Краснодарский край: история и современность.
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Марченко Галина Григорьевна

Разработка урока кубановедения для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban_moya_-_stepnaya_doch_rossii.docx370.81 КБ

Предварительный просмотр:

Кубань – моя, степная дочь России»

5 класс

Работа учителя истории и обществознания

БОУ СОШ № 66 г. Кракснодара

Марченко Галины Григорьевны

Цель урока:  приобщение учащихся к историческому и культурному наследию своей малой родины; воспитание гордости и патриотизма за свой родной край.

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование урока: государственные символы России и Кубани (герб, флаг), мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация материалов об исторических деятелях Кубани, её памятных местах, магнитная доска, цветные жетоны, листы с названиями станций

Ход урока:

Учитель:   Дорогие ребята!

Разрешите представиться: меня зовут Галина Григорьевна, учитель истории.

Я поздравляю вас всех с наступившим учебным годом! Пусть он порадует вас новыми находками и открытиями, подарит встречи с интересными людьми, среди которых будут и новые учителя, и новые друзья.

Сегодня вы пришли на первый урок в этом учебном году. Это не совсем обычный урок, к которым вы привыкли. Из эпиграфа нашего урока вы, дорогие ребята, поймете, о чём пойдёт речь. Этот урок посвящён истории нашей малой родины.

А кто из вас знает, что означают эти два слова « малая родина»?  (ответы ребят)

Правильно, это край, город, в котором вы родились. Улица, дом, где вы живёте. Это то место на земле, куда всегда хочется вернуться, где бы ты ни был.

Сегодня, на этом уроке мы прикоснёмся к истории нашей малой Родины именуемой Кубанью, которая в этом году отмечает 2 знаменательные даты: 219-летие освоения кубанских земель и 75-летие образования Краснодарского края. (Звучит песня « С чего начинается Родина?)

С чего начинается Родина?

Посмотрите вокруг - зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Сегодня, ребята, мы совершим вместе с вами путешествие в прошлое нашего города и края. Надеюсь, что в этом путешествии вы будете очень активными.

Сейчас мы с вами разделимся на три команды: команду жёлтых, команду зелёных, команду оранжевых. Сейчас представитель от каждого класса  должен выйти и выбрать «цвет» для своей команды. ( Выбор детей). Итак, с командами мы определились. А теперь мысленно представьте себе, что вы садитесь в поезд. Все удобно устроились? Итак, мы отправляемся …

Представьте себе: стучат колёса поезда, за окнами мелькают поля, горы, море. Как прекрасен наш край!

Первая станция, на которую мы с вами прибываем, называется «Историческая». На каждой станции я буду задавать вам вопросы, а вы должны давать правильные ответы. Каждый правильно ответивший получит сердечко. Вы должны набрать как можно больше таких сердечек.

В конце урока мы определим лучшего знатока родного края, а также команду - победитель. Они  получат призы.

Итак,

1-й вопрос: Кто переселился на кубанские земли в конце XVIII века?                                    ( черноморские казаки)

2-й вопрос: Назовите имена людей под чьим руководством казаки переселялись на Кубань? (кошевой атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый).

3-й вопрос: Чем занимались  казаки, переселившись на Кубань? (земледелие, рыболовство, охрана южных границ Российской империи).

4-й вопрос: В каком документе эти земли закреплялись за казаками «в вечное пользование»? (грамота Екатерины II)

5-й вопрос: В сквере на ул. Постовой, неподалёку от поворота трамвайной линии на улицу Захарова, в тени деревьев стоит гранитный камень с датой: 1793г. В память о каком событии он установлен? (основание города казаками). В честь какого исторического деятеля был назван наш город? (императрицы Екатерины II).

6-й вопрос: Как называется главная улица нашего города? Что означает её название?

Учитель: украшали улицу Красную в XIX-  начале XXвв. гостиницы «Европейская»,«Большая Московская», «Центральная».

9 сентября 1896 года на крепостной площади был заложен памятник Екатерине II. Памятник сооружён на средства войска по проекту скульптора Микешина.

На следующий год, в 1897 году на углу улиц Красной и Новой (ныне улица Будённого) был открыт памятник в честь 200-летия Кубанского казачьего войска.

Важное значение в культурной жизни города имело открытие картинной галереи Ф.А.Коваленко в особняке инженера путей сообщения Шарданова (музей расположен здесь и поныне). С конца 80-х гг. XIX вв. городском саду существовал летний театр. На Кубань стали приезжать артисты. В 1909г. состоялось открытие Зимнего театра. Казачество и православная вера неразделимы. Поэтому уже через 9 лет после основания города, в 1802 г. был построен и освящён войсковой Воскресенский шестиглавый собор. Но до наших дней он не сохранился. Войсковой Александро – Невский собор строился почти 20 лет. В годы советской власти был разрушен. Этот собор восстановлен в наши  дни.

Отправляемся дальше. Теперь мы с вами приближаемся к станции со сложным названием «Культурологическая».

1-й вопрос: назовите имена знаменитых писателей, поэтов XIX-XXвв., побывавших на Кубани? ( А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.В.Маяковский, С.Я.Маршак, создавший в г. Краснодаре 1-й в стране детский театр).

2-й вопрос: назовите имя священника, просветителя, создателя Кубанского войскового певческого хора? (К.В.Россинский)

3-й вопрос: чьё имя носит крупнейшая в крае библиотека? (А.С.Пушкина)

4-й вопрос: сейчас ребята прозвучат 2 гимна. Вслушиваясь внимательно в слова, скажите, какой гимн посвящён нашему краю, а какой- нашему городу? (Звучат гимны)

5-й вопрос: какой известный кубанский писатель назвал г.Краснодар «Наш маленький Париж»? (Лихоносов Виктор Иванович).

6-й вопрос: ежедневно тысячи гостей приезжают в наш город из самых разных уголков нашей страны, чтобы познакомится с историей казачества, увидеть предметы их быта, одежду, украшения. Где собрана небольшая часть этой коллекции? (музей им. Е.Д.Фелицына).

Итак, третья станция, к которой мы с вами приближаемся к станции «Географическая». На этой станции вы должны проявить свои познания и ответить на вопросы, связанные с географическими особенностями нашего края.

Прежде чем задавать вам вопросы я хотела бы вам сказать, что наш край не всегда назывался Краснодарским краем. Звали его и Черноморьем, и Кубанской областью, и Азово- Черноморским краем. И только 13 сентября 1937г. появился Краснодарский край. Этот день по праву можно считать днём рождения нашего края. Скажите мне, ребята, сколько лет исполняется нашему краю в этом году? (70 лет) Для человека это преклонный возраст, а для края – период становления. Немало найдётся на нашей планете таких мест как наша малая Родина.

1-й вопрос: назовите города-курорты Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсе)

2-й вопрос: какие два моря омывают берега нашего края?  (Азовское, Чёрное)

3-й вопрос: как называется самая крупная река, протекающая по территории Краснодарского края, и откуда она берёт своё начало? (река Кубань, Кавказские горы)

4-й вопрос: какой город-курорт находится на побережье Азовского моря? (г.Ейск)

5-й вопрос: какой город нашего края называют «морскими воротами» на юге России? (г.Новороссийск)

6-й вопрос: в каком городе Краснодарского края пройдут   сразу два грандиозных спортивных события: зимние Олимпийские игры 2014г. и чемпионат мира по футболу 2018г.? (г.Сочи)

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вам понравилось быть участниками сегодняшнего урока и вы захотите ещё лучше узнать историю своего города и края. А помогут нам в этом уроки кубановедения.

Подведение итогов.

Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аитбригада по закону Краснодарского края №15-39 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"

В данной разработке  рассказывается о законе Краснодарского края №15-39, идет агитация учащихся соблюдать этот закон....

Аитбригада по закону Краснодарского края №15-39 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"

В данной разработке  рассказывается о законе Краснодарского края №15-39, идет агитация учащихся соблюдать этот закон....

Сценарий классного часа " Краснодарскому краю 80 лет: история и современность"

Данный сценарий в первую очередь пригодится классным руководителям 11 классов, так как он содержит материал к Первому звонку....

Классный час "Краснодарскому краю - 85 лет: история и современность" (30.10.22)

Классный час "Краснодарскому краю - 85 лет: история и современность" (30.10.22)...