Времен связующая нить
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremen_svyazuyushchaya_nit.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Времён связующая нить.

Задачи:

  1. Расширение знаний обучающихся о традициях, культуре, быте коренных народов Ямала.
  2. Способствовать формированию активной социальной позиции, умения предъявлять результаты своего труда.
  3. Воспитание чувства интереса и сопричастности к истории ненецкого народа.

Оборудование: 

  1. тундровые ягоды;
  2. строганина;
  3. картонные рыбки и удочка;
  4. цветная бумага, ножницы;
  5. призы участникам;
  6. «Северный край» (И.Корнелюк), «Песня девушки» (сл. В.Ледкова, муз.С.Няруя), «Праздник солнца» (сл.А.Марласова, муз. С.Няруя).

Форма проведения: игра-путешествие.

Контингент участников: учащиеся школы (5-6 кл.).

Ожидаемый результат:

  1. Расшириться круг знаний обучающихся о традициях, культуре, быте коренных народов Ямала.
  2. Обучающиеся, в ходе подготовки к мероприятию, выполняя национальные костюмы, усовершенствуют умение изготовления национальной одежды.
  3. Формирование толерантности.

Место проведения: школьный этнографо-краеведческий музей.

Ход мероприятия.

(звучит песня «Северный край» авт. И.Корнелюк),

Ведущий 1. 

Добрый день уважаемые участники и гости нашего праздника. Именно праздником мы назовем увлекательное путешествие по страницам истории небольшого, но удивительного края с красивым названием – Ямал.

Ведущий 2. Чтобы иметь будущее народ обязательно должен знать свои истоки, обращаться к своим традициям. Только тогда мы будем уверены – нить, связывающая нас с нашими предками, никогда не прервется.

Ведущий 1. Мы приглашаем вас в путешествие по нашему прекрасному краю, чтобы лучше узнать народ, живущий в заснеженной тундре веками.

Ведущий 2.  

Суров мой Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

Ведущий 1. В наше путешествие мы отправляемся на самом любимом транспорте – нартах.

Ведущий 2. Команде путешественников каждого класса мы предлагаем поудобнее расположиться на ездовой нарте и в путь.

Ведущий 1. А что должен взять в руки человек управляющей нартой? Соберите из букв, разложенных на столе ответ на мой вопрос (хорей).

Ведущий 2.

-Песен, дедами спетых

В их минувшей судьбе,

Их преданий, секретов

Не узнать бы тебе,

Но живой передачей

К нам сквозь время проник

Их напевный, горячий

Их ненецкий язык.

Ведущий 1.

Он и нежен, и точен,

И красив, и силен,

Потому что отточен

На граните времен.

Свет угаснувших красок

Сохранил он один-

Сколько помнит он сказок,

Богатырских былин!

                     ( Два языка)

Ведущий 3. А вот и первая остановка Станция сказочная. Участникам нашей игры нужно отгадать, какую сказку покажут наши юные артисты, и вспомнить её конец.

(Инсценировка сказки «Три сына»).

Ведущий 1. Продолжаем наше путешествие по родному краю. Красивая и очень яркая тундра летом. Но не всегда мы только любуемся её красотами…

Ведущий 2.

…От ягоды тундра багрова!

Морошки - хоть век собирай!

Тебе с благодарностью снова

Я кланяюсь, щедрый мой край…

 (Тундра лучится)

Ведущий 3. Наша вторая остановка Станция ягодная. Участникам по очереди мы будем завязывать глаза, а вы ребята с закрытыми глазами должны покушать и отгадать ягоды (морошки, брусники, черники, клюква и другие ягоды).

Ведущий 1.

…В нашей тундре озёр-

Что оленьих следов,

И от пляшущей рыбы-

По волнам круги…

Ведущий 2.

Отправляется лодка

Долблённая в путь.

За кедровые вёсла

Взялись рыбаки…

…Нужно многое знать,

Если хочешь ухи!

(Рыбак)

Ведущий 3. Станция рыболовная. Ребята предлагаем вам сыграть в игру «Поймать рыбку», каждый поймавший называет рыбу, которая водиться у нас, если участник не назвал рыбу, балл не даётся. Каждый участник делает по 3 броска удочки.

Ведущий 1.

На обеды в интернате

Обижаться нет причины,

Но пришелся б очень кстати

Здесь кусочек строганины

(Строганина)

Ведущий 3. Станция вкусная. Что такое строганина? А какой самый вкусный соус к рыбному блюду? Участники представляют свой соус, а зрители оценивают его.

Ведущий 1.

Строганины наевшись,

Отдохнувши с пути,

Снарядятся мальчишки

В тундру стадо пасти.

Ведущий 2.

Будут девочки в чумах

Шить цветные кисы,

Будут деды лукаво

Улыбаться в усы:

Подросли ребятишки

Поумнели от книг

А, гляди, не отвыкли

От ремесел родных!

(Испытание)

Ведущий 3. Станция ремесленная. Участникам предлагается из бумаги «сшить» ягушку, украсить её орнаментом и объяснить его значение.

Ведущий 1.

… Он в тундре живет

с незапамятных пор.

И Север представить

нельзя без оленя.

Ведущий 2.

                       Олень- это тундры

Пятнистый ковер,

Её вдохновенье,

Её откровенье…

Ведущий 3. Станция оленья. Огромная роль оленя в жизни тундровиков отражена в устном народном творчестве. Попробуйте отгадать загадки об этом животном.

Один скочует, другой встанет (рог оленя).

Одна сторона - поднючье, другая сторона - нюк (ухо оленя).

Никакой богатырь бросить не может (уши оленя).

Обгорелые пни без числа (желудок оленя).

Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись (копыта оленя).

Летом - меховые, зимой – берестяные (рога оленя).

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Пасется весь день

Кто это? (олень)

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

                                    (олень)

Лес не лес,

Туча не туча-

То по тундре кочует,

То на одном месте кружится (оленье стадо).

Ведущий 1.

Швов никто в одежде ненок не найдёт.

Руки гибкие, и стан - под стать березе.

То «сиянье» сотворят иглой,

И оно в орнаменте лучиться.

Ведущий 2.

То олень, рога взметая, мчится,

Свет в одежде меховой струится

И переливается игрой

Ярких красок - их сама природа

Сотворила для умелых рук

Наших наблюдательных подруг… 

                                  (Тундровички)

(звучит «Песня девушки» (сл. В.Ледкова, муз.С.Няруя и проходит демонстрация национальных костюмов)

Ведущий 1.

…Не утону я в сугробах тундры,

Обвалов снежных не испугаюсь.

Я всё осилю - и дождь, и вьюгу,

Затем что помню заветы деда.

Ведущий 2.

…я крепко помню заветы деда,

Не заблужусь я худым оленем-

Заветы деда меня арканят,

С кривых тропинок выводят к солнцу…

                                                               (Заветы деда)

Ведущий 3. Столетиями накапливалась народная мудрость, которая выработала незыблемые правила поведения человека тундры. Следующая наша станция Запретная.  Какие запреты вы знаете? Перечислите, пожалуйста, их.

Ведущий 1. Вот и подошло к концу наше путешествие. Закончить его нам хочется словами великого ненецкого поэта Леонида Лапцуя, к стихам которого мы обращались сегодня.

Ведущий 2.

Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Будто моря Карского волна,

Если вьюга зарычит, страшна,

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ведущий 2.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодрости исполнится твой дух,

В тундре - век двадцатый, наши дни.

Сядешь в нарты, что летят стрелой,

Или в сизокрылый самолёт,

В тундре, под Полярною звездой,

Где живёт мой маленький народ,

Жар гостеприимства сохраня,

Обогрет ты будешь без огня!

(звучит песня  «Праздник солнца» сл.А.Марласова, муз. С.Няруя).

Использованная литература

  1. Лапцуй Л. Песни мои - детям. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2001.
  2. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа/ автор-составитель Федорова Л.В.-Сыктывкар: АО «Коми республиканская типография», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Времен связующая нить…»

Внеклассное мероприятие ко дню Защитника Отечества для учащихся среднего звена. Посвящается памяти воинов Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни.Цель: формирование патриотизма, как качества л...

ЭРУДИТ-ТУРНИР "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"

ЭТОТ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ НА ОТКРЫТОМ ОБЩЕШКОЛЬНОМ МЕРОПРИЯТИИ. НАЗВАНИЕ "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ". ЕГО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В 6-8 КЛАССАХ. А ТАКЖЕ И КАК ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. НЕОРБХОДИМО СОЗДАНИЕ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"...

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Времен связующая нить.

Урок разработан для обучающихся 7 класса. Урок  проведу в школьном Зале Славы. Будут вести урок и обучающиеся 7 класса. Будут приглашены не только ветераны нашего района, но и родители. ...

Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить

Мы привыкли  к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...

Рабочая программа кружка "Времен связующая нить"

Цель программы Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания крючком.                    ...