Программа кружка "Краеведение"
рабочая программа по краеведению по теме

Программа кружка "Краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2012.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,

на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества»

                               Д.С.Лихачев

Пояснительная записка

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие  в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

        Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это  возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.

Цель:

  1. воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
  2. развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  1. углубленное изучение истории родного края;
  2. ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
  3. привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  1. обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  2. организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

  1. воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  2. формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Ожидаемый результат:

  1. учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
  2. знать исторические события и памятники;
  3. должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
  4. Природу родного края
  5. Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

К концу учебного года кружковцы должны

Знать:

  1. историю своей деревни
  2. знаменитых и интересных людей;

Уметь:

  1. работать с литературой, источниками информации;
  2. активно участвовать в работе по краеведению;
  3. Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
  4. Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться  для выполнения творческих заданий.
  5. Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.

Формы организации занятий : лекции , семинары . конференции . экскурсии , практические работы , полевые работы , самостоятельные работы с краеведческой литературой , картографическим материалом.

Возрастные особенности:

Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет,  интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

Учебный план

      Программа рассчитана на  120 часов  ( 30 уч. нед) из расчета по  4 ч. в неделю

           

№ п.п.

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

Вводное занятие

1

1

I

Природа моего края

29

1

Физико-географическая и экономическая характеристика местности.

1

2

-

3

2

Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве

1

4

4

9

3

Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения

1

2

-

3

4

Растительный мир нашего края

1

2

4

7

5

Животный мир нашего края

1

2

4

7

II

Моя Малая Родина. История.

25

1

История села

1

2

3

2

« Забытые деревни»

1

2

6

9

3

Улицы моей деревни

1

2

4

7

4

Обычаи, традиции, праздники

1

4

-

3

5

Легенды и байки

1

2

3

III

Жители моего села

27

1

«Учитель в имени твоем…»

1

4

-

5

2

Умельцы моего села

1

4

-

5

3

«Листая Книгу Памяти…»

1

6

-

7

4

Труженики тыла.

1

4

-

5

5

Ветераны труда.

1

4

-

5

IV

Экология и мы

11

1

Что такое экология

1

1

2

Акция « Чистый мир»

2

2

3

Акция « Родник»

2

2

4

Акция « Дари добро»

2

2

5

Акция « Чистая река»

2

2

6

Акция « Зеленый мир»

2

2

V

Работа в музее

10 ч.

VI

Экскурсии в музеи района

7ч.

VII

Походы, экспедиции

10ч.

        Содержание программы :

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Игра «Знатоки края».

I Природа моего края.  

Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Наша местность на карте Черемховского района, Иркутской области, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, области. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой.

Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Полезные ископаемые Иркутской области, Черемховского района. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Обработка полезных ископаемых на территории района. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия  на Полежаевский холм.

Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения.  Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем

Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия  в лес, на поле, к реке 

Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.

Практикум:  Работа с определителем. Создание презентации  Растения и животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Экскурсия в лес, на поле, к реке

II Моя Малая Родина. История.

История села. Возникновение села. Развитие села с  к.18 до 1917г.. Развитие села 20-30- е гг. Довоенный период. Наше село в годы войны. Развитие села  во второй половине XX в. Современный период в развитии села. Практикум:  Создание презентации « История моего села»

 « Забытые деревни». История заброшенных деревень. д. Головинка, Баторовское, Новое Заведенье,  Самсонова, Абики, Марасы. Расположение, жители деревнь, их потомки. Занятия. Практикум: Составление картосхемы.  Экскурсия д. Головинка, Баторовское

Улицы моей деревни. Возникновение. Расположение. Жители. Интересные истории. Дома «образцового порядка». Практикум:  Составление картосхемы. Фотографирование. Экскурсия  по улицам родного села.

Обычаи, традиции, праздники. Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи традиции односельчан. Праздники: по временам года, языческие религиозные, сельские мероприятия. Практикум:  Подготовка общешкольного праздника «Пасха»

Легенды и байки. Легенды и байки сибирских народов. Выдуманные и невыдуманные истории нашего села. Охотничьи байки. Практикум:  Создание брошюры.

III Жители моего села

«Учитель в имени твоем…» Педагогический состав школы. Учителя- ветераны. Директора школы. Педагоги- выпускники школы. Практикум: Оформление альбомов, презентаций

Умельцы моего села.  Работа по дереву. Вязание. Вышивка. Практикум:  Оформление выставки

«Листая Книгу Памяти…» Участники ВОВ, погибшие на фронтах. Участники ВОВ, вернувшиеся с фронта. Репрессированные. Практикум: Работа с Книгой Памяти, интернет- ресурсами.

Труженики тыла.  Наше село в годы войны. Женщины – труженицы тыла. Дети войны. Практикум: Оформление презентации

Ветераны труда. Ветераны труда- работники сельского хозяйства. Ветераны труда-  работники бюджетной сферы. Практикум:  Создание презентации

IV Экология и мы

Что такое экология.  Что такое экология? Антропогенное воздействие на природу местности. Экологический кризис. Экологический баланс.

Акция « Чистый мир»  Участие в областной экологической  игре « Чистый мир».

Акция « Родник»  Исследование родников. Расчистка. Установка предупредительных знаков.

Акция « Дари добро»  Благотворительность. Оказание помощи нуждающимся. Помощь пожилым людям.

Акция « Чистая река» Расчистка берегов рек Иреть, Илотка. Установление предупреждающих знаков.

Акция « Зеленый мир» . Оформление клумб. Выращивание рассады цветов.

V Работа в музее  Оформление стендов, альбомов. Инвентаризация.

VI Экскурсии в музеи района . Районный музей п. Михайловка. Школьный краеведческий музей с. Голуметь.

VII Походы, экспедиции. Исток р. Иреть. Экспедиция « Забытые деревни»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байкала – озера сказки. Сборник. Кн1, кН. 2/  Сост. Есипенок Н.И.- Иркутск , 1988 г.
  2. Журнал «Сибирячок» за разные годы
  3. Зубарев Н. Очерки истории Черемховского района. - Иркутск: Издат. центр журнала «Сибирь», 2004.
  4. Исторический атлас . Иркутская область.-М., 2000
  5. История земли Иркутской .- Иркутск, 2002
  6. Красная книга Иркутской области  Редколлегия: О.Ю. Гайкова и др. - Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010
  7. Память: В 12-и т. / Сост. И,И. Кузнецов и др.– Иркутск , 1990 – 2005. Бояркин В.М. География Иркутской области. — Иркутск, 2000.
  8. Скворцов А.М., Суходолов А.П. Черемховский район. — Иркутск: Иркутская областная типография № 1, 2002.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...