социальный проект "Заветлужская тропа"
материал (краеведение) по теме

 

Организация экскурсионного маршрута к историческим памятникам родного края и его природным объектам; создание «Виртуального маршрута» на сайте школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekskursionnyy_marshrut.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Заветлужская тропа»

Информационная карта проекта


1


Название организации, реализующей проект


МОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа

2


Адрес организации



Телефон


e-mail:


606740 Нижегородская область, Воскресенский р-н с.Глухово, ул. Школьная д7

 8-(831)-93-63 38  

gluhovoschool@narod.ru

3


Сроки реализации проекта




Апрель-октябрь 2011 года

4

Руководитель проекта

Руководитель музея

Ампилогова С.В.

5

Кадровое обеспечение

Руководитель музея Ампилогова С.В., зам. директора по воспитательной работе Дурова О.А., учитель информатики Рохмитстров С.Н.

Директор И.Ц. , учитель истории Токарева И.В,

6

Участники проекта


Учащиеся  7, 9-10 классов

7

Материально-техническое оснащение

Компьютер с доступом в Интернет, сканер, фотоаппарат;

канцтовары

Исследование проблемы

Цель: выяснить актуальность и востребованность экскурсионного маршрута, определить объекты, которые можно включить в этот маршрут

  В нашем селе и его окрестностях есть интересные культурные  и природные объекты: церковь Космы и Домиана, усадьба Шуртыгиных, озеро Моховое и озеро Глуховское. В результате поисково- исследовательской деятельности  собираются (часто по крупицам) сведения не только об этих объектах, но и об истории школы, герое Советского Союза Пайкове А.Н. Все материалы хранятся в школьном музее. Разработан маршрут на озеро Моховое. Церковь Космы и Домиана включена  в маршрут этно-экологической тропы (природного парка Поветлужье) «7 церквей»

   В современном обществе общение с людьми всё больше вытесняется общением с компьютером. Ученики часто посещают школьный музей, знакомятся с разными экспозициями, некоторые сами принимают участие в их создании. Но есть ученики других школ, выпускники нашей школы, разъехавшиеся по разным уголкам нашей огромной страны, есть другие люди,  которым было бы,  наверное, интересно познакомиться с историей нашего родного края, села. Участниками проекта был решено открыть экскурсионный маршрут.

  Инициативной группой ребят (участниками проекта) был проведён социологический опрос местных жителей, учащихся школы, выпускников школы, бывших учителей. Им предлагалось ответить на вопросы анкеты:

1. Назовите достопримечательности нашего села и его окрестностей

2. Что вам известно об истории культурных объектов и особенностях природных объектов

3. Что вам известно о туристическом маршруте «Глухово», какие объекты нашего села включены в туристические маршруты (этно-экологические тропы) природного парка Поветлужье.

4. Ваше мнение по поводу открытия экскурсионного маршрута по культурным и природным объектам (востребованность и актуальность) и какие объекты можно ещё включить в этот маршрут.

  В ходе социологического опроса выяснилось, что все участники опроса  знают основные культурные и природные ценности нашего края церковь, усадьба Шуртыгиных, озеро Моховое, Глуховское, но об их истории и особенностях рассказать  затрудняются. Участники опроса предложили включить в экскурсионный маршрут следующие объекты: дом Героя Советского Союза Пайкова А.Н., бывшие здания  школы, школьный музей, улицу Центральную.

31% принявших участие в опросе знают историю 1или 2 –х объектов

23% предложили включить в маршрут другие объекты

82% считают проект актуальным и востребованным

  Фрагменты интервью с компетентными людьми, мнение и помощь которых важны для реализации проекта.  

Директор школы Г.Н.Малышева.

Вопрос: как вы считаете, является ли проблема, выбранная нами актуальной для социологического проекта?

- Проект, который вы решили реализовать действительно социальный и имеет двойственное значение. Участие детей в работе по разработке экскурсионного маршрута (реального и виртуального)  актуальна. Знание истории страны, родного края, посёлка нужно не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но и подрастающему поколению. Кроме того туристы, посещающие нашу церковь хотели бы больше узнать об истории нашего села. Мы готовы оказать  помощь в перевозке экскурсионных групп  в д. Липовка, где находится усадьба Шуртыгиных, и другую посильную помощь.

 Глава администрации района Дубова И.Ю.

- Считаю этот проект актуальным и значимым. В связи с тем, что интерес к российской глубинке растёт, и в нашем районе развивается экскурсионно-туристическое направление, мы тоже не должны оставаться в стороне. Культурные и природные ценности нашего села достойны того, чтобы их включить в экскурсионные маршруты, возможно даже не только на местном уровне.

  Проанализировав полученные данные, было решено включить в экскурсионный маршрут следующие объекты:

- церковь Космы и Домиана;

- школьный музей;

- бывшие здания школы;

- дом героя Советского Союза Пайкова А.Н.

- озеро Глуховское.

Озеро Моховое включить в отдельный маршрут.

Цель проекта: организация экскурсионного маршрута к историческим памятникам родного края и его природным объектам; создание «Виртуального маршрута» на сайте школы.

Задачи:

  1. Привлечь интерес детей и взрослых к истории малой родины
  2. Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской работы
  3. Формирование гражданственности у подрастающего поколения
  4. Подготовка экскурсоводов и разработка экскурсий по объектам маршрута
  5. Подбор и структурирование материала для размещения на страницах «Виртуального маршрута» (формирование информационной компетенции и информационной культуры)
  6. Презентация результатов работы, информирование общественности о проделанной работе (формирование коммуникативных компетенций)

Содержание и механизм реализации


Этапы


Модуль

Действия, акции



Сроки


Ответствен

ные

исполнители

Подго-тови

тель-

ный











Основ-ной


























Заключительный










Подготовительный











Основ-

ной
































Заключительный

1.Создание

«Виртуального экскурсионного маршрута»














































2. Создание экскурсионного маршрута





1. Сбор актива музея, школы


2. Социологический опрос


3. Выбор названия проекта


4. Распределение обязанностей

-Авторская группа (структура материала, электронная версия)


-Дизайнерская группа (фотоматериал)



1.Работа с фондами школьного музея, представителями общественности, Центральным архивом г. Н-Новгород, Воскресенским районным народным краеведческим музеем. Подбор информации для размещения в Интернете.


2.Фото- и видеосъёмка экспонатов музея, экспозиций подготовка материалов для размещения в Интернете.


3.Подведение промежуточных итогов: сбор творческих групп и определение объёма информации для размещения на сайте «Виртуальный экскурсионный маршрут»


4. Обработка и размещение информации в сети Интернет





5. Презентация «Виртуального экскурсионного маршрута» проводится  в День села Глухово: престольный праздник Косьмы и Домиана.





1. Сбор актива музея, школы


2. Социологический опрос


3. Выбор названия проекта


4. Распределение обязанностей


5. Работа с фондами школьного музея, представителями общественности, Центральным архивом г. Н-Новгород, Воскресенским районным народным краеведческим музеем.


Подготовка экскурсоводов



Разработка экскурсий по следующим объектам:







-школьный музей (история с.Глухово, история Глуховской школы, другие экспозиции);


-улица Центральная ;


-церковь Космы и Домиана;


-озеро Глуховское;


-усадьба Шуртыгиных;


-школьный музей (здание И.Ц.)

Экспозиция «В мире русской старины»


Подведение итогов, отбор информации


Открытие экскурсионного маршрута













































апрель


май


май


май








Май-июнь








июнь






июнь






июль








14

июля






апрель


май


май


май



июнь

июль

август




июнь-июль


июнь-июль






















август




5 октября



Ампилогова С.В.

Зверева Н




Зверева Н

Рябинин Д



КротоваТ,

СосковаИ



Отв Ампилогова С,В.

Инициатив

ная группа ребят





КротоваТ

Соскова И



Ампилогова С.В.






Рохмистров С.Н.

(исп: Крашенинникова А, Синичкин В)


ДуроваО.А.









Ампилогова С.В.

Зверева Н






Отв Ампилогова С,В.

Инициатив

ная группа ребят


Ампилогова С.В.


Экскур-

соводы

отв Ампилогова С.В.

Токарева И.В.


Кротова Т



Соскова И


Зверева Н


Зверева Н


Рябинин Д


  Синичкин В



Ампилогова С.В.



Ампилогова С.В.

Токарева И.В.

План оценки эффективности деятельности, проводимой по проекту

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди детей и взрослых, познакомившихся с «виртуальным маршрутом» и достопримечательностями экскурсионного маршрута в реальном пространстве.

Критерии эффективности

  1. Востребованность проекта, охват детей, подростков, взрослых, привлечение специалистов
  2. Уровень культуры участников проекта (детей, подростков)
  3. Степень заинтересованности специалистов нашего района в развитии нашего проекта-маршрута

Формы информирования результатов проекта

  1. Аналитическая справка
  2. Изучение результатов деятельности участников проекта
  3. Отклики в СМИ, Интернете

Ожидаемые результаты

  1. Создание реального и «виртуального» маршрута по культурным и природным объектам с. Глухово и его окрестностям
  2. Приобретение подростками опыта социально значимой деятельности
  3. Воспитание гражданственности, интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с истории маленького села
  4. Формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенции



Предварительный просмотр:

Экскурсия

   

  Маршрут « Глухово» знакомит посетителей с историей старинного села Глухова. Протяжённость маршрута 3 км.

В него входит знакомство с историей семьи помещиков Шуртыгиных, с деревянным храмом Космы и Домиана, озером и другими достопримечательностями села Глухова.

Для любителей природы создана экологическая тропа к озеру Моховое (памятник природы областного значения) протяжённостью 12 км через деревню Буслаево, озеро Долгое, лесной массив. Этно - экологическая тропа берёт своё начало в школьном музее, который расположен в Глуховской сельской библиотеке.

     Старинное русское село Глухово Воскресенского района, Нижегородской области расположено на берегу озера Глуховское.

По преданию своё название село получило потому, что места эти были лесные, глухие, непроходимые. Коренная народность села-русские. Вероисповедание-христианство.

     По музейным экспонатам, собранным в селе Глухово и окрестностях, можно судить о быте жителей этой местности в XVIII – XIX веках. Музейные экспонаты, собранные школьниками, представлены предметами быта, одежды, денежными знаками и т. д.

     Глуховский колхоз был организован 1 марта 1931 года, в состав которого входил один населенный пункт село Глухово. Организатором и первым председателем колхоза  был Моров Алексей Дементьевич, проработавший до 1932 года, а потом его заменил Моров Григорий Андреевич. Работали много, с душой.  Ночью 22 июня 1941 года мирный труд граждан нарушила фашистская Германия. Мужчины были мобилизованы на защиту Отечества. А женщины, старики и подростки стали в ответе за судьбу обеспечения продуктами питания фронта и тыла.

  9 мая 1945 года была сообщена радостная весть о том, что фашистская армия разбита. С Победой стали возвращаться к мирному труду демобилизованные воины, пронесшие тяжесть военных лет. С приходом каждого в селе устраивался праздник. Но с войны не вернулись 47 человек, они отдали жизнь за спасение Родины.

  В 1951 году хозяйства соседних деревень Кобылина, Родионова, Буслаева, Серова создали колхоз и  назвали его Глуховский колхоз им. Жданова. В селе Глухово была своя птицеферма и телятник. Молочно-товарная ферма. А затем все закрыли.

     Первая школа в селе Глухово была церковно-приходской, расположена рядом с церковью. В одной половине жил церковный сторож, в другой учились дети прихода. Затем школа переведена в здание бывшего Земства, расположенного на берегу озера. В 1962 году под руководством директора Ожигова Петра Кирилловича началось строительство деревянного здания школы. В 1977 году началось, а в 1978 году закончилось строительство типового здания. До сентября 1991 школа восьмилетняя, затем  реорганизована в среднюю.

     Жители села Глухово и других деревень верили в бога и на большие праздники ходили в церковь в село Воскресенское. Но самый почитаемый в народе праздник Пасхи всегда приходился на весенний разлив, и попасть в церковь было затруднительно. Поэтому вначале на берегу Глуховского озера появилась часовня, а затем на сходе жителей было принято решение о постройке на этом месте деревянной церкви. Церковь была возведена на средства лесопромышленника Василия Ивановича Шуртыгина, проживающего со своей семьёй в деревне Кобылино (ныне Липовка), а также на пожертвования жителей окрестных деревень.

     Храм начал действовать в сентябре 1862 года. Его престол был освящён в честь святых чудотворцев и бессребреников Космы и Домиана, память которых празднуется 14 ноября по новому стилю.

По рассказам старожилов церковь была богато убрана, внутри весь купол был разрисован изображениями святых. Однако продолжительное время у храма не было настоятеля. Богослужения исполняли священники Воскресенского храма села Воскресенское протоиерей Иоанн Разумов, священники Фёдор Богородский и Павел Разумов. В середине сентября 1864 года последний был назначен настоятелем Глуховской церкви. Притч состояли из двух священников (на 1904 год это – Василий Иванович Богданов, настоятель с 1891 года и Иван Викторович Левиков), диакона (Д. А. Критский) и двух псаломщиков (И. М. Штернов, В. И. Кантов). Церковным старостой состоял купец 2–й гильдии Василий Иванович Шуртыгин.

     Прихожан числилось 1653 мужского полу и 1840 женского. За храмом числилось 10 приходских деревень. На территории храма было кладбище прихода.

     После прихода в эти края Советской власти (правда, с некоторым опозданием) церковь прекратила своё существование. Последним священником был Святицкий Вячеслав Фёдорович. Во время репрессий он и вся его семья были арестованы. Савицкий погиб в тюрьме. Официально: умер в больнице в местах заключения в 1938 году.

     Церковь была разграблена. Затем её превратили в склад. В конце 50 – ходов церковь переоборудовали в сельский клуб, который просуществовал в этом здании до декабря 1974 года.

     К началу 21 века храм настолько обветшал, что вскоре рухнул самостоятельно, без чьего – либо вмешательства.

     Лесопромышленник Василий Иванович Шуртыгин, на чьи средства был возведён храм, умер в 1915 году. Преданная жена по Ветлуге в половодье привезла на барже мраморный памятник своему умершему мужу. Памятник состоял из нескольких частей с тем, чтобы легче было поднимать его на высокий берег озера. Затем возле могилы Шуртыгина появились и другие захоронения с такими же красивыми и печальными памятниками. Прошли годы, памятники стояли на прежнем месте, но в 1969 году по распоряжению Воскресенского райкома партии под руководством секретаря глуховской парторганизации Пайкова Александра Николаевича памятники были вывезены на кладбище в деревню Родионово, где и простояли до конца 90-х годов. В конце 90-х годов памятники вернули на прежнее место, но уже не как надгробия, а как исторически памятник семье Шуртыгиных, основателям первого храма в селе Глухово.

     Судьбой Глуховской церкви заинтересовалась семья Каданниковых из Тольятти. Все знаменитые у нас машины марки «Жигули», так или иначе, связаны с этой фамилией – глава семьи Владимир Васильевич возглавляет Совет директоров известного завода – автогиганта.

     Глухово – родовое место жены Владимира Васильевича - Нины Александровны. Здесь жили её прабабушка и прадедушка Кузнецовы Алексей Иванович и Фёкла Терентьевна.

Алексей Иванович был волостным старшиной, в семье рос только один сын – Василий, который родился в 1885 году. А вот у них с женой Анной Андреевной родились 10 детей: 3 сына  и семь дочек. В годы репрессий по навету злых и завистливых людей семью Кузнецовых, как семью кулака, сослали в 1931 году сначала в Пермскую область, а затем в Вятку.

     Василий Алексеевич был хорошим шорником (шил сбрую), трудолюбивым, не пил, не курил. Дети не видели, когда он спал – надо было много трудиться, чтобы прокормить такую большую семью. Односельчане шли к нему не только за помощью, но и за советом. Василий Андреевич был по тем временам очень грамотным, начитанным,  выписывал из Москвы сельскохозяйственный журнал.

     Много лишений перенесла семья в эти годы. Василий Алексеевич написал прошение в Москву Михаилу Ивановичу Калинину. Рассмотрение дела затянулось на несколько лет, но все-таки их семью перевели в Кировскую область, а затем за хорошую работу в Новинки, пригородное хозяйство города Горького.

     В январе 1938 года Василий Алексеевич был арестован второй раз. Десятилетия спустя, родные узнали, что их отец был расстрелян сразу после ареста.

     Клеймо «врагов народа» отражалось и на судьбах детей. Возвратившуюся с семьей в Глухово Анну Андреевну никто не пускал в свой дом, боясь последствий. Шел 41-й год, старшие дети Кузнецовых в то время уже имели свои семьи и трудились кто в городе, кто в деревне. Дочь Александра устроилась контролером на Горьковский автозавод. Она-то и переманила к себе на жительство мать и младших брата и сестру.

     Уже на пенсии младшая дочь Кузнецовых Анастасия Васильевна  захотела пожить в стенах родительского дома в селе Глухово. Через суд ей возвратили то, что некогда принадлежало их большой дружной семье. Родственники были рады такому решению и, приехавшая из Тольятти  Нина (Нина Александровна Каданникова) с восхищением любовалась чудной природой Заветлужья и постройками старой заброшенной церкви…

     Прапрадед Н.А. Каданниковой Иван Сидорович Кузнецов служил в Глухове церковным старостой, и этот факт еще больше утвердил их с мужем в мысли построить и открыть в Глухове новый храм.

     В июне 2004 года бригада строителей из Тольятти разобрала старое церковное здание, часть которого была вывезена  в село Воздвиженское, в храм, а остатки – сожжены в поле. Новый храм было решено возводить на старом фундаменте. 10 августа 2004 года состоялось освящение фундамента храма. Нашёлся старый чертёж и согласно ему при строительстве старались сделать церковь именно такой, какой она выглядела в момент первой закладки. Конечно, в архитектурный облик все же ввели некоторые новшества. Это касается сводов и потолков. Общая же внутренняя композиция для определения её стиля, пожалуй, потребует такого слова, как « модерн» - современность. Это и покрытые лаком полы, батареи парового отопления, иконы с электрической подсветкой, офисно - отделанные окна.

     Строили церковь всем миром. Кроме местных рабочих, сюда приезжали специалисты из Москвы, Н. Новгорода, Тольятти, Дзержинска, Чувашии.

     Лиственницу для храма доставили из Иркутска – это 9 железнодорожных вагонов. И вот 30 августа 2005 года состоялось официальное открытие  храма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Тропинками добра"

Цель проекта: формирование у школьников чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям, путем вовлечение их в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи в...

Социально значимый проек "Тропинка добра"

Этот проект получил одобрение Администрации Кемеровской области, был признан лучшим....

Социально-экологический проект "Тропою лесных великанов"

Проект экологической тропы разработан для достижения образовательных, воспитательных, природосберегающих и социально-просветительских целей. Разработаны маршрут и основные этапы (стоянки) экологическо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я» для 1 – 4 класса

Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, с учётом основны...

Социальный спортивно-экологический проект "Тропа лесовичка"

XI  ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» (муниципальный этап)Социальный спортивно-экологический проект "Тропа лесовичка" Мы разработали проект и выступ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет

Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...

Социальный проект Экологическая тропа "НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ"

Этот социальный проек моё новое инновационное детище. Которое сейчас успешно реализуется на базе летнего лагеря МБОУДО "ЦДТ" Центрального района г. Кемерово....