Урок по краеведению 6 класс "Голубое ожерелье Урала"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Урок по краеведению "Голубое ожерелье Урала" содержит конспект, приложение и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goluboe_ozherele_urala.doc | 85 КБ |
plan_raboty.doc | 21 КБ |
prays-list.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных учебных предметов № 124 г.Челябинска
Конспект урока на тему:
«Голубое ожерелье Урала»
Работу выполнила:
Старикова Ольга Владимировна
учитель географии,
высшая категория
Челябинск, 2013
Краеведение
6 класс
Тема урока «Голубое ожерелье Урала»
Программа: Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-8 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области/Под общей редакцией кандидата исторических наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008.
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Урок-путешествие
Средства обучения:
- Физическая карта Челябинской области
2. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС,2010
3. М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.- Челябинск .: Южно-Уральское книжное издательство, 2002.
4. Контурные карты по географии Челябинской области.-Челябинск:АБРИС,2010
5. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. Челябинск.: АБРИС, 2010.
6. Мультимедийный проектор
7. Экспертные листы, карточки с заданиями
Цель: Создание условий учащимся для знакомства с озерами Челябинской области и изучения темы урока.
Задачи урока
Образовательные:
1. Сформировать представление об озерах Челябинской области
2. Дать знания о происхождении озерных котловин
3. Закрепить знания номенклатуры
4. Показать значение озер для жизни и хозяйственной деятельности человека
Развивающие:
1. Способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся
2. Продолжить формирование умений работать с картами атласа, контурными картами
3. Способствовать развитию умений составлять характеристику озер при помощи карт атласа, текста учебника и другим источникам информации
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь учащихся к Родному краю
2. Воспитывать бережное отношение к природе
3. Формирование самостоятельности, умения работать в группе
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения
Приемы обучения:
Работа с картами атласа, контурными картами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника
Планируемые результаты работы:
Познавательные УУД: находить ( в учебниках и других источниках) достоверную информацию, анализировать ( выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы.
Регулятивные УУД: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно.
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Личностные УУД: осознавать, адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и сове поведение.
Содержание урока
1. Организационный момент | |
Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся |
Проверка отсутствующих, установление дисциплины | Учащиеся готовятся к уроку |
Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в очередной раз встретились с вами на уроке краеведения, чтобы продолжить изучение родного края, узнать новое, а также закрепить то, что вам уже было известно. Урал, а также природные объекты Урала часто встречаются в стихах южноуральских поэтов. И при изучении природы Урала невозможно обойтись без стихов Людмилы Татьяничевой. Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. Как девочки, Сосны босые Сбегают с заснеженных скал. Как вы думаете, что имела в виду Людмила Татьяничева, говоря: «Я вижу свой синий Урал»? Совершенно верно. Реки и озера. Я приглашаю вас в мир удивительной природной красоты, в мир тайны, тишины, легкого течения водной глади. Тема нашего урока сегодня «Голубое ожерелье Урала». В давние времена богатство Уральских гор охранял богатырь Семигор. Было у него волшебное хрусталь-зеркало. Глянешь в него и видишь, что под землей лежит. А неподалеку от Семигора жила завистливая колдунья. Утащила она зеркало, когда богатырь спал. Проснулся Семигор, хватился, что зеркала нет, и в погоню. Видит воровка, нагоняет богатырь, не уйти от расплаты, и бросила чудо-зеркало. Упало оно на скалы. Только и брызнули осколки, осыпали леса Урала. С тех пор сверкают в них, переливаются бесчисленные хрусталь-озера. Слайды озер В лугах, На ковровых просторах, Среди плодоносных полей, Лежат голубые озера Осколками древних морей. Л. Татьяничева | |
2.Этап усвоения новых знаний | |
Постановка задачи Южный Урал-край озер. И называют его так неслучайно. На территории Челябинской области их насчитывается около 3170. Среди них большие, глубокие, обмелевшие, прозрачные, светлые и темные, тинистые, заиленные, богатые рыбой и «мертвые». Ребята, а на каких озерах Челябинской области были вы? Озер много, изучить все невозможно. Сегодня на уроке мы рассмотрим самые поэтичные озера Челябинской области. Их называют «Младший брат Байкала», «Уральская Рица», «Голубая жемчужина». И вы примете самое активное участие в составлении характеристики этих озер. Сегодня вы выступите в необычной для себя роли. Вы будете представителями туристических фирм. Каждая туристическая фирма будет представлять свое озеро и ваша задача составить характеристику озера, представить его и доказать, что именно на это озеро нужно совершить экскурсию в первую очередь. Вы будете поделены на три группы, один человек от группы выберет озеро, которое вы будете представлять. В процессе добывания знаний в тетради вы будете заполнять таблицу, в которой будут данные и по озерам других туристических фирм. В конце урока вы должны представить прайс-лист вашей фирмы. На столах у каждой группы находится литература, необходимая вам для работы. Составлять характеристику будем по плану. 1. Географическое положение ( Район расположения). 2. Общая характеристика (площадь зеркала, объем воды, глубина; соленость воды; озеро сточное или бессточное) 3. Происхождение озерной котловины 4. Значение озера 5. Легенды и мистика | Деление учащихся на группы Работа в группах, заполнение листов, работа с литературой и планом |
3. Этап проверки выполнения учащимися поставленных задач | |
Организация работы с литературой, с планом, заполнение таблицы 1. Нужно указать в какой части Челябинской области находится озеро и в каком районе (атлас стр. 5, 6, 8) 2. Определить объем воды (атлас стр 12) Ребята, а на каких уроках вы определяли площадь? Какими способами вы это делали? Сейчас я предлагаю вам высчитать площадь зеркала озера способом, который вы раньше не использовали. А. взвесить 1кв.см (картон) Б. Вырезать фигуру озера из того же материала, взвесить. В. Составить пропорцию, посчитать с учетом масштаба. Соленость воды. Что это такое? Единица измерения? От чего зависит соленость? Что такое озеро сточное и бессточное? Почему озеро Увильды бессточное, а соленость у него невысокая? 3. Происхождение озерной котловины (сборник стр 43). Какие виды озерных котловин вы знаете? Каковы их характеристики? 4. Значение озера для человека и его хозяйственной деятельности? 5 Легенды и мистика | 1. Учащиеся работают с литературой, после каждого пункта плана заполняется таблица. 2. Учащиеся вырезают фигуру озера из картона, взвешивают на весах и определяют площадь озера |
Южный Урал буквально окутан легендами. Здесь каждый уголок таит секреты. Одни названия чего стоят-Тургояк, Зюраткуль, Увильды. И у каждого из них своя история. Красивы эти озера, красивы и легенды, сложенные о них. | Учащиеся выступают с легендами |
4 Этап закрепления нового материала | |
Ребята, теперь ваша задача заполнить прайс-лист и представить озеро таким образом, чтобы всем захотилось посетить его в первую очередь. | Выступают учащиеся с прайс - листами |
Вы все интересно представили свои озера и очень трудно выбрать какое- то одно. Озера, которые мы рассмотрели сегодня на уроке отнесены к гидрологическим памятникам природы Челябинской области. Но вместе с тем эти озера отнесены к числу ценнейших водоемов мира. Это значит, что они являются памятниками не только российского, но и мирового уровня. Экологические проблемы | Выделяют экологические проблемы |
5. Инструктаж домашнего задания | |
Объяснение домашнего задания
| Записывают домашнее задание |
6. Рефлексия | |
Наш урок подходит к концу. Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Для этого давайте выполним интересное задание. Это задание называется синквейн. В переводе с французского «пять», это значит стихотворение из пяти строк.
Например: 1. Перемена 2. Шумная, веселая 3. Бегаем, отдыхаем, едим 4. Отдыхать – не работать 5. Счастье Теперь по этому примеру, опишите свое отношение к прошедшему уроку. Всем спасибо за урок. | Выполняют задание |
Приложение
Характеристика озера | Увильды | Зюраткуль | Тургояк |
Географическое положение | Аргаяшский | Саткинский | Миасс |
Площадь зеркала, кв. км | 68,1 | 13,2 | 26,4 |
Объем воды, млн. м | 1014,0 | 82,8 | 507 |
Глубина, м | Средняя 14 макс. 38 | Средняя 4,5 макс. 9,5 | Средняя 19,2 макс. 32,5 |
Происхождение озерной котловины | тектоническое | тектоническое | тектоническое |
Предварительный просмотр:
План работы и источники литературы
1. Географическое положение (в какой части Чел.области находится, район распространения) География Челябинской области стр 60-61 в таблице
Краткий справочник Познай свой край стр 42 таблица
2. Объем воды География Челябинской области стр 60-61 в таблице
Краткий справочник Познай свой край стр 42 таблица
Глубина География Челябинской области стр 60-61 в таблице ( обозначена
Н ср- средняя глубина, Н макс -максимальная глубина). Называете обе.
Площадь зеркала считаем сами.
Соленость (соленое или пресное) текст География Челябинской области стр 62-63
Левит Южный Урал стр 54-55 текст
3. Происхождение озерной котловины текст учебника География Челябинской области стр 60-61. Краткий справочник Познай свой край стр 43 Зюраткуль тектоническое
4. Значение озера текст География Челябинской области стр 62, 64-65;
Левит Южный Урал стр 54-55 текст
Краткий справочник Познай свой край стр 44
5. Легенды в распечатке
Предварительный просмотр:
Внимание! Внимание! Внимание!
NEW Спецпредложение
Туристическая компания____________________________________
Приглашает вас посетить уникальный памятник природы Челябинской
области озеро_____________________________________________________
Программа________________________________________________________
_________________________________________________________________
Продолжительность экскурсии______________________________________
Здесь есть все условия для любителей:
Рыбной ловли____________________________________________________
Дайвинга________________________________________________________
Природы________________________________________________________
Туристических походов___________________________________________
Рисования_______________________________________________________
Археологии_____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по географии "Своеобразие природы Урала", 8 класс
Конспект урока по географии на тему "Своеобразие природы Урала"...
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
Интегрированный урок географии, экологии, химии "Богатства Урала и химические производства"
Урал- горная страна, протянувшаяся от Карского моря до степей Казахстана. Никакие другие горы России не имели столько названий: Рифейские,Гиперборейские, Большой Камень, Земной пояс. Урал ...
Конспект урока по географии "Природные уникумы Урала" (8 класс)
Данный ресурс предназначен для изучения нового материала по географии в 8 классе "Природные уникумы Урала" (учебник Бариновой И.И.). Обучающиеся знакомятся с природной уникальностью Урала на примере И...
Презентация по краеведению: "Зеленое ожерелье Петербурга" для 5-9 классов
В презентации дан обзор паркам и садам С-Петербурга, которые являются зелеными островками в огромном городе.Презентация может быть использована и на внеклассных мероприятиях по экологии....
Разработка урока по теме "Деление ядер урана. Цепная реакция"
Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов,...
Урок географии в 9 классе "Урал: освоение территории и хозяйство"
Изучение экономического развития районов России предполагает повторение ранее изученного материала и включения его в подготовку к ГИА. Поэтому на уроках географии в 3 четверти мною используетс...