Итоговая зачетная работа по спецкурсу «Духовное краеведение Подмосковья»
учебно-методический материал по краеведению (9 класс) по теме
Рассмотреть нравственные и морально-этические качества в жизни, общественной деятельности и духовных делах игумена Русской земли – Преподобного Сергия Радонежского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itog_zachyot_rab_dukhov_kraeved_podmoskovya.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая зачётная работа
по спецкурсу: «Духовное краеведение Подмосковья»
Тема: «Дорогами подвига и святости» (на примере жития Преподобного Сергия Радонежского)
(для учащихся 9 класса, возраст – 14-15 лет)
Выполнил: Шильнов Александр Александрович,
учитель истории и географии МБОУ средняя общеобразовательная школа №2 имени С.И. Руденко
городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области
Москва
2011
Содержание
стр | |
Введение | 3 |
Глава I: Содержание и структурные особенности этической беседы (дискуссии) | 4 |
Глава II: Анализ проблемных вопросов и заданий этической беседы (дискуссии) | 20 |
Заключение | 22 |
Приложения | 24 |
Список литературы | 31 |
Введение
Цель:
Рассмотреть нравственные и морально-этические качества в жизни, общественной деятельности и духовных делах игумена Русской земли – Преподобного Сергия Радонежского в ходе проведения этической беседы (дискуссии) с обучающимися 9 класса (14-15 лет) в форме «круглого стола».
Задачи:
- Ознакомить обучающихся с биографией и наиболее примечательными событиями из жизни Преподобного Сергия Радонежского.
- Рассказать краткую историю становления и развития главной русской обители – Троице-Сергиевой лавры, показать её влияние на основные исторические события нашей Родины.
- Провести этическую беседу с обучающимися о значении для жизни обычных людей духовного подвига Преподобного Сергия, обсудить морально-этические качества и богоугодные дела святого подвижника, важные для современного российского общества.
Средства:
- Учебное пособие Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие))», М.: 2007.
- «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», №1, Еженедельное издание; «Де Агостини», 2008.
- Компьютерная презентация по теме урока.
- Фото и видеоматериалы архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры и других святых мест, связанных с именем Преподобного Сергия.
Форма урока:
Организация и проведение этической беседы (дискуссии) в форме «круглого стола».
«Круглый стол» - это беседа, в которой на равных участвуют все обучающиеся школьного класса (оптимальное количество примерно 15 учащихся).
При проведении этической беседы учитель придерживается основного направления, ведущего к цели, варьирует, если это необходимо, метод обсуждения в зависимости от хода дискуссии.
Было установлено, что данная форма урока высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изучаемого материала и формулирования ценностных ориентаций, что немаловажно при изучении спецкурса: «ДКП».
При организации этической беседы (дискуссии) учителем необходимо поставить перед классом ряд проблемных вопросов, отражающих суть изучаемой темы, посвящённой житию Преподобного Сергия Радонежского.
Глава I:
Содержание и структурные особенности этической беседы (дискуссии)
Тема учебника:
Тема 7.Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Преподобному Сергию Радонежскому (с. 100-120).
План проведения этической беседы (дискуссии):
- Вводные замечания, указание цели урока, постановка проблемного вопроса.
- Разъяснение темы. Краткое изложение учебного материала учителем (доклад) и формулирование вопросов для обсуждения.
- Ведение обсуждения, придерживаясь основного направления дискуссии, ведущего к цели.
- Подведение итогов дискуссии.
Основные этапы проведения этической беседы (дискуссии) и их
характеристика:
- На первом этапе учитель объявляет тему учебного занятия: «Дорогами подвига и святости» (на примере жития Преподобного Сергия Радонежского); знакомит обучающихся с целью и задачами этической беседы (дискуссии), кратко объясняет методику учебной работы и формулирует главный проблемный вопрос: «Какие морально-этические качества духовной жизни Преподобного Сергия Радонежского остаются актуальными для патриотического и нравственного воспитания современной российской молодёжи?»
- На втором этапе учитель выступает перед классом с кратким докладом об игумене Русской земли – Преподобном Сергии Радонежском и истории Троице-Сергиевой лавры.
Доклад желательно составить из 3 частей, или смысловых блоков:
- Краткая биография и духовный подвиг, ступени жизни, Преподобного Сергия Радонежского.
- История становления и развития главной российской православной святыни – Троице-Сергиевой лавры и её значение для нашей страны.
- Чудеса, связанные с подвижнической деятельностью Преподобного Сергия и жизнью Троице-Сергиевой лавры.
Во время чтения доклада учитель применяет на занятии специально подготовленную компьютерную презентацию, где происходит демонстрация слайдов с фотографиями архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры и других святых мест, связанных с именем Преподобного Сергия – «Гремячего ключа» на горе Маковец около Сергиева Посада, Покровского монастыря в городе Хотькове, Свято-Благовещенского монастыря в городе Киржаче и др., репродукциями икон и картин, связанных с темой доклада.
Текст сообщения (доклад) учителя по теме этической беседы
1. Игумен земли русской
Среди всех русских святых преподобный Сергий Радонежский занимает совершенно особое место. Господь еще до рождения избрал Сергия служителем Живоначальной Троицы.
Преподобный Сергий Радонежский
Cимон Азарьин в своем труде «О новоявленных чудесах преподобного Сергия» (1653) писал: «Преподобный Сергий изначально получил наставление не от людей: прочие святые учились от святых, преподобные от преподобных, следуя по стопам отеческим и угождая Богу, а Сергий еще во чреве матери явился освященным сосудом Святой Троицы и троекратным возглашением прославил Святую Троицу во время Божественной литургии. Книжную грамоту он постиг благодаря Ангелу Божию, а не людям, и не пришел иночествовать к кому-нибудь другому под начало, но, Богом наставляемый, сам себе уготовал место и устроил церковь».
Великий угодник Божий родился 3 мая 1314 года в семье добродетельных бояр ростовских Кирилла и Марии и по крещении был наречен Варфоломеем.
После помянутого Симоном Азарьиным «троекратного возглашения» из чрева, мать его в оставшееся время беременности не употребляла мяса, молока, рыбы и вина, а питалась только хлебом, семенами да пила воду. Когда же младенец родился, оказалось, что он не сосет материнскую грудь, если Мария накануне питалась мясом, а в среды и пятницы (постные дни) он вовсе оставался без пищи. Семи лет отдали его в обучение, но грамота, несмотря на все старания, никак не давалась ему и открылась лишь по молитвам безвестного черноризца, встреченного в поле.
Великий русский художник М. В. Нестеров (1862—1942), которого называют «певцом Преподобного Сергия», одно из своих полотен назвал «Видение отроку Варфоломею» (ГТГ).
Вскоре родители Варфоломея обеднели из-за неурожайных лет и даней в Орду и перебрались в Радонеж, где переселенцам предоставлялись некоторые льготы. Братья Варфоломея, старший Стефан и младший Петр, женились, но он сам упрашивал родителей отпустить его в монашество. Те удерживали сына только тем, чтобы он помог им в старости, и Варфоломей служил им, пока оба под конец жизни сами не приняли монашеский постриг, а чуть позже тихо скончались.
Передав оставшееся имение младшему брату Петру, так как старший, овдовев, стал уже черноризцем Хотькова Покровского монастыря, Варфоломей упросил Стефана отправиться с ним на поиски места для пустынножительства. Оба брата долго ходили по лесам и выбрали для поселения место возле речки Консеры (теперь называемой Кончурой), возвышавшееся над округой в виде маковки. Позже холм этот был назван Маковец; там и находится теперь Троице-Сергиева Лавра.
«Брат его единоутробный лишь указал ему пустынное место, немного помог ему в трудах – и ушел. Он же в пустыне той еще до пострижения в одиночестве приносил Богу множество молитв и трудов, и Бог, видя его стремление к иночеству по Божию установлению, послал ему того, от кого можно было принять постриг. Вместе с пострижением новоначальный чернец, как совершенный инок, стал причастником Святых Тайн, и когда святой причастился, не только в церкви, но и вокруг нее распространилось сильное благоухание, свидетельствуя о его душевной чистоте», – пишет Симон Азарьин.
Много искушений пришлось претерпеть новоначальному иноку, оставшемуся без помощника. Голод, уныние и смущение души, волнения плоти преследовали его. Стаи голодных волков рыскали около кельи. Иногда заявлялись и медведи, у одного из которых посещение преподобного даже вошло в привычку. Сергий, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но за едой, выносил всякий раз кусочек хлеба. Блаженный порой даже голодным оставался, предпочитая сам не есть, а этого медведя без еды не отпустить.
Прежде чем собрался вокруг Сергия его монастырь, святой несколько лет жил в маленьком лесном скиту один. С тех пор многие основатели монастырей следовали этому примеру.
Монголы разорили множество монастырей, иные же пришли в упадок в духовном отношении. Лишь ко временам Радонежского игумена появляются небольшие иноческие обители – теперь, в отличие от времен Киевской Руси, когда все монастыри были городскими или пригородными, в глухих местах – «лесных пустыньках». Учителем и главой подвижников-пустынножителей и стал преподобный Сергий. Почти все русские святые XIV – начала XV веков были его учениками или «собеседниками», то есть испытавшими его духовное влияние. Выходцы из Сергиевой Троицкой обители прошли всю северную и северо-восточную Русь, создавая новые монастыри по благословению и заветам преподобного. Он и сам заводил обители везде, где считал нужным. Поэтому народ и называет благоговейно Сергия Игуменом земли Русской.
2. Первая Лавра России
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра (фото Прокудина-Горского С.М.)
Лавра (греч. λαύρα) – собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов.
Так, Лаврой назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого (умер 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Лавр Востока замечательны Лавра св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне. В России титул Лавра усвоен монастырям:Киево-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в Санкт-Петербурге (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому в Волынской губ. (с 1833 г.). Все эти четыре Лавры, как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании Св. Синода, причем местный епархиальный архиерей состоит священноархимандритом Лавры. Лица, которым вверяется непосредственное управление Лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (1890–1916 гг.)
Cамо рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла – Варфоломеем и Стефаном, – решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.
Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе некоего старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем – Сергий. Шел ему в ту пору двадцать четвертый год.
Около двух лет Сергий провел в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к Преподобному двенадцать человек. Сергий, до того не особо желавший разрушать своё уединение, всё же уступил и позволил им поселиться рядом с ним. Очень скоро келий, по числу пришедших, стало двенадцать; три или четыре из них Сергий возвел своими руками. Поселение было сразу же обнесено тыном с воротами.
Игуменство возложили на старца Митрофана, который тоже пришёл к Сергию, как только составился монастырёк. Когда же Митрофан скончался – игуменство принял на себя сам Преподобный. Случилось это в 1344 году, спустя семь лет после пострига.
В монастыре не было священника, лишь в праздники и воскресные дни приходил батюшка из соседнего селения и совершал литургию. Однако Сергий приучил иноков строго соблюдать порядок повседневного служения. Семь раз в день собиралась братия в храме для общей молитвы.
Так минул еще десяток лет, и братия стала умолять Сергия быть их духовником. Преподобный, по великому смирению, долго отказывался, но братолюбие одержало верх. От епископа Волынского Афанасия, которого святитель Алексий, митрополит Московский, оставил своим наместником на время отъезда в Константинополь, сорокалетний Сергий принял посвящение в сан пресвитера и игумена (до того он лишь исполнял игуменские обязанности).
Не принесши из мира в пустыньку никакого имущества, Преподобный вряд ли помышлял о благолепном храме и процветании монастыря. Однако пути Господни неисповедимы, и пожелал подвизаться у него в пустыньке смоленский архимандрит Симон. Пришедший вручил Преподобному на монастырское благоустроение всё своё состояние. На эти средства построили большой деревянный храм и привели в порядок кельи, расположившиеся теперь четырехугольником вокруг храма.
Симон Азарьин, бывший казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века, в житии архимандрита Дионисия сообщает, что до осады обители поляками, предпринятой в эпоху русской Смуты, была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского, стоявшая на Святых воротах вместе с каменной церковью Преподобного Сергия. Судя по этому описанию, ограда монастыря была к тому времени уже настоящей деревянной стеной. По всей видимости, тын, которым обнесли монастырь первоначально, заменили еще при Преподобном Сергии.
Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вёл полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Радонежского игумена, почитая того как своего духовного отца.
Картина А.Г. Намеровского «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг»
Двух известных своей ратной доблестью схимников Троицкой обители придал войску княжескому преподобный Сергий. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И всё то время, пока шла жестокая сеча, Преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.
После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48 лет игуменства Преподобный Сергий светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кончиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Преемником Преподобного Сергия был его ученик Никон.
В Едигеево нашествие на Москву, случившееся в конце 1408 года, Никон был во сне предупрежден Преподобным Сергием о напасти и заблаговременно увёл братьев в безопасное место. Однако сам монастырь был тогда выжжен дотла. Вернувшийся Никон отстроил его заново.
В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи Преподобного Сергия, после чего Никон воздвиг над мощами учителя вместо деревянной церкви каменную – великолепный Троицкий собор. Для его росписи приглашены были лучшие иконописцы – иноки Андрей Рублев и Даниил Чёрный. Для иконостаса Троицкого собора Преподобным Андреем и написана знаменитая икона Троицы. Важно отметить, что до Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов.
О благоустроении обители Преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения – близ своего духовного отца. Причастившись, Преподобный Никон дал братии последнее благословение и, осенив себя крестным знамением, отошёл к Богу 17 ноября 1426 года. Погребён он был близ раки своего учителя.
С сентября 1608 до начала 1610 года обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать раз меньше. Лишь заступничеством Преподобного Сергия, явную помощь которого защитники обители неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что 16-месячная осада закончилась для поляков поражением. Многие чудеса, явленные в дни осады, описаны келарем монастыря Авраамием Палицыным в его сочинении о Смуте «История в память предыдущим родом». 49 (из 77) глав «Истории» посвящены Троицкой осаде, именно эти главы более известны как «Сказание Авраамия Палицына».
После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, Преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей. С Дионисием связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. В октябре 1611 года такая грамота достигла Нижнего Новгорода. Незадолго до этого благочестивому горожанину Кузьме Минину трижды являлся Преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы. Вскоре стараниями Минина и нижегородцев было собрано ополчение, возглавленное князем Димитрием Михайловичем Пожарским. В августе 1612 года ополчение пошло на Москву. У стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен.
Летопись говорит, что, когда ополченцы выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак неблаговоления Божия к их походу. Но тотчас по окончании молебна и окропления святой водою воинов, лошадей и артиллерии встречный ветер утих, а от самого гроба Преподобного Сергия подул сильный попутный ветер.
Хронология
1337 г. Основание уединенной пустыньки Варфоломеем и Стефаном. Пострижение Варфоломея под именем Сергий.
1340 г. Двенадцать сопустынников поселяются подле Сергия.
1354 г. Посвящение Сергия во пресвитера и игумена.
1355 г. Устроение в монастыре общежития.
1408 г. Нашествие хана Едигея на Москву. Монастырь выжжен дотла, но отстраивается заново.
1422 г. Обретение нетленных мощей преподобного Сергия. Закладка первого каменного здания – Троицкого собора.
1585 г. Освящение Успенского собора.
1586 г. Посещение монастыря Антиохийским Патриархом Иоакимом, первым греческим иерархом, приехавшим на Русь.
1608 - 1610 гг. Троицкая осада.
1682 г. Стрелецкий бунт. Царевичи Пётр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей прячутся в монастыре.
1689 г. Пётр пережидает в Троицком монастыре ещё одно выступление стрельцов, присягнувших Софье.
1744 г. Троице-Сергиеву монастырю официально присвоено звание Лавры.
1812 г. Лавра избегает опасности быть разграбленной французами, занявшими Москву.
1814 г. Открытие в Лавре Духовной академии.
- г. Вскрытие мощей преподобного Сергия. Выселение лаврских монахов в Гефсиманский скит.
- г. Постановление Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей в московский музей».
1946 г. Благовест колокола Лебедь над возрожденной обителью возвестил о начале богослужения в Успенском соборе.
Комплекс Успенского собора (фото Шильнова А.А., 2007) |
На поклонение святым мощам Преподобного Сергия в Троицком соборе (фото Шильнова А.А., 2007) |
3. Чудеса Преподобного Сергия Радонежского
Первое упоминание о чудесах, происходивших там, где сегодня раскинулась Троице-Сергиева Лавра, дошло до нас со времен основания монастыря. Ещё до того, как святой Сергий Радонежский пришёл на холм Маковец, место это было хорошо известно окрестным жителям.
Как Сергий был предназначен к служению Святой Троице, так и выбранное им место будто бы самим Господом было уготовано для устроения его обители. Радонежские «лесные люди» – бортники и охотники – еще задолго до Преподобного приметили холм в десяти верстах от Хотькова. Те из них, кому случалось заночевать в лесу, будто бы наблюдали яркий свет, струящийся над землей, некоторые видели даже языки пламени, а иные явственно ощущали разлившееся в воздухе благоухание. И Сергий, умевший распознать Божий промысел, встретился с этим местом, исполненный благоговения и доверия.
Множество чудес свершилось здесь в первые годы существования обители. Прежде окрестности Маковца были лишены питьевой воды, ибо речка Консера (ныне – Кончура) мелка и мутна, вода её не очень пригодна для питья. И вот как-то раз Сергий, взяв с собой одного инока, пошел с ним в лесной овраг под монастырем. Там нашли они немного дождевой воды. Преподобный преклонил над лужицей колена и помолился. И едва произнес молитву, как тотчас из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и потекла она ручьем по долине. Вода эта оказалась целебной.
Сергию Радонежскому людская молва приписывает открытие и другого животворного источника – водопада «Гремячий ключ», расположенного около деревни Ляпино. Легенда гласит, что в этом месте останавливался помолиться Преподобный на пути из Лавры в Киржач. «Гремячий» является уникальным природным памятником, представляя собой несколько сильных источников, бьющих из расщелины в середине крутого известнякового склона.
Не иссякали чудеса и по смерти Сергия.
В Едигеево нашествие 1408 года, когда татаро-монголы уже подошли к Москве, оставленный Сергием после себя игуменом Преподобный Никон Радонежский призывал на помощь своего учителя, прося защитить дом Пресвятой Троицы. Однажды, задремав после молитвы, он увидел святителей Московских Петра и Алексия, а с ними и Сергия, который сказал ему, Никону: «Господу угодно, чтобы иноплеменники коснулись этого места. Но ты, чадо, не скорби и не смущайся: обитель не запустеет, а процветет ещё более». И предсказание святого исполнилось: монастырь был сожжён, но иноки, предупреждённые своим заступником, успели уйти в безопасное место.
Разорение монастыря тогда даже сослужило ему добрую службу. Братия быстро отстроила обитель заново, начала заменять деревянные строения каменными.
А в канун сентябрьского Сергиева дня 1608 года, когда под стены лаврские явились поляки, священноинок Пимен вечером горячо молился пред иконой Богоматери и вдруг увидел из своей кельи необыкновенно яркий свет. Решив, что неприятель поджег монастырь, Пимен выбежал из кельи и узрел ярко сиявший огненный столп, поднимавшийся над главой Троицкой церкви. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облачко и свился сквозь окно в храм.
А вот в 1812 году, когда Наполеон рвался к Москве и его отряды рыскали по всем окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель. Считается, что и это – Сергиево заступничество.
Уже упоминавшийся нами Симон Азарьин рассказал о ещё одном чуде: «Храм Святой Троицы, где покоятся мощи Преподобного Сергия, не так сильно охлаждается в зимнее время от мороза, как прочие каменные церкви, но как бы содержит в себе лёгкую прохладу, и люди в нём не страдают от мороза. Кроме того, внутри алтаря Святыня, которой приносится Небесному Царю Непорочная Жертва, не замерзает даже в лютые морозы, но невидимой силой Божией согревается, как от солнечного тепла, и руки служащих, по их словам, не зябнут».
Паломничество
Самый знаменитый целебный источник Троице-Сергиевой Лавры обретен был в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. От его воды получил исцеление слепой монах Пафнутий, а некий служка монастыря, усомнившийся в животворности воды, пал замертво. Последующие чудеса утвердили народ в вере в чудодейственность источника, и к нему потянулись страждущие со всех концов России. Часовня над источником, сооруженная в конце XVII века и по форме подобная миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом. Как и другие монастырские постройки того времени, она богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Стенная роспись и иконы относятся к XIX веку.
- На третьем этапе учитель организует и проводит собственно этическую беседу (дискуссию) с обучающимися класса.
Помимо главного проблемного вопроса учебного занятия учитель формулирует ряд важных для беседы вопросов и заданий, так или иначе связанных с одной из тем маршрутов «ДКП» - Темой 7. Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Преподобному Сергию Радонежскому, которые можно объединить по содержанию в 3 группы:
- Вопросы, которые относятся к духовному подвигу во имя веры.
- Вопросы, которые относятся к духовному подвигу во имя Родины.
- Вопросы, которые относятся к духовному подвигу во имя любви.
Чтобы этическая беседа (дискуссия) была более содержательной и конструктивной, можно разделить школьный класс также на 3 группы (примерно по 5 человек в каждой), где учитель формулирует отдельные вопросы для обсуждения для каждой из них, исходя из их содержания. Более подробно анализ структурных особенностей этической беседы (дискуссии) будет рассмотрен в Главе II.
4. На четвёртом этапе учитель совместно с обучающимися подводит в классе итоги проведённой этической беседы (дискуссии) и делаются выводы по теме учебного занятия.
Учитель и школьники 9 класса выделяют нравственно-этические качества Преподобного Сергия Радонежского, которые являются важными и актуальными для современного человека, живущего в начале XXI века.
К таким качествам, которые остаются основополагающими в жизни православного христианина (да и любого обычного гражданина России) уже на протяжении более 1000 лет, ярко выраженными в духовной и мирской жизни Преподобного Сергия, можно отнести следующие:
- Смирение
- Объективность
- Честность
- Кроткость
- Терпение
- Чуткость
- Милосердие
- Верность
- Бескорыстие (альтруизм)
Данные нравственно-этические качества составляют основу «духовной
лестницы», к которым должен стремиться и по которым должен жить каждый православный человек.
Помимо вышерассмотренных качеств Преподобный Сергий был настоящим патриотом России, внёсшим огромный вклад в духовное возрождение и начало объединения разрозненных русских княжеств вокруг Москвы в мощную централизованную державу, после долгих лет разорения страны татаро-монгольскими захватчиками.
В завершении урока учитель и обучающиеся составляют «Духовное завещание учащимся XXII века», где главным напутствием будущим поколениям должно стать следующее - беречь и защищать свою Веру, свою Родину, свою Семью и близких людей, исходя из тех качеств, которыми обладал Преподобный Сергий Радонежский.
Глава II:
Анализ проблемных вопросов и заданий этической беседы (дискуссии)
Как уже упоминалось выше, чтобы этическая беседа (дискуссия) была более содержательной и конструктивной, представляется целесообразным разделить школьный класс на 3 группы (примерно по 5 человек в каждой), где учитель формулирует отдельные вопросы для обсуждения с обучающимися для каждой из них, исходя из их содержания.
Проведём подробный анализ вопросов и заданий этической беседы (дискуссии), связанных с одной из тем маршрутов «ДКП» - Темой 7. Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – Преподобному Сергию Радонежскому, отдельно по каждой из 3 групп.
Список примерных вопросов и заданий для 1-ой группы в классе, объединённых по содержанию в группу – подвиг во имя веры.
- В чём суть христианского понимания духовного подвига Преподобного Сергия Радонежского? Расскажите об основных ступенях жизненного пути от обычного земного человека к святости Преподобного Сергия.
- В чём проявлялись кроткость и смирение Преподобного Сергия в делах мирских и духовных?
- Почему обитель, которую основал Преподобный Сергий, была посвящена Святой Троице? Что видел в Троице Преподобный Сергий Радонежский?
Список примерных вопросов и заданий для 2-ой группы в классе, объединённых по содержанию в группу – подвиг во имя Родины.
- В чём заключается истинная мудрость совета Преподобного Сергия «молитвою к Богу побеждать страх перед врагом и неуверенность в собственных силах»? Какими морально-волевыми качествами должен обладать защитник Родины и почему необходимо в трудную минуту прибегать к помощи Божьей?
- С какой целью Преподобный Сергий Радонежский, благословив великого князя Дмитрия на битву с татаро-монголами в 1380 году, отправляет на Куликово поле двух монахов лавры Александра Пересвета и Родиона Ослябю? Как вы понимаете смысл духовного напутствия им от Преподобного Сергия: «Возьмите в руки оружие и будьте вместо меня на поле Куликовом под началом князя Дмитрия. Но не в мечах ваша ратная сила, а силой духа вашего вы сокрушите врагов. Духовной крепостью одолеете ордынцев»?
- Почему Преподобный Сергий считал, что только в объединении разрозненных, враждующих русских княжеств вокруг Москвы, центра будущего единого государства, заключается истинная государственная польза России? Ответ обоснуйте.
Список примерных вопросов и заданий для 3-ей группы в классе, объединённых по содержанию в группу – подвиг во имя любви.
- Как вы понимаете слова Преподобного Сергия, сказанные им незадолго до смерти своим ученикам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя» и «единомыслие друг с другом хранить»? Ответ обоснуйте.
- Объясни, каким образом связаны христианские добродетели «надежда» и «смирение»? Почему они так важны для счастья и душевного благополучия христианской семьи?
- Из «Жития» Преподобного Сергия можно узнать о тех христианских добродетелях, которые были присущи Сергию Радонежскому. О проявлении одной из самых красивых из них – смирении, рассказано в истории о воскрешённом ребёнке, когда благодаря стараниям и молитвам Преподобного Сергия чудесным образом ожил считавшийся умершим младенец, которого принёс ему безутешный отец…Какие в данном случае христианские добродетели, кроме смирения, проявил Преподобный? Почему он запретил отцу ребёнка рассказывать людям о чудесном исцелении?
На сформулированные учителем вопросы и задания обучающиеся из 3 групп дают развёрнутые ответы, короткие комментарии и замечания, полемизируют, выдвигают спорные предложения, используя свои знания из смежных школьных дисциплин – обществознания, истории России и литературы. Можно привлекать и заранее подготовленные для этической беседы материалы, которые школьники собирали из дополнительных литературных и электронных источников, СМИ, Интернета и т.д. Всё это позволит сделать дискуссию живой, поучительной и интересной по содержанию.
Заключение
Рассмотрев нравственные и морально-этические качества Преподобного Сергия Радонежского в ходе проведения этической беседы (дискуссии) с обучающимися 9 класса, можно посоветовать школьникам воспитывать и развивать в дальнейшей их жизни те духовные качества, которых придерживается основная часть православных людей.
Благодаря самоотверженному служению Богу и Отечеству, любви и бескорыстию по отношению к обычным людям, искреннему патриотизму, активной жизненной позиции Преподобного Сергия и его учеников, которые стали примерами для духовного становления и воспитания миллионов наших соотечественников, существует современная российская цивилизация, влиятельная Русская Православная церковь и одна из мировых держав – Россия.
Приложения
Приложение 1
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) – преподобный. Род. в 1315 г. в семье боярина Кирилла и его жены Марии близ Ростова Великого. На 7-м году жизни Варфоломея отдали учиться грамоте. «Учитель же его со многим прилежанием учаше его, но отрок не точен был... Много браним бываше от родителю своею, боле же от учителя томим... Отрок же в тайне часто со слезами моляшеся Богу» и, наконец, согласно «Житию Святого Сергия», горячая молитва мальчика была услышана: однажды отец послал его в поле на поиски потерявшейся лошади, и вскоре отрок заметил незнакомого старца, который стоял под дубом и усердно молился. Подойдя к нему за благословением, Варфоломей в ответ на вопрос инока, чего он желает, рассказал ему о своих неуспехах в грамоте и попросил незнакомца помолиться за него. Старец помолился и дал отроку часть просфоры, сказав при этом, что отныне ему дается от Бога разум к учению. В тот же день Варфоломей в присутствии старца, которого он пригласил в дом родителей, стал уже на память читать Псалтирь. Благословив еще раз отрока и предсказав ему за добродетельное житье великую будущность, старец вдруг исчез, и все присутствующие поняли, что их чудесно посетил Божий ангел.
Когда Варфоломею минуло 13 лет, его семья, страдая от татарских разорений и от княжеских междоусобиц, перебралась в Московское княжество и получила земли неподалеку от маленького г. Радонеж. Здесь, достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей пожелал постричься, т. к. уже с детства был строжайшим иноком. Родители были не против, но поскольку старшие братья – Стефан и Петр уже были женатыми и имели свои семьи, они попросили Варфоломея отказаться от своего намерения и поддержать их старость своим трудом, пока они не окончат свои дни. Варфоломей исполнил их желание и лишь после смерти родителей, в 23-летнем возрасте, порвал с мирской жизнью. Однако он не пошел ни в один из существовавших на тот период монастырей, а решил уединиться в лесу и пригласил пойти с собой Стефана, который к тому времени уже овдовел и постригся в монахи. В дремучем лесу, окружавшем Радонеж, они выбрали себе место, где решили поставить небольшую церковку и шалаш. Деревянная церковь была выстроена и освящена по благословению митрополита Феогноста во имя св. Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в московский Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался совершенно один в громадном лесу. Впрочем, к нему вскоре ненадолго пришел игумен-старец по имени Митрофан и постриг его под именем Сергия. После ухода старца Сергий Радонежский. несколько лет провел совершенно один в лесу, проводя все время в молитвах, лишь в летнее время прерываясь для работы на своем маленьком огороде. Во время этого сурового одиночества страшные видения постоянно осаждали по ночам молодого подвижника и вместе с воем и ревом хищных зверей, бродивших вокруг кельи, делали его жизнь особенно безотрадной. Но инок Сергий, горячо призывая на помощь Бога, терпеливо сносил эти испытания. Несмотря на полное уединение, слава о подвигах смиренного отшельника постепенно распространялась, и к нему стали обращаться с настойчивыми просьбами – позволить остаться рядом с ним. Сергий никому не отказывал, но считал нужным предупреждать желающих о великих трудностях предстоящей жизни. Оставались самые выносливые и таким образом было положено начало его монастырю – Троице-Сергиеву. Скоро собралось 12 монахов, которые просили стать у них игуменом Сергий Радонежский, но тот решительно отказался, и тогда братия пригласила в игумены того самого Митрофана, который несколько лет назад постриг Сергия Радонежского. После кончины Митрофана Сергию Радонежскому пришлось все-таки возложить на себя игуменство и он стал во всем следовать примеру преп. Феодосия Печерского, который также в молодые годы был избран в игумены своего монастыря. В первое время существования монастыря бедность в нем была страшная, и братии часто по нескольку дней приходилось голодать. Однажды, чтобы получить решето гнилого хлеба для обители, Сергий Радонежский смиренно исполнил большую плотничью работу. Когда же слава об обители стала стремительно расширяться, в нее стали стекаться и богатые пожертвования, что дало возможность Сергию Радонежскому творить самую широкую милостыню. Количество пустынников долгое время строго ограничивалось 12 монахами. Первым, кому удалось превысить это число, стал смоленский архимандрит Симон, променявший власть на звание послушника Сергия Радонежского и вручивший ему все свое большое богатство, которое пошло на возведение новой церкви и монастыря. Спустя 10 лет после основания обители вокруг нее стали в большом количестве селиться крестьяне, уже вскоре окружившие монастырь целым кольцом своих поселений. Сергий Радонежский ввел в обители строгий общежительный устав по примеру древних апостольских общин, когда у всех собравшихся верующих «было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее», уничтожив существовавшее до того раздельное жительство монахов. Он не только сам работал наравне с другими, но, по крайней мере, за двоих, т. к. был от природы очень сильным человеком и не стыдился никакой работы, трудясь то поваром, то плотником, то закройщиком и швецом, то скорняжником или сапожником. Однако с особой радостью он выпекал просфоры, причем сам готовил муку для них (толок и молол зерно ручной мельницей), катал свечи и варил кутью. Одежда преподобного была не только та же, что и у остальной братии, но намного хуже, и носил он ее до тех пор, пока она не разваливалась от ветхости. Его брат Стефан, когда монастырь расширился, вернулся в него и однажды упрекнул Сергия Радонежского, что тот не собирается отдавать ему игуменства. Тогда смиренный Сергий тайком ушел из обители и основал другую в 50 км от своей – на берегу р. Киржач. Лишь по приказанию митрополита Алексея, которого об этом просила братия, он вернулся в свой Троицкий монастырь.
Постепенно слава как о новой обители, так и о ее Игумене достигла Москвы. К тому времени он уже стал привлекаться высшей политической и духовной властью Московской Руси для решения как политических, так и церковных проблем.
Так, в 1364 г., когда нижегородско-суздальский князь Дмитрий Константинович Старший попросил великого князя московского Дмитрия Ивановича (Донского) рассудить его с братом – Борисом Константиновичем, который получил в Орде ярлык на нижегородское княжение и не хотел отдавать его Дмитрию Старшему, московский князь прислал Борису сказать, чтобы тот немедленно оставил Нижний Новгород. Однако Борис упорствовал, и тогда митрополит Алексей вызвал Сергия Радонежского из его уединенной обители и направил к Борису с предложением приехать в Москву; если же он ослушается, то приказать закрыть все храмы в Нижнем Новгороде и прекратить богослужения. Борис не внял увещеваниям и отказался ехать в Москву. Тогда преподобный закрыл все церкви в Нижнем, а Дмитрий Иванович двинул из Москвы сильную рать. Это, наконец, подействовало, и Борис уступил княжение брату.
В 1380 г., согласно преданию, после получения известия от своих разведчиков, высланных далеко в Поле, что Мамай со всей Ордой идет на Москву, Дмитрий Иванович с двоюродным братом – серпуховским князем Владимиром Андреевичем (Храбрым) и боярами отправились помолиться Живоначальной Троице, в храм Сергия Радонежского, и принять его благословение. Преподобный не только благословил великого князя на предстоящую битву с сильным и жестоким врагом, но и предсказал за трапезой гибель татар, а Дмитрию – помощь небесных сил, милость и славу. Кроме того, Сергий Радонежский отпустил с ним двоих иноков-богатырей – А. Пересвета и Р. Ослябю, дав каждому из них схиму с нашитым крестом, чтобы в бою возложить ее на шлем. Провожая великого князя из обители, он еще раз сказал ему: «Господь Бог будет тебе помощник и защитник; Он победит и низложит твоих супостатов и прославит тебя».
Принятие общежительного устава и его последующее распространение при поддержке великокняжеской власти, русскими митрополитами и константинопольскими патриархами на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные феодальные корпорации. Моральный авторитет Сергия Радонежского, тесные связи с семьей Дмитрия Ивановича Донского (он был крестным отцом его сыновей – Юрия и Петра), виднейшими боярами и высшими церковными иерархами позволяли С. Р. активно влиять на церковные и политические дела своего времени. Всемерно поддерживал политику московских князей в их борьбе за объединение русских земель, часто исполнял роль арбитра в спорах великих и удельных князей.
В 1385 г. преподобный улаживал конфликт великого князя московского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Он долго беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и любви и, конечно, о великой задаче всех русских людей и князей – собраться воедино под знаменами Москвы. Тихими и кроткими речами старец произвел на сурового рязанского князя необыкновенное впечатление, и Олег (разумеется, понимая всю бесперспективность дальнейшего противостояния с Москвой) решился на заключение со своим давним противником – московским князем – вечного мира. Между Рязанью и Москвой в 1386 г. был подписан мирный договор о границах, скрепленный браком сына Олега и дочери Дмитрия, причем великий рязанский князь признал себя младшим братом вел. московского князя.
Внутриполитическая обстановка, отношения между великокняжеской властью и церковью были в кон. 70-х – нач. 90-х гг. XIV в. весьма сложными. Мощный подъем общенародной освободительной борьбы с татарами сопровождался успехами в деле централизации. Ответом на эти успехи была активизация всякого рода антимосковских тенденций. Со смертью в 1378 г. Алексея митрополичья кафедра надолго потеряла свое политическое значение. «Смута на митрополии» (Киприан, Митяй, Дионисий, Пимен и др.), продолжавшаяся до 1390 г., резко усилила политическое значение Сергия Радонежского и других иерархов, выдвинувшихся благодаря проводившейся в то время церковной реформе.
Сергий Радонежский пережил Дмитрия Донского всего на 3 года. Его влияние на всю Русскую землю было огромно. Неустанно подвизаясь в молитве и посте и в заботах о своей обители, он в то же время являлся истинным духовным отцом всех русских людей, а его монастырь – преемником древней Киево-Печерской лавры как в деле укрепления православия в народе, так и насаждения его среди язычников.
Кроме своих первоначальных обителей – Троицкой и Киржачской, Сергий Радонежский основал верстах в 30 от лавры, по поручению Дмитрия Донского, два Дубенских монастыря: один до Куликовской битвы, а второй – после нее; а также московский Симонов и коломенский Голутвин монастыри; им же, по поручению князя Владимира Храброго, был устроен серпуховский Высоцкий монастырь. Наконец, преп. Сергий Радонежский помог митрополиту Алексею устроить московский Андроников монастырь. Все места для перечисленных обителей он выбирал лично, совершая свои путешествия исключительно пешком.
В 1392 г., достигнув глубокой старости, преп. Сергий Радонежский получил откровение за 6 месяцев о своем преставлении. Призвав братию, он вручил игуменство своему ученику Никону, а сам подвергся совершенному безмолвию. В начале сентября старца приковала к постели тяжелая болезнь, и 25 числа его не стало. По своему смирению, преподобный приказал положить свое тело на общем кладбище, но митрополит, по просьбе братии, распорядился похоронить его в церкви, справа от алтаря. На отпевание ревнителя православия собралось несметное количество народа. В то время на всем обширном пространстве нашего Отечества, наверное, не нашлось бы человека, который бы не знал о преподобном Сергии Радонежском.
Из Троице-Сергиева монастыря вышла целая плеяда учеников преподобного, разошедшаяся до самых далеких окраин Северо-Восточной Руси; здесь они устраивали в пустынных местностях свои кельи, привлекали строгим подвижничеством учеников, образуя по примеру обители Сергия Радонежского общежительные монастыри, вокруг которых селились крестьяне, расчищавшие леса и создававшие таким образом новые поселения, превращавшиеся спустя короткое время в города. Среди наиболее известных последователей и учеников преподобного были: преп. Никон Радонежский, блаженный Роман Киржачский, преп. Антонин, блаженные Феодор и Павел Борисоглебские, преп. Феодор, преп. Мефодий Яхромский, преп. Афанасий, преп. Савва Сторожевский, преп. Авраамий, преп. Кирил и Ферапонт Белозерские, преп. Стефан Махрищский, преп. Димитрий Прилукский, святитель Дионисий, преп. Стефан Пермский и др. Мощи преподобного были обретены 5 июля 1422 г., в княжение Юрия Дмитриевича; они были положены в серебряную раку в соборном храме Троице-Сергиевой лавры.
Приложение 2
История Благовещенского Киржачского монастыря от основания до упразднения (1354–1764 годы)
«В лето отъ сотворения мира 6900», а от Рождества Христова 1392 «сентября 25 преставися преподобный игуменъ Сергий, святый старецъ, тихий н кроткий».
Вот скромная отметка летописи о кончине преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника земли Русской, благоговейно почитаемого всеми от великого князя до простолюдина; умиротворителя князей и поборника единодержавия – созидателя русской государственности; заступника за землю Русскую – благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; смиреннейшего инока – известного своим благочестием даже за пределами нашего отечества; друга святителей – умоляемого, но не умоленного занять кафедру митрополита всея Руси; любимого игумена – преобразователя монашества; пламенного молитвенника – давшего русскому народу такую твердыню православия и народности, какой явилась основанная им Троицкая обитель во все последующие исторические времена.
Но не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божьему Свято–Благовещенский монастырь на Киржаче. Случилось это следующим образом.
Когда Сергий Радонежский в Троицкой обители учредил общежительный монастырский устав, некоторые из братии, в том числе его старший брат Стефан, который вместе с Сергием полагал основание Троицкой обители, стали тяготиться новыми правилами. Однажды во время вечерни Стефан не удержался и резко высказал свое неудовольствие на брата, заявив: «Кто здесь игумен? Не я ли первый основал это место?» Преподобный Сергий находился в алтаре и слышал его слова. После службы он не вернулся в келью и, никем не замеченный, вышел за ворота монастыря.
Покинув родную обитель, преподобный Сергий направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик преподобный Роман. Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, Преподобный остановился и впоследствии устроил новый монастырь, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы.
Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, приходят к нему его духовные чада. Снова Преподобный с любовью принимает каждого, расчищает с братией лес, строит кельи, копает колодец. По благословению Московского митрополита святителя Алексия Преподобный ставит и освящает церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В Благовещенском монастыре он также вводит строгий общежительный устав.
Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправилась к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал в Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы. Смиренный игумен отвечал посланным: «Так от меня скажите владыке моему митрополиту: все из уст твоих приемлю с радостию, как бы из уст Христовых и ни в чем тебя не преслушаю». Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче вернулся в Троицкую обитель.
Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручает своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм преподобный Роман преставился в 1392 году и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора.
Благовещенский собор Киржачской обители (фото Шильнова А.А., 2010)
После преподобного Романа, пока шло строительство Киржачской обители, ее братия управлялась настоятелями – строителями. Поскольку Киржачский Благовещенский монастырь с момента своего основания был приписан к Троицкой обители, его строители и игумены, как правило, назначались из числа монахов Троицкой обители и находились в подчинении у Троицкого архимандрита.
В ходе строительства монастыря окружавшая его местность, некогда глухая и безлюдная, постепенно ожила. Близ обители на месте непроходимых лесов появились селения и слободы. Благодаря славе своего основателя преподобного Сергия, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей, царей и бояр. Они дарили его землями, селами и различными угодьями, так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей Северо-Восточной Руси.
К середине XVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14 приписных монастырей Троице–Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Нижегородском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, шесть водяных мукомольных мельниц, две солеварницы, доходы с ярмарок
Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то голод в связи с неурожаями, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско–литовских войск.
Во второй половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, положение Киржачского монастыря улучшилось. В описи Троице–Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года о Киржачском монастыре говорится, что храмы его украшены благолепно. Многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями. Иконостасы с украшениями. Царские двери, сень над ними и столбцы с литыми оловянными и позолоченными изразцами. До середины XVII века в монастыре было три храма – Благовещенский, Сергиевский и надвратный в Святых вратах. В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских. В середине XVII века Киржачский монастырь прославился литературными трудами своего игумена Александра, составившего церковную службу и жизнеописание преподобного Даниила, игумена Переяславского Горицкого монастыря.
В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться. Но 1764 год стал для него поистине трагическим. В этом году Екатерина II подписала Манифест о передаче монастырских земельных владений и населяющих их крестьян государству. В результате из 954 великорусских монастырей были упразднены 569 и оставлены за штатом 161 монастырь. В числе упраздненных оказался и Киржачский монастырь. Его имущество было передано в Троицкую Лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. Монастырские церкви стали приходскими.
Источник Преподобного Сергия Радонежского (фото Шильнова А.А., 2010)
«..Болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами святых иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам – для молитв.
Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев.
Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу», – писал архиепископ Серафим (Соболев).
Список литературы
- Учебное пособие Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие))», М.:2007.
- «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», №1, Еженедельное издание; «Де Агостини»,2008.
- «Да тихое и безмолвное житие поживём».: 650 лет Благовещенскому Киржачскому монастырю / сост: Т.А. Ленёва, Н.В.Михеенко, игумения Мария (Сташевская). – Владимир, «Транзит – икс», 2008. – 84 с.: ил.
- «Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия»: в 2 т. Т. 2 Н – Я. / Авт. – сост. В.В. Богуславский. – М.: «Олма – Пресс», 2005. – 816 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"
Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. ...
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...
ДОКЛАД на тему: «Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», как форма работы с одаренными детьми»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном и...
Вопросы,тесты,контрольные работы по духовному краеведению Подмосковья(8кл.)
Вопросы,тесты,контрольные работы для закрепления,проверки знаний изученного материала....
«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»
Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...
Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья
Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...