Урок памяти, посвященный 75-летию освобождения города Льгова
методическая разработка по истории (8 класс)

Озерова Алла Александровна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории

Урок памяти, посвященный  75-летию освобождения города Льгова

Тема: «Войны не затихает эхо в сердцах людей»

Учитель: Озерова Алла Александровна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ СОШ №3 г.Льгова Курской области

Класс - 8

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Технология занятия: элементы кейс-технологии (метод разбора деловой корреспонденции), проектная технология

Цель: познакомить обучающихся с героической борьбой льговчан с немецко-фашистскими оккупантами родного города в период Великой Отечественной войны, изучить хронологию событий, личности, связанные с освобождением Льгова от немецкой оккупации

Задачи:

  1. Деятельностные: осуществление системно-деятельностного подхода, развитие способности к мыслительной деятельности, развитие критического мышления, развитие внимания, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение применять новые знания, развитие творческих и речевых способностей обучающихся, развитие умения формулировать проблему, развитие умения работать в группах;
  2. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями работы с архивными документами, историческими источниками и документальными фото и видеоматериалами; продолжить формирование способности обучающихся к новому способу действия;
  3. Воспитательные: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации, воспитание у обучающихся интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, благодарности и уважения к тем, кто приближал Победу, развитие коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества при работе в группах, воспитание уважительного отношения к мнению, отличному от собственного.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и понимать базовые ценности «Родина», «патриотизм», «героизм». Уважение к своей родине, ее героям.  Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполнения задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, самооценка результата выполнения задания.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и выбирать оптимальные пути ее решения.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, кейсы с материалами военного времени(документы, газеты, фотографии), раздаточный материал для работы в группах

Структура занятия:

  1. Мотивационный этап
  2. Этап актуализации знаний
  3. Этап открытия новых знаний
  4. Этап закрепления новых знаний
  5. Рефлексия

Этап занятия

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Мотивационный этап

Здравствуйте ребята.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.

Этап актуализации знаний

1. Результаты социологического опроса:

-Какую дату празднуют льговчане ежегодно 3 марта?

-Что вы знаете о действующих частях красной армии, освобождавших наш город?

-Известны ли вам факты о  борьбе наших земляков – льговчан с оккупантами нашего города?

Смотрят  видеорепортаж социологического опроса жителей города Льгова.2018 год

Личностные УУД:

ценить и принимать базовые ценности «родина», «отечество», «героизм». Уважение к своей родине, ее героям и защитникам, семье, радость и гордость за свое государство

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности

Познавательные УУД:

Определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

2. Анализ эпиграфа (слова Петра Давыдова, посвященные ВОВ):

«Войны не затихает эхо
В сердцах людей!..»

-Как вы понимаете эти строки? Какие ассоциации у вас возникают?

- Почему войну 1941-1945гг. мы называем отечественной?

- Что такое «Родина»? «Отечество»?

- Как вы понимаете понятие «малая Родина»?

-Пусть война закончилась очень давно, в семье каждого живущего сейчас, она оставила свой след.

- Отечественной называем войну потому, что она направлена не на завоевание дополнительных территорий, а за свою родину, свое отечество, родную землю.

- Родина  - земля, где проживает твой род, родные, где ты родился. Отечество – земля отцов, страна предков (отцов) человека.

- Малая родина -  место, где ты родился

3. Формулирование цели и задач занятия

В истории каждой страны есть много знаменательных дат. Одной из таких дат является победа в Великой отечественной войне.

- Давайте попробуем посмотреть сквозь призму истории Великой отечественной войны на события далекого марта 1943 года в нашем городе.

Какое событие произошло?

Что мы знаем об этом событии?

Что мы можем узнать еще?

Отвечают:

- Освобождение города от немецко-фашистской оккупации

3.

Этап открытия новых знаний

1.Демонстрация проекта «Льгов в оккупации» (результат опережающего задания)

- Наши одноклассники являются обучающимися дома детского творчества, воспитанники которого на протяжении многих десятилетий по крупицам собирают информацию о судьбе нашего города в период Великой Отечественной войны.

Результаты поисковой работы отряда Льговского дома пионеров «Красные следопыты» они сейчас нам продемонстрируют

Смотрят Презентацию «Льгов в оккупации», слушают комментарии выступающих

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; уважение к своей родине, защитникам и героям

Коммуникативные УУД:

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное

Познавательные УУД:

Перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию в соответствии с поставленной целью

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль

2.Видеозапись

В документах штаба Воронежского фронта операция по освобождению Льгова носила название «Льговско-Рыльской». Основную роль в ликвидации Льговского плацдарма сыграла 60-я армия Воронежского фронта под командованием генерал-майора Ивана Даниловича Черняховского. Сотрудники льговского краеведческого музея несколько лет назад получили из архива уникальную видезапись, сделанную военным оператором Левандовичем 3 марта 1943 года в нашем городе.

-Всмотритесь, что же оставили после себя фашистские оккупанты?

Смотрят видеозапись. Отвечают:

-разрушенные здания, храм с.Н.Деревеньки, покрытый маскировочной тканью, расстрелянных жителей Льгова и т.д.

3. Дидактическая игра «Юные архивисты» (групповая работа)

-Чтобы полнее представить тот масштаб разрушений, который остался после освобождения города и его причины  обратимся к  языку документов.

-Разбиваемся на три группы. Каждая группа получает в руки исторический документ. Вам будет необходимо определить характер этого документа и тезисно рассказать, какие новые факты они нам сообщают.

Дети знакомятся с предоставленными им материалами (архивными документами, выдержками из мемуаров, вырезки из газет и т.д.)

4.

Этап закрепления новых знаний

Работа с кейсами. Метод разбора деловой корреспонденции «Творческая мастерская»

Учащиеся получают папки с одинаковым набором документов, связанных с периодом оккупации и освобождением Льгова в 1943 году.

Цель учеников - занять позицию человека, ответственного за работу с входящими документами.

1 группа – отбирает информацию о людях, внесших наиболее весомый вклад в освобождение Льгова от немецко-фашистской оккупации, на тему «Знать поименно»,

2 группа – информацию на тему «И город помнит»,

3 группа – «Эхо той войны» - информацию о памятниках нашего города, связанных с ВОВ и оккупацией

Необходимо соединить фрагменты текста и иллюстративный материал, расставить его в хронологической последовательности и оформить в виде презентации. Можно подобрать цитату из стихотворения.

Распределяют обязанности в группе, систематизируют материал кейса, отбирают необходимый им материал, подбирают иллюстративный ряд и краткие исторические справки к нему, размещают материал на слайдах презентации

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; уважение к своей родине, защитникам и героям

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективном обсуждении, распределять роли в группе, договариваться друг с другом, слушать и понимать других

Познавательные УУД:

Выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать;, выбирать нужную информацию в соответствии с поставленной целью

Регулятивные УУД:

Способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль

5.

Рефлексия

Защита проектов

Дети представляют свои презентации, отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

Самооценка: соотнесение целей занятия и результата, самоконтроль и коррекция

Опережающее задание

Собрать информацию в семейном архиве о судьбе членов семьи в года Великой Отечественной войны

Делают пометки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольная линейка ко дню освобождения города Льгова.

Линейка, проведённая в школе-интернате 3 марта 2014 года учителями Михайловрй С.А. и Чужмаровой А.А....

Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню освобождению города Бахчисарая и Дню памяти Вити Белоусова

Сценарий проведения торжественной линейки (мероприятия) на тему "Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню освобождению города Бахчисарая и Дню памяти Вити Белоусова"...

Мероприятия гагаринской недели в МБОУ СОШ №4 города Льгова Курской области

В рамках Всероссийского урока " Космос-это мы"  учителем физики Семикиной Еленой Ивановной была организованна гагаринская неделя....

Интегрированный урок "Линейная функция и ее применение в физических процессах". Учитель физики МБОУ СОШ №4 города Льгова Семикина Елена Ивановна

Интересны по содержанию и структуре интегрированные уроки. Результат интеграции очевиден-повышается мотивация учеников к предметам математики и физики....

Урок доброты. 10 класс МБОУ СОШ №4 города Льгова. Классный руководитель-Семикина Елена Ивановна.

Урок доброты направлен на воспитание в детях чувства сострадания и терпимости  к людям, которые не совсем похожи на нас....

Урок доброты. 10 класс МБОУ СОШ №4 города Льгова. Классный руководитель-Семикина Елена Ивановна.

Урок доброты направлен на воспитание в детях чувства сострадания и терпимости к людям, которые не совсем похожи нас....

Методическая разработка урока мужества на тему: «Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков»

Методическая разработка урока мужества на тему:«Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков» для учащихся 5 «Б» класса...