Изучение регионального компонента в школе
статья по краеведению на тему

Региональные проблемы многогранны, но тем они и замечательны в воситании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sutulovoy_i.v..doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сутулова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МОБУСОШ № 3

«Содействие учащимся общеобразовательной школы  в адаптации в   социокультурной среде региона посредством преподавания   курса «Кубановедение»

(из опыта работы)

«Где бы ни был человек – близко или далеко от родины – он всегда помнит о маленьком уголке ее, где впервые глаза его увидели синее небо, где он сделал первый шаг в жизни».

В.О. Ключевский

План:

  1. Анализ современного состояния регионоведения
  2. Концепция преподавания Кубановедения в МОУСШ № 3
  3. Анализ работы в течение 3 лет

В настоящее время  в связи с резким падением нравственного уровня общества остро ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине,  истории своей страны важно прививать с детства. Поэтому  краеведческая работа в школе становится особенно актуальной. Важнейшим аспектом современной государственной политики является введение регионального компонента в систему образования разного уровня.

    В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета “Кубановедение”, который является обязательным. 

Концепция преподавания данной учебной дисциплины заключается в идее изучения малой родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Через понимание малой родины юный гражданин осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучая регион проживания, школьники знакомятся с:

  1. конкретными фактами из его политической, культурной, общественной, экономической жизни;
  2. общими процессами и закономерностями развития страны и региона, проявлением региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций динамики российского общества;
  3. влиянием выявленных особенностей на жизнь самих учащихся, их семьи и школы в настоящем и будущем.

Изучая родной край, школьники Кубани получают информацию об:

  1. истории и культуре народов, проживающих в регионе, их менталитете и традициях;
  2. истории образования, топонимики городов, станиц и сел, что дает знания  о своей родословной, формирующие чувство «малой родины»;
  3. основах этнологии (одежды, обычаев, традиций), фольклора, песенной и танцевальной культуры, искусства народов, населяющих край, что способствует формированию толерантности (терпимости, взаимного уважения) в межнациональном общении;
  4. развитии народных промыслов и ремесел.

Задачи курса:

1. Развитие у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;

2. Изучение истории родного края, обычаев и традиций народов, проживающих на территории края, его основной социокультурной единицы - казачества

3. Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;

4. Развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков;

5. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов;

6. Приобщение учащихся к миру прекрасного, формирование чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку;

7. Воспитание духовности, нравственности.

Принципиальным отличием современного образования является, прежде всего, ориентация не на знания, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы.

Вводя в учебно-воспитательный процесс курс Кубановедения, коллектив МОУСШ № 3 принял в целом предложенную концепцию преподавания дисциплины, спрогнозировав следующий конечный результата: приобретая систематизированные знания из истории родного края, ученики должны:

  1. проявлять стойкую способность к оценочным суждениям, выражающим ценностную ориентацию личности (этические идеалы, мотивы, системные знания от базового понятия к философскому осмыслению);
  2. грамотно владеть методами и способами познавательной деятельности и их самостоятельного выбора;
  3. быть готовыми к исследовательской, творческой деятельности в предметной области «Кубановедение»;
  4. обладать способностью к установлению межпредметных ассоциаций в изучаемом культурно-историческом пространстве города, края.

Учитывая комплексное изучение курса на предметах лингвистической (русский язык), гуманитарной (литература, история и обществознание), естественнонаучной (география, биология), искусствоведческой (музыкальное, изобразительное искусство) направленности, а также на занятиях элективных курсов в предпрофильных 9-х классах, ожидаемым результатом является также полное, гармоничное регионоведческое образование ученика.

С учетом сказанного выше была сформулирована проблема методической работы: «Содействие учащимся общеобразовательной школы в адаптации в социокультурной среде региона посредством преподавания курса «Кубановедение».

Для решения названной проблемы была создана творческая группа педагогов школы в составе:

- Дехтярева И.В. – учитель ОИД высшей категории, председатель

- Автаева А.А. – учитель ОИД высшей категории, член группы

Парахина С.А. – учитель русского языка высшей категории, член группы

Глухова Е.В. – учитель географии высшей категории, член группы

Инякина Л.Д. – учитель биологии высшей категории, член группы

Мовсесова К.Г. – учитель музыки высшей категории, член группы

Левикина А.В. – учитель изо, член группы.

 Изучив и проанализировав состояние преподавания краеведения в школе, группа определила необходимость разработать систему преподавания Кубановедения на уроках и во внеурочной деятельности учеников.

Членами группы были проведены следующие мероприятия:

  1. Систематизированы и  изучены документы, регламентирующие преподавание курса в средней школе.
  2.  Составлен перспективный план работы
  3. Сформирован банк данных:
  1. опыт преподавания краеведения в стране
  1. опыт преподавания краеведения на Кубани
  1. опыт преподавания краеведения в МОУСШ № 3.
  1.   Проанализирована возможность применения традиционных и нетрадиционных форм и методов урока для преподавания Кубановедения по результатам анализа составлена Памятка преподавателю Кубановедения.
  2. Изучена возможность расширения содержания предмета, развития предметных умений и навыков во внеурочной деятельности учеников. Разработаны Рекомендации членам педагогического коллектива по организации изучения школьниками родного края вне основного учебного процесса
  3. Выявлены методические проблемы в организации преподавания курса. Намечены пути устранения данных проблем.
  4. Определены основные критерии мониторинга качества преподавания курса «Кубановедение»
  5. Проведено анкетирование:

– преподавателей курса «Оценка уровня готовности к преподаванию курса»

-  учащихся 1-11 классов:

«Мотивация изучения курса»

 «Степень владения навыками проживания в социокультурной среде региона».

               9. Изучен национальный состав школы

Промежуточные итоги работы над проблемой были подведены в 2005 – 2006 учебном году в процессе проведения и анализа предметно-методического месячника «Преподавание курса Кубановедения – способ содействия учащимся в адаптации в социокультурной среде региона»

В рамках месячника были проведены следующие мероприятия:

  1. Методические
  1. педчтения «Система преподавания регионоведения в Краснодарском крае»;
  2. занятия постоянно действующего семинара «Приемы работы по содействию учащимся в адаптации в социокультурной среде региона»;
  3. заседания за Круглым столом по обмену опытом педагогов «Приемы организации учебной деятельности школьников по изучению родного края на уроках и во внеурочное время»;
  4. выпуск ежемесячного бюллетеня по методике преподавания курса;
  5. психолого-педагогические тренинги по выявлению интересов и наклонностей учеников, учета выявленных интересов и наклонностей в организации учебной и поисково-исследовательской деятельности детей;
  6. декады открытых уроков и мероприятий;
  7. совещания по итогам предметных уроков и мероприятий;
  8. выпуск ежегодного альманаха «Урок Кубановедения»).
  1.  Учебные открытые уроки:
  1. «Солнечные и яркие кубанские натюрморты» (изобразительное искусство, 6в класс, учитель Левикина А. А.)
  2.  «Внутренние воды Краснодарского края» (география, 8в класс, учитель высшей категории Глухова Е. В.);
  3.  «Присоединение Прикубанья к России» (история, 10а класс, учитель высшей категории Дехтярева И. В.);
  4.   «Реформы Александра 2 на Кубани» (история, 8б класс, учитель высшей категории Автаева А. А.);
  5. «Певцы земли Кубанской» (чтение, 2а класс, учитель высшей категории Пикалова Г. В.);
  6.  «Культурные растения Краснодарского края и их распознавание» (природоведение, 4б класс, учитель высшей категории Чулкова А. И.);
  7. «Кубанский казачий костюм»  (история, 1а класс, учитель первой категории Демьяненко Е. А.) и многие другие.
  1. Внеклассные
  1. Классные часы «Кубань – моя родина» (5бв классы, классные руководители Яковенко В. В., Галкина И. В.); «Прошлое родной земли» (5б класс, классный руководитель Яковенко В. В.).
  2. Конкурсы

- стенных газет «Тебе, Кубань родная, посвящаем…») (5 – 11 классы)

 - знатоков родного края «Кубанью нельзя не гордиться» (5 классы)

 - «День Кубани» (литературно-музыкальный; учитель музыки высшей категории Мовсесова К. Г.)

 -  кроссвордов о родном крае. (6 – 8 классы, учитель географии  высшей категории Глухова Е. В., учитель биологии высшей категории Инякина Л. Д.)

  1. викторины «Знай свой край» (2-е классы, 4-е классы, 7 классы, 9-е классы)
  2. выставки работ учащихся «Наш подарок родному краю» (по параллелям)
  3. заочные встречи с космонавтами «Звездные люди Кубани» (9- 11- е классы, учитель первой категории Кононенко В. И.)
  4. фестиваль казачьей культуры «Кубань – казачий край» (6 – 10- е классы, учитель истории высшей категории Дехтярева И. В., учитель  истории высшей категории Автаева А. А., учителя иностранных языков Галкина И. В., Яковенко В. В.)
  5. встречи в литературной гостиной «Говоры и диалекты Кубани» (6б 7б классы, учителя русского языка и литературы высшей категории Парахина С. А., Алябьева Т. А.)
  6. заседание клуба «Эврика» «Возможности развития рекреационного хозяйства Кубани» (8 – 10-е классы, учитель географии высшей категории Глухова Е. В.)
  7. игра-пресс-конференция «Культурное наследие кубанского казачества» (8в класс, учитель русского языка и литературы Лущай Л. Ф.)
  8. экологический спектакль «Берегите родную землю!» (5 – 8 классы, учитель первой категории Якимович С. В.)
  9. научно-практическая конференция «Экология Кубани» (7 – 11-е классы, учитель химии высшей категории Выдра Е. Г., учитель биологии высшей категории Инякина Л. Д.).

Результаты промежуточного подведения итогов работы по преподаванию курса «Кубановедение» следующие.

 Учащиеся школы принимают активное участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах регионоведческой направленности, демонстрируют хорошие знания, умения, навыки:

  1. в 2004 году ученица 11 класса заняла 1 место в краевом конкурсе «Мое родословие»;
  2. в 2004 г. клуб «Эврика» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Отечество» (работа-альбом-альманах «Родина моя – Кубань»);
  3. в 2004 г. ученик школы занял 1 место в районе и 4 место в крае в конкурсе кроссвордов «Мой край родной»;
  4. в 2005 г. клуб «Эврика» стал лауреатом краевого конкурса краеведческих исследовательскихработ «Кубанский край – земля родная»;
  5. в 2006 г. клуб «Эврика» занял 3 место в краевом конкурсе на лучшую постановку экологического образования в средней школе;
  6. в 2005 г. двое учащихся школы стали призерами районной олимпиады по Кубановедению;
  7. в 2006 г. ученица 10 класса заняла 1 место в районной олимпиаде по Кубановедению;
  8. в 2006 году заняли призовые места в районном конкурсе по географии Кубани трое учащихся;
  9. в 2006 г. заняли призовые места в районном конкурсе «Лермонтов на Кубани» 11 учащихся школы;
  10. в 2006 г. классный руководитель 10 «А» класса Говорова Е.А. была награждена Главой администрации города Новокубанска и ценным подарком за активное участие класса в мероприятиях по озеленению и уборке прилегающей к школе территории;
  11. в 2006 г. 34 ученика (из 75 от общего числа) 9 классов выбрали для изучения в рамках предпрофильного образования элективный курс «Краснодарский край и сопредельные государства»; все ученики по окончании изучения курса написали зачетные работы и защитили их перед школьной комиссией; 10 лучших работ были представлены на школьную научно-практическую конференцию и награждены:
  1. Грамотами – 3
  2. Дипломами второй степени – 5
  3. Дипломами третьей степени – 2
  1. 2007 г. ученица 9 класса стала дипломантом краевого конкурса, посвященного 280-летию  Кошевого атамана З.А. Чепеги.
  2. 2007 г. ученица 10 класса заняла 1 место в районе по Кубановедению
  3. 2008 г. ученицы 8 и 9 классов заняли 1 места по Кубановедению (район), ученица 8 класса – 5 место на зональной олимпиаде
  4. 2008 г. ученица 10 класса заняла 1 место (район) в конкурсе «Моя малая родина». История казачества: история, происхождение, традиции»; и 3 место в крае в указанной номинации
  5. 2008 г. ученица 7 класса заняла 1 место в конкурсе кроссвордов, посвященных 65-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских войск; стала финалистом краевого этапа указанного конкурса.


УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА

(ВСЕГО ОПРОШЕНО 15 ЧЕЛОВЕК)


УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

(в %).


УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (в %).

Опрошено 100 учащихся

Мотивация изучения курса

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (в %).

Опрошено 100 учащихся

Готовность проживания в социокультурной среде

Таким образом, предварительные итоги преподавания курса Кубановедение подтверждают концепцию педагогического коллектива школы о том,  что данная учебная дисциплина  предоставляет весьма эффективные возможности для содействия учащимся средней школы в адаптации в социокультурной среде региона; в процессе изучения предмета у учащихся слагается целостное представление об истории, политике, экономике, культуре и экологии родного края. Это помогает гражданам страны, проживающим в регионе, чувствовать себя в нем комфортно.

Приложение

Приложение №___

Проблемы в организации преподавания Кубановедения

Намеченные пути преодоления проблем в организации преподавания Кубановедения

  1. Отсутствует учебно-программное обеспечение курса
  2. Нет иллюстративного материала, таблиц
  3. Отсутствуют программы по курсу Кубановедения по всем учебным дисциплинам
  4. Не разработаны требования к ЗУНам
  5. Низкий уровень мотивации учащихся (на начальном этапе)
  6. Низкий уровень психологической готовности учителей преподавать курс (на начальном этапе).

  1. Активизация методической работы
  1. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  2. Накопление банка данных по проблеме
  3. Разработка памяток, рекомендаций, пособий
  4. Оформление раздаточного, наглядного материала
  5. Разработка временных требований к ЗУНам и критериям оценки знаний учащихся

  1. Активизация внеурочной деятельности школьников
  1. Поисково-исследовательская деятельность (рефераты, доклады, экспедиции, встречи с интересными людьми).
  2. Досуговая деятельность (фестивали, концерты, ярмарки)

Приложение №___

Анкета учителей

«Оценка уровня готовности

к преподаванию курса»

  1. Насколько Вам известна концепция преподавания курса «Кубановедение»?
  2. Известны ли Вам цели и задачи преподавания курса «Кубановедение»?
  3. Дайте оценку уровня Вашей информированности и компетентности в вопросе изучения региона, родного края.
  4. Каков уровень учебно-методической подготовленности в этом вопросе?
  5. Какие уроки по типу и форме Вы готовы применять для изучения содержания предмета?
  6. Насколько широки межпредметные связи, и применяются ли они Вами в работе?
  7. Какими методическими, учебными, воспитательными, «находками» в изучении курса Кубановедение Вы готовы поделиться с коллегами?
  8. Дайте оценку необходимости и целесообразности изучения курса и включения его в базисный учебный план?


Уровень готовности учителей

к преподаванию курса (по анкете № ___).

Учебные годы

Всего опрошено учителей

Известна концепция преподавания

Известны цели и задачи

Психологическая самооценка готовности к преподаванию курса

Самооценка «Имею богатый наглядный и раздаточный материал»

Имеется опыт работы по преподаванию курса

Оценка администрации: количество учителей готовых преподавать курс

2002 – 2003

15

5

3

1

8

6

5

2003 - 2004

15

12

14

5

9

7

6

2004 - 2005

15

15

15

13

12

10

9

2005 - 2006

15

15

15

15

15

12

15

Уровень готовности  учащихся

к проживанию в социокультурной среде ( к анкете № ____).

Учебный

год

Опрошено учащихся

Мотивация изучения курса

Готовность проживания в социокультурной среде

высокая

средняя

низкая

хорошая

удовлетворительная

низкая

2002 – 2003

100

1%

3%

96%

4%

13%

83%

2003 – 2004

100

5%

12%

83%

9%

14%

77%

2004 – 2005

100

15%

25%

60%

15%

25%

60%

2005 - 2006

100

30%

50%

20%

29%

49%

22%


Приложение № ____

Мотивация изучения курса.

«Уровень готовности к проживанию в социокультурной среде региона»

  1. Считаешь ли ты нужным изучать историю, культуру, экономику родного края?
  2. Регулярно ли ты знакомишься с материалами СМИ, касающимися жизни края?
  3. Назовите край, в котором вы живете, административную столицу и количественный состав населения?
  4. Определите национальный и религиозный состав населения края.
  5. Дайте оценку социальному составу региона.
  6. Что вам известно о ресурсах и богатствах края?
  7. Дайте оценку значимости Краснодарского края в общефедеральном масштабе.

Критерии мониторинга качества преподавания курса

  1. Высокий уровень мотивации
  2. Активная методическая работа учителя  ( в том числе инновационная и экспериментальная деятельность, обобщение и распространение передового педагогического опыта)
  3. Высокий уровень познавательной потребности

Критерии мониторинга деятельности учащихся

  1. Высокий уровень мотивации изучения предмета
  2. Высокий уровень активности

а) поисковая деятельность

б) досуговая деятельность


Уровень готовности  учащихся

к проживанию в социокультурной среде ( к анкете № ____).

Учебный

год

Знают важнейшие исторические вехи края и умеют их анализировать

Владеют целостной информацией о политической ситуации в регионе

Владеют целостной информацией о состоянии экономики в регионе

Знают экологические проблемы края и пути их решения

Знакомы с особенностями многонациональной культуры края

2002 – 2003

7%

3%

8%

10%

7%

2003 – 2004

10%

9%

14%

25%

15%

2004 – 2005

15%

18%

21%

34%

24%

2005 - 2006

36%

39%

40%

49%

50%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе

Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...

Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...

Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"

Презентация показывает основные задачи проектной деятельности,  цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....

Изучение регионального компонента в начальной школе

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...

Стендовый доклад "Самообразование педагога при изучении регионального компонента на уроках математики в условиях реализации ФГОС".

Цель и задачи самообразования педагога по данной теме:- расширение и углубление  теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете с...

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...