иконы. Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от Образа, сказавший девице: “Если не поведаешь о словах Моих, и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей.” Девица от страшного такого видения сильно ужаснулась, омертвела и лежала так немало времени. Но вот возопила она громким голосом к матери своей, чтобы шла та и поведала Архиепископу и правителям града о чудной и пресветлой Иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, передав ей все слова, слышанные ею от пресветлой Иконы, а также указала место явления Иконы. Мать девицы быстро пошла во град к воеводам, и поставила перед ними свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем с нею случившемся. Девица поведала им слова, которые слышала от пречудной и великолепной Иконы, и указала место явления. Они же одержимые неверием сказанному девицей о Иконе, не придали тому никакого значения. Мать же ее прослезилась, и взяв дочь, отправилась к Архиепископу. Те же слова передала девица Архиепископу и указала место, чтобы он повелел обрести святую Икону. Но и Архиепископ не внял ее словам, отослав ее ни с чем.

Их приход был в седьмой час дня, обрели же чудный и пресветлый Образ Богородицы в том же году после пожара в час двенадцатый после пожара восьмого июля в день памяти святого великомученика Прокопия. Это было так. Вернулась та жена к дому своему и стала рассказывать всем людям о чудной Иконе, которую видела дочь ее. Народ удивлялся этой вести, но расходился, не придавая значения их словам. Жена взяла лопату, и придя к указанному месту, стала долго копать, не находя искомого. Стали и другие люди копать, и уже вскопали все то место, и ничего не нашли.

Девица Матрона начала копать на месте где была печь, также и другие с нею, и выкопав немногим более двух локтей, О чудо, явилась чудотворная Икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом.

На той чудной Иконе был рукав однорядки вишневого сукна, самый же чудотворный Образ чудно сиял светлостью как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного Образа, это мы сами видели. Девица взяла пречистый Образ со страхом, трепетом и радостью, и поставила его на том же месте.

Бывшие здесь люди возопили, неумолкающе проповедая о явлении этой Божественной Иконы. Вскоре собралось здесь бесчисленное множество благочестивого народа, со слезами вопившего: "Владычица, спаси нас". Послали весть Архиепископу и к начальствующим во граде, что обрели Богородичный святой Образ. Архиепископ повелел звонить в колокола и пошел крестным ходом со всем освященным собором с воеводами и множеством народа на то место, где обрели чудную Икону Пречистой. Увидев Образ Пречистой как новый пречудно светящийся дар, сильно удивился, потому что такого извода Образа нигде не видел. Недоумевая, охваченный страхом и радостью, он стал молиться с плачем, прося милости и прощения своего неверия. Также и воеводы с плачем просили милости для согрешивших неверием и нерадением к чудотворному Образу Пречистой.

Весь народ града собрался на это дивное и Божественное чудо, веселясь душею со слезами и радостью, воссылая хвалу Богу и Богородице об обретении многобогатого и бесценного сокровища. Я же, будучи недостойным, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому Образу, взял его с деревянной подставки, подложенной на том месте, где была в земле та чудная Икона. По повелению Архиепископа народ пошел с нею и с прочими святыми Иконами и честными Крестами в ближайшую церковь Святого Николая Тульского. И там по совершении молебного пения, Архиепископ со всем освященным собором и воеводами, со всем множеством православных мужей вместе с их женами и детьми, идущих во след святых икон, пошли во град с новоявленной чудотворной Иконой. Бесчисленное множество народа теснилось на пути, напирая друг на друга, чуть ли не по головам шли они к чудотворному Образу, стремясь прикоснуться его. Я по повелению Архиепископа, ради такого множества народа медленно шел с чудотворной Иконой, и теснящийся народ не мог отклонить меня ни направо, ни налево, потому что нес я пречудный и чудотворный Образ Носящего всю тварь и Его Богоматери; в тот час Икона Пречистой Богородицы чудо показала.

http://bs.yandex.ru/watch/107613

7.Обсуждение материалов семейных стенгазет. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

8.Побведение итогов классного часа:

 -Чем вам запомнится сегодняшний классный час?

 -Понятно ли вам, почему классный час на такую тему мы провели  именно накануне 4 ноября?

(отвечают учащиеся )

9.Отзывы гостей об участии учащихся в классном часе.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Традиции моей семьи"

Классный час для учащихся 6 класса. Основная его цель - воспитание любви к своей семье, чувства гордости за неё, уважения к родителям, развитие интереса к семейным традициям. ...

Календарно-тематический план по факультативу «Традиции кубанской семьи»

Календарно-тематический план по факультативу «Традиции кубанской семьи»...

Программа факультатива «Традиции кубанской семьи»

Программа факультатива  «Традиции кубанской семьи»...

Классный час "Традиции моей семьи"

Используются сочинения детей о своих семьях....

Классный час "Традиции моей семьи"

Используются сочинения детей о своих семьях....

Традиции, быт и уклад кубанской семьи.

Презентация содержит слайды с фотографиями....

"Отцы и дети. Традиции кубанской семьи"

Материалы родительского лектория интересны будут и родителям для чтения и размышления, и для педагогов при подготовке к родительскому собранию....