Урок краеведения
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Горохова Наталья Николаевна

Урок-путешествие «Всему начало здесь, в краю моем родимом…» (по лирике поэтов-земляков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Всему начало здесь, в краю моем родимом…» (по лирике поэтов-земляков)

        В стране великой и красивой

С душой, открытой для любви,

На радость матери-России,

Земля елецкая, живи!

Юрий Ширяев

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с произведениями поэтов-земляков;
  • пробудить их интерес к истории родного города;
  • формировать осознанные  умения  и навыки  работы с поэтическим текстом, навыки выразительного чтения;
  • развивать образное восприятие действительности;
  • воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к малой родине, чувство национальной гордости.

Форма проведения: урок-путешествие

        Оборудование:

  • медиапроектор, компьютерная презентация по теме урока.

Наглядность:

  • выставка сборников стихотворений поэтов родного края.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя.

- Ребята любите ли вы путешествовать? Разумеется, любите! А куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны, но такие путешествия многим не доступны. Можно совершить такое путешествие, которого не найдешь на карте, но которое всем доступно, очень интересно и увлекательно. Это путешествие в мир произведений  поэтов, наших земляков, которые жили, живут, творили и творят под сенью «великого града Ельца».  

Учитель читает стихотворение наизусть.

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

1909 г.

Помогут нам  совершить  это путешествие стихотворения местных поэтов, в которых возникает образ нашего родного и любимого города.

В ходе занятия  мы должны понять, какое же место занимал Елец в их  творчестве.

Свой якорь будем бросать у гаваней, местечек  г. Ельца, связанных с творчеством:

-И.А. Бунина

-С.Н. Коновалова

-Ю.В. Ширяева

Каждая из них приоткроет  нам дверь в удивительный мир поэзии земли елецкой.

(На экране на доске при помощи ПК появляются виды Ельца. Звучит музыка…)

Моему городу

Вдоль быстрых вод холмы крутые,

Олень и ель в твоем гербе

Не грозен, но щитом России

Быть уготовано тебе.

Когда бесчисленные орды

Текли, чтоб Русь забрать в полон,

На их пути бесстрашно,гордо

Ты встал, мой город, как заслон.

Растоптанный, дотла сожженный,

Казалось стерт с лица земли,

Ты вновь вставал, непокоренный,

Вставал средь пепла и золы.

В дружину Дмитрия Донского

Благославлял своих сынов,

Когда на Поле Куликовом

Тот в бегство обратил врагов.

Да и в суровом сорок первом

Девизом было у ельчан:

"Не пропустили Тамерлана,

И не пройдет Гудериан".

Через пожар войны ельчанин

Шел до победного конца,

И на поверженном рейхстаге

Он начертал: "МЫ ИЗ ЕЛЬЦА".

(Чтец выразительно читает  этот отрывок наизусть.)

Учитель. Эти вдохновенные строки местный поэт Олег Горсков  посвятил своей малой родине, земле, где живет  его Муза. Любовь к родному краю, к его провинциальной красоте, к жителям города прослеживается в стихотворениях поэтов прошлого века и современных.

Итак, начнём наше своеобразное путешествие в мир поэзии! В путь! Нас ждет первая остановка «Улица Горького, д.16».

(На экране появляется музей И.А. Бунина).

Учитель. “Я родился полвека тому назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе... Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой снежное безграничное море, летом — море хлебов, трав и цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...» -так писал в  своем романе «Жизнь Арсеньева» наш земляк И.А. Бунин, за который он был награжден Нобелевской премией.

– Что это за премия и кому ее вручают? (Названа она в честь ее основателя Нобеля; вручают людям, внесшим вклад в развитие какой-либо науки.)

В этом доме на этой  улице жил  замечательный русский поэт, наш земляк  И.А. Бунин в годы обучения в елецкой мужской гимназии. В настоящее время  имя И.А.Бунина увековечено в этом  литературно-мемориальном музее.

(появляется портрет И.Бунина)

Именно в этой гимназии мы с вами говорим  о творчестве Бунина.

Писать стихи Иван Алексеевич начал с самого раннего детства и  писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. В своих стихотворениях  он воспевал красоту русской глубинки, именно елецкая земля стала своеобразной Музой для будущего признанного поэта.

- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия(стихи)от прозы?

  • стихотворная  форма;
  • четкий ритм;
  • рифма;
  • чувства автора.

(Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее,  лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.)

Память И. А. Бунина сохранила все лучшее и прекрасное, что было связано с городом Ельцом, городом его юности:


Ты видишь - я красы твоей не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю...
Обетованному отеческому краю
Я приношу остаток гордых сил.

            Елец… Образ города, в котором мы живем, в котором прошло детство Бунина,   многократно возникает в его поэзии.

О любви И.А. Бунина  к родному краю нам расскажет Киселевич Вероника, которая провела небольшое исследование, сравнив 2 стихотворения поэта.

 (Тексты стихотворений  на столах, давайте прочитаем и посмотрим, какие художественные приёмы использует автор для того, чтобы выразить своё восхищение родным краем).

Выразительное чтение стихотворений обучающимися.                

«Полевые цветы»
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

1887 г.

«Из окна»

Ветви кедра - вышивки зеленым
Темным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом -
Сад прозрачный, легкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На березах - серые сережки
И ветвей плакучих кружева,

А на кленах - дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней - долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.

                          1906 г.

Когда начинаешь читать стихотворения Ивана Алексеевича Бунина, сразу же, будто по волшебству (с которым нельзя не сравнить его творчество)  оживает все вокруг.

Для своего исследования я выбрала два стихотворения поэта  «Из окна» и «Полевые цветы.

Анализируя эти произведения, я почувствовала красоту родного края.

В одном  произведении  И. А. Бунин показывает  читателю заморские цветы, которые  красуются  в витринах дорогих цветочных магазинов:

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы…

 Но эти цветы  не знают, что такое мороз и холод в отличие от обычных русских полевых цветов:  

Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
          Бунин  показывает нам истинную красоту полевых цветов.  Ведь они   впитали в себя вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра:

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами:

Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Во втором стихотворении поэт восхищается садом, где растут яблони, березы, клены, которые своим изяществом очаровывают:

…за балконом -
Сад прозрачный, легкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На березах - серые сережки
И ветвей плакучих кружева…

Я обратила внимание на то, что природа в  стихотворениях Бунина одухотворена: «метели пугают», «весна взрастила», «цветы говорят».

В этих стихотворениях поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов, изысканных оттенков и звуков: узор золотой, изумрудно-яркая трава, сизые дорожки, голубая  даль. По моему мнению, это помогло И.А. Бунину  показать родную природу во всей её красоте.

 Читая стихотворения, я как будто слышала звуки природы и чувствовала  аромат полевых цветов и сада.

Я считаю, что поэт  признается в любви к цветам, к саду, а тем самым признается в любви к своей родине. Ведь автор делится с читателем своей тоской по  природе родного края:

Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

        Эту тоску подчеркивают встречающиеся в стихотворениях многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности.

Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления о родине, по которой скучаешь, не могут быть бурными.

В разных частях земного шара природа отличается.  Родная природа для каждого человека - своя. Например, для одних людей, природа родного края, это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб.  Для третьих - это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью. Есть родная природа, природа елецкого края - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы.

Это стихотворение написано в 1887 году, а за границу И.А. Бунин уехал лишь в 1920 г. Поэтому я полностью уверена в том, что он скучал по родному елецкому краю.

Меня поразили стихотворения Бунина своей напевностью и мелодичностью.

Работа с текстами стихотворений.

- Включимся в исследование и посмотрим, при помощи каких художественных средств автор выражает свою любовь к родному краю.

- Какие вы знаете художественные средства, которые    используются  в поэтической речи?

  • эпитеты,
  • олицетворения,
  • метафоры,
  • сравнения

-Давайте вспомним определения этих художественных средств.

Работа у интерактивной доски.

Задание: найдите  соответствия.

ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

Олицетворение - перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

- Как вы считаете, что помогает поэту в своих произведениях так выражать любовь к родному краю?

Ответы обучающихся: многочисленные эпитеты (тонкие запахи, золотой узор, стыдливая красота, весна благовонная, прозрачный, легкий сад, дымчато-сквозная вуаль, стыдливая красота, изумрудно-яркая трава, бурные грозы), метафоры (кружева ветвей, ветви-вышивки….), олицетворения (о них уже говорила Вероника, но не назвала определения этого художественного средства:  «метели пугают», «весна взрастила», «цветы говорят»).

Поэт использует самые изысканные художественные средства, чтобы передать свою любовь к природе. Любовь к природе – это и есть любовь к родине. Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы ее берегли. Недаром в России 2013 год, в соответствии с Указом Президента В.В. Путина, объявлен годом охраны окружающей среды.

Проведению данного урока предшествовала подготовительная работа, в ходе которой вы должны были найти те стихотворения И.А. Бунина, где на ваш взгляд достаточно ярко отражается образ Ельца.  Я предлагаю послушать стихотворения.

                      Ученица читает стихотворение И.А. Бунина наизусть.

«Кружево»

Весь день метель. За дверью у соседа
Стучат часы и каплет с окон лед.
У барышни-соседки с мясоеда
Поет щегол. А барышня плетет.

Сидит, выводит крестики и мушки,
Бледна, как снег, скромна, как лен в степи.
Темно в уездной крохотной избушке,
Наскучили гремучие коклюшки,
Весна идет... Да как же быть? Терпи.

Синеет дым метели, вьются галки
Над старой колокольней… День прошел,
А толку что? - Текут с окна мочалки,
И о весне поет щегол.

-Какие символы Ельца  ты нашла в данном стихотворении?

(Елецкие кружева)

Ученица. Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и превратилось  в Ельце в художественный промысел. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Особенностью елецкого кружева является легкость, воздушность. Я думаю, что в этом стихотворении И.А. Бунин описал эпизод кружевоплетения одной елецких барышень.

Учитель. Кружевоплетение – длительный, кропотливый процесс, который требует от работницы немалого терпения.  Приходится много сидеть, согнувшись, что не так уж благотворно действует на организм человека.

Физкульминутка.

Учитель. И.А. Бунин жил и работал в конце XIXв. -  начале XX, но Елец является уникальной  сокровищницей культуры, он не перестает волновать умы и сердца современных поэтов, таких, как С.Н. Коновалов, который тоже писал стихотворения о Ельце, его именем называется ежегодно проводимый в нашем городе  конкурс чтецов.

Давайте сделаем следующую остановку  и заглянем  на улицу Коммунаров, дом 103б.

Федоринина Виталина, которая побывала на этой улице, расскажет, чем может быть вызван наш интерес к этому дому.

Ученица. В этом доме жил  замечательный елецкий поэт Сергей Николаевич Коновалов. Тяжелая болезнь приковала его к постели. Пытаясь найти смысл своего существования, он начал писать стихи. Щедро наделенный от природы талантом, Сергей Николаевич создал произведения, проникнутые искренней любовью и гордостью к городу, землякам, Отчизне. Интерес к Ельцу, древнему как сама Русь, красной нитью проходит через всё  его творчество.

Давайте обратимся к его стихотворениям и почувствуем  силу  любви поэта к родному городу.

Елецкая ярмарка.

Рояльная гармошка заливистою трелью

Проснувшегося города молчанье рассекла,

Давая старт короткому и буйному веселью

И будоража радостью и души, и тела.

В Ельце сегодня ярмарка, и, росами умытый,

Заранее наряженный, как молодой жених,

Стараниями управы с утра водой политый,

Он радость предвкушает! Настал желанный миг!

Цветами разукрашены торговые лабазы,

Заваленным товарам прилавкам нет конца,

Кишащий муравейник и не охватишь  глазом,

Здесь собралось, наверное, не меньше пол - Ельца!

 Да что там пол - Ельца-то! Не меньше половины

Всей матушки России, похоже, собралось!

-Каким предстает Елец в стихотворении С.Н. Коновалова?

(1 ученик. Веселым, праздничным; упоминается о главном музыкальном инструменте нашего города – рояльной гармошке. Её изготовляли в Ельце в прошлых веках. Сегодня, к сожалению, этот промысел, в отличие от кружевоплетения, утерян. Но сохранилась особая игра на гармони, которая получила широкую известность во всей России.

2  ученик. Елец с давних  времен был купеческий город, в нём сильны традиции торгового дела. Поэтому ярмарки часто проводились и проводятся сейчас в нашем городе.)

3 ученик. А мы всем классом недавно посетили музей Народных ремёсел и видели там и рояльные гармошки, сделанные елецкими умельцами, и предметы домашнего обихода горожан начала 20 века, и знаменитое елецкое кружево.

Учитель. Образы рояльной гармошки, ярмарки в стихотворении С.Н. Коновалова — подтверждение мысли о том, что поэт очень любил свой родной город и хорошо знал его историю. С.Н. Коновалов заслуживает, чтобы знали его и помнили о нём те, кому дорога наша малая родина, её традиции, культура.

Учитель. А мы продолжаем наше путешествие. (На экране появляется СОШ №3). А вот СОШ №3. Здесь долгое время работал учителем физкультуры местный поэт,  который и сейчас прославляет  наш родной город в своих стихотворениях, -  Ю.В.  Ширяев.

(Появляется портрет Ю.В. Ширяева)

Учащийся о творчестве Ю. Ширяева. Его творчество – еще одна звезда на небосклоне елецкой поэзии. Автор многочисленных поэтических сборников, краевед, исполнитель  собственных песен.

        По словам самого Ю. В. Ширяева, стихи начал писать в начале 80-х годов, не придавая им серьезного значения, т.к. писал, в основном, шутливые посвящения, эпиграммы, песни для друзей. Серьезная поэзия захватила его в 1990 году, когда оставил занятия спортом.

        В своих стихах поэт с невероятною любовью изображает  природу, историю родного края, воспроизводит неповторимый облик древнего города.  «Стоит на прошлом наш Елец», - утверждает Ю. Ширяев.

Елец Ширяева - это Елец Бунина, город с древней историей и православными традициями.

- Чтобы подтвердить эту мысль, давайте  прослушаем стихотворение Ю.В. Ширяева.

Ученица читает наизусть стихотворение Ю.В. Ширяева.

Декабрь в Ельце.

Собора Вознесенского синеют купола.

Земля под первым снегом так девственно бела!

Декабрь волшебной шубой укутал мой Елец,

На крышах и заборах зимы седой венец.

Крестов в морозном небе ловлю холодный блеск,

На башенных курантах –победный звона всплеск.

Дыханье ледяное трет щеки докрасна.

Клубится, паром дышит сквозь проруби Сосна.

А за рекой Сосною сугробы намело.

День в сизой дымке тает. Все мертво и бело.

- Каков Елец у Юрия Ширяева, какие чувства возникают  после прочтения этого стихотворения?

-Присутствуют ли в этом стихотворении знакомые и любимые нам образы родного  города?

(Вознесенский Собор - главный православный храм города Ельца, памятник архитектурного зодчества. Он примечателен тем, что является третьим по величине Храмом в России после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве).

Учитель. Поэту  удалось передать в стихотворении сокровенные чувства, нарисовать живописную картину родного города во всей его  прелести и очаровании.

Мы с вами прослушали несколько стихотворений поэтов-земляков, от классики до современности.

- Давайте попробуем сравнить эти произведения и найти что-то общее и отличное, что присутствует в этих стихотворениях.

(Говоря о родном городе, о малой родине, И.А. Бунин восхищается красотой его природы;  С.Н. Коновалов, упоминая о символах Ельца «рояльной гармошке», «елецкой  ярмарке», помогает определить место маленького города в общероссийской истории; Ю.Н. Ширяев, живописуя облик родного города, позволяет острее ощутить принадлежность к этой прекрасной земле. Во всех стихотворениях прослеживается любовь к родному краю, будь – то поэт-классик или современный поэт.)

Задание. Составьте синквейн,  посвященный  творчеству поэтов-земляков.

(На доске появляются правила составления синквейна)

Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

(обучающиеся работают под симфонию  Т. Хренникова)

Чтение обучающимися синквейнов.

(слайд «Виды города Ельца», символы Ельца: гармошка, собор, природа, город-воинской славы и др.)

Учитель. Творчество поэтов-земляков составляет славу нашего родного города. Течет время, сменяются  века, но Елец вечен всегда, как вечно творчество его неисчерпаемых талантов. Наш город  – это сокровищница русской национальной культуры,  культурный центр Черноземья, жемчужина России. «Всему начало здесь, в краю моем родимом…» Поэтому город Елец имеет достаточный потенциал как перспективный центр особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.  Совсем не случайны выбранные слова эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку:

В стране великой и красивой

С душой, открытой для любви,

На радость матери-России,

Земля елецкая, живи!

Юрий Ширяев

- Прокомментируйте слова эпиграфа!

  1. Подведение итогов урока.

Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти, в ваших сердцах. Хочется, чтобы вы гордились своей малой родиной и в недалёком будущем прославили её своими делами так же, как поэт-классик И.А.Бунин, поэты современности: …Горсков, С.Н. Коновалов, Ю.В. Ширяев.

- Ребята, по ходу нашего путешествия мы составили с вами карту «По следам поэтов-земляков», наша работа не исчезнет бесследно. Мы отправим её на конкурс, который в настоящее время проходит в городе Ельце и приурочен он к 60-летию образования  Липецкой области. Наша карта войдет в создаваемый «Банк путеводителей по родным местам».

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок краеведения "Моя малая родина -Красноселье"

Методические рекомендации:  Данный урок-конференцию можно проводить в любом классе среднего звена.Тема рассчитана на 1 урок. Данный материал можно использовать для классного часа,...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках краеведения.

Преимущества применения компьютерных технологий в образовательном процессе....

Материал к уроку краеведения 9 класс: презентация "Саратовцы в войне 1812 года"

В презентации рассказывается о наиболее известных участниках событий 1812 года - уроженцах Саратовского края....

Урок краеведения в 8 классе "ООПТ Пермского края"

Форма урока: мини-лекция, сопровожденная презентацией. Носит познавательный характер.Включена викторина....

Документальный материал к урокам краеведения

                                                      ...

Летопись родного края –дополнительный материал к урокам краеведения

Главной целью работы стал анализ литературы и систематизация краеведческого материала. По данной теме нет ни одной книги, полностью посвященной истории названия улиц нашего города. Несмотря...

Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"

Разработка урока с презентацией...