Урок-исследование "Святитетель и чудотворец Иоасаф"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме
Урок-исследование с элементами групповой работы (10 класс)
Цели:
1.Создать условия по освоению знаний о житии святителя Иоасафа, епископа Белгородского, его значения в жизни народа
2.Способствовать:
развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;
формированию мотивации к изучению жития, литературного и духовного наследия Святителей Белгородчины;
формированию умений работать в группе, излагать свою точку зрения на поставленные вопросы;
3.Содействовать
воспитанию уважения к житиям святых,
воспитанию уважения к истории Русской Православной Церкви и своего края;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование по православной культуре | 86.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Белгородский областной лицей милиции
имени Героя России В.В.Бурцева
Урок-исследование по православной культуре
для учащихся 10 классов
Святитель и чудотворец Иоасаф Белгородский
Подготовила
преподаватель
православной культуры
Соловьёва Л.В.
Белгород, 2011г.
Цели:
1.Создать условия по освоению знаний о житии святителя Иоасафа, епископа Белгородского, его значения в жизни народа
2.Способствовать:
развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;
формированию мотивации к изучению жития, литературного и духовного наследия Святителей Белгородчины;
формированию умений работать в группе, излагать свою точку зрения на поставленные вопросы;
3.Содействовать
воспитанию уважения к житиям святых,
воспитанию уважения к истории Русской Православной Церкви и своего края;
Форма урока: урок-исследование с элементами групповой работы
Средства обучения: компьютерное и мультимедийное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.
Оборудование: икона святителя Иоасафа Белгородского; иллюстрации Жития; книга «Святитель Иоасаф Белгородский» Белгород, 2000; материалы периодической печати «Белгородские известия», «Миссионерское обозрение», «Православное Осколье», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию.
Методы, используемые на уроке:
словесные;
наглядные;
проблемно-поисковые
Формы организации познавательной деятельности:
групповая;
индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Вход в класс.
2.Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок), организация рабочих мест (учащиеся заранее делятся на 4 группы; проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, учебников православной культуры, православных изданий по теме урока).
II. Основная часть.
1.Ознакомление учащихся с темой урока.
2.Актуализация опорных знаний учащихся. Православная разминка.
3.Самостоятельная работа с учебным пособием.
4. Постановка проблемных вопросов и заданий.
5.Выступление учащихся с сообщениями о житии святителя Иоасафа Белгородского (по группам)
6.Работа с таблицей.
7.Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).
8.Рефлексия.
III.Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
IV.Домашнее задание.
1.Ознакомление учащихся с темой урока
-Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре, в русской истории. Сегодня наша встреча в рамках урока посвящена юбилейному событию в истории Русской Православной Церкви и в первую очередь Святого Белогорья – 100-летию со дня канонизации святителя Иоасафа, Епископа Белгородского, Чудотворца.
Давайте, сформулируем тему нашего урока. (Ответы учащихся).
Слайд 1(тема)
Запись учащимися темы урока в тетрадь.
Итак, тему мы обозначили. Давайте, поставим цель сегодняшнего урока. (Ответы учащихся)
Слайд 2 (цель)
Главную цель урока – воспоминание жизни, подвигов, чудотворений и истории канонизации святителя Иоасафа – мы попытаемся достичь вместе, с помощью приготовленных вами ранее сообщений, постановке и обсуждению проблемных вопросов.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
А сейчас внимательно прослушайте запись церковного песнопения и прочтите на слайде «Молитву святителя Иоасафа». Попытайтесь написать свои мысли, ассоциации, возникшие в результате услышанного и увиденного.
Слайд 3 «Молитва Иоасафа»
Буди благословен день и час, в онъ же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада.
О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий!
в час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Ученики зачитывают вслух свой ассоциативный ряд слов, высказываний; например, святой, святитель, икона, Спаситель, молитва, канонизация, чудотворность.
Православная разминка
-Вспомним, значение этих слов: святой, святитель, икона, Спаситель, молитва, канонизация, чудотворность.
-Кем являются святые люди для православных людей?
(Святые люди являются для православных людей духовными учителями, так как не каждый человек может понять и усвоить высокие отвлечённо-духовные Божественные истины).
-Каких вы знаете святых ?
(Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, святые благоверные князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, святители Иоасаф и Николай Чудотворец.).
-А знаете ли вы святых, просиявших в нашей земле – Белгородчине? (Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский чудотворец, свт. Онуфрий, архиепископ Старооскольский, другие новомученики и исповедники Белгородские).
А кто может быть посвящён в сонм святителей?
(В сонм святителей могут быть посвящены святые люди, которые прожили праведную Богоугодную жизнь).
3.Самостоятельная работа с учебным пособием «Православная культура»
(стр. 64)
-Ребята, прочитайте материал учебника, выпишите в православный словарь определение «Святитель». (Проверка выполненного задания)
-Вот, что у вас должно получиться. (Слайд 4, самоконтроль учащихся). (Святители – это чин святости, в который посвящаются епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью).
4. Постановка проблемных вопросов.
Сегодня мы еще раз вспомним житие святителя Иоасафа, узнаем об истории канонизации Святителя Иоасафа и о чудесных исцелениях. Вы прослушаете выступления своих учащихся, и вам предстоит обсудить следующие вопросы:
Слайд 5 (проблемные вопросы)
Как вы считаете, что есть святость?
Почему святитель Иоасаф сыграл большую роль в истории Белгородского края?
Скажите, какие вы знаете подвиги и чудеса святителя Иоасафа?
Что вы знаете о канонизации Иоасафа?
Какие качества личности святителя помогут выжить человеку в современном мире?
5. Выступление учащихся
Слайд 6,7,8,9 (фотографии Святителя Иоасафа)
Каждая группа раскрывает один вопрос.
1группа. Житиё Святителя Иоасафа Белгородского.
Святитель Иоасаф родился в Прилуках Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона . Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение "Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными".
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2группа. Святитель Иоасаф в судьбе Белгородчины
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского, принёсшей ему всероссийскую известность и увековечившей его имя в памяти потомков. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Несмотря на слабое здоровье и частые недомогания, епископ Иоасаф регулярно объезжал епархию для обозрения и общения с населением. Его можно было видеть в городах и сёлах, в отдалённых глухих деревнях и хуторах. И везде он проповедовал, призывал людей, свою паству, строго соблюдать нравственность и обычаи старины, догматы православно-христианской веры, апостольские правила.
А какой трогательной и душевной была забота архипастыря Иоасафа о простых людях. Причём, старался помогать не демонстративно, не на показ, а, по возможности, незаметно, тайно. Через своих помощников узнавал, кто в чём нуждается и незаметно разносил по домам бедствующих белгородцев вязанки дров, пищу, одежду, деньги.
10 декабря 1754 года святитель преставился.
3 группа. Чудеса Святителя Иоасафа.
В церковную историю и народную память Иоасаф Горленко вошёл как один из великих чудотворцев. Необычайное, чудесное в Иоасафе бросилось в глаза людей сразу после его смерти. Привезённый из Грайворона в Белгород гроб с телом епископа стоял в Свято- Троицком соборе открытым почти три месяца. Уже в те дни, недели и месяцы люди, приходившие в собор проститься со своим любимым архипастырем, стали замечать, что тело Святителя не предаётся тлению и не теряет обычного вида. Только 28 февраля 1755 г. гроб с телом покойного был поставлен в пещере под собором. Спустя два года духовные чины спустились в усыпальницу, открыли гроб и увидели, что тело Святителя Иоасафа продолжало оставаться нетленным.
А вот чудеса, которые Иоасаф совершил над болезненными людьми.
« Я, нижеподписавшийся, был одержим различными болезнями, как-то: в 1792 году февраля 29 дня, в бытность в Молдавии страдал от перелома левой ноги, в 1798 году от сильного заложения правого уха и сего 1801 г. марта 26 дня, от выломления правой руки. Точные получил исцеления от почивающего в Бозе, у святого Преосвященного Святителя Иоасафа Горленко и, находясь ныне здоров, свидетельствую cиe собственноручным моим подписанием. 1801 года апреля 5 дня. Курской губернии, уездного города Обояни, житель, капитан Павел Андреев сын Ананьин. «
« В 1789 году июня в первых числах, занемог я лихорадкой, которая жестоко меня мучила через день. Наконец принял я намерение просить о помощи Святителя Иоасафа, будучи твердо уверен, что Его молитвами избавлен буду от сей болезни. И 28 числа июня, в тот день, в который должно быть лихорадки пошел я из своей деревни Бессоновки в Белгород пешком, которая расстоянием от города 20 верст, в Троицкий Кафедральний собор, чтобы отслужить над Святителем Иоасафом панихиду. Пришел во время служения литургии. Тот день был торжественный, то в то время сказали мне, что служить панихиду нельзя, а можно отслужить после вечерни.
При окончании литургии почувствовал я в себе лихорадку-то и пошел в склеп ко гробу Святителя Иоасафа, и как скоро приложился к его руке, в ту же минуту престала во мне лихорадка и с тех пор уже не было.
В вечеру того же дня отслужил я над Преосвященным Иоасафом панихиду; не чувствовал тогда и слабости и стал совершенно здоров.
В чем своеручно и подписался полковник Николай Фeдоров сын Озеров».
4группа. История Канонизации.
История канонизации святителя Иоасафа долгая и непростая. Почитаемый сначала как местночтимый святой, еп.Иоасаф Белгородский был причислен к лику русских святых только в начале XX века, хотя уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского было так велико, что епископ Феоктист Мочульский, возглавлявший тогда Белгородскую епархию, пытался даже ограничить доступ верующих к нетленным мощам святителя, закрыв на замок вход в его усыпальницу. Однако, как гласит предание, после этого ночью во сне епископу Феоктисту явился свт. Иоасаф и строго спросил: "Что ты меня гонишь?" На следующий же день замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты.
В 1815 года белгородцы впервые обратились к архиепископу Феоктисту и губернатору Белгорода с прошением возбудить ходатайство в столице об открытии мощей епископа Иоасафа и о дозволении петь ему в церквах молебны, а также внести его имя в церковные книги и календари, назначить в его честь особый ежегодный праздник. В 1817 г. архиепископ Феоктист представил в Св.Синод сведения о епископе Иоасафе с указанием случаев исцелений у его мощей. Однако Св.Синод нашел их недостаточными для канонизации. Очередная попытка осуществить причисление к лику святых епископа Иоасафа была осуществлена в 1874 году архиепископом Варлаамом, настоятелем Свято-Троицкого монастыря, который собрал документы и множество свидетельств о чудесных исцелениях людей от св. мощей епископа Иоасафа. Но Св. Синод оставил без внимания его просьбу и собранные документы.
Только во время царствования императора Николая II ходатайство архиепископа Курского и Белгородского Питирима о канонизации еп. Иоасафа Белгородского было наконец принято Св. Синодом, после чего в 1909 году была создана специальная комиссия, по результатам работы которой Св.Синод подал царю доклад о необходимости канонизации бывшего епископа Белгородского Иоасафа. Николай II полностью согласился с предложением Синода. Было решено совершить торжественное открытие мощей святителя Иоасафа 4 сентября 1911 года. Тогда же вышло постановление Св.Синода о причислении епископа Иоасафа к лику святых и о праздновании его памяти два раза в год: в день его смерти 10 декабря и в день открытия мощей 4 сентября.
И вот наступил долгожданный всеми белгородцами день - 4 сентября 1911 года. За несколько дней до торжеств в Белгород начали стекаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями, двигавшиеся со стороны Харькова, Курска, Корочи и Грайворона. Прибыли паломники и из отдаленных уголков России: Архангельского края, Бессарабии, с Волги, Причерноморья, Сибири, и даже Камчатки. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Среди гостей были и потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко. В целом к началу торжеств в Белгород собралось до 200 тысяч паломников. Во время Торжеств, которые длились целую неделю - с 2 по 9 сентября. над городом и окрестностями раздавался звон колоколов всех белгородских церквей и монастырей.
После этих торжеств слава о святителе Иоасафе разнеслась по всей России. Среди множества паломников, посетивших Белгород для поклонения Св.мощам, был и сам император Николай II с семьей.
Поток паломников к мощам святителя Иоасафа после второго их обретения в 1991 году не прекращается и в наше время. С разных концов России и мира идут сюда люди поклониться святым мощам: кто просто поклониться святыне, кто попросить помощи у небесного покровителя и заступника земли Белгородской. И действительно, многие люди получают исцеление и духовную помощь от его святых мощей. Каждый раз, подходя к священной раке святителя Иоасафа, чувствуешь, что не оставляет Бог землю российскую, что святые ее невидимо поддерживают русский народ, помогают ему выживать в тяжкие годы.
Учитель.
Слайд 10 (Преображенский собор)
Начиная с 1917 года и до 1991 года, мощи святителя подвергались поруганию и находились в безвестности. Лишь в феврале 1991 года стало известно место их пребывания – Казанский собор в Санкт-Петербурге, состоялось освидетельствование и торжественное возвращение в Спасо-Преображенский собор Белгорода.
- Обратите внимание на экран. Перед вами фрагмент видеозаписи о перенесении мощей святителя в г. Белгород. (видеозапись)
Память святителя Иоасафа епископа Белгородского, чудотворца: 4 сентября (17 сентября) – обретение мощей, 10 декабря (23 декабря) – его преставление. 2011-й год юбилейный – будет праздноваться 100-летие со дня канонизации святителя Белгородского Иоасафа.
Слайд 11,12(Усыпальница)
В сентябре 2011 года мощи святителя Иоасафа будут торжественно перенесены в усыпальницу на Свято-Троицком бульваре.
6. Работа с таблицей (учащиеся работают в рабочих тетрадях, заполняют хронологическую таблицу)
Учащиеся зачитывают основные даты и события в жизни Иоасафа.
Слайд 13 (Хронологическая таблица, самопроверка)
Дата | Событие |
08.09.1705г | День рождения Иоакима Горленко |
1712г. | Поступление в Киевскую духовную академию |
1725г. | Монашеский постриг |
1727г. | Пострижение в мантию с именем Иоасаф |
1734г. | Посвящение Иоасафа в сан иеромонаха |
1737г. | Назначение настоятелем Свято- Преображенского Мгарского |
1744г. | Возведение Иоасафа в сан архимандрита |
1748г. | Назначение епископом Белгородским |
1754г. | Смерть святителя Иоасафа |
1817г. | Арх. Феоктист пытается причислить к лику святых Иоасафа |
1874г. | Арх. Варлаам пытается причислить к лику святых Иоасафа |
1909г. | Доклад Св. Синода о необходимости канонизации Иоасафа |
1911г. | Постановление о причислении к лику святых Иоасафа |
1991г. | Второе обретение мощей святителя Иоасафа |
2011г. | 100- летие со дня канонизации святителя Иоасафа |
6. Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).
- А теперь обратимся к ранее поставленным вопросам (вопросы еще раз прочитываются учителем; каждой группе на обсуждение дается 5 минут; затем каждая группа предлагает свои варианты ответа).
III. Заключение. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
В заключение хотелось бы отметить выступления ребят, всех тех, кто помогал нам в проведении этого урока.
Лучшие высказывания, варианты ваших размышлений о деятельности святителя Иоасафа Белгородского вы прочитаете на стенде в нашем кабинете православной культуры.
Рефлексия Слайд 14
Подводя итог урока, я прошу вас закончить предложение:
- Сегодня на уроке я узнал, что …
- Сегодня на уроке мне понравилось
- Сегодня на уроке я был удивлён тем, что…
- Сегодня на уроке я повторил…
-Для меня святитель Иоасаф – это …
Выставление оценок
IV.Домашнее задание.
Дописать таблицу
Творческое задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Святитель Иоасаф – духовный учитель современного поколения». (Объём 1-2 листа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по основам православной культуры «Святитель Николай Чудотворец»
Внеклассное мероприятие по основам православной культуры «Святитель Николай Чудотворец». Возраст обучающихся: 11-16 летФорма проведения: праздникЦель: Прославление Угодник...
Светоч земли Белгородской – святитель и чудотворец Иоасаф
Урок - семинар для 10 класса по программе Черновой С.С. «Духовное краеведение Белгородчины»....
Сценарий праздника "Николай Чудотворец"
Сценарий к мероприятиям...
Шаблон для презентации "Николай Чудотворец"
Шаблон для создания презентаций на уроках ОПК...
Занятие Преподобный Тихон Калужский Чудотворец
Азбука православной культуры...
"Николай Чудотворец"
Праздник в честь Святого Николая, Чудотворца...
Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник
В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...