Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции: «Путешествие в прошлое родного края», посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»
план-конспект занятия по краеведению по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_shla_voyna.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции:
«Путешествие в прошлое родного края»,
посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»
Тема: «Шла война…»
Тип занятия: комбинированное
Форма проведения: урок-экскурсия
Место проведения: краеведческая экспозиция СЮТур «Путешествие в прошлое родного края», посвященная 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»
Содержание: вводное занятие цикла: «Путешествие в прошлое родного края»
Возраст учащихся: учащиеся младшего школьного возраста
Цель: воспитывать у учащихся интерес к познанию исторической судьбы своей родины.
Задачи экскурсии:
- познакомить учащихся младшего возраста со страницами истории Великой Отечественной войны и событиями военного времени в нашем крае (образовательная),
- показать значение родного города для победы страны в Великой Отечественной войне (воспитательная),
- дать навыки учащимся активного познания фактов истории военного времени края и судеб земляков через игровую форму организации экскурсии (развивающая).
Методы обучения:
объяснение, беседа, рассказ, словарная работа, обобщение полученных знаний.
Деятельность учащихся на занятии:
погружение в тему экскурсии – прослушивание музыкальных фрагментов песен о войне, практическая работа с экспонатами экспозиции, ответы на вопросы, самостоятельная работа, рассказы о судьбах родных военного времени, творческие задания, минута молчания.
Средства обучения:
материалы экспозиции.
Предварительная работа: опора на знания учащихся образовательных дисциплин основной школы, личный опыт.
План-конспект проведения:
Звучат военные песни.
1. Вступительное слово экскурсовода:
* слушаем песню и погружаемся в прошлое нашей страны. Это было чуть больше 6 десятилетий назад, когда фашистская Германия напала на нашу родину – СССР;
* беседа и пояснение слов и понятий – война, отечественная, великая, справедливая, советский народ, немецкий народ, фашистская Германия;
* объявление цели урока-экскурсии.
2. Рассказ экскурсовода:
* об экспонатах экспозиции начала Великой Отечественной войны: газета от 24 июня 1941 года, плакат «Родина Мать зовет!», текст военной присяги (официальное и торжественное обещание);
* об участии ногинчан в Великой Отечественной войне (мобилизовано около 37 000 человек, 2200 – добровольцы, 2000 человек – народное ополчение, 800 человек направлены на строительство укреплений под Москвой).
* объявление темы экскурсии «Шла война…».
- Познавательная экскурсия - игра:
* учащимся предлагается осмотреть экспонаты экспозиции и выбрать три предмета, которые им знакомы, ответить на вопросы:
- почему выбрали этот предмет,
- как он называется,
- для чего использовался;
* учащимся предлагается выбрать из экспонатов экспозиции три предмета, о которых они не знают, но хотели бы узнать.
* беседа с учащимися о выбранных предметах экспозиции, даются пояснения
4. Обобщение ответов ребят, углубление знаний по теме.
Экскурсия-рассказ экскурсовода о событиях Великой Отечественной войны, опираясь на ответы ребят. Экскурсия охватывает большинство экспонатов экспозиции, связывая их смысловыми текстами.
В экскурсию включается рассказ о жизни и трудовой деятельности земляков в годы Великой Отечественной войны, о выпуске военной продукции предприятиями Ногинского района, о делах ребят и подростков в помощь взрослым.
Ребятам показываются предметы военной поры, документы, письма, фотографии, зачитываются воспоминания детей того времени о военном детстве, отрывки из воспоминаний земляков о работе на предприятиях в военные годы. Приводятся примеры об участии земляков в военных действиях на фронте и о трагических судьбах нескольких поколений семей наших земляков.
Слушатели активно участвуют в самой экскурсии, имеют возможность рассмотреть, потрогать или примерить на себя некоторые экспонаты, ответить на вопросы экскурсовода, уточнить непонятные слова или выражения.
5. Беседа, вопросы ребятам:
- Есть ли в семье люди, воевавшие или погибшие в ВОВ?
- Живы ли в семье те, кто в годы войны были детьми?
- Кто из родных в годы войны работал на предприятиях тыла?
- Сохранены ли в семье реликвии военного времени?
- Как отмечается день Победы в вашей семье?
Ребята рассказывают о военной истории и военных реликвиях своей семьи.
6. Объявление темы творческого конкурса среди школьников Ногинского района.
В экспозиции есть почтовый ящик – «65 лет Победе. Полевая почта». Объявление конкурса творческих работы учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о судьбах родных, земляков – защитниках Отечества. Подведение итогов конкурса к 65-летию Победы - 9 мая 2010 года.
7. Подведение итогов экскурсии:
* война завершилась полным разгромом немецких войск. В Берлине был подписан пакт (международный договор, соглашение) о капитуляции немецких войск, наступил день Победы. Участники войны возвращались домой к семьям, …
* плакат «Слава воину-победителю». 30 землякам присвоено звание «Герой Советского Союза», тысячи людей получили другие высокие награды – ордена и медали. Ребята рассматривают орден Отечественной войны II степени Горбова Александра Демьяновича.
* итоги участия земляков в ВОВ (из 37 000 призванных на войну - погибли в боях около 15 000 человек);
* памятники событиям Великой Отечественной войны в нашем крае;
* памятник труженикам тыла «Тыл – фронту» в Глухово.
8. Звучит духовная музыка. Зажжение свечи памяти, Минута молчания.
Самоанализ занятия «Шла война…»
При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет информативную насыщенность, наполнена творческой и познавательной активностью ребят, эмоционально выдержана. У учащихся формируется представление о событиях военного времени как о страшном горе каждой советской семьи, любого города и страны, в целом. Конкурсные работы становятся страницами районной «Рукописной энциклопедии родного края»».
Занятие проведено для учащихся в апреле 2010 года. Возраст учащихся 7-10 лет.
Самоанализ показал, что данное занятие проведено в соответствии с намеченным планом. Все намеченные задачи урока-экскурсии выполнены.
Ребята не только внимательно слушали предложенную информацию, они быстро включились в игровые ситуации, предложенные педагогом. Уровень знаний оказался посильным, достаточным для ответов на вопросы, самостоятельной работы, а также для усвоения нового материала. Этому способствовали наглядность, осознанность действий, связь предложенных тем с жизненным опытом учащихся, системность изложения.
Особый интерес у ребят вызвала словарная работа, связанная со знакомством с экспонатами экспозиции. Во время экскурсии были использованы интерактивные формы обучения: беседа, выбор экспонатов для самостоятельного рассказа и получения дополнительной информации о неизвестных предметах от педагога, рассматривание фотографий и фронтовых наград, примерка на себя военного обмундирования, чтение отрывков из военных писем, объяснение слов военной поры, рассказы учащихся о военной истории своей семьи и т.д.
На занятии была создана атмосфера доверия и творческого исследовательского познания, поэтому ребята активно включались в беседу, отвечали на поставленные вопросы, коллективно вели поиск правильных ответов в игровых ситуациях.
По моему мнению, на занятии удалось создать эмоциональный фон на протяжении всего занятия, когда звучала музыка военной поры и духовная музыка, прочитывались стихи и отрывки писем с фронта, горела свеча Памяти и проходила минута молчания.
Темп занятия позволял переключать внимание ребят с одного вида деятельности на другой; была создана «ситуация успеха» благодаря положительным оценкам деятельности ребят, стимулированию активных участников встречи и коллективных усилий.
Возможно, занятие было несколько перегружено информацией, но его удалось провести динамично, уложиться в намеченные 50 минут. Проблем с дисциплиной ребят не было.
Положительный результат проведенного занятия сказался в поведении ребят во время минуты молчания и по окончании занятия; в желании больше узнать от родных о военном времени и судьбах близких; принять участие в конкурсе творческих работ о событиях Великой Отечественной войны в нашем крае «Шла война…»; спланировать работу своей группы навстречу юбилею Победы, опираясь на советы педагога во время экскурсии.
Педагог дополнительного образования:
Ефремова Наталья Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий агиттеатра, посвящённый юбилею победы в Великой Отечественной войне.
Уже давно отгремели взрывы той далёкой войны, но память о ней должна сохраниться в наших сердцах. Этот сценарий о мальчиках и девочках сороковых, на долю которых выпали разлука, боль, смерть....
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель Л.В. Шатилова, объявила о ра...
Сценарий праздника "Дети России -за мир!", посвященного 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
сценарий "9 мая"...
Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....
Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...