Прощай, музей!
статья по краеведению по теме

Гуля Наталья Владимировна

30 ноября 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Несколько лет до этого и некоторое время после читинцы горячо обсуждали: что правильнее — оставить Старочитинскую Михайло-Архангельскую церковь музеем Декабристов или передать памятник деревянного зодчества РПЦ, которой она принадлежала изначально? Противники преобразований не обращались разве что в небесную канцелярию. В средствах массовой информации страсти кипели нешуточные. Не остался в стороне ни учёный мир, ни обывательский.

 

 

http://www.calameo.com/books/001903307ad6f6f8a2098

http://www.calameo.com/read/001903307ad6f6f8a2098

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.84 КБ
Файл cerkov_dekabristov_v_chite.pptx278.88 КБ

Предварительный просмотр:

Прощай, музей!

30 ноября 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Несколько лет до этого и некоторое время после читинцы горячо обсуждали: что правильнее — оставить Старочитинскую Михайло-Архангельскую церковь музеем Декабристов или передать памятник деревянного зодчества РПЦ, которой она принадлежала изначально? Противники преобразований не обращались разве что в небесную канцелярию. В средствах массовой информации страсти кипели нешуточные. Не остался в стороне ни учёный мир, ни обывательский.

А москвичи возмущались передаче в безвозмездное пользование православной общине Новодевичьего монастыря — памятника культуры ЮНЕСКО. Жители Калининграда роптали против решения власти отдать церкви рыцарские замки… Акции протеста прокатились по всей России.

Неужели армией культурологов, историков, музейных работников руководила жадность? Совсем не она, безбожная. Сохранив, собрав по крупицам после нескольких войн культурное и историческое наследие общества, реставраторы и другие защитники искусства боялись, что большая часть переданного будет потеряно безвозвратно. Дело даже не в доступе к памятникам архитектуры, к реликвиям прошлого. Многому из того, что подлежит передаче, — сотни лет. Без должного ухода, в процессе эксплуатации «по прямому назначению» рассыплется в прах.

Народ не безмолвствовал. Но услышан не был.

Ни в Чите, ни в Москве, ни в Калининграде.

Сегодня

Шесть лет дали музейщикам на то, чтобы примириться с существующим положением дел и перебраться на новое местожительства. Вот и музей Декабристов, кажется, замер в ожидании… Чуда? Нет, чуда уже не ждут. Но продолжают творческую и научную деятельность, готовят литературно-музыкальные композиции, приглашают читинцев и гостей города на Декабристские вечера.

— Мы не будем больше будоражить общественность. Надежды на то, что музей по-прежнему будет здесь, не осталось. Верим, что краевые власти обязательно найдут разумное решение — предоставят музею Декабристов другое помещение. Не выбрасывать же всё это на улицу… — с грустью оглядывает музейные экспозиции директор Нина Степановна Козлова.

На первый взгляд здесь всё, как всегда. Бревенчатые стены, которым нынче уже 236 лет. Лестница, за перила которой, наверное, придерживалась Полина Гебль, будущая жена декабриста Ивана Анненкова. А у этого окна (кто знает?), может, смотрел на каторжную Читу Дмитрий Завалишин…

До сих пор спорят, кому не лень: преступники или патриоты Отечества вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь? Неоспоримо одно — несколько поколений забайкальцев знакомились с историей декабризма, с историей Читы именно в этих стенах, разглядывая старые книги и рукописи в витринах, кандалы и острожный частокол. И каждый ловил себя на мысли: «И они здесь тоже были — неведомые люди, о которых с таким чувством рассказывает экскурсовод…»

Перенесите экспозиции в современное здание, из холодного камня снаружи, из ГВЛа внутри…Наверное, экскурсоводы «вытянут» и отсутствие антуража. Но нет сомнения: такого чувства сопричастности к событиям давно ушедших дней, которое знакомо нам с вами, детям и внукам в «новом музее» испытать не посчастливится.

Вряд ли думают об этом юные студенты лесотехнического, которые в начале декабря попали в «Музыкальную гостиную» по русскому романсу и творчеству композитора Варламова. Улыбаются, снимают на телефон заслуженную артистку Эвелину Соловьёву. Но кое-кто (видно) проникся и слушает. А после, когда молодёжь разбредается по музею, разглядывая экспонаты, мы продолжаем разговор с Ниной Степановной.

— С учебными заведениями заключаем договоры. Преподаватели с ребятами из афиши выбирают для себя наиболее интересные мероприятия. Кто-то хочет больше узнать об истории декабристского движения, кто-то — о жёнах декабристов… Тем разработано очень много. Каждой группе можно подобрать что-то своё. Практически всегда с аншлагом проходят музыкальные гостиные, Декабристские вечера. И музыканты, и артисты, и ведущие работают на такой эмоциональной волне, что зрители ещё долго не расходятся, благодарят, расспрашивают… Это очень помогает не терять энтузиазм в дальнейшей работе. Замечательный творческий союз сложился у нас с артистами краевого Драматического театра. Декабристские вечера стали любимой традицией читинского зрителя. «Театр под сводами музея» существует уже лет пятнадцать! Как это происходит? Сценарий пишет сотрудник музея, артисты Драмтеатра режиссируют спектакль. Подготовка каждого вечера — это всегда творческая лаборатория, живое общение единомышленников… Неоценимое счастье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прощай, музей! Гуля Н.В. МБДОУ № 58 г.Чита

Слайд 2

Церковь Декабристов – это гордость читинцев . В самой старой части Читы находится Михайло-Архангельская церковь - уникальный памятник русского зодчества XVIII в. Это единственная сохранившаяся на территории Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь, освещенная во имя св. Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви помнят многое. Жители Читы называют ее Церковью декабристов. Здесь искали духовного утешения и молились о своих близких декабристы, их жены. 4 апреля 1828 г. в Михайло-Архангельской церкви обвенчались декабрист И.А.Анненков и француженка Полина Гебль . В августе 1839 г. жители Читы стали свидетелями венчания в церкви декабриста Д.И.Завалишина и Аполлинарии Смоляниновой - дочери управителя Читинской волостью. У стен церкви похоронена жена Д.И.Завалишина и дочь С.Г. и М.Н.Волконских - Софья. В 1985 г. в Михайло-Архангельской церкви открылся Музей декабристов. Документы, книги, предметы быта, личные вещи, представленные в музее, знакомят посетителей с пребыванием декабристов на каторге и поселении в Сибири.

Слайд 4

Надгробная плита жены декабриста Завалишина Апполинарии Завалишеной Остатки некрополя.

Слайд 5

Надгробная плита Софии Волконской – дочери Волконских

Слайд 6

Полина Анненкова. Акварель Бестужева , 1835 Полина оставила дочь Александру [2] , рождённую вне брака, своей будущей свекрови. Не зная русского языка, с двумя слугами Полина Гёбль отправляется 23 декабря 1827 года в Читу . Добралась до Читы 5 марта 1828 года . 4 апреля 1828 года в деревянной Михайло-Архангельской церкви Читы , Полина венчается с Иваном Александровичем . Только на время венчания с жениха были сняты кандалы. Романтическая история любви Полины Гёбль и Ивана Анненкова вдохновила Александра Дюма написать роман «Учитель фехтования», а режиссёр Владимир Мотыль сделал историю их отношений одной из важнейших сюжетных линий в кинофильме « Звезда пленительного счастья ». Аналогично поступил режиссер А.В.Ивановский в фильме « Декабристы » (1926). Ю. А. Шапорин написал оперу «Декабристы», которая в первой редакции называлась «Полина Гёбль ». Лишь после тридцати лет жизни в Сибири — в 1856 году — Анненковы получили разрешение выехать с мест ссылки. Жить в Санкт-Петербурге и Москве им было запрещено. Анненковы поселились в Нижнем Новгороде в июне 1857 года . Полина Гёбль умерла 14 сентября 1876 года .

Слайд 7

Здесь происходило венчание декабристов Завалишина и Анненкова с их жёнами.

Слайд 8

Мнение Читинской епархии «Церковь декабристов» — выражение такое крылатое, оно уже просто сроднилось. Люди, которые не рассуждают, не понимают в чём смысл, так и думают, что декабристы чуть ли не святые люди. А по сути, декабристы — это политические преступники. Как может быть храм посвящён политическим преступникам? Их же сюда сослали по какой-то причине? Декабристы явились первыми семенами, которые сеялись на почве нашего народа, подготавливая народ к революции. Это вольнодумство. Поднять руку против монарха! Монарх — это помазанник божий. У нас герб российский, орёл двухголовый, символизирует две власти – церковную и светскую. Поэтому, замахиваясь на одну голову, автоматически замахиваешься и на вторую.

Слайд 9

Мнение забайкальцев Музей декабристов место уникальное.. Это визитная карточка города.. это то место которое с гордостью показываешь гостям, поэтому на вопрос должен ли музей оставаться в церкви декабристов, я однозначно заявляю - должен! Мне не совсем понятна позиция людей которые недооценивают значения для Читы тех исторических событий которые происходили в Чите после восстания на сенатской площади. ...

Слайд 10

Ресурсы http://www.museum.ru/M1150 http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.okai.ru/2064-kraevedy-chity-o-cerkvi-dekabristov-zamolvite-slovechko.html # http://articles.chita.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Умеем ли мы прощать? Все ли можно прощать?

Материал для проведения классного часа на очень непростую тему. Прощение - сложное чувство, современные дети весьма обидчивы, не умеют прощать, трудно переживают обиды. Данный классный час призван пом...

«Прощай, прощай масленица! Обряды прощёного воскресенья" - конспект занятия.

Формирование целостного представления знаний по теме  «Народный обряд Прощения».Обычаи и обряды прощёного воскресенья. Проводы Масленицы. «Никчёмные тряпички» и записки с пожеланиями. Сжигание ма...

Прощай школа, прощай девятый класс!

Прощай школа, прощай девятый класс! Сценарий выпускного вечера в 9 классе....

Умеем ли мы прощать? Все ли можно прощать?

Цель: учащимися характера появления обид и важности...

«Прощай школа, прощай девятый класс»

Вручение аттестатов учащимся 9 класса...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Работа замечательная! Только очень грустно, что теряем нашу историю, что снова не слышит власть народ.

Гуля Наталья Владимировна

Не то слово грустно. Музей в начале 80-х подняли из руин подвижники учителя и работники музея. На свои деньги, в каникулы и выходные. А теперь РПЦ претендует. Хотя в церкви нельзя нести службу, она технически не вынесет. Была проведена независимая экспертиза. Церковникам захотелось захватить место в городе хорошее. Много храмов в Чите. Специально заходила, народу раз-два и обчёлся. В дацане - в сотни раз больше. Хотя дацан построен был на окраине города, на пустыре. А огромная церковь в центре города пустует. И всё им мало. О декабристах, посмотрите в презентации, официально как отзываются. Ничего святого у них нет.

Нестерова Марина Георгиевна

Наталья Владимировна, это очень ужасно, Церковь Декабристов - это Память, но для многих другое...

Гуля Наталья Владимировна

Да, Марина Георгиевна, нам ли с Вами этого не понять.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Несколько лет тому назад возвращалась в Сибирь из Ивановской области.Там ходила в церковь,поставила свечки за упокой своих родных,за здравие живущих.Была удивлена переменам,которые произошли на родине.В церкви приезжает,гуляет начальство, за любую церковную процедуру берут немалые деньги.Нет уже того трепетного отношения к церкви,как было раньше и вина в этом самих служителей.И вот так сложилось,что в поезде в одном купе в плацкартном вагоне оказалась вместе со священниками из Иркутской области.Они возвращались с учебы.Весь вагон за три дня сдружился с ними.Это были священнослужители из Иркутска,Хомутова и Зимы,двое из них родные братья.Два дня у них был хлеб и несколько пачек лапши,потом и они закончились.Мы делились с ними пищей.Парни здоровые,молодые,было их так жалко.У священника из Хомутова трое или четверо детей,уж не помню.Посмотрела ,какие он вез им подарочки из Москвы-самые маленькие,самые дешевые куколки и мащинки.По одной штучке каждому ребенку.Все деньги ,котрые зарабатывают ,они тратят на восстановление церкви,ремонт зданий.Трудно было им не верить.
И я как-то позабыла,что там на родине.Поняла,что так не везде.Вся жизнь этих священнослужителей посвящена добрым делам,поэтому в Иркутске их все знают,ценят и уважают.И к декабристам отношение однозначное-память о них сохраняется. Это видно даже по внешнему облику Иркутска.
То,что сейчас происходит вокруг передачи церкви их имущества,я своим умом тоже понять не могу.В тяжелые для церкви времена она была отделена от государства,нас воспитывали атеистами.Но сейчас государство сделало немало шагов навстречу церкви.Такое трудное сейчас время,я вижу,как иногда у нас в деревнях идет "борьба"буквально за каждую семью.В какую веру народ втягивают,понять трудно,но ведь втягивают! И здесь,чтобы поддержать то важное в отношениях с властью,что впервые за много лет начало складываться,церкви нужно делать все возможное,чтобы поднимать свой авторитет,чтобы люди шли в церковь,а не показывали на нее пальцем .Это наших бабушек не надо было ни в чем убеждать,они веру впитывали с молоком матери.А сейчас молодежь другая,и не их в том вина.Неужели в случае с вашим музеем не может церковь принять мудрого решения и отказаться от претензий на здание музея? Сначала церковь отделили от государства,теперь церковь отделяет нас от себя,когда посягает на то святое,что у нас есть.И я не только про ваш музей,но и про другие подобные ситуации,которые сейчас сложились .

Гуля Наталья Владимировна

С нашими бесполезно договариваться. У них, по-моему, только деньги на уме. А тех достойных священников, которые пытаются им противостоять они ""съедают". Такие священники вынуждены уезжать в Улан-Уде, Иркутск или на Дальний Восток.А у нас в Чите даже последний бомж знает о декабристах и с уважением о них отзывается.

В городе Старице Тверской области, тоже был такой музей. Он располагался в церкви. Нам музейщикам было довольно трудно работать в экспозиционном зале, который был не предназначен для этого. Стены были не ровные, и было целое мучение организовать выставку картин.
Для музея было построено новое современное здание, с просторными залами, с применением современных экспозиционных решений. А монастырю возвратили церковь. По правде сказать, церковь сразу преобразилась, ее отреставрировали. А когда это был музей, денег на реставрацию не было.

Гуля Наталья Владимировна

Дело в том, что церковь отреставрирована и считается памятником искусства. В Чите имеется много церквей, в том числе и огромный новый храм в центре города. А церковь именно связана с именами декабристов, которых местные попы (не могу их называть иначе, уж простите) называют открыто преступниками. Декабристы очень много сделали для нашего края, город в том числе построен по их проекту, по принципу Петербурга. Много научных работ было сделано ими касательно именно Забайкалья и Читы, построены школы для бедноты, даже огородничать начали декабристы и научили местных жителей. А музей прекрасный, в нём непередоваемая атмосфера,люди там какие работают. Скоро таких, наверное, не будет. У нас проходили недавно "Рождественские чтения", я принимала участие, так теперь некоторые учителя у нас под влиянием церковников отмахиваются от этой проблемы. Обидно до слёз. Куда катится мир! На чтениях говорим о патриотизме, и тут же истинных патриотов называют церковники открыто преступниками.

Скороход Лариса Юрьевна

Церковь декабристов - это достояние не только забайкальцев, но и россиян! Это история! И надо чтить, беречь и передавать своим детям, внукам, чтобы всё это они могли увидеть своими глазами. В России на счёт старины - проблема! Очень мало памятников искусства дошло до наших дней ... я была во Львове ... это надо видеть! все жители гордятся памятниками XV - XVII вв - ничего не разбомбили и не разграбили! Вы правильно делаете, что такую проблему поднимаете, Дай Бог, чтобы вас услышали!

Гуля Наталья Владимировна

Согласна с Вами, Лариса Юрьевна. К сожалению наши власти этого не желают понимать.