Урок краеведения
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме
Урок-путешествие «Всему начало здесь, в краю моем родимом…» (по лирике поэтов-земляков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие «Всему начало здесь, в краю моем родимом…» (по лирике поэтов-земляков)
В стране великой и красивой
С душой, открытой для любви,
На радость матери-России,
Земля елецкая, живи!
Юрий Ширяев
Цели урока:
- познакомить обучающихся с произведениями поэтов-земляков;
- пробудить их интерес к истории родного города;
- формировать осознанные умения и навыки работы с поэтическим текстом, навыки выразительного чтения;
- развивать образное восприятие действительности;
- воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к малой родине, чувство национальной гордости.
Форма проведения: урок-путешествие
Оборудование:
- медиапроектор, компьютерная презентация по теме урока.
Наглядность:
- выставка сборников стихотворений поэтов родного края.
Ход урока
- Оргмомент.
- Работа по теме урока.
- Слово учителя.
- Ребята любите ли вы путешествовать? Разумеется, любите! А куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны, но такие путешествия многим не доступны. Можно совершить такое путешествие, которого не найдешь на карте, но которое всем доступно, очень интересно и увлекательно. Это путешествие в мир произведений поэтов, наших земляков, которые жили, живут, творили и творят под сенью «великого града Ельца».
Учитель читает стихотворение наизусть.
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
1909 г.
Помогут нам совершить это путешествие стихотворения местных поэтов, в которых возникает образ нашего родного и любимого города.
В ходе занятия мы должны понять, какое же место занимал Елец в их творчестве.
Свой якорь будем бросать у гаваней, местечек г. Ельца, связанных с творчеством:
-И.А. Бунина
-С.Н. Коновалова
-Ю.В. Ширяева
Каждая из них приоткроет нам дверь в удивительный мир поэзии земли елецкой.
(На экране на доске при помощи ПК появляются виды Ельца. Звучит музыка…)
Моему городу
Вдоль быстрых вод холмы крутые,
Олень и ель в твоем гербе
Не грозен, но щитом России
Быть уготовано тебе.
Когда бесчисленные орды
Текли, чтоб Русь забрать в полон,
На их пути бесстрашно,гордо
Ты встал, мой город, как заслон.
Растоптанный, дотла сожженный,
Казалось стерт с лица земли,
Ты вновь вставал, непокоренный,
Вставал средь пепла и золы.
В дружину Дмитрия Донского
Благославлял своих сынов,
Когда на Поле Куликовом
Тот в бегство обратил врагов.
Да и в суровом сорок первом
Девизом было у ельчан:
"Не пропустили Тамерлана,
И не пройдет Гудериан".
Через пожар войны ельчанин
Шел до победного конца,
И на поверженном рейхстаге
Он начертал: "МЫ ИЗ ЕЛЬЦА".
(Чтец выразительно читает этот отрывок наизусть.)
Учитель. Эти вдохновенные строки местный поэт Олег Горсков посвятил своей малой родине, земле, где живет его Муза. Любовь к родному краю, к его провинциальной красоте, к жителям города прослеживается в стихотворениях поэтов прошлого века и современных.
Итак, начнём наше своеобразное путешествие в мир поэзии! В путь! Нас ждет первая остановка «Улица Горького, д.16».
(На экране появляется музей И.А. Бунина).
Учитель. “Я родился полвека тому назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе... Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой снежное безграничное море, летом — море хлебов, трав и цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...» -так писал в своем романе «Жизнь Арсеньева» наш земляк И.А. Бунин, за который он был награжден Нобелевской премией.
– Что это за премия и кому ее вручают? (Названа она в честь ее основателя Нобеля; вручают людям, внесшим вклад в развитие какой-либо науки.)
В этом доме на этой улице жил замечательный русский поэт, наш земляк И.А. Бунин в годы обучения в елецкой мужской гимназии. В настоящее время имя И.А.Бунина увековечено в этом литературно-мемориальном музее.
(появляется портрет И.Бунина)
Именно в этой гимназии мы с вами говорим о творчестве Бунина.
Писать стихи Иван Алексеевич начал с самого раннего детства и писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. В своих стихотворениях он воспевал красоту русской глубинки, именно елецкая земля стала своеобразной Музой для будущего признанного поэта.
- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия(стихи)от прозы?
- стихотворная форма;
- четкий ритм;
- рифма;
- чувства автора.
(Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее, лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.)
Память И. А. Бунина сохранила все лучшее и прекрасное, что было связано с городом Ельцом, городом его юности:
Ты видишь - я красы твоей не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю...
Обетованному отеческому краю
Я приношу остаток гордых сил.
Елец… Образ города, в котором мы живем, в котором прошло детство Бунина, многократно возникает в его поэзии.
О любви И.А. Бунина к родному краю нам расскажет Киселевич Вероника, которая провела небольшое исследование, сравнив 2 стихотворения поэта.
(Тексты стихотворений на столах, давайте прочитаем и посмотрим, какие художественные приёмы использует автор для того, чтобы выразить своё восхищение родным краем).
Выразительное чтение стихотворений обучающимися.
«Полевые цветы»
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
1887 г.
«Из окна»
Ветви кедра - вышивки зеленым
Темным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом -
Сад прозрачный, легкий, точно дым:
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На березах - серые сережки
И ветвей плакучих кружева,
А на кленах - дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней - долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.
1906 г.
Когда начинаешь читать стихотворения Ивана Алексеевича Бунина, сразу же, будто по волшебству (с которым нельзя не сравнить его творчество) оживает все вокруг.
Для своего исследования я выбрала два стихотворения поэта «Из окна» и «Полевые цветы.
Анализируя эти произведения, я почувствовала красоту родного края.
В одном произведении И. А. Бунин показывает читателю заморские цветы, которые красуются в витринах дорогих цветочных магазинов:
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы…
Но эти цветы не знают, что такое мороз и холод в отличие от обычных русских полевых цветов:
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Бунин показывает нам истинную красоту полевых цветов. Ведь они впитали в себя вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра:
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Во втором стихотворении поэт восхищается садом, где растут яблони, березы, клены, которые своим изяществом очаровывают:
…за балконом -
Сад прозрачный, легкий, точно дым:
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На березах - серые сережки
И ветвей плакучих кружева…
Я обратила внимание на то, что природа в стихотворениях Бунина одухотворена: «метели пугают», «весна взрастила», «цветы говорят».
В этих стихотворениях поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов, изысканных оттенков и звуков: узор золотой, изумрудно-яркая трава, сизые дорожки, голубая даль. По моему мнению, это помогло И.А. Бунину показать родную природу во всей её красоте.
Читая стихотворения, я как будто слышала звуки природы и чувствовала аромат полевых цветов и сада.
Я считаю, что поэт признается в любви к цветам, к саду, а тем самым признается в любви к своей родине. Ведь автор делится с читателем своей тоской по природе родного края:
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
Эту тоску подчеркивают встречающиеся в стихотворениях многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности.
Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления о родине, по которой скучаешь, не могут быть бурными.
В разных частях земного шара природа отличается. Родная природа для каждого человека - своя. Например, для одних людей, природа родного края, это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб. Для третьих - это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью. Есть родная природа, природа елецкого края - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы.
Это стихотворение написано в 1887 году, а за границу И.А. Бунин уехал лишь в 1920 г. Поэтому я полностью уверена в том, что он скучал по родному елецкому краю.
Меня поразили стихотворения Бунина своей напевностью и мелодичностью.
Работа с текстами стихотворений.
- Включимся в исследование и посмотрим, при помощи каких художественных средств автор выражает свою любовь к родному краю.
- Какие вы знаете художественные средства, которые используются в поэтической речи?
- эпитеты,
- олицетворения,
- метафоры,
- сравнения
-Давайте вспомним определения этих художественных средств.
Работа у интерактивной доски.
Задание: найдите соответствия.
ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Олицетворение - перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.
- Как вы считаете, что помогает поэту в своих произведениях так выражать любовь к родному краю?
Ответы обучающихся: многочисленные эпитеты (тонкие запахи, золотой узор, стыдливая красота, весна благовонная, прозрачный, легкий сад, дымчато-сквозная вуаль, стыдливая красота, изумрудно-яркая трава, бурные грозы), метафоры (кружева ветвей, ветви-вышивки….), олицетворения (о них уже говорила Вероника, но не назвала определения этого художественного средства: «метели пугают», «весна взрастила», «цветы говорят»).
Поэт использует самые изысканные художественные средства, чтобы передать свою любовь к природе. Любовь к природе – это и есть любовь к родине. Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы ее берегли. Недаром в России 2013 год, в соответствии с Указом Президента В.В. Путина, объявлен годом охраны окружающей среды.
Проведению данного урока предшествовала подготовительная работа, в ходе которой вы должны были найти те стихотворения И.А. Бунина, где на ваш взгляд достаточно ярко отражается образ Ельца. Я предлагаю послушать стихотворения.
Ученица читает стихотворение И.А. Бунина наизусть.
«Кружево»
Весь день метель. За дверью у соседа
Стучат часы и каплет с окон лед.
У барышни-соседки с мясоеда
Поет щегол. А барышня плетет.
Сидит, выводит крестики и мушки,
Бледна, как снег, скромна, как лен в степи.
Темно в уездной крохотной избушке,
Наскучили гремучие коклюшки,
Весна идет... Да как же быть? Терпи.
Синеет дым метели, вьются галки
Над старой колокольней… День прошел,
А толку что? - Текут с окна мочалки,
И о весне поет щегол.
-Какие символы Ельца ты нашла в данном стихотворении?
(Елецкие кружева)
Ученица. Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и превратилось в Ельце в художественный промысел. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Особенностью елецкого кружева является легкость, воздушность. Я думаю, что в этом стихотворении И.А. Бунин описал эпизод кружевоплетения одной елецких барышень.
Учитель. Кружевоплетение – длительный, кропотливый процесс, который требует от работницы немалого терпения. Приходится много сидеть, согнувшись, что не так уж благотворно действует на организм человека.
Физкульминутка.
Учитель. И.А. Бунин жил и работал в конце XIXв. - начале XX, но Елец является уникальной сокровищницей культуры, он не перестает волновать умы и сердца современных поэтов, таких, как С.Н. Коновалов, который тоже писал стихотворения о Ельце, его именем называется ежегодно проводимый в нашем городе конкурс чтецов.
Давайте сделаем следующую остановку и заглянем на улицу Коммунаров, дом 103б.
Федоринина Виталина, которая побывала на этой улице, расскажет, чем может быть вызван наш интерес к этому дому.
Ученица. В этом доме жил замечательный елецкий поэт Сергей Николаевич Коновалов. Тяжелая болезнь приковала его к постели. Пытаясь найти смысл своего существования, он начал писать стихи. Щедро наделенный от природы талантом, Сергей Николаевич создал произведения, проникнутые искренней любовью и гордостью к городу, землякам, Отчизне. Интерес к Ельцу, древнему как сама Русь, красной нитью проходит через всё его творчество.
Давайте обратимся к его стихотворениям и почувствуем силу любви поэта к родному городу.
Елецкая ярмарка.
Рояльная гармошка заливистою трелью
Проснувшегося города молчанье рассекла,
Давая старт короткому и буйному веселью
И будоража радостью и души, и тела.
В Ельце сегодня ярмарка, и, росами умытый,
Заранее наряженный, как молодой жених,
Стараниями управы с утра водой политый,
Он радость предвкушает! Настал желанный миг!
Цветами разукрашены торговые лабазы,
Заваленным товарам прилавкам нет конца,
Кишащий муравейник и не охватишь глазом,
Здесь собралось, наверное, не меньше пол - Ельца!
Да что там пол - Ельца-то! Не меньше половины
Всей матушки России, похоже, собралось!
-Каким предстает Елец в стихотворении С.Н. Коновалова?
(1 ученик. Веселым, праздничным; упоминается о главном музыкальном инструменте нашего города – рояльной гармошке. Её изготовляли в Ельце в прошлых веках. Сегодня, к сожалению, этот промысел, в отличие от кружевоплетения, утерян. Но сохранилась особая игра на гармони, которая получила широкую известность во всей России.
2 ученик. Елец с давних времен был купеческий город, в нём сильны традиции торгового дела. Поэтому ярмарки часто проводились и проводятся сейчас в нашем городе.)
3 ученик. А мы всем классом недавно посетили музей Народных ремёсел и видели там и рояльные гармошки, сделанные елецкими умельцами, и предметы домашнего обихода горожан начала 20 века, и знаменитое елецкое кружево.
Учитель. Образы рояльной гармошки, ярмарки в стихотворении С.Н. Коновалова — подтверждение мысли о том, что поэт очень любил свой родной город и хорошо знал его историю. С.Н. Коновалов заслуживает, чтобы знали его и помнили о нём те, кому дорога наша малая родина, её традиции, культура.
Учитель. А мы продолжаем наше путешествие. (На экране появляется СОШ №3). А вот СОШ №3. Здесь долгое время работал учителем физкультуры местный поэт, который и сейчас прославляет наш родной город в своих стихотворениях, - Ю.В. Ширяев.
(Появляется портрет Ю.В. Ширяева)
Учащийся о творчестве Ю. Ширяева. Его творчество – еще одна звезда на небосклоне елецкой поэзии. Автор многочисленных поэтических сборников, краевед, исполнитель собственных песен.
По словам самого Ю. В. Ширяева, стихи начал писать в начале 80-х годов, не придавая им серьезного значения, т.к. писал, в основном, шутливые посвящения, эпиграммы, песни для друзей. Серьезная поэзия захватила его в 1990 году, когда оставил занятия спортом.
В своих стихах поэт с невероятною любовью изображает природу, историю родного края, воспроизводит неповторимый облик древнего города. «Стоит на прошлом наш Елец», - утверждает Ю. Ширяев.
Елец Ширяева - это Елец Бунина, город с древней историей и православными традициями.
- Чтобы подтвердить эту мысль, давайте прослушаем стихотворение Ю.В. Ширяева.
Ученица читает наизусть стихотворение Ю.В. Ширяева.
Декабрь в Ельце.
Собора Вознесенского синеют купола.
Земля под первым снегом так девственно бела!
Декабрь волшебной шубой укутал мой Елец,
На крышах и заборах зимы седой венец.
Крестов в морозном небе ловлю холодный блеск,
На башенных курантах –победный звона всплеск.
Дыханье ледяное трет щеки докрасна.
Клубится, паром дышит сквозь проруби Сосна.
А за рекой Сосною сугробы намело.
День в сизой дымке тает. Все мертво и бело.
- Каков Елец у Юрия Ширяева, какие чувства возникают после прочтения этого стихотворения?
-Присутствуют ли в этом стихотворении знакомые и любимые нам образы родного города?
(Вознесенский Собор - главный православный храм города Ельца, памятник архитектурного зодчества. Он примечателен тем, что является третьим по величине Храмом в России после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве).
Учитель. Поэту удалось передать в стихотворении сокровенные чувства, нарисовать живописную картину родного города во всей его прелести и очаровании.
Мы с вами прослушали несколько стихотворений поэтов-земляков, от классики до современности.
- Давайте попробуем сравнить эти произведения и найти что-то общее и отличное, что присутствует в этих стихотворениях.
(Говоря о родном городе, о малой родине, И.А. Бунин восхищается красотой его природы; С.Н. Коновалов, упоминая о символах Ельца «рояльной гармошке», «елецкой ярмарке», помогает определить место маленького города в общероссийской истории; Ю.Н. Ширяев, живописуя облик родного города, позволяет острее ощутить принадлежность к этой прекрасной земле. Во всех стихотворениях прослеживается любовь к родному краю, будь – то поэт-классик или современный поэт.)
Задание. Составьте синквейн, посвященный творчеству поэтов-земляков.
(На доске появляются правила составления синквейна)
Правила составления
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
(обучающиеся работают под симфонию Т. Хренникова)
Чтение обучающимися синквейнов.
(слайд «Виды города Ельца», символы Ельца: гармошка, собор, природа, город-воинской славы и др.)
Учитель. Творчество поэтов-земляков составляет славу нашего родного города. Течет время, сменяются века, но Елец вечен всегда, как вечно творчество его неисчерпаемых талантов. Наш город – это сокровищница русской национальной культуры, культурный центр Черноземья, жемчужина России. «Всему начало здесь, в краю моем родимом…» Поэтому город Елец имеет достаточный потенциал как перспективный центр особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Совсем не случайны выбранные слова эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку:
В стране великой и красивой
С душой, открытой для любви,
На радость матери-России,
Земля елецкая, живи!
Юрий Ширяев
- Прокомментируйте слова эпиграфа!
- Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти, в ваших сердцах. Хочется, чтобы вы гордились своей малой родиной и в недалёком будущем прославили её своими делами так же, как поэт-классик И.А.Бунин, поэты современности: …Горсков, С.Н. Коновалов, Ю.В. Ширяев.
- Ребята, по ходу нашего путешествия мы составили с вами карту «По следам поэтов-земляков», наша работа не исчезнет бесследно. Мы отправим её на конкурс, который в настоящее время проходит в городе Ельце и приурочен он к 60-летию образования Липецкой области. Наша карта войдет в создаваемый «Банк путеводителей по родным местам».
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок краеведения "Моя малая родина -Красноселье"
Методические рекомендации: Данный урок-конференцию можно проводить в любом классе среднего звена.Тема рассчитана на 1 урок. Данный материал можно использовать для классного часа,...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках краеведения.
Преимущества применения компьютерных технологий в образовательном процессе....
Материал к уроку краеведения 9 класс: презентация "Саратовцы в войне 1812 года"
В презентации рассказывается о наиболее известных участниках событий 1812 года - уроженцах Саратовского края....
Урок краеведения в 8 классе "ООПТ Пермского края"
Форма урока: мини-лекция, сопровожденная презентацией. Носит познавательный характер.Включена викторина....
Летопись родного края –дополнительный материал к урокам краеведения
Главной целью работы стал анализ литературы и систематизация краеведческого материала. По данной теме нет ни одной книги, полностью посвященной истории названия улиц нашего города. Несмотря...
Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"
Разработка урока с презентацией...