Духовное Краеведение Подмосковья 8 класс 1 год обучения
календарно-тематическое планирование (краеведение, 8 класс) по теме

Ксения Леонидовна Смирнова

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

 Учебно-методический комплект по учебному курсу «Духовное краеведение Подмосковья» 8 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 5-9 класс.

  Количество часов по программе может варьироваться от 34 до 68 часов в год. В данном случае избран план в 35 часов включения курса «Духовное краеведение Подмосковья»  в учебный план МАОУ сош №14 для 8  «а» класса. 

Содержание программы.

Данная рабочая программа разработана с учетом Государственного стандарта на основе авторской программы Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 5-9 класс.

Цель программы: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у него картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи курса:

  • дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
  • дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
  • формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.

    В основу программы был положен принципы историзма и интеграции с такими дисциплинами как история России, литература, языкознание, краеведение, искусство. Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

     Концепция курса основана на методологических положениях, согласно которым приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская духовная культура. Исходя из этого в данной программе:

А) программа «Духовное краеведение» является одним из наиболее удачных инструментов в решении таких проблем как: оказания детям и подросткам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях социокультурного кризиса, утрата отечественных культурных традиций. Она также дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков.

Б) формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Структура курса: с учетом специфики регионального компонента определены семь образовательных линий содержания:

  1. Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)
  2. Нравственно-этическая культура христианства.
  3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
  4. Письменные источники христианской православной культуры.
  5. Религиозное искусство.
  6. Традиционные религии мира.
  7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

С учетом возраста, интересов учащихся мною в программу были внесены изменения: при изучении темы «Древнерусский монастырь», предусмотрено посещение одного из близ лежащих монастырей, а так же за счет сокращения одного из уроков по теме «Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык» (ряд заданий целесообразно дать на самостоятельное изучение) добавлен урок-экскурсия с посещением мастерской иконописца и музея. Данные изменения в программе позволят учащимся в живую  пообщаться с носителями духовных ценностей православия, позволят на новом уровне  осознать смысл понятий «духовность», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество». Т.к. маршруты духовного краеведения по авторской программе предполагалось изучать на втором году изучения, а в учебном плане заведения на изучения предмета выделен только один. Считаю целесообразным  вынести эти темы на самостоятельное изучение по «технологическим картам» в качестве проектной деятельности с последующей презентацией полученных результатов на каждом занятии, начиная с темы «Древнерусский монастырь».

 

 

Программа:

Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 5-9 класс.

. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.

Учебник:

Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья».

. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010, 256 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dk_8_klass.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета, протокол №___ от

«___» _______2012 г.

«СОГЛАСОВАНО»

с заместителем директора по УВР ___________________

«___» _______2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ №14

___________Е.Ю.Добужская

«___» _______2012 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

ГОРОДСКОГО ОКРУГА  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Рабочая программа

Духовному краеведению подмосковья

8 класс

Учитель:  Смирнова К.Л.

    2012-2013 учебный год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

 Учебно-методический комплект по учебному курсу «Духовное краеведение Подмосковья» 8 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 5-9 класс.

  Количество часов по программе может варьироваться от 34 до 68 часов в год. В данном случае избран план в 35 часов включения курса «Духовное краеведение Подмосковья»  в учебный план МАОУ сош №14 для 8  «а» класса.  

Содержание программы.

Данная рабочая программа разработана с учетом Государственного стандарта на основе авторской программы Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 5-9 класс.

Цель программы: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у него картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи курса:

  1. дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
  2. дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
  3. способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
  4. формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.

    В основу программы был положен принципы историзма и интеграции с такими дисциплинами как история России, литература, языкознание, краеведение, искусство. Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

     Концепция курса основана на методологических положениях, согласно которым приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская духовная культура. Исходя из этого в данной программе:

А) программа «Духовное краеведение» является одним из наиболее удачных инструментов в решении таких проблем как: оказания детям и подросткам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях социокультурного кризиса, утрата отечественных культурных традиций. Она также дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков.

Б) формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Структура курса: с учетом специфики регионального компонента определены семь образовательных линий содержания:

  1. Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)
  2. Нравственно-этическая культура христианства.
  3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
  4. Письменные источники христианской православной культуры.
  5. Религиозное искусство.
  6. Традиционные религии мира.
  7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

С учетом возраста, интересов учащихся мною в программу были внесены изменения: при изучении темы «Древнерусский монастырь», предусмотрено посещение одного из близ лежащих монастырей, а так же за счет сокращения одного из уроков по теме «Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык» (ряд заданий целесообразно дать на самостоятельное изучение) добавлен урок-экскурсия с посещением мастерской иконописца и музея. Данные изменения в программе позволят учащимся в живую  пообщаться с носителями духовных ценностей православия, позволят на новом уровне  осознать смысл понятий «духовность», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество». Т.к. маршруты духовного краеведения по авторской программе предполагалось изучать на втором году изучения, а в учебном плане заведения на изучения предмета выделен только один. Считаю целесообразным  вынести эти темы на самостоятельное изучение по «технологическим картам» в качестве проектной деятельности с последующей презентацией полученных результатов на каждом занятии, начиная с темы «Древнерусский монастырь».

Программа:

Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 5-9 класс.

. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.

Учебник:

Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья».

. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010, 256 с.

        

Календарно-тематическое планирование курса

«Духовное краеведение Подмосковья» 8 «а» класс

№ п/п

Дата Проведения

Содержание урока Содержание урока

(тема, вид деятельности учащихся, вид контроля)

Указание номера параграфа, пункта учебника

Примечание

Часть 1. 0 предмете «Духовное краеведение Подмосковья. (история христианской православной культуры)»

1

03-07.09

Что такое «религиозная культура»?

1

2

10-14 .09

0 чем рассказывает христианская православная культура?

2

3

17-21 .09

0 христианстве и православии

2.1

4

24-28.09

0 христианстве и православии

2.1

5

01-05.10

0 христианстве и православии

2.1

6

08-12.10

0 христианстве и православии

2.1

7

15-19 .10

0 христианстве и православии

2.1

8

22-26 .10

0 христианстве и православии

2.1

9

29-31.10

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края

2.2

10

12-16 .11

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края

2.2

11

19-23 .11

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края

2.2

12

26.11-30.11

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края

2.2

13

03-07 .12

Особенности православной культуры

2.3

14

10-14 .12

Особенности православной культуры

15

17-21 .12

Древнерусский монастырь центр христианской православной культуры

2.4 ; 7

16

24-28 .12

Древнерусский монастырь центр христианской православной культуры

2.4; 7

Составление маршрута

17

14-18.01

Внеклассное мероприятие – посещение монастыря

19; 8

Составление маршрута

18

21-25.01

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

2.5; 8

Составление маршрута

19

28.01-01.02

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

2.5 ;9

Составление маршрута

20

04-08.02

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

2.5 ; 9

Составление маршрута

21

11-15.02

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

2.5 ; 9

Составление маршрута

22

18-22.02

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

2.5 ; 10

Составление маршрута

23

25.02-01.03

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

2.5 ; 10

Составление маршрута

24

04-07.03

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры

3 ; 10

Составление маршрута

25

11-15.03

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры

3; 11

Составление маршрута

26

18-22.03

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

4 ; 12

Составление маршрута

27

01-05.04

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

4; 13

Составление маршрута

28

08-12.04

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

4; 14

Составление маршрута

29

15-19.04

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

5 ; 18

Подготовка Проекта по иконописи

30

22-26.04

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

5; 18

Презентация проекта по иконописи

31

29.04-03.05

Посещение Третьяковской галереи

Встреча с иконописцем

32

06-10.05

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык

6; 15

Составление маршрута

33

13-17.05

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык

6; 16

Подготовка Проекта про новомучеников

34

20-24.05

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык

6; 17

Презентация Проекта про новомучеников

35

27-31.05

Посещение Храма

Внеклассное мероприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Древнерусский монастырь. Урок в 9 классе. Духовное краеведение Подмосковья.

На уроке происходит знакомство с историей создания Троице-Сергиевой лавры. Наша школа находится в Талдомском районе Московской области. Это очень близко от Сергиева-Посада. Дети неоднократно там бывал...

Программа духовное краеведение Подмосковья 5 класс

Программа духовное краеведение Подмосковья 5 класс...

программа Духовное краеведение Подмосковья для 8 класса

«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях людей объектах религиозного искусства. Духовным краеведение...

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...