«История сёл». Краеведческая викторина
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Суслова Марина Валентиновна

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

 

ТЕМА: «История сёл»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: краеведческая викторина

ЦЕЛЬ: формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей “малой” родине.       

ЗАДАЧИ ВИКТОРИНЫ:

Развивающие: развитие познавательной сферы учащихся, их  интеллектуальных умений, знаний о родном крае.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию чувства любви к родному краю  

    средствами литературного краеведения;

 2) формировать отношение к своей стране и желание сделать её лучше.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, слайды с вариантами ответов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc610.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суслова Марина Валентиновна

Учитель высшей категории

МОУ «СОШ № 45 г. Белгорода».


                                                                                                    Суслова М.В.,                                                      

                                                                         учитель русского языка

                                                                           и литературы

        

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

ТЕМА: «История сёл»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: краеведческая викторина

ЦЕЛЬ: формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей “малой” родине.      

ЗАДАЧИ ВИКТОРИНЫ:

Развивающие: развитие познавательной сферы учащихся, их  интеллектуальных умений, знаний о родном крае.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию чувства любви к родному краю  

    средствами литературного краеведения;

 2) формировать отношение к своей стране и желание сделать её лучше.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, слайды с вариантами ответов

        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ВИКТОРИНЕ.

               

Класс делится на две команды, выбираются капитаны.

Ведущий задаёт вопрос и предлагает варианты ответов.

Команда, которая быстрее поднимет руку и правильно ответит на этот

вопрос, получает один балл.

                     ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ.

        

1. Тема викторины должна быть актуальной.

2. Вопросы должны быть чёткими и понятными.

3. Вопросы викторины должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.

4. Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.

5. В викторине всегда должен быть победитель.

6. Вопросы викторины должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

ХОД ВИКТОРИНЫ.

Ведущий: Происхождение названия сёл, местные жители объясняют по-разному. Это и от природных особенностей края, и от имён людей, живших на этой земле. Предлагаю вам испытать себя – так бы вы назвали село, как наши предки, или нет.

Вопрос 1: Как появилось название села?

Варианты ответов:

1. с. Городище

2. с. Глуховка

3. с. Дубравка

4. с. Борисовка

5. с. Заломное

6. с. Ровеньки

Задание 1: Село, владение фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева. Какое бы название вы ему дали? (4)

Задание 2: Село Алексеевского района Белгородской области. Основано в скрытом месте, в лесу, было хорошо спрятано от татар.                                      Как его можно назвать? (2)

Задание 3: Село, основанное в XVII в. Его название – от искусственных преград на пути продвижения кочевников.                                                            Как оно называется? (6)

Задание 4: Когда жители этого села ходили в другие сёла, то, чтобы не заблудиться в лесах, заламывали ветви.                                                                 Как оно называется? (5)

Ведущий: Не все первоначальные названия сёл дошли до нашего времени.

Вопрос 2: Как поменялось название села?

Варианты ответов:

1. Стрелецкое

2. Алексеевка

3. Шляхово

4. Ливенка

5. Соколовка

6. Мелихово

Задание 1: Один из городов-крепостей Белгородской черты – Усерд. Основан в 1637г. Воеводой в Усерде  был известный русский землепроходец Василий Данилович Поярков.                                                                                  Что за село сегодня на месте бывшего г. Усерда? (1) – Красногвардейский р-н. 

Задание 2: В с. Красном родился русский актёр, основоположник реализма в русском сценическом искусстве – М.С. Щепкин.                                               Как сейчас называется это село? (2) – Яковлевский р-н.

Задание 3: В 1681г. был основан г. Новый Полатов. Город-крепость сдерживала продвижение отрядов «крымчаков» по Изюмской дороге.          Какое село сейчас на месте этого города? (4) – Красногвардейский р-н.

Ведущий: Малоизвестные деревушки или скромные небольшие города порой приобретали мировую известность потому, что там родился или какое-то время жил великий писатель, поэт, композитор или художник.

Вопрос 3: Кто где родился?

Варианты ответов:

1. с. Хлевище

2. с. Борисовка

3. с. Удеревка

4. с. Хворостянка

5. с. Рождественка

6. с. Пушкарное

Задание 1: Где родился Косенков Станислав Степанович – художник-график, заслуженный художник РСФСР? (5)

Задание 2: Где родился Гавриил Якимович Ломакин – русский хоровой дирижер, педагог и композитор? (2)

Задание 3: Где родился Раевский Владимир Федосеевич – декабрист, поэт и публицист? (4)

Ведущий: В некоторых деревнях и сёлах жители решили увековечить память того или иного знаменитого земляка или памятного события. Они создавали музеи, возводили памятники, открывали мемориальные доски.

Вопрос 4: Где находятся музеи?

Варианты ответов:

1. Подсереднее

2. Солнцево

3. Чепухино

4. Доброе

5. Быковка

Задание 1: Ватутин Николай Фёдорович – генерал армии, Герой Советского Союза. В доме, где он родился, открыт мемориальный музей.                               О какой деревне идёт речь? (3) – под Валуйками.

Задание 2: На месте, где в 1943г. Г.К. Жуков и Н.Ф. Ватутин провели совещание с командирами, установлен памятный знак.                                       Что это за место? (5) – Яковлевский р-н.

Задание 3: Где создан мемориальный дом-музей Михаила Степановича Ольминского? Он – деятель революционного движения, литературный критик, историк литературы. (1) Алексеевский р-н.

Ведущий: Многие поэты воспели в своих произведениях места, где они родились, где прошло их детство. Сейчас я вам буду зачитывать четверостишья, где пропущены названия сёл, а вы должны эти названия указать.

Вопрос 5: Какие слова пропущены в произведении?

1. И. Чернухин:

    Ты о чём там, сорока-воровка?

    Сам тебе расскажу, не тая:

    Есть такое село «…..»,

    Это родина, птица моя. (Томаровка)

2. В. Михалёв:

    Село моё,

    Родное……,

    Взошло над Ублею-рекой…

    Опять неловко и растерянно

    Я выхожу на берег твой. (Терехово)

3. В. Молчанов:

    Детство…Цветы…Лужайка…

    В звонкой душе светло.

    … …. ………

    Так называют село. (Новая Таволжанка)

А теперь подведем итоги нашей викторины!!!

       Ведущий: В заключение мне хотелось бы рассказать красивую легенду о  происхождении названия села Белый Колодезь Шебекинского района. По одной версии село это образовалось из поселений высланных из Москвы стрельцов, которые и назвали его Белым Колодезем, из-за богатых отложений мела. А вот другая версия.

Давным-давно на окраине леса стояла маленькая безымянная деревенька. Жители в ней жили мирно, дружно. Но однажды прошел по деревне слух, что творится здесь по ночам нечистое, что какая-то незнакомая женщина по ночам берёт воду из колодца. И тогда самые отчаянные молодцы решили проверить, что к чему.

Вот собрались трое дюжин ребят у колодца в самую глухую полночь. Тишина, темнота, лес рядом, ребят оторопь взяла, и смотрят: летит из леса здоровая чёрная ворона. До того большая и страшная, что молодцы отступили. Ждут. Что дальше будет? А ворона оземь ударилась так, что искры посыпались. Двое молодцов бежать кинулись, а третий, отчаянная головушка, остался и смотрит вовсю. Искры погасли, и он увидел, что стоит перед ним женщина, красоты неописанной, но красота её страшная. И не тепло от неё, а холодно, и женщина эта вся в чёрном. Смотрит она на парня и говорит:

- Крещёный ли ты?

А парень решил слукавить, чтоб посмотреть, что дальше будет, да и говорит:

- Нет, не крещёный.

Женщина в ответ:

- Чую, что крестили тебя, тяжко мне рядом быть. Отступись от колодезя, дай воды набрать.

А парень стоит и ни в какую. Уж чем она его не прельщала, не отступает от колодезя. Тогда она его стращать начала, а он возьми и сотвори святой крест. Залилась она горькими слезами и кричит:

- Будь ты проклят, ни на том, ни на этом свете тебе жизни не дам.

И исчезла. Пошёл молодец домой и захворал. Ничего никому не говорит, что видел, а хворь его с каждым днём одолевает. И ещё беда случилась: почернела вода в колодце, что делать, никто не знает. Проходил в то время через деревню странник, божий человек. Все к нему: так и так, помоги. Он на колодец глянул и говорит:

- А видел ли кто, что тут ночью твориться?

Отвели его к молодому хворому, а он уже почти на краю могилы. Что молодец ему сказал – никто не слышал. Только странник жителям говорит:

- Укажу я вам место, где колодец рыть надо, буду молитвы над ним читать, а вы колодец ройте.

Вышли они на широкий луг, очертил старец круг и говорит:

- Ну, с божьей помощью начали.

И три дня рыли жители, и ночи читал старец молитвы. А в третий день показалась вода в колодце, и когда святил его старец, слышали люди из старого колодца, будто стоны человеческие. А когда заглянули туда, увидели, что воды там нет, а на дне лежит здоровая ворона. И с тех пор выздоровел хворый молодец, а нечистые дела в селе перестали твориться. И колодец тот назвали с тех пор Белым, что значит чистым, святой. Сейчас колодца нет уже давно, а село так до сих пор и называется.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

У многих из вас, наверно, живут бабушки и дедушки в деревне или селе. Задумывались ли вы, почему ваше село носит такое название? Кто из знаменитых людей родился и жил там? Есть ли музеи, памятники? Чью память увековечили жители вашего села? Поинтересуйтесь, соберите материал, который станет опорой для проведения следующей викторины или классного часа, связанного с краеведением.

Надеюсь, вам понравилась наша викторина. До следующей встречи!

                              Литература.

1. Осыков Б.И.   Села белгородские // Крестьянское дело; 1995-1998гг.

2. / Сост. Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков – Воронеж : Цент.- Чернозём.

Кн. изд.- во, 1977г.  Мой край    

3. Чернухин И. Бел – город. – Белгород: Везелица, 1992г.

4. Михалёв В.  Радость. – М. : Мол. гвардия, 1976г.

5. Молчанов В. Подснежники. – Белгород: Везелица, 1992г.

6. Устно-поэтические легенды Белгородской области: Учебное пособие для

студентов филологический факультетов. Сост. В.П. Кичигин.- Белгород: изд-во БелГУ, 2001г.

 

                                                                          

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая викторина "Край в котором ты живешь"

Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности для 7 класса. Дети  должны знать свой край.  Занятие развивает  чуткость, доброту, логическое мышле...

Краеведческая викторина "Узнай свой город"

Викторина разработана в рамках образовательной программы краеведческого направления  "Знай и люби свой край". При ее составлении использованы фото серии "Владимирская губерния в начале 20 в."Посл...

краеведческая викторина

Вопросы викторины можно использовать при проведении уроков кубановедения, истории при изучении Отечественной войны 1812 года...

краеведческая викторина по истории Курска

краеведческая викторина по истории Курска...

Краеведческая викторина "История Апрелевки"

 Апрелевка очень молодой город, чуть более 120 лет. Но это очень славная история! Она началась в 1892 году, когда писатель Н.Н. Златовратский купил имение в чистом поле, на берегу речки Ап...

Краеведческая викторина по истории Элисты. 2019-20 уч.год

Авторская разработка (интерактивная викторина)...

Краеведческая Викторина по истории села Киверичи

История своей маленькой Родины- это частичка истории большой страны, память предков, воспитание чувства патриотизма и любви к своей семье, к близким. Предназначена для проведения между обучающимися 5 ...