«Память о царе - освободителе в Петербурге»
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Вальская Татьяна Анатольевна

 

Методическое сопровождение урока в 8 кл. по теме

 «Память о царе - освободителе в Петербурге»

в разделе  программы: «Столица империи в период перемен». 

Курс истории города перекликается с темами по истории России, поэтому логично  и очень полезно на уроках истории города

·                     Обобщить и закрепить  основные знания, полученные на уроках «Истории» для понимания   на данном уроке  роли Александра IIв русской истории.

·                     Познакомить с местами города, сохраняющими память о царе – освободителе.

·                     Рассказать о новых памятниках  Александру II.

В процессе урока  с компьютерным сопровождением ребята  анализируют, сопоставляют, строят личные предположения и догадки на основе имеющихся  у них  знаний.

Они  осознанно воспринимают учебный материал, а не просто слушают лекцию и смотрят видеоряд, так как материал данной презентации использует методику развития критического мышления.

       Кроме того, закрепляется  не только умение  вести опорный конспект  при  помощи ключевых слов, но  возможность использования  свойств  памяти, основанных  на  ассоциациях.

       Наличие заданий, предполагающих задуматься, формирует  познавательный  интерес у ребят, воспитывает   информационную культуру,  умение пользоваться различными источниками информации.

Эффективность  использования представленного материала- это, конечно, более яркое  и образное проведение урока; высокий уровень   наглядности  и повышение динамичности и результативности урока.

 

Данную презентацию можно использовать как для дистанционного обучения, так и в расчете на различную подготовленность учащихся, если страницу с вопросами сделать со ссылками. (Ведь именно она, по сути,  и является планом урока). И тогда сильному учащемуся  можно будет  сразу переходить на тот материал, который  ему еще не знаком, в целях экономии времени. А при возможности выхода в Интернет, иметь время для поиска  ответов на  вопросы  домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к компьютерной разработке урока с использованием слайд-шоу.

Автор- Вальская Татьяна Анатольевна, Красносельский район, ГОУ лицей № 369.

Учебная программа- Л.К.Ермолаева «История и культура Санкт- Петербурга»  8 кл; тема программы: «Столица империи в период перемен», тема урока «Память о царе освободителе в Петербурге»; жанр разработки- методическое сопровождение.

Задачи урока: Образовательные:

  1. Обобщить и закрепить знания, полученные на уроках «Истории России» для понимания  создания многочисленных памятников Александру II в царской России.
  2. Познакомить с местами города, сохраняющими память о царе – освободителе.
  3. Рассказать о новых памятниках  Александру II.

Развивающие:

  1. Формировать умение анализировать, сопоставлять, строить свои личные предположения и догадки на основе имеющихся  знаний.
  2. Развивать  мыслительные  операции  посредством  сознательного восприятия учебного материала.
  3. Развивать умение составлять конспект при  помощи ключевых слов.

Воспитательные:

  1. Формировать познавательный  интерес, воспитывать информационную культуру.
  2. Способствовать воспитанию патриотизма и уважительного отношения  к истории своей страны и родного города.

Эффективность  использования представленного материала: Более   яркое  и образное проведение урока; высокий уровень   наглядности  повышает динамику урока за счёт быстрой смены слайдов.

Методические рекомендации представлены в комментариях к уроку, приводимом ниже.

Технические рекомендации: смена слайдов происходит по щелчку.

Список источников:

  1. Виноградов П. Царю, освободившему Россию // Невское время. - 2005. -3 июня
  2. Воронцов И. Истинное лицо императора // Российская газета.- 2008.- 4 марта
  3. Панченко Т. Денег на восстановление бронзового бюста Александру II нет// Мой район.-2009.- 4 июня
  4. Савельев Ю.Р.  Памятник Царю-Освободителю для Санкт-Петербурга. К истории конкурсов 1886 – 1911 годов. // История Петербурга.-2003.- № 3 .- С. 73 – 79
  5. Забытая Россия: Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII – начала XX века.- http://www.fotonovosti.ru – дата обращения 11.02.11
  6. Памятники Александру II. - http://kantor.forum24.ru-  дата обращения 7.12.10
  7. Энциклопедия Петербурга.-http://www.encspb.ru/article.php?kod=2805469819.- дата обращения 25.01.11
  8. Авторские фотографии /частично/

В ходе  слайд- урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с фотографиями и фактами, позволяющими наглядно сопровождать рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Комментарии к слайд-уроку  «Память о царе- освободителе в Петербурге»

Организационный момент. Объявление темы урока. Напоминание о ведении конспекта урока с помощью ключевых слов. Учащимся  предлагается ответить на вопросы /слайд 2/. Выясняется, насколько ребятам знакома данная тема:

/слайд 3/           Знаменитый поэт и будущий  воспитатель  императора  В. Жуковский приветствовал рождение царственного младенца стихами, в которых как бы предугадал его будущую судьбу.

1 марта 1881 года Александр II был убит народовольцами, в день, когда он должен был подписать пакет важных законопроектов.

Не случайно Александра II  назвали «освободителем»:  в 19861 г. им был подписан манифест об отмене крепостного права, в его правление в России началось утверждение принципов гражданского общества, именно тогда появились термины «оттепель» и «гласность».

/слайд 4/   2011 год:  юбилейный год для нашей страны 

/слайд 5/    Памятники, о которых сегодня пойдет речь, будут напоминать о важных реформах Александра II.  Где в Петербурге можно  увидеть  мемориальные доски с  информацией о важных событиях его правления?

/слайд 6/       Какое официальное название носит это храм?  

    На месте покушения в апреле  того же 1881 г. была  поставлена  деревянная часовня по проекту арх. Бенуа, через стеклянную дверь которой были видны булыжники, окропленные кровью императора. В настоящее время в оригинале сохранены: часть чугунной решетки Екатерининского канала, плиты панели и часть булыжной мостовой со следами крови.

/слайд 7/   1 марта 1881 года император  Александр II, проезжая вдоль Екатерининского канала, был смертельно ранен бомбой, брошенной террористом И. И. Гриневицким.

12 марта 1881 года новый император - Александр III, учредил медаль «В память покушения 1 марта 1881 года» для награждения всех лиц сопровождавших в тот день его отца и издал указ о возведении храма на месте убийства.

Похоронили Александра II в усыпальнице Петропавловского собора.

/слайд 8/   Итак, истекающего кровью Александра II отвезли в Зимний дворец. Обстановка кабинета  сохранилась по настоящее время почти без изменений. Там, где прошли последние минуты жизни  императора, установлены его  бюст  и мемориальная доска с надписью  «здесь 1 марта 1881 года в 3-35 пополудни скончался Александр II».

/слайд 9/   На Александра II было совершено 7 покушений.  О последнем знают все. Первое же было совершено 4 апреля 1866 года во время прогулки  императора в Летнем саду. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866-1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р. А. Кузьмина. В 1930-м -  ее разобрали, затем на ограде появилась табличка  «…революционер Д. Каракозов стрелял в императора Александра II», сегодня  -утраченная.

В свое время именно Александр II являлся одним из наиболее популярных монархов. В царской России памятники царю – реформатору стояли чуть ли  не в каждом губернском городе, но  в 1917 г. вместе с царским троном попадали и памятники эпохи.

/слайд 10/   Человек-невидимка» у психиатрической больницы когда-то был Александром II.     Как вы думаете, о чём  может сообщить эта  новость, прочитанная мной в интернете?

С 1893 до 1917 г. на этом пьедестале стоял памятник Александру II работы Николая Лаверецкого. Бронзовый бюст Императора был сопровожден текстом «Императору Александру II. Основателю больницы» в память о строительстве лечебницы для рабочих  в честь 19 февраля 1961 г. (помните,  с чем связана эта дата?) на личные средства императора. В 1931 г. на пьедестале установили памятник Ленину. Затем и он исчез, но появилась надпись - «Человек-невидимка».

Над воссозданием первоначального  монумента с 1996г. работает скульптор Станислав Голованов.  Но, за 15 лет требуемых на изготовление бюста 2 млн. рублей так и не нашлось.

/слайд 11/   Помните, один из пунктов реформ Александра II- здравоохранение?

Император основал и Гомеопатическую больницу, в память об этом с 1898 г.  перед ее входом  на Лицейской улице (ныне - ул. Рентгена) находился бюст императору авторства все того же Н. Лаверецкого. Сейчас там-бюст Рентгена».

При появлении 2 фото: Что вы можете сказать об этих памятниках?

/слайд 12/   Они идентичны! На  средства крестьян  Красносельской  волости был установлен бюст перед зданием управы в 1911г.

/слайд 13/    Посмотрите на эту фотографию начала 20 века.  Подумайте, какая площадь изображена?  Какое же отношения эта площадь и Михайловский сквер имеет к теме нашего урока?  Самое прямое: в 1912 г. в центре предполагалось установить  необычный конный  монумент  Александру II испанского скульптора.

«Прекрасное России упованье» так называлась скульптурная группа.  

/слайд 14/    «Прекрасное России упованье» 1911  Все памятники, о которых  вы  услышали на уроке, были утрачены. Неужели в  нашем городе- бывшей российской столице - отсутствуют памятники царю- освободителю?

Хочу вас порадовать: друг за другом- в 2003, 2005 и 2008 гг.  наш город пополнился городской скульптурой.

/слайд 15-17/      Вы запомнили года появления новых памятников?

/слайд 18/           Музей современной скульптуры под открытым небом. Красные точки показывают размещение скульптурных групп во дворе. Открылся парк в 2002 г. За прошедшие годы парк регулярно пополнялся новыми, весьма оригинальными скульптурами, барельефами- их более 50.  Здесь есть памятники поэтам, писателям, ученым, а рядом соседствуют изображения улитки, бегемотихи, таксы…

/слайд 19/    Закрепление нового материала.  Подведение итогов работы.

/слайд 20/    Домашнее задание - выбрать  2 любых  задания для домашней работы:

  1. В нашем городе  два сада с названием «Александровский».  Где находится  сад, названный именем  Александра  II, в  котором растет дуб, посаженный самим императором?
  2. Вход  в это  учебное заведение  украшает мемориальная доска  со словами из манифеста 1861г. Почему она появилась именно здесь?
  3. Перед вами  фото из музеев. Где в Петербурге можно увидеть эти экспонаты?
  4. Составьте кроссворд по теме урока.
  5. Какой из городских памятников Александру II вам понравился больше всего? что своим скульптурным произведением хотел сказать автор? Напишите небольшое эссе.  


Предварительный просмотр:

ссылка для скачивания презентации:

http://narod.ru/disk/47983760001.412d6792e011a86f720625d549559a2a/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%20%20%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5.%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20(3).ppt.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д. Донской -освободитель земли русской.

Воспитательный час "Д.Донской -освободитель земли русской" , знакомит  детей с историческим прошлым России, выдающимися людьми, которые оставили заметный след, своими делами и поступками. На прим...

Память о литературных героях в Петербурге

Методическая разработка по краеведению на тему Память о литературных героях в Петербурге...

Память о Гоголе в Петербурге

Учебно-методические материалы по краеведению на тему: Память о Гоголе в Петербурге...

Презентация "Солдатам - освободителям нашего села посвящается"

Мы познакомились с ветеранами Великой Отечественной войны - жителями нашего села.В России нет семьи, которую война обошла бы стороной. Война принесла  много слез, бед и огорчений. Наше поколения ...

Работа ученицы 9 класса с авторским стихотворением - эссе "Александр Второй – Царь-Освободитель"

Эссе "Александр Второй – Царь-Освободитель", написанное ученицей 9 класса получило 1 место на областном конкурсе...

Память в Петербурге.Отрасль и достижения учёных Ленинграда.

Презентация к уроку по предмету "История и культура Санкт - Петербурга" Л.К. Ермолаева, часть -3. "Научные центры и учёные социалистического Ленинграда"....