Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции: «Путешествие в прошлое родного края», посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»
план-конспект занятия по краеведению по теме

 
При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет информативную насыщенность, наполнена творческой и познавательной активностью ребят, эмоционально выдержана. У учащихся формируется представление о событиях военного времени как о страшном горе каждой советской семьи, любого города и страны, в целом. Конкурсные работы становятся страницами районной «Рукописной энциклопедии родного края»».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_shla_voyna.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия по краеведческой экспозиции:

«Путешествие в прошлое родного края»,

посвященной 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»

Тема: «Шла война…»

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: урок-экскурсия

Место проведения: краеведческая экспозиция СЮТур «Путешествие в прошлое родного края», посвященная 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне»

Содержание: вводное занятие цикла: «Путешествие в прошлое родного края»

Возраст учащихся: учащиеся младшего школьного возраста

Цель: воспитывать у учащихся интерес к познанию исторической судьбы своей родины.

Задачи экскурсии:

- познакомить учащихся младшего возраста со страницами истории Великой Отечественной войны и событиями военного времени в нашем крае (образовательная),

- показать значение родного города для победы страны в Великой Отечественной войне (воспитательная),

- дать навыки учащимся активного познания фактов истории военного времени края и судеб земляков через игровую форму организации экскурсии (развивающая).

Методы обучения:

объяснение, беседа, рассказ, словарная работа, обобщение полученных знаний.

Деятельность учащихся на занятии:

погружение в тему экскурсии – прослушивание музыкальных фрагментов песен о войне, практическая работа с экспонатами экспозиции, ответы на вопросы, самостоятельная работа, рассказы о судьбах родных военного времени,  творческие задания, минута молчания.

Средства обучения:

материалы экспозиции.

Предварительная работа: опора на знания учащихся образовательных дисциплин основной школы, личный опыт.

План-конспект проведения:

Звучат военные песни.

     1. Вступительное слово экскурсовода:

* слушаем песню и погружаемся в прошлое нашей страны. Это было чуть больше 6 десятилетий назад, когда фашистская Германия напала на нашу родину – СССР;

* беседа и пояснение слов и понятий – война, отечественная, великая, справедливая, советский народ, немецкий народ, фашистская Германия;

* объявление цели урока-экскурсии.

     2. Рассказ экскурсовода:

* об экспонатах экспозиции начала Великой Отечественной войны: газета от 24 июня 1941 года, плакат «Родина Мать зовет!», текст военной присяги (официальное и торжественное обещание);

* об участии ногинчан в Великой Отечественной войне (мобилизовано около 37 000 человек, 2200 – добровольцы, 2000 человек – народное ополчение, 800 человек направлены на строительство укреплений под Москвой).

* объявление темы экскурсии «Шла война…».

  1. Познавательная экскурсия - игра:

* учащимся предлагается осмотреть экспонаты экспозиции и выбрать три предмета, которые им знакомы, ответить на вопросы:

- почему выбрали этот предмет,

- как он называется,

- для чего использовался;

* учащимся предлагается выбрать из экспонатов экспозиции три предмета, о которых они не знают, но хотели бы узнать.

* беседа с учащимися о выбранных предметах экспозиции, даются пояснения

     

      4. Обобщение ответов ребят, углубление знаний по теме.

Экскурсия-рассказ экскурсовода о событиях Великой Отечественной войны, опираясь на ответы ребят. Экскурсия охватывает большинство экспонатов экспозиции, связывая их смысловыми текстами.

        В экскурсию включается рассказ о жизни и трудовой деятельности земляков в годы Великой Отечественной войны, о выпуске военной продукции предприятиями Ногинского района, о делах ребят и подростков в помощь взрослым.

        Ребятам показываются предметы военной поры, документы, письма, фотографии, зачитываются воспоминания детей того времени о военном детстве, отрывки из воспоминаний земляков о работе на предприятиях в военные годы. Приводятся примеры об участии земляков в военных действиях на фронте и о трагических судьбах нескольких поколений семей наших земляков.

        Слушатели активно участвуют в самой экскурсии, имеют возможность рассмотреть, потрогать или примерить на себя некоторые экспонаты, ответить на вопросы экскурсовода, уточнить непонятные слова или выражения.

 

        5. Беседа, вопросы ребятам:

- Есть ли в семье люди, воевавшие или погибшие в ВОВ?

- Живы ли в семье те, кто в годы войны были детьми?

- Кто из родных в годы войны работал на предприятиях тыла?

- Сохранены ли в семье реликвии военного времени?

- Как отмечается день Победы в вашей семье?

Ребята рассказывают о военной истории и военных реликвиях своей семьи.

        6. Объявление темы творческого конкурса среди школьников Ногинского района.

        В экспозиции есть почтовый ящик – «65 лет Победе. Полевая почта».  Объявление конкурса творческих работы учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о судьбах родных, земляков – защитниках Отечества. Подведение итогов конкурса к 65-летию Победы - 9 мая 2010 года.

        7. Подведение итогов экскурсии:

* война завершилась полным разгромом немецких войск. В Берлине был подписан пакт (международный договор, соглашение) о капитуляции немецких войск, наступил день Победы. Участники войны возвращались домой к семьям, …

* плакат «Слава воину-победителю». 30 землякам присвоено звание «Герой Советского Союза», тысячи людей получили другие высокие награды – ордена и медали. Ребята рассматривают орден Отечественной войны II степени Горбова Александра Демьяновича.

* итоги участия земляков в ВОВ (из 37 000 призванных на войну - погибли в боях около 15 000 человек);

* памятники событиям Великой Отечественной войны в нашем крае;

* памятник труженикам тыла «Тыл – фронту» в Глухово.

        8. Звучит духовная музыка. Зажжение свечи памяти, Минута молчания.

Самоанализ занятия «Шла война…»

При подготовке урока-экскурсии был спрогнозирован конечный результат задуманного задания: «Урок-экскурсия строится на исторической достоверности фактов, носит познавательный характер, имеет информативную насыщенность, наполнена творческой и познавательной активностью ребят, эмоционально выдержана. У учащихся формируется представление о событиях военного времени как о страшном горе каждой советской семьи, любого города и страны, в целом. Конкурсные работы становятся страницами районной «Рукописной энциклопедии родного края»».

Занятие проведено для учащихся в апреле 2010 года. Возраст учащихся 7-10 лет.

Самоанализ показал, что данное занятие проведено в соответствии с намеченным планом. Все намеченные задачи урока-экскурсии выполнены.

Ребята не только внимательно слушали предложенную информацию, они быстро включились в игровые ситуации, предложенные педагогом. Уровень знаний оказался посильным, достаточным для ответов на вопросы, самостоятельной работы, а также для усвоения нового материала. Этому способствовали наглядность, осознанность действий, связь предложенных тем с жизненным опытом учащихся, системность изложения.

        Особый интерес у ребят вызвала словарная работа, связанная со знакомством с экспонатами экспозиции. Во время экскурсии были использованы интерактивные формы обучения: беседа, выбор экспонатов для самостоятельного рассказа и получения дополнительной информации о неизвестных предметах от педагога, рассматривание фотографий и фронтовых наград, примерка на себя военного обмундирования, чтение отрывков из военных писем, объяснение слов военной поры, рассказы учащихся о военной истории своей семьи и т.д.

На занятии была создана атмосфера доверия и творческого исследовательского познания, поэтому ребята активно включались в беседу, отвечали на поставленные вопросы, коллективно вели поиск правильных ответов в игровых ситуациях.

По моему мнению, на занятии удалось создать эмоциональный фон на протяжении всего занятия, когда звучала музыка военной поры и духовная музыка, прочитывались стихи и отрывки писем с фронта, горела свеча Памяти и проходила минута молчания.

Темп занятия позволял переключать внимание ребят с одного вида деятельности на другой; была создана «ситуация успеха» благодаря положительным оценкам деятельности ребят, стимулированию активных участников встречи и коллективных усилий.

Возможно, занятие было несколько перегружено информацией, но его удалось провести динамично, уложиться в намеченные 50 минут. Проблем с дисциплиной ребят не было.

Положительный результат проведенного занятия сказался в поведении ребят во время минуты молчания и по окончании занятия; в желании больше узнать от родных о военном времени и судьбах близких; принять участие в конкурсе творческих работ о событиях Великой Отечественной войны в нашем крае «Шла война…»; спланировать работу своей группы навстречу юбилею Победы, опираясь на советы педагога во время экскурсии.

Педагог дополнительного образования:

 Ефремова Наталья Викторовна

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий агиттеатра, посвящённый юбилею победы в Великой Отечественной войне.

Уже давно отгремели взрывы той далёкой войны, но память о ней должна сохраниться в наших сердцах. Этот сценарий о мальчиках и девочках сороковых, на долю которых выпали разлука, боль, смерть....

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...