программа Духовное краеведение Подмосковья для 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях людей объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_duhovnoe_kraevedenie_podmoskovya.docx | 60.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина
Рабочая программа Духовное краеведение Подмосковья
предмет
8
класс
БАЗОВЫЙ
уровень
Учитель: Духанина Анна Викторовна, высшая.
ФИО, категория
Поселок совхоза им. Ленина
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Духовное краеведение Подмосковья для 8 класса средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина составлена на основе:
- «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Московской области /М., 2002 г./.
- Программа общеобразовательных учреждений, рекомендованная Министерством образования Московской области, автор Л.Л. Шевченко 2010 г.
Место предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в учебном плане МАОУ СОШ совхоза им. Ленина определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 года, предусматривающего обязательное изучение истории в 8 классе – 35 часов, 1 час в неделю
Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литературы:
- «Духовное краеведение Подмосковья» Л.Л. Шевченко, под редакцией Л.Н. Антоновой 2-е издание Москва 2007 г.
- УМК для общеобразовтельных учреждений Московской области. Л.Л. Шевченко, 2010 \ЭОР\
Курс «История» для 8 класса основной школы является составной частью учебно-методических комплектов по отечественной истории и всемирной истории. Продолжает формировать представления учащихся об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Обоснование выбора авторской программы
«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях людей объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари сказанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура назвала среди самых главных ценностей жизни христиан – веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.Культурологическое содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.
Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» обусловлена социально – педагогической потребностью в решении задач духовно – нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко – культурологического и духовно – нравственного образования в системе полного образования. В современной России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
В процессе обучения предмету ставятся следующие задачи:
- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
Формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Данная программа построена с учетом межпредметных связей.
Способ развёртывания учебного материала:
Используется последовательный хронологический принцип, при котором материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Методическая система достижения целей направлена на
- формирование исторических знаний;
- формирования знаний способа усвоения информации;
- организацию усвоения опыта творческой деятельности и благодаря этому на творческое применение и усвоение знаний;
- формирование умений решению исследовательской задачи;
- формирование цепи рассуждений, изложение материала для раскрытия проблемы;
- формирование представления об истории как научной дисциплине.
Основное содержание
Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.
Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры)
Что такое «религиозная культура»? Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.
О чем рассказывает христианская православная культура?
Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговополощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология – о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.
Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.
Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых в поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».
Особенности православной культуры.
Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязь разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители – ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.
Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры.
Православие – традиционная культура России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте – даре любви, данному человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний Феодосий Печерские, святой воин – богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.
Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира – Боговоплощение (Рождество Христово) – Распятие (Крестная жертва) – Воскресение Христово – создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом – село Холмы. Исследование объекта православной культуры – православного храма.
Язык древнерусского искусства.
Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.
Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.
Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.
Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных, духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении церковных книг. Монастыри – центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных произведений относятся к произведениям духовной литературы?
Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образцы и духовный смысл.
Северное Подмосковье. К игумену Русской земли - преподобному Сергию Радонежскому. Как формировалась духовная культура России? Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывает святой Епифаний Премудрый. Святитель Алексий – митрополит Московский. Благословение святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Помощники – священноиноки Александр Пересвет и Родион Ослабляя. Путешествие по святым местам родной земли – Троице – Сергиева Лавра. Из истории Троице – Сергиевой Лавры. Архимандрит Дионисий и старец Авраамий Палицын. Святыни Лавры. Соборы. Архитектурно – художественные ценности. Представление иконы «Троица». Преподобный Андрей Рублев. Как преподобный Андрей Рублев написал икону «Троица». Ученики преподобного Андрея Рублева. Росписи храмов Лавры. Из источников христианской духовной культуры – Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Крестное целование. Культурное наследие – роман И.С. Шмелева «Богомолье» о традициях жизни христиан. Русская духовная поэзия – о жизни святых.
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому.
Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли – Саввино – Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино – Сторожевский монастырь в отечественной культуре.
Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из Источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила.
Южное Подмосковье. Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.
Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура мрнастыря.Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, Домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья – преподобный Герман Аляскинский, святитель Вырсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и Великий Дмитрий Донской. Николо – Угрешский монастырь.
О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо – Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Дмитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.
Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.
История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры – о великомученике Дмитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий – о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.
Юго – Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий.
Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры – святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице – Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно – художественный облик монастыря. Богоявленский Старо – Голутвин монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память.
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.
В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Цари Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоирусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православных христиан России. Ценности жизни современного человека.
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.
О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную и нерукотворную искала святая Екатерина?
Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины – на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно – художественный комплекс.
Западное Подмосковье. Бородинский Спас.
История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо – Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев отечества.
Новомученики и Исповедники земли Российской.
Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на церковь. Святой патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры – Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл Библейского выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора – страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.
Иконы Божией матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.
Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры – история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон богородицы, духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».
Требования к уровню подготовки обучающихся,освоивших программу по истории.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление.
Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре.
Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества.
Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Требования к оценке знаний учащихся
Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. В связи с этим, критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной творческой деятельности (сочинения, рисунки, разработанные маршруты духовного краеведения и т.д.),
Самостоятельные итоговые работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала в выпускном классе основной и полной средней школы и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор) в течение 2-3 академических часов, либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема | плановые сроки прохождения | скорректированные сроки прохождения |
Часть 1. 0 предмете «Духовное краеведение Подмосковья. | |||
1-2 | Что такое религиозная культура | 2\9.09 | |
3-5 | О христианстве и православии. О чем рассказывает православная культура. | 16\23\30.09 | |
6-7 | Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Особенности православной культуры. | 7\13.10 | |
8-9 | Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры. | 20\27.10 | |
10 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | 3.11 | |
11 | Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. | 10.11 | |
12 | Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры. | 17.11 | |
13 | Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. | 24.11 | |
14 | Религиозная живопись. | 1.12 | |
15 | Письменные источники христианской православной культуры. | 8.12 | |
16 | Церковнославянский язык. | 15.12 | |
Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: | |||
17 | Северное Подмосковье. Преподобный Сергий Радонежский. | 22.12 | |
18 | Преподобный Андрей Рублев. | 29.12 | |
19 | Западное Подмосковье. Саввино-Сторожевский монастырь. | 5.01 | |
20 | Южное Подмосковье. Серпуховской Высоцкий монастырь. | 12.01 | |
21 | Восточное Подмосковье. Николо-Угрешский монастырь. | 19.01 | |
22 | Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. | 26.01 | |
23 | Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. | 2.02 | |
24 | Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. | 9.02 | |
25 | Крепость христианской веры –Иосифо- Волоцкий монастырь в истории Московского края. | 16.02 | |
26 | Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. | 1.03 | |
27 | Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. | 15.03 | |
28 | Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. | 22.03 | |
29 | Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. | 29.03 | |
30 | Новомученики и Исповедники земли Российской. | Посещение бутовского полигона (Весенние каникулы) | |
31 | Разрушение памятников христианской культуры. | 5.04 | |
32 | Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. | 12.04 | |
33 | Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. | 19.04 | |
34 | Храмы Подмосковья в честь икон богородицы. | 26.04 | |
35 | Земная жизнь Пресвятой Богородицы. | 3.05 | |
Представление проектов посвященных духовному краеведению | 10\17\24.05 | ||
Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья». | В конце учебного года |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учителя
Азбука православного воспитания. — М., 1997.
Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003.
Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского.м., 1995.
Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995.
Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная библейская история. СП6, Владивосток. 2004. Владимнров А., священник. Учебник жизни. М., 2001:
Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х—ХХ вв. 1 Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.
История иконописи (УI ХУ вв.). М., 2002.
Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр «Покров». М., 2001.
Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000.
Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (Х — ХУIII вв.). М., 2001.
Кошохов д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999.
Коротких С., священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материалы для школьных уроков. Часть 2-я (Первый и второй год обучения). — М., 2003.
Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003.
Майорова Н. Литература древней Руси. М., 2003.
Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004.
Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001.
Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. М., 1993.
Для учащихся
Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» под редакцией Л.Н. Антоновой 2-е издание Москва 2007 г.
Русские монастыри. Искусство и традиции, ГРМ., 1997.
Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995.
Сергееаа О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. СП6., 2002.
Серия книг «Храмы Московской области» Владимир, 2001-2004 гг.
Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004.
Славянская энциклопедия. (В 2-х тгг.) М.: ((Олма-Пресс», 2001. )
СОГЛАСОВАНО
Руководителем ШМО
_____________________________ П.М Маликова
Протокол ШМО №____ от «___» _________2014г
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________ О.В.Сукманова
от «___» ____________2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
Духовное Краеведение Подмосковья 8 класс 1 год обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе Учебно-методический комплект по учебному курсу «Духовное краеведение Подмосковья» 8 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 5-...
Программа духовное краеведение Подмосковья 5 класс
Программа духовное краеведение Подмосковья 5 класс...
Рабочая программа по Духовному Краеведению Подмосковья 8 класс
Рабочая программа к учебнику Шевченко Л.Л. для 8 класса на 1 год преподования...
«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»
Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...
Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья
Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...
Рабочая программа учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» для 8-х классов
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:- «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Минист...