Краеведческий материал стихотворение " Бельский герой - Семён Силаев"
творческая работа учащихся по краеведению (5 класс) по теме
Данная работа содержит материал о бельском " Сусанине" - Семёне Силаеве(Шелаеве). Она познакомит с тем, как крестьянин Бельского уезда смог отвести угрозу от города Белого и заставил трёхтысячный отряд французов повернуть назад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_semyone_silaeve.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс творческих работ школьников
Стихотворение
«Бельский герой – Семён Силаев»
Работу подготовили
учащиеся 5 класса
Будинской ООШ
Антоненков Владислав и
Журавлёва Анастасия.
Руководитель работы:
Антоненкова А.В.,
учитель истории
Будино
2012 г.
Актуальность: В 2012 году наша страна отмечает юбилей Отечественной войны 1812 года. Двести лет назад военные действия проходили в непосредственной близости от нашего уезда. Ополчение Бельского уезда сражалось и на Бородинском поле, и боролось с французскими мародёрами на территории нашего и соседних уездов. Война 1812 года, один из самых исследованных и при этом противоречивых эпизодов русской истории.
Одним же из самых непростых вопросов является вопрос о партизанском движении в Отечественной войне. И если с партизанскими отрядами, сформированными из регулярных армейских частей, какая-никакая ясность присутствует, то вопрос о народном движении является не до конца разработанным и понятным до сего дня. Работа относится к области исторического краеведения.
Целью нашей работы является нахождение материала о бельском герое Семёне Силаеве( или Шелаеве), которого в народе прозвали « Бельским Сусаниным»
Исходя из поставленной цели, нам необходимо реализовать следующие задачи:- - Исследовать материал по данной теме
- Рассмотреть роль Семёна Силаева в Отечественной войне 1812 года
В работе использовались такие методы исследования как:
1) сравнительный анализ разных исторических источников( вырезки газет,
книги, если таковые имеются)
2) поиск информации в сети Интернет
Сфера практического применения: уроки истории, исторического краеведения, а также внеклассная работа.
В результате нашего исследования у нас получилось такое стихотворение.
Стихотворение о Семёне Силаеве.
О подвиге его я ничего не знаю,
Прошло уже вот двести лет.
В газетах, книгах не писали.
Где ж на вопрос найти ответ?
И документы, и архивы,
Да и стоусая молва
Нам говорят о том, что позабыли,
Свобода города была им спасена.
« Второй Сусанин», гордость, честь и слава,
Он патриотом на века прослыл.
Тебя потомки, знаю, не забыли,
Ведь подвиг твой никто ещё не повторил.
Был год двенадцатый, суровый,
Смоленск уж сдан, враг двигался к Москве.
Война была кровопролитной и тяжёлой
И встретились войска в селе Бородине.
Наш городок был пунктом назначенья,
Войска здесь были, склады, провиант.
И вдруг как будто страх посеял кто-то:
Французы наступают? Город сдан?
Куда же деться было населенью?
Куда бежать: на Ржев или к Москве?
Ведь нужно действовать сейчас без промедленья,
Иначе все погибнем, быть беде.
И словно туча, слух окутал город,
Что армия французов велика.
Готовится к защите стар и молод,
Ведь родины судьба им дорога.
А Дибича отряд покинул город,
Решили не сражаться, город сдать.
Но горожане встали вдруг горою
И город свой решили отстоять.
А враг меж тем по Духовщинской шёл дороге,
Он наступал на белый городок.
Откуда горожанам ждать подмоги?
Не знал враг местности, не знал он и дорог.
И вот уже немного вёрст осталось.
Вдали, казалось, замаячили огни.
Осталось им пройти всего лишь малость,
Но перейти болото не смог
И не увидели несметных сил французских
Те, кто остался в городе родном.
Всех спас крестьянин, бельский наш «Сусанин»,
О нём сейчас и речь мы поведём.
Жил в Новосёлках, Бельского уезда,
Прекрасно знал окрестные места.
И почту сам возил до Демяхова,
Хоть не хватало ему тридцать лет до ста.
Любил он лошадей. Извозом занимался,
И вот он в плен к французам угодил.
Знакомое лицо увидел: « Может обознался?» -
Подумал он и тут же закурил.
И вот один из них заговорил по- русски,
Из наших был предатель, из дворян.
И с горечью подумал вдруг Силаев:
« Из-за таких вот город будет сдан.»
Узнать француз пытался у героя,
Где расположены сейчас наши войска.
Не может враг найти себе покоя,
Ведь цель была ещё так далека.
« Веди! Или убьём тебя!» - кричат французы.
« Стреляйте! Вам не запугать меня!
У вас уже изорваны картузы,
А мне честь родины, поверьте, дорога!
Топь непроглядная, болот вы не пройдёте.
А к Белому войска уж наши подошли.
И смерть свою одну лишь вы найдёте,
А силою своей меня ты не страши!»
Ему сулили золото, награду,
Лишь б он провёл другой дорогой их.
Силаев им сказал, что попадут в засаду,
Не предают ведь русские своих.
И вдруг, как крик, приказ раздался громко,
Ему ружьё нацелили на грудь.
Затвор, как эхо, прозвучал так громко,
Но наш герой не показал им путь.
И долго смерть ему в лицо смотрела,
А он ни разу взглядом не моргнул.
Его с собою взять она хотела,
Но от себя её опять он отпугнул.
Лишь только ночь в свои права вступила,
Уснул отряд французов крепким сном.
Он убежал, ночь рукавом его укрыла,
И неизвестно стало что потом.
Вот так французов обманул крестьянин,
Беду большую он предотвратил.
Простой был человек, храбрец – селянин,
И жалко, что его никто не наградил.
Его побег задуматься заставил,
И повернул французский тот отряд.
Он испугался, родину оставил,
Чему, несказанно, я очень рад.
Что вымысел, что правда – мы не знаем,
Но вот что вам, друзья, хотим сказать.
Чтоб патриотом быть, мы так сейчас считаем,
Нельзя своих героев забывать.
И помнить нам о них, поверьте, нужно,
Чтоб вновь на свете не было войны.
Чтоб жили все на свете мирно, дружно,
И чтобы не было нигде беды.
Спасибо говорим вам за вниманье,
Что нас сейчас вы выслушать смогли.
И лишь сказать осталось на прощанье,
Чтоб мир и счастье люди берегли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по экологии "День Земли"- краеведческий материал
Цели: - привлечь внимание зрителей и участников мероприятия к проблемам окружающей среды; - показать связь живых организмов с окружающей средой; - прививат...
«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)
Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока, его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...
Использование краеведческого материала при изучении имён числительных
Данная работа предназначена для учащихся 6 класса при изучении темы "Имя числительное"...
Анкеты опроса для сбора краеведческого материала
Для сбора краеведческого материала о жителях села пригодится анкета. Одинаковые вопросы на которые отвечают несколько человек дает возможность уточнить знания о определенном периоде времени, разнообра...
Стихотворение "Наш герой"
Стихотворение, посвященное Василию Алексеевичу Хомутникову, герою Калмыкии.Хомутников Василий Алексеевич родился в 1890 году в станице Денисовской Донской области (наименование дано по старому ад...
Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...
Авторское стихотворение "Мой Герой"
Это авторское стихотворение, сочиненное для моих учеников. Материал может быть использован для работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся...