Элективный курс по истории "Мой город"
элективный курс (краеведение, 5 класс) по теме
Элективный курс предназначен для 5-х классов. В курс входит изучение истории города Полевского, его достопримечательностей, архитектурных и археологических памятников. Учащимся предоставляется возможность познакомиться с различными музеями ,библиотеками города. На уроках учащиеся занимаются больше практической деятельностью, отрабатывая межпредметные умения. Я считаю, что плюс курса в том, что нет значения в каком городе он преподается, его можно адаптировать под историю любого города нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_gorod.doc | 528.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Полевского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ПГО
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Принято на экспертно-методическом совете МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 8» Протокол № 2 от 14.11.2011 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № ______________ 2011 г. Директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 8» __________________О.С. Петрова |
Программа элективного курса:
«Мой город»
Составитель:
Богданова Мария Андреевна,
учитель истории и обществознания
г. Полевской, 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.
Исследование истории городов в условиях современного исторического момента развития России приобретает особую актуальность. Города сохраняют и продолжают концентрировать экономический, финансовый, культурный и интеллектуальный потенциал общества.
Город в сегодняшней России – это не только поселение с уникальной экономикой. Он – носитель смыслов, ценностей, традиций и сущностных особенностей организации жизнедеятельности современного сообщества. Города предлагают разнообразие инноваций, человеческих ресурсов и знаний. Многие мировые процессы неразрывно связаны с городом.
Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира, становление системы отношений школьника с миром и с собой.
Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности истории – локальной, региональной, общероссийской, всемирной. Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.
Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Преподаватели должны «зажечь» краеведческими знаниями, мотивировать школьников на создание нового знания о малой родине, регионе в котором они живут. Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.
Цель курса: пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.
Задачи курса:
- заложить знания об истории и культуре своего города;
- познакомить с материальным наследием прошлого поколения;
- ознакомить учащихся с местной и региональной исторической литературой о городе;
- воспитывать корректные, дружеские отношения между учащимися в коллективно – деятельностных формах освоения курса;
- развивать способность мыслить и чувствовать, делиться своими впечатлениями;
- сформировать ценностное отношение к культурному наследию своего города.
Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.
Педагогические условия реализации содержания курса
Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.
Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.
В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.
При таких условиях организации учебной деятельности, особых подходов требует методика оценивания результатов обучения учащихся.
Технология оценки развития исследовательских навыков учащихся построена на основе разработок А.С. Границкой («Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе»; книга для учителя - М.: Просвещение, 1991г.).
Данной технологией обеспечивается индивидуальное педагогическое сопровождение учащегося в развитии исследовательских навыков.
Этапы | Стадии |
Подготовка Планирование деятельности | Определение целевого ориентира исследования (конкурс, экзамен, конференция, самообразование, семинар и т. д.) Выбор направления будущего исследования. |
Определение актуальности и/или степени новизны исследования в выбранном направлении. |
Определение степени сложности выбранного направления на данном этапе обучения |
Определение связей с базовой программой по предмету. Определение степени владения учащимся знаниями/умениями по выбранному направлению |
Определение связей с другими предметными областями. |
Определение возможностей получения консультационной помощи специалистов по выбранному направлению. Определение спектра необходимых ресурсов. |
Повторение и/или дополнение необходимой теоретической базы |
Освоение и отработка необходимых навыков. Определение проблемного поля. |
Формулировка темы. |
Определение предмета, объекта исследования. Постановка цели исследования |
Прогнозирование возможных результатов исследования (в т.ч. информационных продуктов) |
Постановка задач. Составление плана исследования. Разработка оптимального варианта графика работы. |
Организация деятельности | Поиск источников информации |
Определение способов сбора информации Определение форм представления информации |
Обеспечение материальными ресурсами |
Определение способов презентации полученных результатов (в т. ч. информационных продуктов) |
Осуществление деятельности | Поэтапное выполнение задач исследования. Сбор и уточнение информации. |
Выделение базовых понятий исследования. |
Структурирование информации и представление ее в оптимальной форме. Создание информационного продукта. |
Оценка результатов | Оценка полноты выполнения поставленных задач |
Анализ полученных результатов |
Формулирование выводов |
Представление результатов | Оформление конечного документа. |
Составление резюме/тезисов. |
Подготовка демонстрационных материалов. Подготовка текста выступления на защите. |
Прогнозирование возможных вопросов/ответов на защите. Очное представление результатов. |
Рефлексия | Анализ выполнения плана исследования с последующей корректировкой графика работы. |
Анализ соответствия полученных результатов поставленной цели. |
Самооценка проведенной работы по критериям. Оперативная корректировка деятельности. |
Анализ успехов/неудач представления результатов работы. Определение перспектив дальнейшей деятельности. |
Данную информацию, представленную в виде таблицы, можно использовать как лист самооценки и как шаблон для оценивания деятельности учащегося учителем.
Учебно – тематическое планирование
Разделы, темы | Сроки | Количество часов |
Теория | Практика |
Введение. Цели и задачи курса. | сентябрь | 1 |
Исследователи Полевского края (археологические исследования) | 1 |
Литература о Полевском. | 1 | 1 |
Герб и символы Полевского. | октябрь | 1 |
Начало промышленной эксплуатации Полевского месторождения. Строительство Полевского медеплавильного и Северского заводов. | 2 | 1 |
Производственная деятельность заводов. | Ноябрь | 1 | 1 |
Мастеровые и работные люди. | 1 |
Быт рабочих в поселке. | 1 |
Из истории уральских династий (Турчаниновы, Соломирский) | декабрь | 1 | 1 |
Изобретатели – техники из Полевского | 1 |
Окрестности Полевского | 1 |
Повторительно – обобщающий урок | 2 |
Строительство Полевского химического завода. | Январь | 1 |
Революция и гражданская война в Полевском. | 1 | 1 |
Полевские заводы после революции. | февраль | 1 | 1 |
Культурная жизнь поселка (начало – середина XX века). | 1 |
История Петро - Павловского храма и храма Вознесения Господня. | март | 1 |
«Моя родословная» | 3 | 4 |
Повторительно – обобщающий урок | 2 |
Всего: 34 часа
Педагогические средства реализации курса.
1. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск, 1983.
2. Богданова М. А. История рабочего поселка Полевской (1917 – 1942 гг.). Выпускная квалификационная работа. УрГПУ. – Екатеринбург, 2007.
3. Бондырева С. А. История Полевского медеплавильного завода (1724-1871). Выпускная квалификационная работа. УрГПУ. – Екатеринбург, 2007.
4.Город Полевской. Фотоальбом. Екатеринбург, 2003.
5.Горюн А. Полевской. Свердловск, 1989
6.Горюн А. Та заводская проходная (1907-1997). Полевской, 1997.
7. Кожевников А.Н. О Полевском и полевчанах. Записки краеведа. Свердловск, 1991.
8.Малахитовая провинция: культурно-исторические очерки. Екатеринбург, 2001.
9. Металлургические заводы Урала. // Энциклопедия. Екатеринбург, 2001.
10.Пирогова Е.П., Неклюдов Е.Г., Ларионова М.Б. Род Турчаниновых. Культурно-исторические очерки. Екатеринбург, 2008
Полевской городской округ. Триптих. Екатеринбург, 2008.
12.Полевской край. Екатеринбург. 1997.
13. Нездолий Т.П.Путешествуем по Свердловской области. Екатеринбург, 2007
14. Романов В.Я. Дедушко Слышко и его внуки. Свердловск, 1963.
15. У Думной горы. Свердловск,1968.
16. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998.
Использованные сайты:
4. http://www. mojgorod.ru/sverdlov-obl.
5. http://www. midural.ru/midural-new.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Туризм в родном городе"
Элективный курс "Туризм в родном городе" разработан для учащихся 10-11 классов. Предметная область "Иностранный язык" обладает огромным воспитательным потенциалом и позволяет приобщить школьников не т...
Элективный курс "Города мира"
Программа по элективному курсу "Города мира"...
Элективный курс "Кашка и собака в городе"
Курс “Собака и кошка в городе” имеет комплексный характер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. Цель курса: воспитани...
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Программа элективного курса "Город и его экология"
В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся...
Элективный курс "Мой город" или "Обучение вне стен классной комнаты"
Ничего нового я не придумала, технология проведения уроков вне стен классной комнаты была придумана не так давно, но уже используется многими продвинутыми учителями. В презентации есть мои приме...
Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»
«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...