КУБАНОВЕДЕНИЕ Рабочие и КТП 5-11 классы
календарно-тематическое планирование (краеведение, 5 класс) на тему

Гребинюк Людмила Алексеевна

для учитилей кубановедения Рабочие программы КТП для 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie_rabochie_i_ktp_5-11_klassy.rar281.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 хутора Бараниковского муниципального образования Славянский район

                                                                                        

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                     решение педсовета протокол №_1_

                                                                                                     от ____29 августа___2013__года

                                                                                                     Председатель педсовета

                                                                                                     ____________    Андрущенко Л.И..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

               I вида

 По                                  кубановедению

Ступень обучения (класс) - 3 ступень обучения,  среднее (полное) общее      образование,   10 -11классы

Количество часов – 68 ч. (1ч. в неделю)                   Уровень - базовый  

 

Учитель -  Гребинюк Людмила Алексеевна

Программа разработана на основе:  

1)«Кубановедение»: программа  курса  для  1-11 классов  общеобразовательных учреждений Краснодарского края»,   издательство ОИПЦ  «Перспективы образования», Краснодар, 2006  год.  Авторы-составители Ерёменко А.Г., Бенку И.В. и др.;

2)Программы  тематического раздела «Кубань – многонациональный    край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс.

   

 1. Пояснительная записка

                                                                     10  класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Программа курса « Кубановедение» для 1- 11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.-Краснодар, 2006.Авторы-составители Ерёменко А.Г., Бенку И.В. и др.;

программы  тематического раздела «Кубань – многонациональный    край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс;

          Государственных образовательных стандартов общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

Тематическое распределение часов по программам

№ п/п

Разделы, темы

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

« История Кубани»

17

17

2

Введение

1

1

3

Кубань в глубокой древности.

1

1

4

Кубань в период появления первых государств.

6

6

5

Кубань в 17- 19 вв.

9

9

6

« Искусство Кубани»

8

8

7

Изобразительное искусство

4

4

8

Музыкальное искусство Кубани

               4

4

9

Литература Кубани.

9

9

итого

34

34

  2. Содержание обучения: требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по кубановедению.

                                       3. Учебно- методическая литература

1 Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времён до конца XIX в: Учебник для учащихся 10классов общеобразовательных учреждений .Краснодар. 2011г

2. Кубановедение. История Кубани с древнейших времен до наших дней: Учебник для ВУЗов/ Под ред. В.Е. Щетнева. Краснодар, 2004.

3. История Кубани с древнейших времён до конца XX века: Учебник для высших учебных заведений, 2008 – 400 с.: ил., карт.

4 Ю. Любимцев. Литература Кубани: Хрестоматия для учащихся средних школ: Учеб.     пособие. Т. 3. (Современный период). Краснодар, 20005.

5 И. Петрусенко. Песенная лирика С. Хохлова// Кубаночка. Краснодар, 2009.

6  C. Хохлов. Избранная лирика. Краснодар: Сов. Кубань, 2000.

7  С. Хохлов. Предчувствие: Стихотворения. Краснодар, 2001.

8  В. Рогов. Поэт божьей милостью// Седое сердце. Краснодар, 2002.

9    B.  Широков. Стихи, дарованные свыше// Литературная газета, № 10, 2004.

10    К. Мазлумян. Молитва поэта// На самом древнем рубеже. Краснодар, 2004.

11   П. Ткаченко. Я в такие бездны// Дни, дарованные свыше. Краснодар, 2003.

12    A.  Знаменский. Хождение за правдой. Страницы воспоминаний. Краснодар, 2001.

13    B. Дегтев. Приговоренный/ Сборник «Русская душа». Краснодар, 2003.

14     В. Кожинов. Голос автора и рол оса персонажей. М., 2001. Т. 2.

15    Л. Колодный. Кто написал «Тихий Дон». Хроника одного поиска. М.: Голос, 2005.

16     П. Придиус. Просто русские. «Дурные страсти вокруг «Тихого Дона». Краснодар, «Периодика Кубани».2000

17    Ф. Кузнецов. Шолохов и «Анти-Шолохов». Мистификация века// Главы из книги. М., Наш современник, 2000. № 5-7; 2001. № 2, 4, 5; 2002. № 4; 2004. № 2.

18    Платонов И. Кубань Православная - Первозванная. Тамань - Краснодар, 2000.

19      Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2003, 2004.

             СОГЛАСОВАНО                                                                                      СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения                                 Заместитель директора по УВР

учителей от 27 августа 2013г №__1,                                                                  

                                                                                                                        ________   Котенко М.А_      28.08.13г

                                                                                                                       (подпись) Расшифровка подписи. Дата.                                          

 ________________________   Мурченко Е.Н

подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи. 

                                         

   Основное содержание

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 10 КЛАСС (34 часа)

«ИСТОРИЯ КУБАНИ» (17 часов) Введение

Предмет и задачи курса «История Кубани с древнейших времен до наших дней». Историография и библиография курса. «Белые пятна» истории Кубани. Основные этапы освоения и развития территории. Кубань в истории России.

РАЗДЕЛ 1. Кубань в глубокой древности

Тема 1. Эпоха камня и бронзы на территории края

Палеолитические стоянки древнего человека: Треугольная пещера на р. Уруп, ст. Абадзехская, пос. Каменномостский, ст. Имеретинская, пос. Ильский, ст. Ахтырская. Типы жилищ - пещеры, гроты, землянки, шалаши. Занятия древних людей. Орудия труда.

Неолитические стоянки: Каменномостская пещера, ст. Новосвободная, Нижнешиловское поселение. Охота, земледелие и скотоводство, орудия труда. Религиозные культы. Катакомбная и ямная культура.

Майкопская культура (2 пол. III тыс до н.э.). Дольменная культура. Занятия жителей. Разложение родового строя. Майкопский курган. Дольмены.

РАЗДЕЛ 2. Кубань в период появления первых государств

Тема 1. Греческие города-колонии

Античные авторы о северном Кавказе: Геродот «История», Диодор Сицилийский «Историческая библиотека», Полибий «Всеобщая история», Страбон «География», Корнелий Тацит «История».

Греческие города-колонии (VI - V вв. до н. э.) на Черном и Азовском побережье: Фанагория, Кепы, Гермонасса, Горгип-пия, Патрей. Строительство крепостных сооружений, каменных зданий, портов. Основные виды занятий населения. Свободные граждане и рабы. Взаимоотношения с местными племенами. Торговля с Грецией и скифами.

Тема 2. Боспорское царство

Боспорское царство (V - IVBB. до н.э.). Греческие полисы и местное население в составе Боспорского царства. Усиление государства при Перисаде I. Расширение территорий. Упадок Боспора в III веке до н.э. Междоусобицы. Набеги кочевников.

Занятия жителей, ремесленное производство, торговля, культура. Работорговля. Товарообмен с Грецией и со скифами.

Древнегреческий язык. Культовые сооружения. Влияние эллинской культуры на местные племена.

Тема 3. Меото-сарматские племена

Меото-сарматские племена в I тыс. до н.э. (дандарии, досхи, керкеты, синды, тореты). Районы проживания. Строительство оборонительных валов и укреплений. Пашенное земледелие. Развитие ремесленного производства. Синдское рабовладельческое государство (V в. до н.э.). Синд екая гавань. Чеканка монет. Заимствование у греков письменности, имен, обычаев.

Скифская культура. Вторжение на Кубань сарматов. Переход части кочевников к оседлости. Ассимиляция племен.

Нашествия на Кубань кочевых племен: аланы (VI в.), болгары (VII - VIII вв.), хазары (кон. VII - нач. VIII вв.), печенеги (IX в.), половцы (XI - нач. XIII вв.), монголо-татары (нач. XIII - кон. XIV вв.). Борьба народов северного Кавказа. Принудительная ассимиляция местных племен. Христианство и ислам на территории края.

Тема 4. Тмутараканское княжество

Тмутараканское княжество (кон. X - XI вв.). Основание княжества. Походы князя Мстислава Владимировича на Кубань. Основание православного монастыря. Тмутараканский камень.

Тема 5. Генуэзские колонии

Освоение генуэзцами Черноморского побережья. Районы освоения и города: Матрега, Копа, Мапа, Колос-Лимен. Торговля генуэзцев. Работорговля. Влияние колоний на развитие народов Северного Кавказа

Правобережная Кубань в составе крымского ханства.

Тема 6. Адыгские племена

Адыгские племена. Взаимоотношения адыгских племен с Россией и Османской империей. Занятия жителей. Развитие ремесленного производства. Религия.

РАЗДЕЛ 3. Кубань в XVII - XIX веках

Тема 1. Начало заселения Кубани русскими поселенцами

Переселение в 1688 г. ок. 2000 семей казаков-раскольников под предводительством атамана Л. Маноцкого на Северо-Восточный Кавказ. Атаман С. Пахомов. Занятия кубанских казаков.

Некрасовские казаки: причины переселения на Кубань, территория расселения, отношения с царским правительством, набеги на российские территории. Обычное право казаков-некра-совцев, «заветы Игната», старообрядчество.

Поход казанского губернатора П.М. Апраксина на Кубань (1711г.).

Русско-турецкая война 1735 - 1739 гг. и ее последствия. Уход некрасовцев в Османскую империю. Сохранение этноконфессиональных особенностей Игнат-казаков в чужой среде.

Тема 2. Кубань во внешней политике России. Присоединение правобережной Кубани к Российской империи

Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг. Захват русскими войсками Азовского побережья и Таманского полуострова. Кючук-Кайнарджийский мир. Установление границы между Россией и Турцией по левому берегу р. Ей. Кубанский корпус А.В. Суворова. Строительство оборонительных укреплений от Тамани до Ставрополя.

Русско-турецкая война 1789 - 1791 гг. Окончательное закрепление перехода к России правобережной Кубани по Ясскому договору 1791 г.

Русско-турецкая война 1826 - 1828 гг. Присоединение к России Черноморского побережья от Анапы до Абхазии. Война с горцами.

Крымская война 1853 - 1856 гг. Победа русских войск на Кубани. Военные экспедиции регулярной армии и казаков против адыгов. Подавление сопротивления горских народов.

Тема 3. Заселение и хозяйственное освоение края в конце XVIII - середине XIX вв.

Пожалование Екатериной II кубанских земель Черноморскому казачьему войску. Переселение на Кубань. Атаманы С.И. Белый, З.А. Чепега, А.А. Головатый, Ф.Я. Бурсак. Строительство станиц и военных укреплений. Основание Екатерино-дара. Военно-административное и хозяйственное устройство. Социальное размежевание казачества. «Персидский бунт». Выселение адыгов из предгорий Кавказа на Левобережье р. Кубань; антифеодальная борьба кубанских горцев.

Хозяйство адыгских племен (абадзехов, бжедухов, беслене-евцев, натухаевцев, темиргоевцев, шапсугов): скотоводство, земледелие, огородничество, садоводство, пчеловодство, ремесла.

Тема 4. Декабристы на Кубани

Декабристы на Кубани: А.А. Бестужев-Марлинский, Н.И. Лорер, М.М. Нарышкин, А.И. Одоевский, А.Е. Розен. Служба в армии, строительство фортов, укреплений, дорог, просветительская деятельность.

Отношение офицеров, нижних чинов и местных жителей к декабристам. Надзор полиции. Верность революционным идеалам.  Памятные места в крае, связанные с пребыванием декабристов.

Тема 5. Кубанская область во второй половине XIX века. Социальный состав населения

Образование Кубанской области и Черноморской губернии. Административные границы. Приезд императора Александра II и Александра III на Кубань. Рост численности населения. Социальный состав населения. Горские народы. Особенности отмены крепостного права. Формирование пролетариата. Сезонные работники в промышленности и сельском хозяйстве.

Переселение горцев на равнины. Массовый уход адыгов в Турцию. Заселение казаками и крестьянами Закубанья. Основание новых станиц. Взаимоотношения казаков с иногородним населением и горцами.

Рост социальных противоречий. Народники. Марксистские кружки. Надзор полиции за революционерами.

Тема 6. Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт

Заселение свободных земель. Увеличение посевных площадей. Механизация сельского хозяйства. Рост поголовья скота. Ярмарки, экспорт зерна и продукции животноводства. Переработка сельскохозяйственной продукции. Строительство заводов.

Общество Черноморского цементного завода, франко-русская акционерная компания портланд-цементного завода. Роль иностранных предпринимателей в развитии цементной промышленности. Начало промышленной добычи нефти. Экспорт нефти и цемента. Чугунолитейный завод К.Л. Гусника в Екате-ринодаре. Новороссийские механические мастерские. Кубанские предприниматели и купцы: С.И. и А.И. Аведовы, Х.П. и К.Н. Богарсуковы, А.И. Ерешов, П. и Г. Мазаевы и др.

Тема 7. Культура и религия народов Кубани

Народное просвещение. Учебные заведения. Уровень грамотности населения.

Писатели, поэты, художники: Я.Г. Кухаренко, B.C. Мова, Я.В. Жарко, С. Адиль-Гирей, Ц. Теучеж, П.С. Косолап. Исследо ватели прошлого Кубани: П.П. Короленко, Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).

Материальная и духовная культура кубанского казачества и адыгейского народа. Открытие в Екатеринодаре этнографического и естественно-исторического музеев, библиотеки им. А.С. Пушкина.

Основные религиозные конфессии: православие и ислам. Сохранение элементов язычества у горских народов. Духовенство. Монастыри. Церкви. Мечети. Религиозные обряды и праздники.

 «ИСКУССТВО КУБАНИ» (8 часов)

РАЗДЕЛ 1. Изобразительное искусство (4 часа)

Тема 1. Кубань православная

Культовая архитектура Екатеринодара и края. Роль К.В. Российского в развитии православия и строительстве храмов на Кубани. Православный центр Кубани. Действующие храмы города: Свято-Екатерининский кафедральный собор; Свято-Троицкий, Свято-Георгиевский, Свято-Ильинский, Свято-Покров-ский, храм Рождества Христова и ряд других приходов. Иконописные мастерские. Действующие православные храмы других городов и станиц края: Свято-Успенский собор г. Новороссийска; Свято-Вознесенский храм в ст. Пластуновской (Дин-ской район), Свято-Успенский храм г. Тихорецка и г. Славянс-ка-на-Кубани; Спасо-Вознесенский храм г. Курганинска и г. Геленджика, Свято-Троицкий храм ст. Кавказской (Кавказский район, Лабинский район). Крупные духовные и образовательные центры Черноморья - монастыри Северного Кавказа: Ново-Афонский монастырь, Екатерино-Лебяжская, Свято-Николаевская пустынь, Александре-Афонская Зеленчукская пустынь, Кавказский Николаевский Миссионерский монастырь, Ма-риинская пустынь и др. Подвижническая жизнь: епископ Игнатий (Брянчанинов), преподобный Феодосии Кавказский (в миру Канин Федор Федорович). Православие в современных условиях.

РАЗДЕЛ 2. Музыкальное искусство Кубани (4 часа)

Тема 1. Кубань в симфонии

Многообразие жанров симфонической музыки на Кубани. Симфония В. Магдалица «Поминовение» как отклик на Чернобыльскую трагедию. Образное содержание симфонии. Симфонические увертюры. «Праздничная увертюра» Ю. Симакина. Программно-изобразительные произведения. Симфоническая фреска Б. Целковникова «Ожившая звонница». Монументальность симфонического жанра, его способность воплотить различные концепции.

Тема 2. Духовная музыка кубанских композиторов

Понятие церковной и духовной музыки. Обращение к духовным традициям посредством церковных жанров. Латынь и церковнославянский язык как невербальные символы духовности в классической музыке. Воплощение в духовной музыке общечеловеческих ценностей, актуальных во все времена: честности, верности, преданности, уважения к предкам, любви к родной земле. Особенности музыкального языка духовных произведений.

Тема 3. Отечественная поэзия в творчестве композиторов Кубани

Интерес к творчеству русских поэтов, его отражение в музыке кубанских композиторов. Разнообразие вокальных жанров: песня, вокальный цикл, кантата, оратория. Стилистические черты и тематическое разнообразие кубанской вокальной музыки.

 «ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ» (9 часов)

Тема 1-2. «Дай нам руку в непогоду» (А.А. Блок) Цикл стихотворений кубанских поэтов об А.С. Пушкине.

Тема 3. Создатель «Истории Кубанского казачьего войска»

В.И. Лихоносов

Мысль о России как лейтмотив произведений В. Лихоносова. Мир современного человека, его гражданственность, любовь к родной земле, к своему народу в его прошлом и настоящем как главная тема. Повести-размышления о хождениях к литературным святыням («Люблю тебя светло», «Элегия», «Тайна хаты Царицыхи», «Корни историка»). Михайловское, Константинове, Тамань, Вешенская. Изображение жизни, быта, нравов кубанского казачества от начала XX века до наших дней в романе «Наш маленький Париж». Традиции А.П. Чехова, И.А. Бунина в творчестве В. Лихоносова. Глубокий лиризм, исповедальность, тонкое проникновение в психологию русского человека. Очерки, статьи о литературе, искусстве, истории. Редактор журнала «Родная Кубань». Публицистика.

Тема 4. Переломные годы

А.Д. Знаменский

Рассказы «Чем жизнь красна», «Тишанка горит»; роман-хроника «Красные дни», «Хождения за правдой»; повесть-быль «Покаяние». Путь в литературу лауреата Государственной премии им. М. Шолохова. Широкий диапазон творчества. Актуальность проблем, поднятых в произведениях 50 — 60-х годов: борьба с миром стяжателей (дилогия «Ухтинская прорва», «Иван-чай»). Чувство возвращения в детство и юность. Сюжет эпического рассказа («Прометей № 319»). Поиск правды, путь к истине. Документальная основа романа-хроники «Красные дни». Поэтизация лучших черт казачества. Героико-драматическая судьба Ф.К. Миронова. Трагедия расказачивания, троцкистский террор, политика дискредитации и уничтожения народных вожаков. Литературно-критические статьи и воспоминания.

Тема 5. Летописец судеб народных

М.А. Шолохов

«Донские рассказы» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь, творчество, личность. Летописец судеб народных. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии (обзор). Полемика вокруг авторства. А. Знаменский, П. Придиус о М.А. Шолохове.

Тема 6. В.Б. Бакалдин. Поэма «Самый первый»

Стихи разных лет. Многоликость поэзии В.Б. Бакалдина, периоды творчества. Страна детства, юности, школы. Суровые годы войны. Образ современника. Ответственность перед временем. Стихи последних лет. Поэмы («Царевна - Недотрога», «Улица первой любви», «Самый первый» и др.). Первый редактор газеты «Литературная Кубань».

Тема 7. Мы и наше время Н.А. Зиновьев

Новый мощный поэтический голос России. Обостренное чувство восприятия мира, не проходящая тревога за судьбу России. «Эхо дагестанских событий», «Россия», «В степи, покрытой пылью бренной», «Мы опустились на колени, чтоб помолиться перед боем», «Иисус Христос в России» и др. Победитель конкурса «Поэзия третьего тысячелетия» (2003). Сборники стихов «Я иду по земле» (1987), «Полет души» (1997), «Седое сердце» (1999), «Дни, дарованные свыше» (2003), «На самом древнем рубеже» (2004).

Тема 8. На стыке веков

Стихи В. Архипова, В. Бакалдина, Н. Зиновьева, В. Неподобы, К. Обойщикова.

Тема 9. «Дума о России» С.Н. Хохлов. Стихи

Ответственность перед временем. «Россия, а вместе с нею и Кубань, - святыня, нежность, начало всех начал, истоки мужества и силы» (В. Канашкин). Герои с сокровенно русскими чертами. Жанровое разнообразие лирики С. Хохлова. Особенности индивидуальности, поэтической стилистики. Стихи, ставшие песнями. Историческая поэма «Скифы>> (2005).


С  2011 года в программу курса «Кубановедение» включена программа «Кубань – многонациональный край», что не повлияло на количество уроков, но внесло некоторые дополнения в уроки. По данной программе вводные и итоговые уроки проводятся по программе «КМК», остальные уроки по данной программе интегрируются в уроки с близкой тематикой. Количество уроков на каждую параллель колеблется от 3 до 5.

Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс.

Содержание.

№ урока

Количество часов

Тема урока

Элементы содержания

1

1

Национальный идеал и ценности.

Мы – россияне.

Вводный урок. Народ, нация, национальное государство. Национальный воспитательный идеал. Образ страны и национальная идентичность. Патриотизм, гражданственность, социальная и национальная солидарность.

16

1

Многообразие культуры как фактор

единства народов.

Особенности современного этноконфессионального состава Краснодарского края (адыги, армяне, ассирийцы, белорусы, болгары, греки, евреи, кабардинцы, курды, молдаване, немцы, поляки, русские, татары, украинцы, чехи, черкесы, эстонцы и др.).

34

1

Культура межнационального общения.

Итоговое занятие. Этнополитическая сфера. Правовая культура в межнациональном взаимодействии. Трудовая миграция и социально-трудовые отношения. Преодоление и профилактика межнациональных конфликтов.


С  2011 года в программу курса «Кубановедение» включена программа «Кубань – многонациональный край», что не повлияло на количество уроков, но внесло некоторые дополнения в уроки. По данной программе вводные и итоговые уроки проводятся по программе «КМК», остальные уроки по данной программе интегрируются в уроки с близкой тематикой. Количество уроков на каждую параллель колеблется от 3 до 5.

Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс.

Содержание.

№ урока

Количество часов

Тема урока

Элементы содержания

1

1

Я гражданин своей страны.

Вводный урок. Развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности.

8,11

2

Этническая история Кубани.

Народы Кубани с древности до наших дней. Вхождение народов региона в состав России. История формирования региональной многонациональной общности.

34

1

Диалог культур.

Дети разных народов, мы мечтою о мире живём.

Итоговое занятие. Формы межэтнического взаимодействия. Традиционная культура в жизни народов. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

                                                               

1.Пояснительная записка

11  класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

Программа курса « Кубановедение» для 1- 11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.-Краснодар, 2006.Авторы-составители Ерёменко А.Г., Бенку И.В. и др.;

программы  тематического раздела «Кубань – многонациональный    край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс;

            Государственных образовательных стандартов общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

Тематическое распределение часов по программам

№ п/п

Разделы, темы

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

« История Кубани»

17

17

2

Кубань в 20 веке

17

17

6

« Искусство Кубани»

8

8

7

Изобразительное искусство

4

4

8

Музыкальное искусство Кубани

               4

4

9

Биология (экология) Кубани.

9

9

итого

34

34

   2. Содержание обучения: требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по кубановедению

   3.   Учебно- методическая литература

  1. Щетнёв В.Е., Смородина Е.В. История Кубани. XX век. Краснодар, 2001.
  2. Алексеенко И.И., Алексеенко О.И. и др. Новейшая история Кубани. XX век. Краснодар, 2001.

3  Атлас. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея. М., 2007.

4   Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар, 2003- 2004.

5   Алексеенко И.И. Репрессии на Кубани и Северном Кавказе в 30-е годы XX века. Краснодар, 2003.

6   Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 2002.

7    Деникин А.И. Поход и смерть генерала Корнилова. Ростов н/Д, 2009.

8   Куценко И.Я. Гражданская война на Кубани: проблемы методологии. Краснодар, 2001.

9     Ратушняк В.Н. Сельскохозяйственное производство Северного Кавказа в конце XIX - начале XX века. Ростов н/Д, 2009.

10   Спиридонов Н.Г. В огне войны гражданской 1917 - 1920 гг. Краснодар, 2004.

11    Тимофеев Н. Свидетельствуют документы. Необъявленная война или горький хлеб 1932 года // Кубанские новости. 2002.

12   Трехбратов Б.А. Северокавказское село в революциях 1905-1907гг. Ростов н/Д, 2000.

13   Трехбратов Б.А. Первые шаги... Выступления армейских и казачьих частей на Северном Кавказе в период революции 1905 - 1907 гг. Краснодар, 2001.

                                        СОГЛАСОВАНО                                                                                      СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения                                 Заместитель директора по УВР

учителей от 27 августа 2013г №_1_,                                                                  

                                                                                                                        ________     Котенко М.А      28.08.13г

                                                                                                                       (подпись) Расшифровка подписи. Дата.                                          

 ________________________   Мурченко Е.Н

подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи. 

                                       

Основное содержание

11 КЛАСС (34 часа) «ИСТОРИЯ КУБАНИ» (17 часов)

РАЗДЕЛ 1. КУБАНЬ в XX веке

Тема 1. Вводное занятие. Кубань на рубеже XIX - XX вв.

Предмет, цели и задачи курса «Кубановедение». Население Кубани в начале XX в. Сословия, «иногородние», кубанские казаки. Белые пятна в истории Кубани XX века. Историография. Источниковедение.

Тема 2. Экономика Кубанской области и Черноморской губернии в начале XX века

Рост промышленного производства. Монополии. Иностранный капитал в экономике края. Развитие среднего и мелкого предпринимательства. Экономический кризис 1900 - 1903 гг. Промышленный подъем 1909 - 1913 гг. Предприятия пищевой, нефтяной и цементной промышленности. Первые электростанции. Развитие железнодорожного транспорта. Реконструкция и строительство новых портов. Речной транспорт. Зарождение автомобильного транспорта.

Развитие сельскохозяйственного производства: увеличение посевных площадей. Переработка сельскохозяйственной продукции. Животноводство. Особенности помещичьего, казачьего, крестьянского и городского землепользования. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее значение для Кубани. Экономика края в годы I Мировой войны.

Тема 3. Буржуазно-демократические революции и реформы

Деятельность демократических, буржуазных и монархических организаций. Депутаты Кубани и Черноморья в 1 - 4 созывах Государственной думы. Стачки, забастовки, вооруженные выступления в годы революции 1905 - 1907 гг. Восстание 2-го Урупского полка и 17-го Пластунского батальона. «Новороссийская республика». Февральская революция 1917 года. Деятельность гражданских комитетов и Советов рабочих, солдатских и казачьих депутатов. Кубанское краевое правительство (председатель Л.Л. Быч). Восстановление выборности атаманов Кубанского казачьего войска. Обострение политических и социальных противоречий в 1917 году. Кубанские конные полки и пластунские батальоны на фронтах I Мировой войны. Подвиги есаула И. Дударева, войскового старшины И. Елисеева, полковника Е. Витинского.

Тема 4. Гражданская война на Кубани

I съезд Советов Кубани и его решение. Установление со-нетской власти в Кубанской области и Черноморской губернии. Создание Кубано-Черноморской республики и реорганизация ее в Северо-Кавказскую республику с центром в г. Екате-ринодаре. Социалистические преобразования в промышленности и сельском хозяйстве. Формирование Красной армии. Деятельность организации РКП(б). Поход Л.Г. Корнилова и А.И. Деникина на Екатеринодар (февраль - апрель 1918 года). Боевые действия Добровольческой армии. Кубано-Черноморс-кая операция (март 1920 года). Разгром Красной армией десанта частей армии П.Н. Врангеля. Кубанское казачество в гражданской войне. Белый и красный террор. Зеленые. Эмиграция.

Тема 5. НЭП на Кубани

Переход от войны к миру. Денационализация мелких и средних предприятий. Перевод государственных предприятий па хозрасчет. Особенности НЭПа на Кубани.

Тема 6. Противоречия общественно-политической жизни

Реальные и мнимые успехи социалистического строительства на Кубани. Ликвидация безработицы. Отмена карточной системы. Трудовой энтузиазм кубанцев. Участие их в выборах в Верховный Совет СССР и местные органы власти. Массовые репрессии. Деятельность местных органов ОГПУ - НКВД.

Тема 7. Индустриализация и коллективизация на Кубани

Строительство и реконструкция промышленных предприятий. Наращивание цементных заводов. Нефтяная промышленность. Строительство электростанций, открытие консервных комбинатов. Итоги выполнения трех пятилетних планов.

Проведение хлебозаготовок 1932 - 1933 годов путем чрезвычайных мер. Голод на Кубани. Комиссия ЦК ВКП(б) по хлебозаготовкам на Кубани во главе с Л.М. Кагановичем «Кубанское дело». Система «черных досок».

Снижение эффективности сельскохозяйственного производства, животноводства. Организационно-хозяйственное укрепление колхозов, совхозов и МТС. Строительство Шапсугского водохранилища. Сооружение оросительных систем. Основные показатели развития сельского хозяйства Кубани в 1928 - 1940 гг.

Тема 8. Культура Кубани в «первые годы Советской власти

Ликвидация неграмотности. Введение всеобщего начального образования. Создание адыгейской письменности. Открытие вузов (педагогического, политехнического, медицинского и сельскохозяйственного институтов). Организация изб-читален, библиотек, клубов. Художественная самодеятельность. Деятельность В.В. Вишневского, Ф.В. Гладкова, Л.С. Ленча, С.Я. Маршака, А.А. Первенцева.

Краснодарский драматический театр (1933) и театр музыкальной комедии (1937). Кубанский казачий хор (1936). Музеи. Выставки. Кино. Творчество кубанцев в эмиграции.

Тема 9. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)

Мобилизация кубанцев в Красную армию. Боевой путь 50-й отдельной кавалерийской дивизии, 347-й стрелковой дивизии, 17-го кавалерийского казачьего корпуса. Кубанцы - герои Советского союза: В.А. Алексеенко, В.К. Коккинаки, Е.Я. Савицкий, Т.Т. Хрюкин.

Перестройка производства на выпуск оборонной промышленности. Эвакуация промышленного оборудования, запасов продовольствия, художественных ценностей.

Битва за Кавказ. Войска Вермахта на территории края. Северо-Кавказский фронт, Черноморский флот и Азовская военная флотилия в боях за защиту и освобождение Кубани. Оборона Туапсе. «Малая земля». Новороссийско-Таманская операция. Подпольная борьба и партизанское движение: подвиги братьев Е. и Г. Игнатовых, Р. Толстовой, В. Масалыкина и др. Героизм советских людей на кубанской земле.

Оккупационный режим. Массовые расстрелы в Краснодаре, Новороссийске, Ейске, Усть-Лабинске, Михизеевой поляне. Душегубки.

Реэвакуация предприятий. Восстановление народного хозяйства. Трудовой героизм кубанцев. «Фронтовые» бригады. Движения стахановцев и ударников. Материальные и людские потери в годы войны.

Тема 10. Восстановление и развитие народного хозяйства (1945 - 1953)

Закон о четвертом пятилетнем плане и борьба за его выполнение в Краснодарском крае. Отнесение Краснодара к числу 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Перевод промышленности на выпуск мирной продукции, роль демобилизованных воинов в реконструкции промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Промышленное строительство в крае и Краснодаре.

Колхозы, совхозы и МТС в послевоенный период. Постепенное увеличение посевных площадей и поголовья скота. Завершение восстановления сельского хозяйства к 1953 году. Общественно-политическая жизнь. Советские, партийные, профсоюзные и комсомольские органы. Политические репрессии. Повышение материального и культурного уровня жизни кубанцев.

Тема 11. Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие края в 1953 - 1964 гг.

Демократизация общественной жизни. Первый этац реабилитации репрессированных кубанцев. Наиболее значимые преобразования и реформы на Кубани в период руководства Н.С. Хрущева. Хозяйственные и партийные руководители Кубани 50 - 60-х гг.: Н.К. Байбаков, Г.И. Воробьев, Д.М. Матюшкин, Д.С. Полянский, В.И. Суслов.

Создание Краснодарского экономического административного района и Совнархоза. Промышленное строительство. Развитие энергетической базы. Награждение Адыгейской автономной области и Краснодарского края орденами Ленина.

Реорганизация МТС. Соревнование Кубани со штатом Айова (США). Ограничение размеров приусадебных участков, преобразование колхозов в совхозы. Движение за коммунистическое отношение к труду. Научные исследования и внедрение их результатов в практику. Научные институты сельскохозяйственного профиля на Кубани. Народное образование и культура. Кубанцы - инициаторы всесоюзного почина по созданию ученических бригад.

Тема 12. Краснодарский край во второй пол. 1964 — 1980-х гг.

Нарастание негативных тенденций в общественно-политической жизни. Идеологическая работа партийных органов. Бюрократизация партийного и советского аппаратов. Руководители края: Г.С. Золотухин, С.Ф. Медунов, В.И. Воротников, Г.П. Разумовский.

Переход с территориальной на отраслевую систему управления производством. Развитие ведущих отраслей промышленности: пищевой, машиностроения, нефтедобывающей, цементной, легкой. Электроэнергетика. Состояние морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта. Реконструкция Новороссийского морского порта. Строительство железной дороги Краснодар - Туапсе.

Укрупнение и специализация сельскохозяйственного производства. Животноводческие комплексы. Птицефабрики. Агропромышленные объединения. Выведение новых сортов подсолнечника и озимой пшеницы. Научно-исследовательская деятельность B.C. Пустовойта, П.П. Лукьяненко. Лозунг «Дадим стране миллион тонн кубанского риса!» и последствия его выполнения. Экологические проблемы Азовского и Черного морей, р. Кубани, городов Краснодара и Новороссийска. Курорты, санатории, дома отдыха Краснодарского края. Здравоохранение.

Введение всеобщего обязательного среднего образования. Подготовка специалистов в ПТУ, техникумах, вузах. Творчество кубанских писателей, поэтов, художников, композиторов. Уровень жизни населения Краснодарского края.

Тема 13. Кубань на пути к гражданскому обществу (90-е годы XX - по настоящее время)

Первые мероприятия по демократизации общественно-политической жизни. Гласность и альтернативные выборы. Экономические мероприятия. Изменения политической ситуации и духовной жизни на Кубани. Становление многопартийности. Реорганизация местного самоуправления. Новые политические лидеры Кубани: A.M. Ждановский, Н.И. Кондратенко, А.Н. Ткачев.

Межнациональные отношения и миграционные процессы. Второй этап реабилитации репрессированных кубанцев.

Возрождение кубанского казачества (В.П. Громов). Реконструкция и строительство церквей и мечетей.

Экономические реформы. Приватизация государственной собственности. Инвестиционные фонды. Создание акционерных и частных предприятий. Совместные предприятия. Формирование рыночных структур. Коммерческие банки, биржи.

Ход аграрной реформы. Становление фермерских хозяйств. Деятельность учреждений образования и культуры. Государственная символика Кубани. Перспективы развития Краснодарского края.

 «ИСКУССТВО КУБАНИ» (8 часов)

РАЗДЕЛ 1. Изобразительное искусство (4 часа)

Тема 1. Художественная культура Кубани (конец XX -начало XXI вв.)

Краснодар - центр художественной культуры Кубани. Просветительская и образовательная деятельность музеев города: художественного им. Ф.А. Коваленко, археологического музея-заповедника им. Е.Д.Фелицына, Центрального выставочного зала (музеев родного города, станицы). Восстановление и возвращение художественных ценностей. Памятник Кубанскому казачьему войску (восстановлен в 1999 г.). Работа по восстановлению памятника Екатерине Великой. Особенности современной городской архитектуры - соседство старинных и современных зданий. Новые темы в творчестве кубанских художников, архитекторов, скульпторов.

Тема 2. Фольклор в жизни современного человека

«Центр народной культуры Кубани», Кубанский казачий хор. Деятельность В. Захарченко по возрождению культуры кубанского казачества.

РАЗДЕЛ 2. Музыкальное искусство Кубани (4 часа)

Тема 1. Музыкальная жизнь города и края. Творческие портреты

Ирина Николаева

Фортепиано как один из самых популярных концертных инструментов в современной музыкальной жизни городов. Творчество известных пианистов Краснодара. Творчество Ирины Николаевой. Начало творческого пути, творческое содружество с известными музыкантами и музыкальными коллективами Краснодара. Репертуар пианистки, его поисковый и просветительский характер. Обращение к разновозрастной аудитории -детской, юношеской. Творческие планы пианистки.

Тема 2. Знаменитые творческие коллективы Кубани

Деятельность творческих коллективов Краснодара и края и их роль в музыкальной жизни общества. Разнонаправленность творческих интересов коллективов - академическое, фольклорное направление, джазовая музыка. Муниципальный симфонический оркестр, Концертный духовой оркестр, Премьер-оркестр. Краснодарский музыкальный театр, Муниципальный молодежный театр, их деятельность в театрально-концертной жизни Краснодара. Творческое объединение «Премьера» как вдохновитель и координатор деятельности творческих коллективов.

Тема 3. Ансамбль народной песни «Криница»

Интерес к казачеству, его образу и укладу жизни, славной истории, воплощенный в творчестве ансамбля народной песни «Криница». Особое место плясовых, свадебных шуточных песен, театральность их постановок. Концертная деятельность ансамбля, творческие планы.

Тема 4. Концертная жизнь города и края

Музыкальная жизнь Краснодара. Муниципальный концертный зал - главный концертный зал города. Содержание репертуара концертных программ, их адресность разновозрастной аудитории. Работа концертных абонементов. Краткая характеристика фестивалей, конкурсов, концертов, проходящих на различных концертных площадках города и края. Деятельность консерватории.

 «БИОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЯ КУБАНИ)» (9 часов)

Тема 1. Биологическая наука на Кубани

Направления биологической науки, достижения ученых. Состояние науки на современном этапе. (Встречи с учеными. Экскурсии в НИИ, питомники и т.д.)

Тема 2. Селекция и селекционеры Краснодарского края

Селекция. Методы и формы селекции. Достижения селекционеров Кубани. (Экскурсия, практическая работа, встреча с учеными - селекционерами)

Тема 3. Экологические проблемы малой Родины и пути их решения

Характеристика экологических проблем, их взаимосвязь, причины и пути решения (глобальные, региональные, локальные). (Научно-практическая конференция, проектно-исследовательская деятельность учащихся)

Тема 4. Особенности Кубани как индустриально-аграрного края

Отличие агроэкосистем от природных. Разнообразие агро-экосистем Кубани (плодовые сады, ягодники, зерновые поля и т.д.). (Нетрадиционный урок: презентация, экскурсия, устный журнал, встречи с людьми сельскохозяйственных профессий).

Тема 5. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду вашей местности

Моделирование опасных экологических ситуаций антропогенного характера.

Экскурсия: «Биогеоценозы нашей малой Родины, их многообразие и охрана», фотовыставка, экоаудит.

Заключение

Итоговое занятие: деловая игра «Экономика и экология Кубани». Использование компетентности учащихся в решении практических эколого-экономических задач, актуальных для Кубани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс

этапы  формирования  традиционного  мужкого  костюма  кубанских  казаков,  женский  казачий   костюм...

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс, раздел "Искусство Кубани"...

Проблемы преподавания кубановедения в 9-10-и-11 классах.

Данная статья является обобщением опыта преподавания предмета кубановедения в школе, выявления главных проблем и поиск их решения....

Рабочая программа по кубановедению по ФГОС для 5-9 классов

Программа разработана на основе авторской программы курса «Кубановедение» Л.А. Галутво, А.А. Зайцев и др. /ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2012 год и с учетом требований Федерального государс...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Методичские разработки уроков кубановедения с применением технологии РКМ_5 класс

Методичские разработки уроков кубановедения с применением технологии РКМ_5 класс (Источник: поурочное планирование, рабочая тетрадь, ЭОР  по кубановедению для 5  классов в помощь учител...