Колорит местного говора урок конференция
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме
Цель урока-конференции показать красоту народной речи, значение народного языка в художественной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kolorit_mestnogo_govora.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - конференция
русский язык в 6 классе
Тема: Колорит местного говора
Цели:
1) Показать красоту народной речи, значение народного языка в художественной литературе;
познакомить учащихся с особенностями тютнярского диалекта;
2) Формировать умение находить и классифицировать диалектизмы в фольклорных жанрах, устной речи, в художественной литературе;
развивать творческие способности учащихся;
3) Воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству
Оборудование; выставка творческих работ учащихся, костюмы для сценок, видеофильм, раздаточный материал с таблицами, брошюра Баскаковой Н.А., исследовательские работы учащихся по индивидуальному перспективному заданию, «сказы» П.П.Бажова
ПЛАН УРОКА
1.Введение
2.Споварно-помятийная работа
З.Объяснение нового материала
А) работа с таблицами
Б) выступления учащихся
В) практикум: комментированное письмо
4 .Фонетические особенности диалекта на примерах тютнярского фольклора
5.Отражение диалекта в литературных произведениях ( «Сказы» Бажова, произведения Власовой) 6.Фил&?д « Тютиярские посиделки»
1.Оргмомент.
- Язык- это богатство, которое дается нам от рождения. В нем все: и любовь матери, и родовые корни, и история нашей Родины, большой и малой. Малая наша Родина" это село Кузнецкое, или Тютняры
«Колорит местного говора» ~ тема нашего урока.
( Сообщение целей урока, оформление
тетрадей).
-г.Споварно-понятийная работа. Запись слов, соответствующих понятиям:
1) говор, на котором говорят люди, проживающие в одной местности;{Диалект)
2) устное народное творчество; (Фольклор)
3) словарный состав языка; (Лексика)
4) (от лат. Колор-цвет). Совокупность особенностей, яркость звучания;(Колорит!
5) раздел науки о языке, изучающий образование слов;(Словообразование)
6) лексическое значение слова; (Семантика)
7) раздел науки о языке,изучаюший звуки речи- (Фонетика)
З. Особенности тютнярского диалекта (объяснение нового материала)
-Работа с таблицами
-Как называется таблица?
-Сколько разделов в ней? Как называются?
-Что такое лексические диалектизмы? Лексико-семантические? Фонетические? Словообразовательные? Морфологические?
Выступление уч-ся с работами по индивидуальным заданиям
Комментированное письмо (заполнение таблицы!):
КАТЕТКА, БАСКАЯ,ДАИЧЕ, НАТАКАТЬСЯ, НА СТУЛЕ, УРЫЛЬНИК, СКАЗЫВАТ, ОШКАП, РЯДОМ ДОМА, ЕЁНЫЙ.
4.Тютнярский фольклор
-Частушки (Лезина Оля, Чуйкова Женя)
-Закличка (Динмухаметова Лиза}
-Рассказ ~ беседа, бабушек (Беспалова Даша, Динмухаметова Лиза)
- Какие особенности диалекта проявляются в этих примерах? ~ Фонетические. Запишем в таблицу.
5. Отражение уральского диалекта в художественной литературе
-Кто из писателей, авторов сказов и легенд, писал о нашем селе, об Урале? (П.П.Бзжов, С.К.Власова)
-Как называются эти их произведения?
Закрепление
ВИДЫ ДИАЛЕКТИЗМОВ
': ЛЕКСИЧЕСКИЕ | ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ | ФОНЕТИЧЕСКИЕ | СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ | МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ |
Слова, у потребляем ые и понятные только 1 местным жителям | Общеизвестные слова, получившие в данной местности особое значение | Общеизвестне слова, произносимые в данной местности по-особенному | Слова/ получившие в диалекте особенные (неверные) суффиксы | Не свойственные литературному языку формы словоизменения |
; | ||||
——————————————„„——————— | ||||
Павел Петрович Бажов « Синюшкин колодец»
(Отрывок) Илюха/ видишь, не потаил, где богатство взял.Ну, рыться по тем местам стали, да и натакались по Зюзельке на богатимое золото. На моих еще памятях тут хорошо добывали. А колодца такого так и не нашли. Туман синий, - тот и посейчас на тех местах держится, богатство кажет.
Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ко поглубже... Глубокий, сказывают, тот Синюшкин колодец. Страсть глубокий. Еще добытчиков ждет.
Словарно-понятийная работа работа
( «Сказы», «Тютиярская старина», к Герцогиня Акуля»)
—Прослушайте отрывок из «Синюшкиного колодца». Выпишите диалектизмы-
(Натакались, сказывают-лексические; кажет- словообразовательный; страсть-севдзмтико-лексич.)
6.Итоги.
-Что узнали о местном говоре? ( Он проявляется в устной речи старшего поколения коренных жителей, в фольклорных жанрах, отражается в художественной литературе, придавая ей особенный колорит. Диалектизмы бывают фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, лексико-семантические).
7. Видеофильм «Тютнярские посиделки»,
Расшифровка | ФИО | Сведения о сказителе | |
32.Чаво?Че? | Что? % Чаво он сказыват?» | БапдинзЗоя Николаевна | 1928 г село Губернское |
19.Назем | Навоз. «Вытащи назем на грядку» | ||
12.3ыбка | Колыбель. «А середь избы—зыбка» | ||
21.Натакаться | Найти что-нибудь. «За лесом натакались на тропинку». | ||
5.Вихотка | Мочалка. «Возьми в баню вихотку» | ||
13.Катетка (устар.) | Платок. «Ковровая катетка» | ||
З Бопя, духаня | Мипый,любимый «С духаней плясали» | ||
2,Баская | Красивая. <Уж больно девка бастенька!» | ||
20-Наут | Несогласие, | Шармонова Мария Матвеевна | 1937г.р с.Губернское |
И.Знамо | Как же. «Знамо, так все и было...» | ||
25-Станушка | Нижняя юбка. «А станушка у ей вышита..» | ||
9.3апон | Фартук. «Подай, внученька, запон ! « | Ершова Лидия Ивановна | 19^г.р.с.Кузн ецкое |
31-Цведать | Пробовать. « Процведай, сынок, моего пирога» | Кузнецова Раиса Васильевна | 1917г.р.с.Кузн ецкое |
4,Бпазнится | Кажется. «Тебе все блазнится, ровно дорога впереди» | ||
16. Малахай | Широкая верхняя одежда. «.. Юбченки на вас шире малахая...» | ||
17.Мантулить | Работать. <Всю жизнь на вас мантулила?» | ||
27.Субаги | Сапоги, «Надел новые субаги...» | ||
18.Матка | Поперечная балка в избе для крепления потолка. «В матку был вбит крюк для зыбки» | ||
10.Зарод | Стог сена.« На зароде стояла баба.» | ||
22.На стуле | На стуле. «На стуле бородатый мужик.» | ||
14,Кобениться | Воображать. «Перестань кобениться»» | ||
ЗО.Уросить | Капризничать, «Всю ночь ребенок уросип.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе Дата: 10/48. «Электромагнитные волны». Тип урока: урок – конференция. Метод проектов
10/48. «Электромагнитные волны»....
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Урок-конференция Нарушение нервно гуморальной регуляции. Конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее»
Урок-конференция...
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять....
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...
Болью сердца говорят. Урок литературы (10-11 классы). Дневник Анны Франк
Урок можно провести в день памяти о Холокосте...