Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков краеведения в 5 классе
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на основе учебника "Слово о родной земле". Автор - составитель Л.М. Пальман.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_liter._kraeved._5_kl._palman.docx | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 города Кузнецка
«Рассмотрено» ШМО учителей гуманитарного цикла ________(Н.В.Белова) Протокол №___ от________ | «Согласовано» Зам.директора школы по УВР _____________(Т.В.Терентьева) _________________2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №14 города Кузнецка ____________(Ю.В.Чернышова) Приказ №___ от ___________ |
Рабочая программа
по литературному краеведению
для 5а, 5в классов
на 2013-2014 уч. год
Всего часов на учебный год – 35
Количество часов в неделю –1
Составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка, в соответствии с программой «Литературное краеведение» Л.М. Пальман. - М.: «Просвещение», 1996 г.
Учебник - «Слово о родной земле» 5,6 класс. (Л.М. Пальман). – Пенза, 1996 г.
Учитель: Никитина Татьяна Александровна
Категория
Стаж
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному краеведению для V класса составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка и программы общеобразовательных учреждений «Литературное краеведение» Л.М. Пальман. - М.: Просвещение, 1996. Она учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. На уроках краеведения они учатся воспринимать литературу как искусство слова, понимать эстетическую сторону текста, образную его природу.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности обучающегося с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Содержание обучения литературному краеведению в 5 классе направлено на формирование функциональной грамотности, способствует общему развитию и воспитанию обучающегося. Успешность изучения литературного краеведения обеспечивает результативность обучения другим предметам. Специфика курса литературного краеведения заключается в его тесной интеграции с другими предметами:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, первые пробы пера (сочинение сказок, рассказов, забавных историй и т.д.);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник передал свое понимание прочитанного;
- с уроками природоведения: иметь представление о народах Пензенского края, их занятиях, быте, орудиях труда, вере; разнообразие животного и растительного мира, особенности климата;
Эти предметы представляют собой единый курс, в котором обучение сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного края. В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, историей родного края.
Цели обучения.
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
- расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, нравственных чувств (уважения к культуре многонациональной России, патриотизма, гордости за свою родину);
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать.
В основе программы по литературному краеведению лежат следующие задачи:
- знакомство с литературно-художественными ценностями края;
- воспитание у обучающихся позиции «художник слова».
Первая задача предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия народностей края; развивает художественный кругозор обучающихся.
Вторая задача позволяет привить любовь к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории.
Работа в этом направлении способствует развитию обучающихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поиску нового, раскрывается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ №14 города Кузнецка.
Учебный план МБОУ СОШ №14 города Кузнецка отводит на изучение литературного краеведения в 5 классе 1 час в неделю. Количество учебных часов за год – 35.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. С чего начинается Родина? | 1 |
Страницы прошлого | 1 |
Фольклор. Народные сказки | 6 |
Народные сказки татар, мордвы, чувашей | 3 |
Литературные сказки | 3 |
И. Крылов и Пензенский край | 4 |
Н. Катков и Пензенский край | 2 |
М.Ю. Лермонтов и Пензенский край | 5 |
Пензенские писатели - детям | 9 |
Резервный урок | 1 |
Содержание тем учебного курса.
«С чего начинается Родина?»
Введение. Ваш учебник. С чего начинается Родина. К. Симонов «Родина».
«Страницы прошлого».
В. Тушнова «Вот говорят: Россия…», А. Яшин «В несметном нашем богатстве…», М. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю», Ф. Ракушин «В декабре светит солнышко редко…», Б. Милавин «Я в лес вхожу. Какая благодать!».
Фольклор. Народные сказки.
А.Анисимова «О Поиме, его сказках и песнях», «Охотник и колдун», «Иван Зеленый».
Народные сказки мордвы, чувашей и татар.
Мордовские народные сказки «Юрт-ава», «Красавица Варана». Татарские сказки. Г. Тукай «Шурале».
Литературные сказки.
А.П. Анисимова «Птица Радость», Стихи и припевки А.А. Анисимовой «Мчатся поезда», «На берегу реки Вороны», «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит».
Иван Андреевич Крылов и Пензенский край.
Басни И.А. Крылова. Ода «Уединение», «Вдали от ваших гордых стен», «Свинья под дубом».
Николай Иванович Катков и Пензенский край.
«Река и Океан», «Басня про Петю».
Михаил Юрьевич Лермонтов и Пензенский край.
Край детства – Тарханы. «Ашик – Кериб».
Пензенские писатели – детям.
В.К. Звягинцева «Поездная», «Нет, не заменит ничто», «Калитка». В.Д. Агапов «В Чаадаевке», «В селе Абашеве».
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
В результате изучения литературы обучающийся должен
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации их можно употребить;
уметь:
- работать с книгой, правильно читать;
- определять тему, главную мысль произведения, структуру текста;
- соотносить содержание с иллюстрациями;
- характеризовать героев, выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
- владеть различными видами пересказа.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения устных и письменных высказываний;
- участия в диалоге;
- аргументации своей точки зрения.
Литература.
- Слово о родной земле. Учебная хрестоматия для 5-6 классов. Автор-составитель Л.М. Пальман. – Пенза, 1996.
- Анализ художественного текста. Автор-составитель О.В.Касперская.
- Е.Н. Никитина. Русская речь. – М., «Дрофа», 2005 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 города Кузнецка
«Рассмотрено» ШМО учителей гуманитарного цикла ________(Н.В.Белова) Протокол №___ от________ | «Согласовано» Зам.директора школы по УВР _____________(Т.В.Терентьева) _________________2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №14 города Кузнецка ____________(Ю.В.Чернышова) Приказ №___ от ___________ |
Календарно-тематическое планирование
уроков литературного краеведения
в 5а, 5в классах
на 2013-2014 уч. год
Всего часов на учебный год – 35
Количество часов в неделю –1
Учебник - «Слово о родной земле» 5,6 класс. (Л.М. Пальман). – Пенза, 1996 г.
Учитель: Никитина Татьяна Александровна
Категория
Стаж
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. С чего начинается Родина? | ||
2 | «Страницы прошлого». | ||
3 | Фольклор. Малые формы фольклора родного края. | ||
4-5 | Русские народные сказки. «Охотник и колдун». | ||
6-7 | «Иван Зеленый». | ||
8 | Особенности сказок нашего края. | ||
9 | Народные сказки мордвы, чуваш, татар. «Юрт – ава». | ||
10 | «Красавица Варана». | ||
11 | Татарские сказки. Г. Тукай «Шурале». | ||
12-13 | А.П. Анисимова «Птица Радость». | ||
14 | Стихи и припевки А.П. Анисимовой. | ||
15 | И.А. Крылов и Пензенский край. | ||
16 | И.А. Крылов. Ода «Уединение». | ||
17 | |||
18 | Урок – игра по басням Крылова. | ||
19 | Н. Катков «Река и Океан». | ||
20 | Н. Катков «Басня про Петю». | ||
21-22 | М.Ю. Лермонтов и Пензенский край. | ||
23 | Пензенские источники. «Бородино». | ||
24-25 | М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик - Кериб». | ||
26 | В. Звягинцева «Поездная». | ||
27 | В. Звягинцева «Калитка». | ||
28 | В. Агапов «Березинка». | ||
29 | В. Агапов «В Чаадаевке». | ||
30 | В. Агапов «В селе Абашеве». | ||
31 | Урок – концерт (стихи, посвященные родному краю). | ||
32 | Пенза литературная. Подготовка к домашнему сочинению. | ||
33 | Экскурсия в юношескую библиотеку. | ||
34 | Писатели и поэты г. Кузнецка. | ||
35 | Резервный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 7 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 7 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 8 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 8 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Биболетовой 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Биболетовой 5 класс (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...