Урок кубановедения "Военные походы гуннов", 6 класс
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения в 6 классе
Тема: Военные походы гуннов
Цели:
- Познакомить учащихся с событиями, связанными с появлением кочевников-гуннов на Кубани;
- Продолжить обучение поиску информации в историческом источнике;
- Развивать монологическую речь учащихся, умение составлять рассказ не определённую тему по предложенному плану.
Оборудование: учебник Кубановедение для 6 класса под редакцией Б.А. Трёхбратовой, карта «Кубань и Причерноморье в IV – X вв».
Ход урока:
- Организация учащихся
- Актуализация знаний
Мы приступаем к изучению темы «Кубань в эпоху Средневековья».
Но для начала давайте извлечем из глубин нашей памяти следующие знания:
- Хронологические рамки эпохи средних веков (V – XV, начало XVI вв.)
- С какими событиями связывают начало этой эпохи? (Великим переселением народов.)
- Какой народ дал толчок к началу этого события? (Гунны).
III. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя. На Кавказе эпоху Средневековья также связывают с завоевательными походами гуннов. Давайте вспомним, почему в древности народы кочевали с одного места на другое? (Перемещение народов было связано с поиском пищи, поиском новых пастбищ для скота).
Выдающийся историк и географ Л.Н. Гумилев объяснял перемещение народов так: в первые века новой эры усиливается активность племён, кочевавших по просторам Евразии. Эта активность объяснялась климатическими процессами. В зависимости от направления движения воздушных потоков степь или усыхала, или увлажнялась. На первые века новой эры пришёлся период усыхания степи, которое привело в упадок хозяйство кочевников.
Кочевники, овладев техникой конного боя отправлялись в поисках добычи на территорию соседних народов. Одним из самых воинственных кочевых племён были гунны.
- Какой народ и как пытался противостоять гуннам? (Китайцы, построив Великую китайскую стену).
- Что же это за народ, мы узнаем из текста учебника.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником (с. 52: 3 абзац – до конца пункта).
Закончить предложения (письменно в тетради):
Гунны представляли собой………………….
Основой общественного строя гуннов…………………………………
Хозяйственная жизнь гуннов основывалась…………………………….
Война для гуннов – это ……………………………………………………
3. Рассказ учителя.
В конце I - середине II в. гунны проникли в Среднюю Азию, Приуралье, Восточную Азию, на Северный Кавказ.
-Как вы думаете, какова судьба народов, которые встречались гуннам на пути?
Непрерывные успешные войны привели гуннов к Волге, на берегах которой они задержались почти на два века.
- Как вы думаете почему?
После того, как гунны всё-таки разгромили и присоединили племена Северного Прикаспия, они переправились через Волгу и двинулись на Северный Кавказ.
3. Работа с картой (с.53 учебника)
1. Проследить гуннов по территории Северного Кавказа?
2. С каким народом пришлось столкнуться гуннам на территории Северного Кавказа?
4. Работа с документом.
Слухи о неумолимой жестокости и непобедимости гуннов опережал бег их коней. Сведения об этом мы черпаем из исторических источников. Чтение текста Аммиана Марцеллина о гуннах.
Вопросы к тексту:
- Как, по свидетельствам современников, выглядели гунны?
- Почему на поле боя гунны не знали поражения?
??? Как вы думаете чем закончилось столкновение гуннов и народов Северного Кавказа?
Учитель обобщает, дополняет ответы детей:
Для Боспорского царства вторжение гуннов оказалось губительным, большая часть его городов так и не возродилась после погрома. Боспорское царство перестало существовать.
IV. Итог урока:
Составление рассказа о гуннах по плану: ( план на доске)
а) территория первоначального проживания племён;
б) особенности общественного строя и хозяйственной жизни;
в) направления завоевательных походов;
г) причины, способствовавшие военным победам.
Домашнее задание: § 9, составить словарь урока.
0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».
План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)
Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....
Военные походы гуннов.
Данная работа посвящена гуннам и их нашествию на Кубань в 4 - 5 веках нашей эры....
Урок математики в 6 классе "Вычитание отрицательных чисел. Урок-поход".
Сознательно, прочно усвоить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, что обеспечит базу для успешной работына уроках математики, физики и других предметов....
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"
Цели и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...