План работы кружка по краеведению
элективный курс по краеведению (8 класс) по теме

Лущикова Галина Степановна

 

Музейный краеведческий кружок «Поиск» создается с целью приобщения учащихся к изучению природного и исторического наследия своей малой Родины. Привлечение их к поисковой и исследовательской деятельности является одной из важнейших задач образовательно- воспитательного процесса. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, и ее главные цели – установление истины, развитие умений поиска и отбора информации, умения ее оформления и последующей защиты в виде исследовательских проектов, оформления музейных экспозиций и ведения экскурсионной деятельности.  Данный план рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю), из которых половина отводится на практические занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kruzhka_kraevedeniya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области

П Л А Н

работы музейного краеведческого кружка «Поиск» на 2011- 2012 учебный год

      Разработан руководителем кружка Лущиковой Г.С.,

    учителем истории и географии,

 1 квалификационная категория

                                             Адрес: 397923 Воронежская область,

                                                          Лискинский район, с.Колыбелка,

                                                          улица 1 Мая, д.№14

                                             Телефон: 84739154225

                                                Колыбелка-2011

                                                                                                                                  2.

                                 1. Пояснительная записка

              Музейный краеведческий кружок «Поиск» создается с целью приобщения учащихся к изучению природного и исторического наследия своей малой Родины. Привлечение их к поисковой и исследовательской деятельности является одной из важнейших задач образовательно- воспитательного процесса. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, и ее главные цели – установление истины, развитие умений поиска и отбора информации, умения ее оформления и последующей защиты в виде исследовательских проектов, оформления музейных экспозиций и ведения экскурсионной деятельности.

             Данный план рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю), из которых половина отводится на практические занятия.

            Для планирования использована следующая литература:

«Люби и знай свой край» под ред. Б.Я.Табачникова. Воронеж, 2008

Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М., «Просвещение», 1998

Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская работа в школе. М., «Вербум», 2001

Журнал «Преподавание истории в школе»

                                    2. Основные задачи кружка «Поиск»

Изучение исторических и другого вида источников по краеведению и музейной тематике, задач музея;

Знакомство с формированием основных и вспомогательных фондов музея;

Приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности;

Пропаганда охраны памятников истории, культуры и природы родного края;

Способствовать культурно- просветительской работе среди учащихся через организацию экскурсионной работы и выпуск газеты «Родничок»;

Формирование актива школьного краеведческого музея.

                                                                                                                               3.

                             3. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

              Тема занятия

Кол-во

часов

Из них

практические занятия

Дата проведения

1.

Вводное занятие: понятие музей.

Основные задачи музея

    1

2.

О чем рассказывает школьный музей. Его основные разделы

    2

       1

3.

Актив музея и его формирование

    1

4.

Где и как собирать материалы для музея

    2

       1

5.

Паспортизация школьных музеев

    1

6.

Важнейшие источники для формирования музейных экспозиций. Формирование экспозиций музея

     5

       2

7.

Исследовательская работа музея и ее направления

     6

       2

8.

Подготовка и заслушивание рефератов по выбранным темам

     4

       4

9.

Как записывать воспоминания.

      3

       1

10.

Как оформить музейную экспозицию

     2

       1

11.

Как подготовить и провести экскурсию по музею

     3

       1

12.

Профессия экскурсовода

     1

13.

Практические занятия в музее- проведение тематических экскурсий

      2

      2

14.

Итоговое занятие –музейная конференция

     1

      1

ИТОГО:

   34 ч

       16 ч

                                                                                                                               4.

               Основные направления краеведческой работы на 2011-2012 гг

Поисковая и исследовательская деятельность по темам:

Родословная семьи;

История учительских династий села Колыбелка;

Цена Победы. Фронтовой разведчик Грищенко И.В.;

Человек, общество, армия ( СтарченкоИ.С., Далматов Н.В)

История школы в селе Колыбелка;

«Свои- чужие» (Турки- месхетинцы в Колыбелке);

История моей улицы (Красный Пахарь- Донская- Героя Шевцова);

«Красная школа»: история постройки и судьба;

Топонимика села Колыбелка ;

Родословная известного земляка ( тренер Ростороцкий);

«Ему присвоено звание «народный» ( история Колыбельского хора);

«Живая вода» ( В защиту экологии);

Проект туристического маршрута по памятникам природы и истории села Колыбелка

            2. Проведение тематических экскурсий в музее для учащихся и  

                гостей школы  

            3. Выпуск газеты «Родничок» с отчетами о работе музея

            4. Подготовка  папки по истории и достижениям музея      

                                                                                                                                  5.

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

1. Вводное занятие: Что такое краеведение. Важность изучения родного края. Роль музея в изучении края. Понятие «школьный краеведческий музей» и его основные задачи.

2.Занятие 2-3. О чем рассказывает школьный музей.

Социальные функции музея. Профили школьных музеев. Создание музея- дело всей школы. Принципы организации и деятельности школьного музея. Основные направления работы и разделы музея. Практическое занятие: знакомство с основными разделами музея «Колыбельский родничок»

3. Занятие 4.Актив музея и его формирование.

Актив музея. Пути подготовки актива учащихся. Формирование актива и планирование работы.

4.  Занятие 5-6. Где и как собирать материалы для музея.

Первые шаги работы. Краеведческий поиск - основной путь сбора материалов для школьного музея. Краеведческая экспедиция. Ведение документации.  Основные и вспомогательные фонды музея. Практическое занятие: презентация музейных экспозиций.

5. Занятие 7.Паспортизация школьных музеев.

Что такое паспортизация. Кто проводит паспортизацию школьных музеев. Свидетельство и паспорт музея.

6.Занятия 8-12. Важнейшие источники для формирования музейных экспозиций. Формирование экспозиции музея.

Понятия «музейная экспозиция, экспонат». Вопросы разработки музейной экспозиции и принципы ее построения. Этапы создания экспозиции и ее актуальность. Практические занятия: Работа с экспозициями в музее- 1.

Подготовка экспозиции по заданной тематике – 2.

7. Занятия 13-18. Исследовательская работа музея и ее направления.

Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Определение темы, предмета, объекта исследования.  Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач.

 Цель и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Исследование в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы. Практическое занятие 1. План написания статьи. Логика изложения материала. Анализ фактического материала. Цитата. Сноски. Начало и завершение статьи. Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования.

Практическое занятие 2. Тема реферата, разделы. Основное резюме. Рецензирование.

                                                                                                                                   6.                                                                                                                                      

8.Занятия 19-22. Практические работы: подготовка и заслушивание рефератов по выбранным темам поиска ( прилагаются). Создание компьютерных презентаций.

9. Занятия 23-25. Как записывать воспоминания.

Культура речи. Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Оценка речевых высказываний собеседника. Поиск собеседников. Подготовка к интервью. Время и место проведения интервью. Знание исторического фона. Техника записи интервью.

Практическое занятие, Интервью на заданную тему. Как себя вести во время интервью. Индивидуальный характер,  личностность речи.

10. Занятия 26 – 27. Как оформить музейную экспозицию.

Этапы создания экспозиции и ее актуальность. Практическое занятие: Создание экспозиции «История школы».

11.Занятие 28. Профессия экскурсовода. Экскурсия – одна из основных форм работы музея.

12. Занятия 29 -31. Как подготовить и провести экскурсию по музею. Что такое экскурсия. Работа в качестве экскурсовода.  Как  подготовить экскурсию. Культура речи во время экскурсии. Практическое занятие: Подготовка экскурсии по экспозициям музея.

13. Занятия 32-33. Практические занятия в музее: проведение тематических экскурсий для учащихся школы.

14. Итоговое занятие  34. Музейная конференция. Презентация исследовательских проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Юный информатик"

Кружок проводится 1 час в неделю для 8-11 классов....

План работы кружка "Путешествие в мир растений"

В соответствии с новыми стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение растений.  Курс «Путешествие в мир растений» содержит знания, вызывающий познавательный интерес ...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации».

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации»....