доклад на тему: « История немцев села Константиновка».
проект по краеведению по теме

Овечкина Антонина Ивановна

Проект по краеведению и истории Краснокутского района Саратовской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Логиновка

Краснокутского района Саратовской области

Доклад

на тему: « История немцев села Константиновка».

Выполнила ученица 11 класса

МОУ - сош с.Логиновка:

Ильина Ольга Владимировна

 Руководитель – учитель истории:

Овечкина Антонина Ивановна

04.04.2013 г.

Оглавление

  1. Вступление._______________________________________________ 2
  2. Появление немцев в Поволжье.______________________________2-3
  3. Образование с.Константиновка (Шиллинг). ___________________3-4
  4. Сооружения сохранившиеся и не сохранившиеся со времен Немецкой автономии.  ______________________________________________4-5
  5. Легенды села._____________________________________________5-6
  6. Депортация. ______________________________________________6-7
  7. Миграция немцев.___________________________________________7
  8. Погост.__________________________________________________ 7-8
  9. Заключение.  _______________________________________________8
  10. Список литературы. _________________________________________8

  1. Вступление

   Тема моего исследования «История немцев с.Константиновка».

   У каждого населенного пункта есть своя история. История моего села начинается с появления на территории Поволжья немцев.

   Я поставила перед собой цель - собрать наиболее полный материал по истории села.

Для достижения поставленной цели я стремились решить следующие задачи:

Изучить уже имеющиеся публикации по истории села.

Собрать письменные и фото - документы.

Провести беседы с жителями села и записать их воспоминания.

    В ходе исследования мне удалось найти некоторые архивные материалы.

Необходимые сведения я  нашла в Интернете.

Результатом моей работы является данный доклад, который я представляю вашему вниманию.

2. Появление немцев в Поволжье.

    Появлению немцев в Поволжье способствовал указ Екатерины II в 1762 году о льготных условиях переселения. Немцам гарантировались свобода вероисповедания и бесплатные земельные наделы, кроме того они освобождались от воинской повинности на неограниченный срок и от налогов на 30 лет.  Именно тогда из разоренной Северной войной Германии стали прибывать к нам первые группы переселенцев. Поволжье стало для них второй родиной.

    Россия проводила политику заселения огромных степных пространств. Правительство рассчитывало, что переселенцы помогут поднять целинные земли и принесут с собой передовые агротехнические приемы.  

   Эти привилегии, обещанные людям, жившим в нужде и лишениях в Гессене, что на юго-западе Германии, казались привлекательными. Оттуда и ещё из Баварии в 1763/67 годах шла основная волна переселенцев. Они образовали колонии под Самарой и на Волге. Заселение России немецкими крестьянами началось в 1763 году и длилось до 1842 года, а некоторые колонии закладывались вплоть до 1862 года. Трудный путь был проделан переселенцами по суше до Любека, а потом до Петербурга на пароходе. До Москвы опять по суше и водным путём по Волге до Саратова, где на замкнутой территории было заложено 104 поселения. В 1763 -1768 годах в Поволжье поселилось около 8000 семей общим числом в 27000 душ. На горной стороне (правый берег Волги) было основано 45 колоний и на луговой стороне (левый берег) - 57. Таким образом, немцы Поволжья являются выходцами из Гессена, но есть и из Пфальца и Вюртемберга. Поселения были заложены строго по вероисповеданию: евангелическое и католическое (Горная сторона 31 и 14, луговая сторона 14 и 24). Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения российских немцев. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло 8 человек. У всех немцев в России со временем развилось чётко выраженное сознание Малой родины.

    На новой родине переселенцы стремились остаться немцами. Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык, традиции и передавали последующим поколениям. Культуру российских немцев в сельской местности определяли в основном крестьяне.

    Занимаясь земледелием, в первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овёс и кукурузу. В экономическом отношении поселенцы испытывали трудности, но их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к подъёму жизненного уровня. Религиозная жизнь у поселенцев была активной. Своими силами строили церкви. Они были их гордостью, своим архитектурным стилем напоминали оставленные на родине образцы неоклассицизма XVIII и XIX веков. Школы в немецких поселениях также способствовали сохранению самобытности немецкой культуры. Преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. Школы, как и церкви, строились на общинные деньги.

    Таким образом, я пришла к выводу, что поволжские немцы – это выходцы из Германии, ставшие гражданами России.

3. Образование с.Константиновка (Шиллинг).

   Приступая к изучению возникновения села, меня мучил вопросы: « Почему в простонародье село называют Шиллинг, Щорс? Сад не Константиновский, а Шиллинский? Откуда эти двойные названия?» Как у людей кроме фамилии – уличные клички.

   Руководитель мне пояснила, что ей ее бабушка говорила, что село ранее называлось Шиллинг, с приходом Советской власти было переименовано в с. Константиновка. Изучив архивные материалы доступные в Интернете, выяснилось, что село было основано в 1859 году переселенцами из с. Сосновка (Шиллинга), т.е. являлось дочерним селом.

   Шиллинг (Schilling), также Константиновка - немецкая колония при р. Еруслан, Нижне-Ерусланской волости  (слайд 3)(но согласно книги «Новоузенский уезд в естественно-историческом и хозяйственном отношении» составленной на основании обследований 1908года и изданной в 1912года – это всё таки Верхне – Ерусланнская волость, что подтверждается картой . всё остальное сходится), Новоузенского у., Самарской губ., в 548 вер. от Самары и 98 вер. от Саратова, в 103 вер. от уездного города и в 28 вер. от волостного села Экгейм. Расстояние до ближайшей ж.-д. станции Красный Кут - 7 верст. Населена колонистами немцами, лютеранами и имеет лютеранскую церковь, школы: земскую и церк.-приходскую, 4 ветряных мельницы. Дочерняя колония, основана в 1859 г. выходцами из колоний Макаровка (Меркель), Гололобовка (Денгоф), Поповка (Куттер), Ключи (Моор), Сосновка (Шиллинг). По сведениям же Клауса (Наши колонии) колония поселена между 1855-67 гг. По ведомости колоний иностранных поселенцев, состоящих в ведении Министрества Государственных Имуществ, колония Константиновка принадлежала к Ерусланскому округу Новоузенского уезда, будучи наделена по 9-й ревизии 1850 г. по 15 дес. на душу, по планам хозяйственной съемки надельной земли удобной показано 4632,9 десятин,

что составляло по 10-й ревизии 1857 г. на 159 душ муж. пола около 26,2 десятин на душу. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета в колонии в 1910 г. насчитывалось 143 дворов с числом жителей 1905 душ об. п., в т.ч. муж. п. - 964, жен. п. - 941. Количество надельной земли: удобной - 4633 дес., неудобной - 508 дес.

   После образования трудовой коммуны (автономной области)  (слайд 4) немцев Поволжья и до ликвидации АССР НП в 1941 г. село Шиллинг - административный центр Шиллингского сельского совета Краснокутского кантона. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 187 домохозяйств с населением - 941 чел. (443 муж. п., 498 жен. п.), в т.ч. немецкое население - 937 чел. (439 муж. п., 498 жен. п.), домохозяйств - 183. В 1926 г. в Шиллингский сельсовет входило одно с. Шиллинг. (слайд 5)

    В 1941 году переселенцы с Белоруссии прибыли из колхоза имени Щорс, так у села Константиновка появилось новое имя.

_________________

*) В приложении к изданию: Karte der ASSR der Wolgadeutschen. Nachdruck der Ausgabe Saratow 1934. Göttingen, 1997. на стр. 43 ошибочно указано, что этот населенный пункт сейчас не существует, а на стр. 42, в качестве теперешнего наименования, название Константиновка приписано селу Ней-Шиллинг. Скорее всего, это опечатка. Немецкая дочерняя колония Константиновка, располагавшаяся близ Красного Кута и показанная на листе М-38-47 вышеуказанного издания под наименованием Шиллинг, существует и по сей день под тем же названием Константиновка. Село же Ней-Шиллинг сейчас не существует. Примеч. А. Шпак.

    Шиллинг - сейчас Константиновка* Краснокутского района Саратовской области.

  1. Сооружения сохранившиеся (и не сохранившиеся) со времен Немецкой автономии.

   Сооружений сохранившихся со времен Немецкой автономии осталось мало, в основном это жилые дома. По этим зданиям я сделала вывод, что не все жители села жили зажиточно. Бедные семьи жили в землянках. После того как появились переселенцы с Украины и появились села Рудня и Дьяконовка,  (слайд 6) появились саманные дома. Это сохранившийся дом, который пережил все и раскулачивание, и коллективизацию, и депортацию. В энциклопедии утверждается, что в селе была церковь. А вот Вавилова Таисия утверждает,  что в с. Константиновка было две церкви:  летняя и зимняя. (слайд 7-8) Зимняя была деревянная, летняя не большая кирпичная. К сожалению, эти здания разрушены. Зимняя церковь после окончания Великой Отечественной войны, летнее здание вовремя перестройки. Фотографий не сохранилось.  (слайд 9) Это здание школы, сейчас здесь живет семья Козловских. Это фотографии домов построенных немцами. (слайд 10) Был сыроваренный  завод, который славился своими сырами на всю Россию. Лед заготавливали зимой, вырубая его на речке и складывая в подвал. В Советское время жители окрестных сел даже не пробовали этот сыр, и не могли его купить, его не продавали в местных магазинах. Здание сыр - завода также было разрушено в годы перестройки. Посреди села небольшой пруд – Лиман. (слайд 11-12) Чеснаков Иван Андреевич утверждает, что запруда сначала была природной. В 50-х годах XX века Лиман углубили и приподняли насыпь. Установили насос для подкачки воды. У огорода семьи Черемисенных был колодец, куда люди ходили за водой. Колодцы были и во дворах, но сейчас я знаю только один дом, где сохранился колодец. Возле Лимана была плотина, в этом месте, когда уровень воды летом убывает можно речку перейти. Но последнее время это все происходит реже и реже, так как ниже по реке стоит плотина и летом происходит сброс воды с Лебедевского водохранилища. Купаться вокруг этого места опасно, много штырей, а посередине лежит часть плотины – бревна длиной метров трех-четырех, соединенные железными обручами, шириной около двух метров и высотой около полтора мера. (слайд 13) Вторая плотина находилась около старого моста, ее часть сохранилась - земляная насыпь. Зимы были снежными, поэтому часть платины льдами сносило, река пересыхала, в колодцах воды не хватало. Приходилось ходить за водой на реку к омутам (глубина которых от трех до шести метров), били родники, сейчас они затянулись тиной. (слайд 14) В 1934 году был заложен сад, площадью в 15 гектар. Посажено деревьев 1600 штук. Это яблони :Анис, Белянка, Антоновка, Косматка; китайки, груши, сливы, вишни, терн. Имелись и кустарниковые насаждения: малина, смородина, крыжовник. В 70-е года XX века урожайность составляла от 85 до 320 центнеров, что давало дохода от 2200 до 4100 рублей. Среди лучших работниками сада были Берг Лидия Константиновна, Вебер Эмма Констатиновна. Место закладки сада было выбрано не случайно, здесь находится пруд основанный колонистами в XIX веке. (слайд 15) С 1948 по 1952 год была поднята платина с помощью тракторов ЭС – 80, пруд был немного углублен. Сад пользовался спросом как место отдыха, пользуется и сейчас. Некоторые места имеют названия Тарзанка, Армянский сад (в 70-х годах XX века в с.Константиновка поселились армяне, которых нанимали колхозы для строительства домов).

  1. Легенды и былины села.

Как и у любого села есть свои легенды и былины.

   Первая.

   Все село соединено подземными ходами, которые к тому же достигают г. Красный Кут. Многие жители села утверждают, что действительно у них либо во дворах, либо в погребах образуются провалы, которые обложены красным кирпичом, а по низу, течет вода. Но как я выяснила, уровень воды поднялся, так как платина сдерживает воду и Лебедевское водохранилище так же этому способствует. А может это водопровод?  Тоже теория, но ни чем не доказанная. Откуда же взялась теория  о протяженности туннелей? Как утверждают старожилы соседних сел, после депортации немцев прибыли чекисты и совместно с активистами исследовали подвалы,  в полях выложены целые залы. А когда прибыли переселенцы, им было дано указание, засыпать и заложить входы в подвалы. Терещенко Владимир утверждает, что когда его бабушка однажды попросила почистить погреб, одна из стен обвалилась (середина 80-х годов XX века). Расчистив завал, открылся проход обложенный кирпичом, взяв фонарик, отправился исследовать открытие. (слайд 16) Вдоль стен были приспособления для факелов. И дошел он до старого магазина (летнею церковь). От бабушки получил нагоняй. Стену заложили. Вскоре бабушке дали квартиру, старый дом разобрали и сейчас там пустырь. (Такие провалы есть и в других бывших немецких селах).

    Вторая.

    Сами немцы говорят, что им рассказывали их родители, что на территории Краснокутского района в одном из таких залов находится склад краски. Вот если найти эту краску, то можно выкрасить всю Саратовскую волость. Но никаких более доказательств этому нет.

     Третья. (слайд 17)

    Ранее этот небольшой холм называли холмом  русалок. И в полнолуние они выходят и водят хороводы. Но скорее это говорилось для того, чтоб молодежь не купалась по ночам. Да и русалки не живут в грязной воде. Легенды о русалках уходят своей историей в язычество. Наверное, была и причина появления легенды в данной местности (чаще всего они появлялись там, где тонули молодые девушки). Что касается сел находящихся рядом, не часто, но все же люди тонут.

  1. Депортация.

   Суровый 1941 год, был тяжелым для всей страны. Константиновка было богатым немецким селом, но с начала войны положение немцев в одночасье резко изменилось. Когда началась война, жителям было объявлено, что немцев Поволжья высылают в Западную Сибирь и в Казахстан. Всего за несколько дней в село приехали солдаты, поселились в школе, где уже никто не учился, и начали свою «работу».  Солдаты предупредили немцев, что продавать ничего нельзя. Женщины стали сушить в печках нарезанную кружочками картошку, паковали постель.  Выселение проводилось достаточно быстро. Их посадили на телеги и без еды (ничего с собой брать не разрешалось под угрозой смерти) и отправили этапом. Жителей Краснокутского кантона депортировали 9-10 сентября со с. Урбах в Казахстан и в Западную Сибирь. Везли три недели под охраной в холодных вагонах для скота. Ссыльные немцы умирали в дороге голодной смертью. Их дома заняли эвакуированные из Белоруссии. Но это был не конечный путь. Тех, кто доезжал до места назначения, распределяли дальше, если они были трудоспособными. Те же, кто не мог работать дети, старики, больные оставались в лучшем случае в землянках без еды и тепла. (слайд 18)

Только по этим печальным спискам трудармий  были восстановлены фамилии бывших жителей села

Фильберт, Битер, Шрейнер, Май, Эгоф, Кауфман, Берг,Штадт, Шрайбер, Эгоф, Кем, Гайбель, Диль, Мартын, Доротеа, Паулин, Штир, Валецкий.

 

  1. Миграция немцев.

   Конечно, немцев не любили, и они в свою очередь старались не афишировать то, что они немцы. (слайд 19)

   После ноября 1971 года у немцев появилась возможность вернуться на историческую Малую Родину. Только в 1972 г. открылись для немцев города и сёла Саратовской области. В наше село вернулись семьи Кауфман, Шрайбер, Кем, Берг, Эгоф, Мерк, Горн, Шледовец, Фаевы. В конце 1980-х гг. продолжался процесс иммиграции немцев из Казахстана, Сибири. В 1994- 1996  годах немцы  были реабилитированы и признаны пострадавшими от политических репрессий. Но имущество не вернули, многие делали запрос в Саратов в Информационный центр УВД Саратовской области. Но ответ был, что сведениями об имуществе, оставленном при выселении, не располагают. С началом перестройки стала возможна эмиграция советских немцев в Германию. Прошения на выезд немцы подавали и раньше, но практически все они отклонялись.

   Эмиграция российских немцев оказалась тесно связанной с вопросом воссоздания немецкой автономии на Волге. Рассматривались проекты по созданию Немецкой Автономной Области. Ни один из проектов так и не был реализован, немецкая автономия на Волге не была восстановлена. Именно это, в сочетании с экономическими трудностями 1990-х послужило причиной усиления выезда немцев в Германию.

  1. Погост

   У нашего села два погоста. (слайд 20)

 Когда был открыт Сталинградский фронт, то на территории сел Константиновка и Логиновка расположили пленных немцев. В Логиновке они жили в клубе, а в Константиновке в зимней церкви. Ухаживали пленные за собой сами. Умирало очень много, хоронили умерших на старом кладбище. Где их могилы сказать трудно, кладбище не было огорожено, оно и сейчас не огорожено. Весной всех оставшихся пленных расстреляли на окраине с.Логиновка. Архивы были вывезены военными.

     Второе (слайд 21-22)кладбище имеет название Руднянское (по названию соседнего села), здесь из Константиновки стали хоронить с середины 50-х годов XX века.

     Многие стараются, сохранят свои традиции.

  1. Заключение.

   В заключение доклада я  могу сделать вывод о том, что цель, которую я перед собой поставила достигнута. Задачи, которые я наметила в начале исследования, удалось решить, но не считаю данную работу завершенной.  Так как осталось много вопросов из истории семей села, их культурного наследия, требующие дополнительных исследований. В будущем доклад будет дополнен новой информацией .

     10. Список литературы. (слайд 23)

1.Самарской области (1858-1941) - Самара: ООО Издательство «Книга», ГУ СО «Дом дружбы народов», 2009. - 152 с.

2.http://www.ulpressa.ru/news/2009/09/10/

3.http://www.catholicsamara.narod.ru/hram.html

4.http://www.gorodok.samaratday.ru/showNews.php?idnews=959

5.Архивные материалы и фотографии краеведческой комнаты с.Логиновка.

6. Новоузенский уезд в естественно – историческом и хозяйственном отношении. Изд. Новоузенск Типография Общества Трудовой Помощи 1912г.(электронная книга)

7. http://www.центр «Возвращённые имена», Нижний Тагил.

8. http://www.Красноярское общество «Мемориал».

9.Указы Президиума Верховного совета СССР от28 августа 1941г., 7 сентября 1941г., 13 декабря 1955г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

презентация на тему: « История немцев села Константиновка».

презентация предназначена к докладу  на тему: « История немцев села Константиновка»....

Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович

Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович...

Доклад на тему: «История родного края «Озинки»»

Доклад на тему: «История родного края  «Озинки»»...

Доклад на тему: «История деятельности Объединенного института ядерных исследований»

Доклад на тему: «История деятельности Объединенного института ядерных исследований»...

Доклад по теме"История атомной промышленности в России"

Данный доклад описывает историю атомной промышленности в России. О том как проводились работы по получению чистого урана...