Урок-исследование "Святитетель и чудотворец Иоасаф"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме

Урок-исследование  с элементами групповой работы (10 класс)

 

Цели:

1.Создать условия по освоению знаний о житии святителя Иоасафа, епископа Белгородского, его значения в жизни народа

2.Способствовать:

развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;

формированию мотивации к изучению жития, литературного и духовного наследия Святителей Белгородчины;

формированию умений работать в группе, излагать свою точку зрения на поставленные вопросы;

3.Содействовать

 воспитанию уважения к житиям святых,

воспитанию уважения к истории Русской Православной Церкви и своего края;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белгородский областной лицей милиции

имени Героя России В.В.Бурцева

Урок-исследование по  православной культуре

для учащихся 10 классов

Святитель и чудотворец Иоасаф Белгородский

Подготовила

преподаватель

православной культуры

Соловьёва Л.В.

Белгород, 2011г.

Цели:

1.Создать условия по освоению знаний о житии святителя Иоасафа, епископа Белгородского, его значения в жизни народа

2.Способствовать:

развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;

формированию мотивации к изучению жития, литературного и духовного наследия Святителей Белгородчины;

формированию умений работать в группе, излагать свою точку зрения на поставленные вопросы;

3.Содействовать

 воспитанию уважения к житиям святых,

воспитанию уважения к истории Русской Православной Церкви и своего края;

Форма урока: урок-исследование с элементами групповой работы

Средства обучения: компьютерное и мультимедийное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.

Оборудование: икона святителя  Иоасафа Белгородского; иллюстрации Жития; книга «Святитель Иоасаф Белгородский» Белгород, 2000; материалы периодической печати «Белгородские известия», «Миссионерское обозрение», «Православное Осколье», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию.

Методы, используемые на уроке:

словесные;

наглядные;

проблемно-поисковые

Формы организации познавательной деятельности:

групповая;

индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Вход в класс.

2.Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок), организация рабочих мест (учащиеся заранее делятся на 4 группы; проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, учебников православной культуры, православных изданий по теме урока).

II. Основная часть.

1.Ознакомление учащихся с темой урока.

2.Актуализация опорных знаний учащихся. Православная разминка.

3.Самостоятельная работа с учебным пособием.

4. Постановка проблемных вопросов и заданий.

5.Выступление учащихся с сообщениями о житии святителя Иоасафа Белгородского (по группам)

6.Работа с таблицей.

7.Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).

8.Рефлексия.

III.Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

IV.Домашнее задание.

1.Ознакомление учащихся с темой урока

-Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре, в русской истории. Сегодня наша встреча в рамках урока посвящена юбилейному событию в истории Русской Православной Церкви и в первую очередь Святого Белогорья – 100-летию со дня канонизации святителя Иоасафа, Епископа Белгородского, Чудотворца.

Давайте, сформулируем тему нашего урока. (Ответы учащихся).

Слайд 1(тема)

Запись учащимися темы урока в тетрадь.

Итак, тему мы обозначили. Давайте, поставим цель сегодняшнего урока. (Ответы учащихся)

Слайд 2 (цель)

Главную цель урока – воспоминание жизни, подвигов, чудотворений и истории канонизации святителя Иоасафа – мы попытаемся достичь вместе, с помощью приготовленных вами ранее сообщений, постановке и обсуждению проблемных вопросов.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

А сейчас внимательно прослушайте запись церковного песнопения и прочтите на слайде «Молитву святителя Иоасафа». Попытайтесь написать свои мысли, ассоциации, возникшие в результате услышанного и увиденного.

Слайд 3  «Молитва Иоасафа»

Буди благословен день и час, в онъ же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада.
О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий!
в час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Ученики зачитывают вслух свой ассоциативный ряд слов, высказываний; например, святой, святитель, икона, Спаситель,  молитва, канонизация, чудотворность.

Православная разминка

-Вспомним, значение этих слов: святой, святитель, икона, Спаситель, молитва, канонизация, чудотворность.

-Кем являются святые люди для православных людей? 

(Святые люди являются для православных людей духовными учителями, так как не каждый человек может понять и усвоить высокие отвлечённо-духовные Божественные истины).

-Каких вы знаете святых ? 

(Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, святые страстотерпцы  князья Борис и Глеб, святые благоверные князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобные Серафим Саровский и  Сергий Радонежский, святители Иоасаф и Николай Чудотворец.).

-А знаете ли вы святых, просиявших в нашей земле – Белгородчине? (Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский чудотворец, свт. Онуфрий, архиепископ Старооскольский, другие новомученики и исповедники Белгородские).

А кто может быть посвящён в сонм святителей? 

(В сонм святителей могут быть посвящены святые люди, которые прожили праведную Богоугодную жизнь).

3.Самостоятельная работа с учебным пособием «Православная культура»

(стр. 64)

-Ребята, прочитайте материал учебника, выпишите в православный словарь определение «Святитель». (Проверка выполненного задания)

-Вот, что у вас должно получиться. (Слайд 4, самоконтроль учащихся). (Святители – это чин святости, в который посвящаются епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью).

4. Постановка проблемных вопросов.

Сегодня мы еще раз вспомним житие святителя Иоасафа, узнаем об истории канонизации Святителя Иоасафа и о чудесных исцелениях. Вы прослушаете выступления своих учащихся, и вам предстоит обсудить следующие вопросы:

Слайд 5 (проблемные вопросы)

Как вы считаете, что есть святость?

Почему святитель Иоасаф сыграл большую роль в истории Белгородского края?

Скажите, какие вы знаете подвиги и чудеса святителя Иоасафа?

Что вы знаете о канонизации  Иоасафа?

Какие качества личности святителя помогут выжить человеку в современном мире?

5. Выступление учащихся

Слайд 6,7,8,9 (фотографии Святителя Иоасафа)

Каждая группа раскрывает один вопрос.

1группа. Житиё Святителя Иоасафа Белгородского.

Святитель Иоасаф родился в Прилуках Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан  архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона . Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение "Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными".

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода  назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2группа. Святитель Иоасаф в судьбе Белгородчины

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского, принёсшей ему всероссийскую известность и увековечившей его имя в памяти потомков. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Несмотря на слабое здоровье и частые недомогания, епископ Иоасаф регулярно объезжал епархию для обозрения и общения с населением. Его можно было видеть в городах и сёлах, в отдалённых глухих деревнях и хуторах. И везде он проповедовал, призывал людей, свою паству, строго соблюдать нравственность и обычаи старины, догматы православно-христианской веры, апостольские правила.

А какой трогательной и душевной была забота архипастыря  Иоасафа о простых людях. Причём, старался помогать не демонстративно, не на показ, а, по возможности, незаметно, тайно. Через своих помощников узнавал, кто в чём нуждается и незаметно разносил по домам бедствующих белгородцев вязанки дров, пищу, одежду, деньги.

10 декабря 1754 года святитель преставился.

3 группа. Чудеса Святителя Иоасафа.

В церковную историю и народную память Иоасаф Горленко вошёл как один из великих чудотворцев. Необычайное, чудесное в Иоасафе бросилось в глаза людей сразу после его смерти. Привезённый из Грайворона в Белгород гроб с телом епископа стоял в Свято- Троицком соборе открытым почти три месяца. Уже в те дни, недели и месяцы люди, приходившие в собор проститься со своим любимым архипастырем, стали замечать, что тело Святителя не предаётся тлению и не теряет обычного вида. Только 28 февраля 1755 г. гроб с телом покойного был поставлен в пещере под собором. Спустя два года духовные чины спустились в усыпальницу, открыли гроб и увидели, что тело Святителя Иоасафа продолжало оставаться нетленным.  

А вот чудеса, которые Иоасаф совершил над болезненными людьми.

« Я, нижеподписавшийся, был одержим различными болезнями, как-то: в 1792 году февраля 29 дня, в бытность в Молдавии страдал от перелома левой ноги, в 1798 году от сильного заложения правого уха и сего 1801 г. марта 26 дня, от выломления правой руки. Точные получил исцеления от почивающего в Бозе, у святого Преосвященного Святителя Иоасафа Горленко и, находясь ныне здоров, свидетельствую cиe собственноручным моим подписанием. 1801 года апреля 5 дня. Курской губернии, уездного города Обояни, житель, капитан Павел Андреев сын Ананьин. «

« В 1789 году июня в первых числах, занемог я лихорадкой, которая жестоко меня мучила через день. Наконец принял я намерение просить о помощи Святителя Иоасафа, будучи твердо уверен, что Его молитвами избавлен буду от сей болезни. И 28 числа июня, в тот день, в который должно быть лихорадки пошел я из своей деревни Бессоновки в Белгород пешком, которая расстоянием от города 20 верст, в Троицкий Кафедральний собор, чтобы отслужить над Святителем Иоасафом панихиду. Пришел во время служения литургии. Тот день был торжественный, то в то время сказали мне, что служить панихиду нельзя, а можно отслужить после вечерни.
При окончании литургии почувствовал я в себе лихорадку-то и пошел в склеп ко гробу Святителя Иоасафа, и как скоро приложился к его руке, в ту же минуту престала во мне лихорадка и с тех пор уже не было.
В вечеру того же дня отслужил я над Преосвященным Иоасафом панихиду; не чувствовал тогда и слабости и стал совершенно здоров.
В чем своеручно и подписался полковник Николай Фeдоров сын Озеров».

4группа. История Канонизации.

История канонизации святителя Иоасафа долгая и непростая. Почитаемый сначала как местночтимый святой, еп.Иоасаф Белгородский был причислен к лику русских святых только в начале XX века, хотя уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского было так велико, что епископ Феоктист Мочульский, возглавлявший тогда Белгородскую епархию, пытался даже ограничить доступ верующих к нетленным мощам святителя, закрыв на замок вход в его усыпальницу. Однако, как гласит предание, после этого ночью во сне епископу Феоктисту явился свт. Иоасаф и строго спросил: "Что ты меня гонишь?" На следующий же день замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты.

В 1815 года белгородцы впервые обратились к архиепископу Феоктисту и губернатору Белгорода с прошением возбудить ходатайство в столице об открытии мощей епископа Иоасафа и о дозволении петь ему в церквах молебны, а также внести его имя в церковные книги и календари, назначить в его честь особый ежегодный праздник. В 1817 г. архиепископ Феоктист представил в Св.Синод сведения о епископе Иоасафе с указанием случаев исцелений у его мощей. Однако Св.Синод нашел их недостаточными для канонизации. Очередная попытка осуществить причисление к лику святых епископа Иоасафа была осуществлена в 1874 году архиепископом Варлаамом, настоятелем Свято-Троицкого монастыря, который собрал документы и множество свидетельств о чудесных исцелениях людей от св. мощей епископа Иоасафа. Но Св. Синод оставил без внимания его просьбу и собранные документы.

Только во время царствования императора Николая II ходатайство архиепископа Курского и Белгородского Питирима о канонизации еп. Иоасафа Белгородского было наконец принято Св. Синодом, после чего в 1909 году была создана специальная комиссия, по результатам работы которой Св.Синод подал царю доклад о необходимости канонизации бывшего епископа Белгородского Иоасафа. Николай II полностью согласился с предложением Синода. Было решено совершить торжественное открытие мощей святителя Иоасафа 4 сентября 1911 года. Тогда же вышло постановление Св.Синода о причислении епископа Иоасафа к лику святых и о праздновании его памяти два раза в год: в день его смерти 10 декабря и в день открытия мощей 4 сентября.

И вот наступил долгожданный всеми белгородцами день - 4 сентября 1911 года. За несколько дней до торжеств в Белгород начали стекаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями, двигавшиеся со стороны Харькова, Курска, Корочи и Грайворона. Прибыли паломники и из отдаленных уголков России: Архангельского края, Бессарабии, с Волги, Причерноморья, Сибири, и даже Камчатки. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Среди гостей были и потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко. В целом к началу торжеств в Белгород собралось до 200 тысяч паломников. Во время Торжеств, которые длились целую неделю - с 2 по 9 сентября. над городом и окрестностями раздавался звон колоколов всех белгородских церквей и монастырей.

После этих торжеств слава о святителе Иоасафе разнеслась по всей России. Среди множества паломников, посетивших Белгород для поклонения Св.мощам, был и сам император Николай II с семьей.

Поток паломников к мощам святителя Иоасафа после второго их обретения в 1991 году не прекращается и в наше время. С разных концов России и мира идут сюда люди поклониться святым мощам: кто просто поклониться святыне, кто попросить помощи у небесного покровителя и заступника земли Белгородской. И действительно, многие люди получают исцеление и духовную помощь от его святых мощей. Каждый раз, подходя к священной раке святителя Иоасафа, чувствуешь, что не оставляет Бог землю российскую, что святые ее невидимо поддерживают русский народ, помогают ему выживать в тяжкие годы.

Учитель.

Слайд 10 (Преображенский собор)

Начиная с 1917 года и до 1991 года,  мощи святителя подвергались поруганию и находились в безвестности. Лишь в феврале 1991 года стало известно место их пребывания – Казанский собор в Санкт-Петербурге, состоялось освидетельствование и торжественное возвращение в Спасо-Преображенский собор Белгорода.

- Обратите внимание на экран. Перед вами фрагмент видеозаписи о перенесении мощей святителя в г. Белгород. (видеозапись)

Память святителя Иоасафа епископа Белгородского, чудотворца: 4 сентября (17 сентября) – обретение мощей, 10 декабря (23 декабря) – его преставление.  2011-й год  юбилейный – будет праздноваться 100-летие со дня канонизации святителя Белгородского Иоасафа.

Слайд 11,12(Усыпальница)

В сентябре 2011 года мощи святителя Иоасафа будут торжественно перенесены в усыпальницу на Свято-Троицком бульваре.

6. Работа с таблицей (учащиеся  работают в рабочих тетрадях, заполняют хронологическую таблицу)

Учащиеся зачитывают основные даты и события в жизни Иоасафа.

Слайд 13 (Хронологическая таблица, самопроверка)

Дата

Событие

08.09.1705г

День рождения Иоакима Горленко

1712г.

Поступление в Киевскую духовную академию

1725г.

Монашеский постриг

1727г.

Пострижение в мантию с  именем Иоасаф

1734г.

Посвящение Иоасафа в сан иеромонаха

1737г.

Назначение настоятелем Свято- Преображенского Мгарского

1744г.

Возведение Иоасафа в сан архимандрита

1748г.

Назначение епископом Белгородским

1754г.

Смерть святителя Иоасафа

1817г.

Арх. Феоктист пытается причислить к лику святых  Иоасафа

1874г.

Арх. Варлаам пытается причислить к лику святых Иоасафа

1909г.

Доклад Св. Синода о необходимости канонизации Иоасафа

1911г.

Постановление о причислении к лику святых Иоасафа

1991г.

Второе обретение мощей святителя Иоасафа

2011г.

100- летие со дня канонизации святителя  Иоасафа

6. Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).

- А теперь обратимся к ранее поставленным вопросам (вопросы еще раз прочитываются учителем; каждой группе на обсуждение  дается 5 минут; затем каждая группа предлагает свои варианты ответа).

III. Заключение. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

В заключение хотелось бы отметить выступления ребят, всех тех, кто помогал нам в проведении этого урока.

Лучшие высказывания, варианты ваших размышлений о деятельности святителя Иоасафа Белгородского вы прочитаете на стенде  в нашем  кабинете православной культуры.

Рефлексия Слайд 14

 Подводя итог урока, я прошу вас закончить предложение:

- Сегодня на уроке я узнал, что …

- Сегодня на уроке мне понравилось

- Сегодня на уроке я был удивлён тем, что…

- Сегодня на уроке я повторил…

-Для меня святитель Иоасаф – это …

Выставление оценок

IV.Домашнее задание.

Дописать таблицу

Творческое задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Святитель Иоасаф – духовный учитель современного поколения». (Объём 1-2 листа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры «Святитель Николай Чудотворец»

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры  «Святитель  Николай  Чудотворец». Возраст обучающихся: 11-16 летФорма проведения: праздникЦель: Прославление Угодник...

Светоч земли Белгородской – святитель и чудотворец Иоасаф

Урок - семинар для 10 класса по программе Черновой С.С. «Духовное краеведение Белгородчины»....

Шаблон для презентации "Николай Чудотворец"

Шаблон для создания презентаций на уроках ОПК...

"Николай Чудотворец"

Праздник в честь Святого Николая, Чудотворца...

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...