Выступление на Верещагинских чтениях.
материал (краеведение) по теме
Из опыта работы по патриотическому воспитанию в малокомплектной сельской школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_kraevykh_chteniyakh.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст выступления на VIII Педагогических чтениях им. В.И. Верещагина, посвященных Году охраны окружающей среды и 75-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения на краевых чтениях
МКОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края.
Автор-учитель высшей категории - Артамонова Алла Алексеевна
Много лет работая учителем истории небольшой сельской школы, с тревогой и сожалением наблюдаю за событиями, происходящими в стране – снижением интереса к историческому прошлому, его искажением в угоду времени, падением нравственности, росту асоциальных явлений среди молодёжи. Ведётся борьба за подрастающее поколение. И от того, какую позицию займёт учитель, кто в ней выиграет, зависит будущее страны.
Считаю, каждый из нас должен быть воспитателем активной жизненной позиции, гражданственности, патриотизма у своих учеников, помочь им найти достойное дело, которое увлечет и принесёт пользу.
В наши дни государство, наконец – то стало обращать внимание на патриотизм, а где, как не в школе, через привитие любви к малой родине, уважение к старшему поколению это осуществлять.
Моё личное отношение к Родине началось с двух важных моментов: рассказов бабушки о годах оккупации и погибшем на фронте деде и его поиски, которыё закончились только в апреле 2013года и пионерском поручении вести летопись школы. Это поручение растянулось на всю жизнь.
Работа наша началась около тридцати лет назад с создания в школе краеведческого кружка, участниками которого собраны различные экспонаты, рассказывающие о военной истории, трудовой и культурной жизни односельчан. Сегодня в нём занимаются дети первых кружковцев. Составлены анкеты с фотографиями на всех фронтовиков, фотоизвещения на погибших и альбомы воспоминаний. Все эти годы работает краеведческая комната, экспозиция «Крестьянская изба»
Здесь может проявить себя любой: через поисковую работу (делают снимки,
поделки, собирают экспонаты), лекторскую группу, организацию и проведение мероприятий, переписку с выпускниками. Мы посчитали, что для воспитания патриотизма полезно будет вынести в коридоры школы стенды посвящённые Героям Советского Союза Тюменцевского района; выпускникам школы, погибшим в Чеченской республике; истории школы; умершим учителям.
Несколько лет назад наша выпускница К.Стрелкова обобщила в реферате данные о выпускнике школы А.Прилуцких, геройски погибшем в Чечне. Связь с военной частью, где служил Алексей Михайлович, мы поддерживаем, и проводим ежегодно лыжные соревнования и День памяти. В честь другого выпускника Рыжкова Л.М. проводятся соревнования, на которые приезжают команды из соседних районов и сослуживцы из Барнаула.
Одарённые учащиеся принимают участие в работе научно-исследовательского объединения «Следопыт». В своих рефератах они описали историю сёл Берёзовки, Сосновки, Вознесенки, коммуны Батрак. Отражена и тема истории школы, её выпускников («Выпускники школы в статистических данных», «Лучшие учащиеся школы», «Чеченская война в судьбах наших выпускников»). Большое исследование «Социально-демографическая ситуация по Берёзовскому сельскому совету» привело к неутешительному выводу: если демографическая ситуация не изменится, то к 2090 от трёх сёл останется один житель…
Большую роль в сохранении устойчивого интереса играют внеклассные мероприятия, музейные уроки. Все они разработаны при помощи учащихся. Конечно, педагогу легче провести мероприятие самому, но в конечном итоге так уж будет оно интересно детям? Так, в ходе работы над родословными возникла идея вечера «Моя родословная». Вечер получился совместным: с привлечением всех трёх поколений. Дети предложили и провели конкурс на лучшую родословную, рассказали об интересных людях, выставку семейных реликвий, исполняли любимые песни старшего поколения, угощали гостей старинными блюдами.
Учитель должен быть внимателен к интересам детей. Так из одного вопроса в 7 классе: «А кто такие - пионеры?», возникло большое мероприятие «Пионерские ветры», где все перенеслись на линейку по приёму в пионеры. Узнали, кто из родителей был председателем Совета дружины, кто такие молодогвардейцы, чем занимались пионеры, по каким закон жили. Учились повязывать галстуки, трубить в горн, сдавали рапорт. И узнали много интересного от своих родителей о пионерском детстве. Родители получили не меньшее удовольствие – они на время перенеслись в детство.
Одной из наиболее увлекательных форм приобщения школьников к прошлому является изучение семейной истории. Рассказы и воспоминания родственников помогают представить историю как часть собственной жизни. Генеалогические изыскания способствуют устойчивому интересу формированию личностно-ориентированных знаний. Большинство семей плохо знают историю своих семей, но даже, то отрывочное, что узнают, вызывает живой интерес, чувство гордости. Так один из учащихся узнал, что предки его староверы, переселившиеся на Алтай из Архангельской губернии, другой, пренебрежительно относившийся к людям другой национальности переменил свои взгляды, узнав, что среди его предков есть поляки, цыгане. Как сказала одна девочка: «Оказывается моя бабушка не просто бабушка, а депутат Верховного Совета!» Эту работу мы начинаем с 6 класса, когда составляется простейшее родословное дерево; в 10-11 это уже настоящий научный труд. Без помощи родственников справиться с этим невозможно, поэтому вся семья вовлекается в поиск сведений.
Для некоторых учащихся дело стало настолько увлекательным, что были написаны рефераты «История моей семьи в истории страны».
Проделанная и оформленная родословная становится исторической ценностью, и будет храниться в семейном архиве.
При исследовании семейного архива и учащийся получает навык работы с различными историческими источниками (фотографиями, письмами, справками, былями). Интернет при этом учатся использовать не для развлечений, а для поиска нужной информации.
Во всех наших дальнейших делах краеведение занимает ведущее место. Чтобы не заходить далеко, остановлюсь на последнем 2012 годе. Так как большинство наших дел касались жителей села, то и проведены были на сцене ДК.
Еще в сентябре начали подготовку ко дню учителя. В этот день дети поздравляют работающих учителей, а хотелось сказать добрые слова о тех, кто проработал в школе всю жизнь. Для этого собирали воспоминания выпускников, писали письма, звонили. И получилась встреча ребят 8-11 класса с учителями пенсионерами «Жизнь, отданная школе». Очень многое наши гости сами узнали о себе. Кто-то просил прощения за то, что сбегали от классного руководителя на мотоциклах в поход, а он бежал за ними; кто-то признавался, что был влюблён в своего учителя. Особенно поразили слова учительских детей. На вопрос, «ваша мама учитель, что это значит» уже взрослая дочь написала, что это и гордость и обида. Гордость, потому что её маму все уважают, и обида, потому, что всех учеников, она может пожалеть, приласкать, а тебя нет, и если оценка, то ниже, а требования больше. Эта обида была в словах всех учительских детей.
К Дню бабушек, вновь большая работа – рассказ о бабушках, сбор фотографий информации и создание презентации к концерту в ДК. И вновь дети причастны к жизни села…
Ещё в декабре написали письма нашим ребятам, военнослужащим. Все их письма и рассказы о себе вошли в альбом «Служат в армии ребята». Но самым главным был вечер, где зачитывались отрывки из писем, и каждое слово с волнением слушали родители и родственники, пришедшие на встречу. Кто-то писал об успехах, кто-то впервые объяснился в любви к родителям, а один из выпускников просил, чтобы прозвучала песня для всех в исполнении его сестры.
8 марта праздник женщин. Но так уж случилось, что у некоторых наших ребят мамы умерли. Разговор с ученицей, о том, что её мама не порадуется праздничному концерт, привёл к тому, что были собраны фотографии умерших мам, и создан слайд-фильм на фоне песни Бориса Грачевского «Где-то среди звёзд заблудилась мама». Дети собирали и сканировали фотографии ушедших мам.
Эта часть нашего концерта была особенно эмоционально трудной. Зал просто молчал. А после вечера многие звонили, кто-то благодарил, кто-то плакал, кто-то просил записать презентацию.
9 мая традиционный праздник. К нему мы приготовили материал, который можно с успехом применить и на классном часе. Здесь все наши фронтовики, их боевой путь, награды и большой рассказ на фоне презентации. Этот материал собран и обобщён в реферате « На фронтах Великой Отечественной войны». К нам обращаются жители села с просьбой помочь отыскать своих фронтовиков. Работа по поиску попавших без вести и погибших в годы ВОВ ведётся на сайтах Интернета. Составляется Книга Памяти нашей школы.
Летом 2012 состоялся вечер встречи выпускников. Так уж получилось, что нам поручили обработать к нему материал по тем, кто уже никогда не будет с нами. Приходилось собирать фотографии у родных, знакомых, созваниваться, уточнять список. И на вечере встречи ребята получили большой нравственный урок: весь зал встал, когда демонстрировалась созданная ими презентация «Ушедшие» и горели свечи…
Где бы ни был наш выпускник, он должен помнить, что не только родители интересуются его успехами, о нём помнят в родной школе, а значит нельзя уронить её честь.
Можно упрекать молодёжь в чёрствости и безнравственности. Гораздо труднее повести за собой, пробудить сердце, зажечь интерес.
Всегда есть то, о чём ещё мы не сказали и что ждёт нашего внимания и частички души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)
В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...
Выступление на педагогических чтениях: "Самообразование педагога"
Данная работа была представлена на вторых педагогических чтения Туганского округа Томского района, на секции "Рост и совершенствование учителя: реальные пути и возможности"....
Выступление на 1Республиканских чтениях им.Кояш Тимбиковой
Данное выступление обращено к участникам 1 Республиканских чтений им.Кояш Тимбиковой...
Создание системы духовно-нравственного воспитания (выступление на Серафимовских чтениях)
В выступлении сделан акцент на создание единого пространства для организации духовно-нравственного воспитани учащихся с привлечением не только уроков ОДК, классных часов, но и родителей, различных кат...
Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.
Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год....
Выступление на педагогических чтениях
Выступление по теме "Симметрия"о совместной работе преподавателя и учащихся по данной теме проекта...
Выступление на педагогических чтениях по теме "Симметрия"
Данная презентация - сопровождение выступления на педагогических чтениях....