Формирование этнокультурно – ориентированной личности в условиях общеобразовательной средней школы.
статья по краеведению по теме
Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в этом будущем наши дети и внуки знали свои корни и умели говорить на своем языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_etnokulturno.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование этнокультурно – ориентированной личности
в условиях средней общеобразовательной школы.
Каким узлом, какой нитью нужно
связывать человека с домом, с землей,
с Отечеством, где он родился и встал на
ноги, чтобы не слабела и не рвалась эта
нить?
Е.Д.Айпин.
Оттолкнувшись от этого глубокого по своей сути высказывания, я вспоминаю слова бабушки, которая говорила моим родителям: «Почему вы не разговариваете со своими детьми на родном языке? Они ведь забудут его!» Ругала она моих тогда еще молодых родителей на мансийском языке, но я хорошо понимала ее, потому что жили мы в деревне, где общение шло на родном языке. Потом мы переехали в Игрим, я пошла в детский сад, затем в школу, где обучение велось на русском языке. Закончив пединститут, 30 лет я работаю учителем русского языка и литературы. Уже сама умудренная жизненным опытом, теперь я прекрасно понимаю, насколько права была моя старенькая, но мудрая бабушка, как понимаю и то, что вины нашей в том, что мы забыли свой родной язык, нет. Мы росли в то время, когда шла политика укрупнения поселков, обучение детей в интернатах вело к большой беде: потере связи с родным домом, с народом. Родителей, озабоченных материальными проблемами, мало тревожило, что происходит в наших душах. Вполне естественно, это привело к равнодушию к своим традициям, обычаям, языку. И этот процесс неизбежно привел бы к катастрофе - исчезновению нации, если бы не произошло объединение людей, неравнодушных к судьбе своей малой Родины, своих, пусть малых, но очень талантливых народов. Речь идет об ассоциации «Спасение Югры», фольклорных фондах народов манси и ханты, окружном фольклорном архиве, НИИ возрождения обско-угорских народов и других организациях, которые объединили «цвет и силу» национальной интеллигенции. Свою задачу они видели в возрождении обычаев, обрядов, языков, всего того, что ведет к возрождению национального самосознания. И самое главное, пожалуй, в том, что один из ориентиров в их работе был связан с детьми, ибо дети - это будущее любого народа.
Все, о чем я рассуждаю сейчас, касается тех, кто близок к культуре народа по роду своей деятельности или не оторван от своих корней, т.е. живет и работает в национальных поселках. Но все мы знаем о том, что наш округ в России самый многонациональный и что много детей коренной национальности живут и учатся в рабочих поселках и городах, население которых представляет «союз нерушимый республик свободных». Как же эти дети могут возродить свою генную память, приобщиться к культуре своего народа? И что делаем мы, взрослые, чтобы они не выросли «Иванами, не помнящими своего родства»? Я расскажу о том, что делается в этом направлении в средней общеобразовательной школе №2 рабочего поселка Игрим Березовского района, но уверена, что это же, а может, даже более, делается в других школах нашего округа.
Начну с того, что наш поселок интернациональный, поэтому большое внимание в школе уделяется изучению культуры разных народов мира, в том числе и культуры народов Севера. Осуществляется это через уроки литературы и МХК. Один таких уроков на тему «Сказки Белого Журавля», посвященный знакомству со сказками народов Севера, был представлен в «Уроках литературы» - приложении к журналу «Литература в школе». Лучше узнать свой край помогают занятия краеведческого кружка, который посещают дети разных национальностей. Ребята знакомятся не только с историей поселка, но и с бытом, культурой народов Севера, работают над созданием проектов, изучающих родной край. Ведет этот кружок Волкова Лидия Алексеевна, по ее же инициативе в школе был создан музей, который хорошо вписывается в комплекс краеведческой работы. Принимают участие дети под руководством этого педагога в районном конкурсе «Древо жизни», участвуют в организации выставок, знакомящих школьников с культурой, бытом народов Севера. Нельзя не рассказать о том вкладе, который вносит в дело пропаганды культуры наших народов преподаватель изоискусства Галкина Ольга Леонидовна. Делает она это через уроки изо и занятия изостудии, способствуя при этом развитию творческих способностей учащихся. Работа этих педагогов, которые, не являясь лицами коренной национальности, при этом делают для наших детей большое дело, в какой – то степени помогли мне принять решение обратиться к своим корням. Я составила программу этнографического кружка «Стерх», поставив перед собой следующие задачи: углубить знания о культуре, традициях своего народа, воспитывать любовь к малой Родине, формировать общую культуру личности учащихся. Исходя из этих задач, цель моей работы – создание условий для формирования национального самосознания учащихся. Основу программы составил национально – региональный компонент, разделенный на два блока: «Сфера духовной жизни» и «Традиционная национальная культура». В первом блоке воспитанию осознанной любви к своей Родине способствуют занятия, на которых ребята знакомятся с историей своего края, поселка, семьи. Ряд занятий был направлен на знакомство с фольклором, народными праздниками, обрядами. Формированию исторической и культурной памяти способствовали занятия, на которых ребята знакомились с родной литературой. Цикл занятий предполагал знакомство с деятелями изоискусства Севера, с музеями, с музыкальной культурой, а на этой основе способствовал воспитанию чувства гордости за свой народ, его традиции. Второй блок был ориентирован на знакомство с традиционной национальной культурой. Мы получили представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте орнаментов, особенностях изготовления предметов быта из таких материалов, как бисер, береста, ткань, познакомились с особенностями национальной кухни. Сразу скажу, что происходило это знакомство на теоретическом уровне, практическое применение знаний осуществлялось на занятиях кружка, который по своей программе ведет в ДЮЦе Булусова Надежда Максимовна.
Представив основные направления работы кружка «Стерх», хочу сказать о том, с какими проблемами я столкнулась. Постоянной головной болью для меня была необходимость подбора материала по темам. Что могла, брала в библиотеке, перерыла груду газет и журналов, кое с какими вопросами приходилось обращаться к специалистам или бабушкам. Эта большая работа заставила меня признать то, насколько далека я от своих корней. Наверное, это имел в виду И.Айтнашев, говоря: «Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого способен жить только лишь сегодняшним днем».
Проблематичным был набор группы, в полном смысле я вела в школе поиск детей, желающих заниматься в кружке. Анализ этой ситуации привел к причине, которая кроется в особенностях национального сознания, рожденных не одним днем. Речь идет о детях, растущих в рабочих поселках и городах. В большинстве своем они не признаются, какой национальности, потому что боятся быть высмеянными. Я вовсе не проповедую этим заявлением национализм, но, чего греха таить, правдой является то, что не всем на нашей родной земле нравились бабушки в национальных платьях, как не всем нравилось то, что они говорили на своем родном языке. Бабушек в национальных костюмах сейчас в нашем поселке вряд ли увидишь, язык свой мы забыли, но страх детей услышать, кто они по национальности, есть. Права я или нет, можно говорить много и еще больше спорить, но так или иначе, детей я прекрасно понимаю, как понимаю и то, что решить проблему можно было очень просто, если бы я набирала в кружок всех, а не только детей коренной национальности. Но мне казалось, что успех в работе может быть обеспечен именно родством душ, общностью интересов.
Наконец, последняя проблема, ставшая «точкой отсчета» к закрытию кружка. В этом учебном году он не был введен в учебный план школы, так как часов на него не хватило. Именно по этой причине кружок с поэтичным, на мой взгляд, названием «Стерх» приказал долго жить. Хочу остановиться на вопросе, почему я выбрала такое название. Вы знаете, что стерхи – это белые журавли и на земле их осталось очень мало, как мало осталось представителей коренных народов, манси и ханты. Еще меньше из них тех, кто знает свои обычаи, традиции, язык. Мне хотелось, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, поэтому я попыталась сделать то, что было в моих силах. Не все получилось так, как я хотела бы, но все же я благодарна судьбе за то, что смогла много узнать о своем народе и хоть немногим из того, что узнала, я поделилась с детьми. Жалею, что знаний этих недостаточно, жалею, что потеряно время, чтобы восстановить пробелы в своих знаниях, жалею, что не хватает времени, чтобы более серьезно заняться этой работой. Но греет душу сознание того, что есть люди, которые делают великое дело – возрождение культуры народа. В этом источник жизни самого народа.
Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в этом будущем наши дети и внуки знали свои корни и умели говорить на своем языке.
Карымова Валентина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
туры Игримской средней школы№2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"
Доклад на тему: "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"...
Воспитание конкурентноспособной личности в условиях общеобразовательной школы
Выступление на Республиканской научно-практической конференции. Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократиз...
Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."
В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...
Открытый урок на тему: «Формирование мотиваций к самостоятельному получению знаний в условиях общеобразовательного пространства школы на уроках русского языка»
Открытый урок по русскому языку, 5 класс "Времена глаголов"...
«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»
Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...
Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"
Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...
Интегрированная модель этнокультурного содержания образования в условиях общеобразовательной организации
Широкий спектр возможностей по формированию и развитию этнокультурной компетентности учащихся представляется в общеобразовательных организациях. На основе изученной научно-методической литературы по в...