Урок кубановедения
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

Устное-народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 



МБОУ СОШ № 3





УРОК  КУБАНОВЕДЕНИЯ


ТЕМА

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО»


(КУБАНСКИЕ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ,


ПЕСНИ, КАЗАЧЬИ  СКАЗКИ)



ЦЕЛЬ УРОКА

  1. Дать представление об устном народном              

творчестве кубанского народа.

  1. Развивать образное мышление  и речь учащихся.
  2. Сохранить народную мудрость, знать и любить обряды, традиции и историю родного края.

 


                                  2012 г.

 

 





ПЛАН  УРОКА




  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Вступительное слово учителя «Малая родина – Кубань, чудесный благодатный край».
  4. Кубань – наш общий дом. 
  5. Народные обычаи и обряды на Кубани:

                а) рождественские колядки;

                б) частушки;

                в) пословицы;

                г) загадки;

                д) сказки;

                е) песни;

                ж) слова местного диалекта.

  1. Обобщение. «Кубань – души моей отрада».
  2. Итог урока.
  3. Домашнее задание.


 1.   Вступительное слово учителя:

 « Ребята. Каждый из вас любит свой дом, свою улицу, Свою станицу.

    Этот любимый уголок земли мы зовём малой родиной. Наша с вами малая Родина – Кубань, чудесный, благодатный край.

           Кажется природа нарочно решила показать на Кубани все свои богатства и красоты. Бескрайние степи и горы, плавни и лиманы, сады и луга – всё это есть на кубанской земле.

1.Высокие горы, родные просторы,

Приморского берега грань,  

Леса и поляны, сады и лиманы,

Всё это - родная Кубань.


2.Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывёт за комбайном комбайн,

Огни городские, гудки  заводские-

Всё это вместила Кубань.


3.Кипучие будни, хорошие люди,

Здесь небо, как синяя ткань.

И нет красивее края России,

Чем наша родная Кубань.


(Музыка Г. Пономаренко, стихи С. Хохлова «Здравствуй , наша Кубань!».)


2. Кубань – наш общий дом.

  1. Доклад «Культура народов Кубани». .
  2. Беседа по вопросам:

-Какие народы проживают на Кубани? (русские, адыги, украинцы, греки, армяне )

-Как можно назвать людей, у которых одна земля, общая малая родина? (земляки)


  3. Народные обычаи на Кубани.


1.Во многих станицах, сёлах, хуторах нашего края сохранились интересные обычаи, связанные с народными праздниками. Чаще всего это зимние праздники:

Святки, Рождество, Масленица.

    2.На кануне Нового года, по старому стилю, ходили по дворам с колядками. Они прославляли Рождество, желали хозяевам счастья, здоровья, доброго урожая.

Сценка.

За дверью голос: «Хозяева, пустите мыланку!»

Гости: Добрый вечер, хозяйка.

Хозяйка: С Рождеством вас,

                  С Новым годом!

Все поют: Мыланка ходыла,

                  Васыльку водыла.

                  Васыльку мий тату,

                  Пусти нас у хату.

        Я жито нэ жала-

        Златый хрэст дэржала.

        Ратуйтэся люды!

        Хрыстос з вами будэ!

  1. Щастя вам, здоровья!
  2. Щоб хлеб родывся,
  3. Щоб птыця водылась,
  4. Щоб дитки нэ болили.

Хозяйка благодарит и провожает гостей.

3.Издавна любят у нас в народе и весёлую шумную Масленицу – проводы зимы

и встречу весны .Во время Масленицы устраивают игры, пляски, катание на санях, сжигают на костре соломенную куклу. По древнему поверью, это должно принести хороший урожай. Самое главное угощение – румяные, аппетитные бли-ны, пышные караваи хлеба и любимые кубанские вареники.

                                (Кубанская народная песня «Варэнычки»)

Учитель:  На странице 30 вам дома выполнить задание №5 «Масленичное угощение» – рецепты приготовления блинов или вареников.


4.  Учитель: А сейчас я предлагаю вам представить картинки прошлого.

            Поздним вечером собирались молодые казаки и казачки в просторной хате на посиделки. Кто прядёт, а кто весёлые частушки спивает, да приплясывают.

   

( В исполнении фольклорной группы звучат частушки )


1.Я и так, я и сяк,

Я и билочкой.

             Я так хочу танцювать

       С гарной дивчинкой.


2.Я и так, я и сяк,

  Я и пальчиком.

          Як я хочу поплясать

           С гарным хлопчиком.


       3.Научилась я пысать,

         Научилась я читать,

            Тэпэр надо научитись

                   Гопцы-дробци танцювать.


             4.Ны сама гармошка грае

            Ийе надо растягнуть.

                Нэ пиду плясать самая-

                  Нэхай хлопци позовуть.



5.Ось и я, ось и я,

          Ось походочка моя,

     Сама нэвэлычка

             Румянэнько лычико.


6.По дороге галка,

    По дороге чёрна.

               Подывися, казаченько,

  Яка я моторна.


  7.Яка я моторна,

Яка я удала.

             Нэ одного казаченька

   Я прычарувала.

Учитель: Устали, присели девушки и снова за работу.


Девушка: А хто бильше знае кубанских пословиць?


(На доске учащиеся читают  пословицы )


  1. Мовчи, глуха – мэньше гриха.
  2. Глаза завыдущи, а рукы загрыбущи.
  3. Я б такымы жэныхами хату замэтала.
  4. На тоби боже, що мэнэ нэ гоже.


Учитель: Каждый народ создаёт свои песни и загадки, пословицы и поговорки и, конечно, сказки. Одну такую сказку мы прочитаем в учебнике на стр. 37 «Добрая девушка».


Беседа по содержанию:

-Вам понравилась сказка?

-Прочитайте пословицу, которой заканчивается сказка.

Как вы понимаете эти слова?

-Есть ли похожие сказки у русского народа?

Назовите их.

Учитель: Мы часто слышим в речи окружающих слова местного диалекта. Давайте проверим, все ли вы хорошо знаете кубанский говор.


Бачить – видеть               Кавун – арбуз

Видсель – отсюда            Качка – утка

Гай – лес, роща                Ныхай – пусть

Гарно – красиво               Кожух – шуба

Дробына – лестница        Чоловик – муж

Хата – дом                        Чоботы – сапоги

Горище – чердак              Дымарь – печная труба


Учитель: Хороши песни на Кубани, одна из таких песен радует нас своей колоритностью, весёлостью и удалью.

              Музыка Г.Пономаренко «Распрягайтэ , хлопци, конэй.»

Вот и вспомнили мы с вами некоторые кубанские обряды и обычаи. Ребята нашей школы любят и продолжают традиции своих дедов и прадедов. Хочется закончить наш урок такими строчками стихотворения:


                                                       О Родине  -

                                                        Негромко говорю.

                                                        Ведь о большой любви

                                                        Кричать не надо.

                                                        Она – моя отрада и награда,

                                                        Скажу о ней –

                                                        Молитву сотворю:

                                                        Будь вечно в благоденствии и славе,

                                                        Дай сил тебе, Всевышний,

                                                        Мир хранить.

                                                        Дай сил нам жить,

                                                        Не мудрствуя лукаво,

                                                        И пред тобой себя не уронить.

                                                        Кубань, моя родная сторона!

                                                        К тебе тянусь я сердцем неизменно,

                                                        Да будет прошлое твоё нетленно,

                                                        В трудах своих да будь благословенна,

                                                        Кубань, моя родная сторона.

                           

                             Кубань, Кубань – души моей отрада,

                             Сияньем зорь налитые поля.

                             Мне в целом мире ничего не надо,

                             Твоя бы песня в вышине плыла.


                Муз. В. Лаптева, сл. В. Бакалдина «Песня о родной земле».


  1. Итог урока.

 












ДОКЛАД


НА ТЕМУ « Культура народов Кубани».

     

  Люди, которые заселяли  Кубань, принесли свои обряды. Обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей.

                Культура и обычаи этих народов переплетались, взаимно дополняли друг друга, вследствие образовалась новая этническая общность.

                Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.

                Мы – наследники этой яркой самобытной культуры.

  Чтобы не потерять свою духовную основу, чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края.

                 Ведь недаром говорят, что народ, непомнящий своего прошлого, не имеет своего будущего.

               







   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"...

Презентация к уроку кубановедения "Сафари - парк в г.Геленджике"

Презентация к уроку кубановедения на тему "Сафари - парк в г.Геленджике"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...