Якутское орнаментальное искусство
статья (краеведение) по теме

Федорова Мария Николаевна

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yakutskoe_ornamentalnoe_iskusstvo.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Якутское орнаментальное искусство

Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым – одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, Т.П.Тишина выделяет в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.).

Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.

Обратимся прежде всего к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру.

К числу распространенных относится мотив креста. Одна из его особенностей в якутском орнаменте заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе по дереву, косторезном искусстве.

Зигзаги, или арочный мотив, особенно характерны для украшения интерьера урасы и ее декоративной перегородки – хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор). Подобный рисунок имеет шов якутской вышивки крестом. Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира.

К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент - сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки.

Такие простые геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, круг, довольно часто встречаются в орнаментации чепраков и кычимов, в виде бляшек и серебряных пластин якутских поясов. Примером заполнения сложной орнаментальной композицией круга может служить орнаментация пряжек поясов из серебра и серебряных бляшек шапок дьабака.

Геометризация и стилизация форм реального мира является одной из закономерностей развития орнаментального искусства. Якутской орнаментальной культуре присуща геометризация зооморфных, антропоморфных и растительных мотивов. Образная структура орнаментов этой группы сложнее, чем предыдущей, отражает более высокий уровень орнаментального мышления, связана с приемом совмещения разносемантических основ, который обнаруживается через сопоставление узоров с кругом традиционных верований и фольклорных представлений.

Мотив птицы, наоборот, настолько геометризовался, что выделить его из контекста геометрического орнамента подчас довольно сложно. Образ птицы играет существенную роль в шаманских обрядах, языческой мифологии. В сильно стилизованном виде он присутствует в некоторых формах зигзагообразного узора берестяной оболочки урасы, в декоре верхней одежды типа хотойдоох сон (шубы с орлом). Иногда орел или какая-то другая птица изображаются в навершиях коновязей сэргэ, как круглая скульптура.

К числу зооморфных по семантике следует отнести местные орнаментальные мотивы, связанные со скотоводческими представлениями якутов, их знанием анатомии животных. В чоронной орнаментике, например, получил распространение тоногос-ойуу (позвонок-узор). Мотив тангалай-ойуу (небо-узор) чаще всего ассоциируется с небом и встречается в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером. Такую же семантическую природу имели орнаменты хабарга-ойуу (горло-узор), буор-ойуу (почка-узор). Традиция изображать животных нашла отражение в орнаменте кымардагас-ойуу (муравей-узор).

В растительном орнаменте якутов наиболее ярко выразилась его тюркоязычная природа, т.е. поэтическое восприятие мира на основе одухотворения растительных природных сил, почитания духов трав, деревьев, растений, что соответствует традиционным верованиям и фольклорным представлениям. Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов.

Центральным мотивом этой группы орнаментов является процветшая лира, связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной.

Анализ материала якутского народного искусства ХIХ в. обнаруживает стилистическое богатство и разнообразие орнаментики, свидетельствует о выработке своего собственного стиля, в основе которого лежит взаимодействие геометрического и восточного стилей. Развитие геометрического стиля связано с геометрическими мотивами простых форм, отражающими космогонические, пространственно-временные представления якутов, а также с геометризованными мотивами, имеющими древнюю языческую семантику, связанную со скотоводством, охотой, верой в духов-покровителей.

Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как орнаментальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. Например, для украшения одежды используются растительные узоры, их краски, они исполняются посредством вышивки. Для украшения обычно применялись голубой, белый и черный бисер, узоры «ынах» («корова»), «дьураа» («полоски») и лировидные мотивы, медные украшения. При вышивке бисером используются такие основные приемы: односторонние («вперед иголку», «строчной», «стебельчатый», «арочный», «вприкреп») и двусторонние швы («вперед иголку», «стебельчато-строчной» двусторонний, «вприкреп» двусторонний, «монастырский»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: «Образцы орнаментальных полос геометрической резьбы.» 7 класс

Конспект урока. Тема: «Образцы орнаментальных полос геометрической резьбы.» 7 класс...

Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы на занятиях по декоративной композиции в детской школе искусств.

В статье раскрываются методы и этапы обучения трансформации растительных форм на уроках по декоративной композиции в детской школе искусств....

"Орнаментальное искусство осетин"

   Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска"

Данная методическая разработка состоит из конспекта, плана урока и презентации. Данный материал может быть использован на уроках английского языка как в школе, так и ссузе и вузе....

Урок якутского языка "Сахалыы уут астара. Якутская молочная пища"

Цель: Создать условия для восприятия и ознакомления с особенностями якутской пищи на якутском языке....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тестового задания для контроля уровня освоения знаний по профессиональному модулю МДК 01 «Разработка эскизов орнаментального оформления текстильных изделий

Полный пакет материалов для проведения итогового теста по МДК 01«Разработка эскизов орнаментального оформления текстильных изделий" (профессия "Художник росписи по ткани")...

Растительная орнаментальная композиция как инструмент в овладении основ стилизации в декоративной композиции

В статье представлен опыт преподавания основ стилизации в создании декоративной композиции на примере поэтапной разработки растительной орнаментальной композиции. Данный материал будет полезен п...