Педагогический прокт "Учебник географии родного края пишем сами"
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме
Актуальность: Традиционные структура и содержание образовательного процесса ныне претерпевает серьезные изменения. Глобальный интернет и всеобщая компьютеризация населения, телевидение и новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения школьников. Работа с компьютером формирует особый, мозаичный тип восприятия информации, следствием чего становится перцептивное мышление учащихся, для которого визуальный образ выходит на первый план, а вербальность вытесняется на второй. У них зачастую слабо развитая логика, проявляется неумение анализировать, видеть причинно-следственные связи и выражать их с помощью языка. Соответственно, в учебно-методическом комплексе каждого учителя, заявляющего самостоятельный курс, должны быть предусмотрены специальные пособия, сборники, справочники, электронные материалы и иные источники, помогающие решить эту задачу.
Таким образом, через проблему:как сделать интересным обучение географии родного края и организовать взаимодействие между учителем и школьником в сборе информации о природе родного края был определен объект проектирования: использование различных ресурсов в сборе материала в изучении географии родного края в образовательном предмете:география родного края.
Была поставлена цель:совместно с учениками разработать и внедрить в учебный процесс учебное пособие «География г. Шумерли и Шумерлинского района», для реализации которой потребовалось решить ряд задач:
- Произвести анализ требований ФГОС и выявить уровень знаний обучающихся о природе родного края.
- Определить структуру и содержание пособия «География г. Шумерли и Шумерлинского района».
- Разработать модульные материалы, помогающие написать данное пособие.
- Апробировать учебное пособие на другой группе обучающихся.
- Подвести итоги, транслировать опыт по реализации проекта.
При проектировании были использованы требования к НРК, адаптированные к географии Шумерлинскому району и городу Шумерля. В результате изучения географического содержания национально-регионального компонента Чувашской Республики.
Шаги реализации проекта
1-й: Подготовительный (целеполагание) - январь
2-й: Пилотный (распределение групп участников проекта по модулям) – февраль
3-й: Основной (организационно-технические решения по созданию данного учебного пособия) - март
4-й: Запуск (использование учебного пособия в обучении) - с апреля
Ресурсы для создания учебного пособия «География г. Шумерли и Шумерлинского района», задействованные инвестиции:
имеющиеся Материальные ресурсы | необходимые (2500 руб) Финансовые ресурсы |
| на класс: |
АРМ обучающихся | Печать пособия 100 руб.– тираж 15 экз.(1500 руб.) Электронный вариант: 10 руб (800руб.) |
Материалы библиотек, школьного и городского музея, Интернет-ресурсы, | Источники финансирования |
АРМ учителя с выходом в Интернет | Родительские средства |
Факторы сопротивления (риски):неподготовленность обучающихся к работе по сбору и обобщению материала о родном крае, слабый навык при работе с современными информационными технологиями; низкая мотивация к созданию учебного пособия; нежелание родителей финансировать данный проект.
Уровень апробации проекта, идеи: Элективный курс «Мой город» вошел в «Вестник ЧРИО», модули для самостоятельного изучения географии родного края размещены на персональном сайте.
При выполнении итоговой работы (проводилась при отсутствии учителя географии) – ребята должны были ответить на 9 вопросов и предложить экскурсионный маршрут по г. Шумерли и Шумерлинскому району) все ребята справились с предложенным заданием.
Положительные эффекты: открытость образовательного пространства школы, что даёт всем участникам образовательного процесса возможность для самореализации; возможность оценки родителями и учениками качества своей работы, т.е., по сути, эффективности обучения; расширение знаний о природе родного края.
Уровень знаний по природе родного края был проверен итоговой контрольной работой, которая тоже подтвердила правильность гипотезы о том, что усвоения нового материала зависит от формы его подачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_moduley_sayt.docx | 348.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Модули для изучения
Разработки модулей по курсу " Мой город" – 10 модулей. Каждый модуль содержит ряд учебных элементов. Это цели и задачи обучения, вопросы и практические задания, тесты и т.д. Каждый учебный элемент оценивается по рейтинговой системе. В модуль, в случае необходимости, включаются таблицы, схемы, графики, типовые планы и т. д.
Модуль № 1
Краеведение - география родного края.
История заселения и освоения территории.
Географическое положение города
Опережающее сообщение учеников «История возникновения города», «они стояли у истоков города»)
Учебный элемент №1.
Цель: Вспомнить особенности историко-географического освоения города.
Раскрыть роль личности в истории развития города
1. Как заселялась и осваивалась территория города Шумерля
Прослушайте опережающее сообщения учеников «История возникновения города», «Они стояли у истоков города»)
2. В тетрадях сделайте краткий конспект:
-Дата образования.
- Причины возникновения.
3. В учебнике ("География Чувашской республики") на стр. 136-137 прочтите информацию о природных условиях.
4. Попытайтесь восполнить дефицит информации о нашем городе, используя дополнительную литературу и краеведческий материал.
Учебный элемент № 2.
Цель: определить основные особенности географического положения города, его влияние на природу и хозяйственную деятельность людей.
1.Практическая работа с картами: физическая, политико-административная, контурная карты.
- определите, где расположен город на карте России
- на контурной карте подпишите все пограничные районы. –
отметьте крайние точки Шумерлинского района, определите их координаты
- измерьте расстояние между крайними точками, запишите в тетрадь
- отметьте наибольшую и наименьшую высоты области, какие формы рельефа вы видите на физической карте, обозначьте их наопорном конспекте.
- определите расстояния между городами: Шумерля-Москва, Шумерля - Чебоксары,
- определите расстояния от г. Шумерля до ближайших морей.
2. Запишите в тетради в 2 столбика ответы на задания:
- площадь территории Шумерлинского района и города
-численность населения (млн. чел.) в городе и районе
3.Запишите в тетрадь ответы на вопросы:
- в каком часовом поясе находится наш город
- сколько часов разделяют Шумерлю и Лондон?
- в каком климатическом поясе расположен город?
-в междуречье каких рек находится город?
- какие низменности выделены на карте?
- какие транспортные магистрали соединяют город с «соседями».
- какими источниками энергии и топлива пользуется город?
- выгодное или невыгодное экономико-географическое положение занимает наш город. Почему? Обсудите в парах или группах.
Учебный элемент №3.
Контроль и самоконтроль.
Работа по контуру:
1. Крайние точки Шумерлинского района:
2. "Соседи" Шумерлинского района:
3. Площадь территории
4.Численность населения
5 . Дата основания города и района
Вопросы для контроля:
1. Какие народы жили на территории нашего края? Какие подтверждения этому можно найти в настоящее время?
2. Сколько сельских населенных пунктов входит в состав района?
3. В каком часовом поясе расположен город? Почему время у нас московское?
4. Какие отрасли промышленности определяют"лицо" Шумерлинского района и города
5.Дайте характеристику физико-географическому положению города и района. Какое влияние
оно оказывает на ее природу и хозяйственную деятельность населения?
6.С какими субъектами Федерации и районами граничит Шумерлинский район и какими транспортными магистралями связан с соседними территориями?
7.Охарактеризуйте экономико-географическое положение Шумерлинского района и города.
8.Какие черты его определяют? Какую роль в нем играют близость к Москве, Московской области, Нижнему Новгороду ,который раньше образно называли "карманом России"? Почему?
9.Какова топонимика географических объектов микрорайоном города и Шумерлинского района?
10. Какие населенные пункты района будут развиваться опережающими темпами, а какие - затухать?
Модуль № 2
Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые.
Хозяйственная оценка и использование полезных ископаемых.
«…Однообразная равнина. Всюду зелень посевов . Ничто, казалось бы, не предвещает больших перемен…Но вот начинается пологий склон, спускающийся к реке, и перед нами неожиданно появляется овраг, дикий зияющий. Очень округлые, а в верхней части отвесные, стенки оврага поднимаются на 30-40 метров над его дном. Исключительная обнаженность склонов позволяет даже при беглом осмотре выделить целый ряд горизонтально залегающих пластов пород различного состава. Под черноземовидными почвами лежат бурые суглинки с валунами – отложения ледниковой эпохи. В большей части склонов оврагов выходят на поверхность более древние породы: мел, фосфориты, пески, глины разных цветов и оттенков…» К.Г.Паустовский.
Общая цель: раскрыть причинно-следственные связи между историей развития рельефа, современными его формами и полезными ископаемыми.
Учебный элемент №1.
Цель: обобщить знания о тектоническом и геологическом строении Русской равнины.
1. Вспомните особенности геологического строения и тектоники Русской равнины.
- воспользуйтесь учебником «География-8 класс» (приложение №3), «Геохронологическая таблица».
2. Ответьте: как сформировалась Русская платформа? почему осадочный чехол имеет разную мощность? какие формы рельефа развиты на Русской равнине?
Учебный элемент №2
Цель: дать знания об основных этапах формирования рельефа и природы на территории района в различные геологические эры и периоды.
1.Прочитайте стр. 18-24 в учебнике «География Чувашской республики»
2. Проанализируйте таблицу «Геохронологическая шкала и основные события истории биосферы».
Учебный элемент№3.
Цель: разъяснить практическую ценность знаний о геологическом строении рельефа и полезных ископаемых Шумерлинского го района. Сформировать представление о особенностях строения рельефа его значении для хозяйства.
Выполните практическую работу «Обозначение на контуре основных тектонических структур, рельефа и залежей полезных ископаемых района»
-отметьте на контурной карте основные элементы рельефа
-отметьте максимальную и минимальную высоты.
-отметьте залежи полезных ископаемых.
Учебный элемент №4.
Цель: доказать взаимосвязь между геологическим строением, тектоникой и рельефом района.
Дать оценку обеспеченности области полезными ископаемыми, их хозяйственного использования и возможных экологических проблем, связанных с добычей и использованием полезных ископаемых обл.
Заполните таблицу «Основные формы рельефа, геологического и тектонического строения, полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с их добычей»
Основные формы рельефа | Особенности расположения на карте | Геологические особенности | Тектонические особенности | Полезные ископаемые области | Экологические проблемы использования |
Учебный элемент №5. Контроль и самоконтроль.
1.Какие основные формы рельефа развиты в Шумерлинском районе?
2.Как образовалась Приволжская возвышенность?
3.Где и какие максимальные и минимальные отметки абсолютной высоты?
4.Как рельеф взаимодействует с другими компонентами природы?
5.В каком направлении наклонена поверхность Шумерлинского района?
6.Как оледенение повлияло на современный рельеф района?
7.Почему рельеф области – холмистая равнина?
8.Какие процессы внутренние или внешние, оказали большее влияние на формирование рельефа?
9.Назовите положительные и отрицательные результаты воздействия человека на рельеф.
11.Какого происхождения полезные ископаемые есть в районе и как они используются?
13.Что вы можете рассказать о минеральных источниках района. Где их используют?
Модуль № 3
Климатические особенности и ресурсы
Общая цель: показать проявление климатообразующих факторов на территории области, раскрыть причины неравномерного распределения тепла и влаги, обосновать научно-практическое значение знаний климатических особенностей области ( использование климатических рекреационных, бальнеологических ресурсов в хозяйственной деятельности человека ).
Учебный элемент №1.
Цель: обобщить знания о климате как компоненте природы.
1.Вспомните, какие климатообразующие факторы вы знаете. Какое влияние каждый из них оказывает на формирование климата?
2.Прочитайте тему «Климат и климатические ресурсы »в учебнике «География Чувашской республике» (стр.34-41).
3.Составьте схему влияния климатообразующих факторов на формирование климата района:
КФ
Учебный элемент №2
Цель: сформировать представление о климате Шумерлинского района и типах погоды.
1.Рассмотрите климатическую карту республики и таблицу «Климатические показатели отдельных пунктов Чувашской республики
2.Обсудите в группах ответы на вопросы:
-Сколько и какие существуют сроки наступления ( смены) времен года?
-Какое значение для хозяйственной деятельности имеют: продолжительность безморозного периода, даты установления и схода снежного покрова, глубина промерзания почвы, количество дней в году с осадками, температурные характеристики и количество осадков.
3.В тетрадях заполните таблицу «Времена года в республике»:
Время года | Продолжительность периода | Температура (мин.,сред.,макс.) | Количество осадков в год | Экстремальные ситуации, их причины и способ преодоления. |
Учебный элемент №3. Практическая работа «Характеристика климата нашей местности и составление прогноза погоды на ближайшее время.»
План характеристики климата:
1.В каком климатическом поясе расположена территория.
2.Какие климатообразующие факторы оказывают наибольшее влияние на климат района.
3.Какие средние температура зимы и лета, почему?
4.Какое количество осадков выпадает за год, как распределяются по сезонам года и почему.
5. Каков коэффициент увлажнения.
6.Какие неблагоприятные явления связаны с климатом нашей местности, их причины.
7.Оценка климата района для жизни и хозяйственной деятельности людей.
8.Проблемы охраны атмосферного воздуха в нашем районе.
9.*Как вы думаете, что произойдет с погодой в нашей местности в ближайшее время?
Учебный элемент № 4.
Контроль и самоконтроль.
1.От чего зависит климат района? Факторы, влияющие на климат.
2.Какой тип климата в нашей местности?
3.Какие осадки преобладают в районе и в какое время года?
4.Как распределяются температуры по временам года и по территории района ?
5.Какие ветры приносят теплую погоду, а какие холодную на территории района?
6. Почему устанавливается антициклональная погода ?
7.Какие экстремальные явления наблюдаются в климате районе?
8.Что такое агроклиматические ресурсы ?
9.Какие экологические проблемы существуют в атмосфере районе?
10.Какое влияние оказывает климат на режим рек в районе?
11.Какое влияние оказывает климат на растительный и животный мир?
12.Объясните причины возникновения утренних туманов, вечерней росы.
13.Как вы понимаете «экологическое равновесие атмосферы»?
Модуль № 4
Внутренние воды Шумерлинского района
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальнымиклубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит. И.А. Бунин.
Общая цель: Выяснить особенности внутренних вод области, их режим и зависимость от источников питания. Показать значение и приемы охраны рек, озер, болот и других водоемов, их правильное и рациональное промышленное с/х использование.
Учебный элемент № 1.
Цель: пояснение особенностей главных рек района
1.Прочитайте в учебнике «География Чувашской республики» тему «Поверхностные и подземные воды», стр. 41-49, рассмотрите карту «Реки и озера Чувашской Республики
2.Дополните данные фразы:
а) Чувашская Республика богата реками, ручьями, их общее число 2356. Они относятся к бассейну _________________стока. Они имеют __________ характер,___________ скорость течения. Русла рек _____________ .
б)Река Сура имеет длину ________ , площадь бассейна __________ , пересекает район с _________на _____________ Уникальность реки суры в том, что ___________________________.
в)Режим рек определяется ______________ условиями. Ледоход начинается ________________ .Весеннее половодье вызывает _________________ расход воды в реках. Летние межени начинаются с ______________________. Летние паводки связаны с _________________ .Осенью количество воды в реках _______________ в связи с уменьшением ______________ и увеличением _________________ Замерзают реки в ________________ ,толщина льда достигает _______________ .
г)На территории Шумерлинского района протекают реки _______________
Учебный элемент № 2.
Цель: Ознакомить с другими водными ресурсами района.
1. Определите происхождение озер района и приведите примеры озер.
а) Объясните причину образования и характер (глубину, величину) озер
б) Какие озера находятся в Шумерлинском районе.
2.Составьте схему «Использование низинных болот»
Болота
Что дают? охрана (для чего и как?)
3.Составьте схему «Использование подземных вод», указав состав и источник бассейна
Подземные воды
Грунтовые межпластовые минеральные
Учебный элемент № 3.
Дополнительный материал к уроку: «Интересное о крае»
-доклады учащихся, репортажи с использованием опыта летних путешествий по водным объектам города и района
Учебный элемент № 4.
Контроль и самоконтроль
- Почему грунтовые воды экологически самые чистые?
- Назовите главные реки и озера Шмерлинского района.
- К какому бассейну относятся реки района?
- Какой характер течения имеют реки района?
- Как питание реки и режим зависят от климата?
- Когда на реках района наступает половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход?
- Назовите условия заболачивания территории.
- Какие виды загрязнения грунтовых вод в Шумерлинском районе вам известны?
9.* Почему водность рек сильно меняется по сезонам?
10* Как образовались озерные котловины: старицы, копани ?
11* Почему подземные воды особенно за последнее время находят такое широкое потребление?
15* Как строительство Чебоксарской ГЭС повлияло на Суру?
16** Почему торфяные разработки негативно сказываются на природе территории? Какие последствия влечет за собой добыча торфа?
17** Почему исчезновение малых рек является глобальной проблемой?
18**Докажите единство всех внутренних вод.
19**В чем отличие болот от заболоченных территорий?
20**Как определить давность образования болота?
21**Какие мероприятия вы можете предложить по рациональному использованию вод и их охране.
Модуль № 5
Почвы и земельные ресурсы Шумерлинского района.
Растительный и животный мир. Типичные природные комплексы.
Мы – дети Земли, и от века
Природа нам – добрая мать.
О ней (это долг человека)
Нельзя никогда забывать…
В.Юденич.
Общая цель: выявить условия образования и основные свойства почв района, ознакомить с главными типами почв и путями их бережного использования, показать на примере природных зон области сложность формирования ПТО комплекса, раскрыть практическое значение знаний о природной зоне, дать характеристику почвенным, растительному и животному ресурсам района, их рациональному использованию.
Учебный элемент № 1
Цель: закрепить знания о почвообразующих факторах.
Вспомните, какие компоненты природы оказывают влияние на формирование почвы.
1.Прочитайте тему «Почвы» стр. 49-55 в учебнике «География Чувашской республики».
2.Какие основные типы почв различают в районе? Внимательно рассмотрите почвенную карту республики.(Учебные материалы по географии Чувашской республики, стр.53.)
3. По диаграмме «Соотношение основных типов почв в Чувашской республике» ( стр. 54) сделайте вывод о том, каких почв больше в республике, что можно сказать о их плодородие и какие почвы встречаются на территории Шумерлинского района.
Учебный элемент № 2.
Цель: установить причинно-следственные связи формирования и зависимости между почвенными, растительными, агроклиматическими ресурсами и рельефом местности.
Прочитайте тему «Растительный и животный мир», стр. 55-63. Обсудите в группах , как шло развитие растительного мира Республики.
Рассмотрите карту «Растительные сообщества Чувашии» в «Географии Чувашской Республики» на стр. 59. Каков состав лесов по породам деревьев в нашем районе? Какие породы деревьев преобладают в лесах вокруг г. Шумерля? Какое значение в жизни людей имеют лесные ресурсы?
Прослушайте доклад о животном мире нашего района и ответьте на вопросы:
-Какие животные обитают в нашей местности?
-Какие животные занесены в «Красную книгу» республики?
Учебный элемент № 3.
Контроль и самоконтроль.
- Какие меры необходимо принимать для сохранения плодородия почв?
- Как влияет рельеф, климатические особенности, водные ресурсы на формирование почв в нашей местности?
- Что такое мелиорация? В чем заключаются положительные и отрицательные ее стороны? Проводятся ли в нашем районе мелиоративные работы?
- Почему в нашей республике леса произрастают неравномерно? Объясните причину разной лесистости.
5.* Что может сделать человек, чтобы сохранить окружающий мир?
6.* Докажите на примере любой природной территории, что изменение одного компонента ландшафта приведет к изменению всего природного комплекса.
Модуль № 6
Общая характеристика ЭГП и природные ресурсы
Шумерлинского района.
Общая цель: рассмотреть ГП и ЭГП республики, Шумерлинского района, г. Шумерля,
закрепить умения учащихся проводить оценку природно-территориального объекта по плану
Учебный элемент № 1. (В тетрадях кратко заполните схему, вместо рекомендаций впишите необходимые данные.)
Общая характеристика ГП и ЭГП Шумерлинского района и г. Шумерля:
Площадь территории _____________________
Границы и соседние области и районы ________________
Количество населенные пунктов
Население города и района: численность _____________ ,плотность _________ Городское____________, сельское ___________.
ГП: - положение на территории России,
- особенности рельефа
- климатические особенности
- внутренние воды
- минерально-сырьевые ресурсы
- почвенные ресурсы
- биологические ресурсы
- агроклиматические, рекреационные ресурсы
- экологические проблемы территории
ЭГП: положение на территории России:
- крупнейшие энергетические базы
- сырьевые базы
- внутренние и внешние транспортные связи
- наиболее развитые отрасли промышленности
- отраслевая структура сельского хозяйства
- экономические связи
- социально-экономический уровень жизни населения.
Учебный элемент №2.
Подготовьте отчет по алгоритму:
1 группа - Общая характеристика ГП и ЭГП Шумерлинского района
2 группа - Общая характеристика ГП и ЭГП г. Шумерля.
После обсуждения – сравните, где более благоприятные особенности ГП и ЭГП.
Учебный элемент №3.
КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ.
1.*Почему ЭГП района оценивается как способствующее экономическому развитию?
2.*Какое влияние оказывает Шумерлинский на экономическое развитие районов -соседей?
3.*Как транспортно-географическое положение района влияет на ее «лицо» в географическом разделении труда Республики?
4.*Какое значение для жителей района имеет такое географическое положение?
4.*Как можно связать особенности ЭГП и неравномерность размещения промышленности и городов по территории республики?
Модуль № 7
Общая характеристика хозяйства г. Шумерля
Опережающее задание: Подготовьте сообщение на тему: «Факторы современного производства».
Общая цель: представить структуру хозяйственного комплекса города, его историческое формирование.
Установить взаимозависимости и причинно-следственные связи между технико-экономическими особенностями и формами организации и факторами производства. Определение путей решения социально-экономических и экологических проблем района.
Учебный элемент №1.
Цель: обоснование и определение возникновения, развития и размещения отраслей промышленности города.
1. Прочитайте тему «Особенности развития хозяйства Чувашской Республики», стр. 84-87, в учебнике, проанализируйте историко-экономические аспекты формирования хозяйства республики.
2. В тетрадях нарисуйте контур территории Шумерлинского района и составьте картосхему развития хозяйства города по основным историческим этапам, указав факторы, способствующие становлению промышленности города.
В группах обсудите вопросы:
-как решалась топливно-энергетическая проблема на разных этапах становления хозяйства
-как доставлялось сырье к промышленным предприятиям.
Блок самооценки:
-Какие факторы обусловили появление в нашем крае разнообразных промыслов и ремесел?
-Какую роль в развитии крупных производств сыграло ЭГП?
-Почему в городе были построены крупные машиностроительные заводы?
*Оцените роль промышленного потенциала города в хозяйстве Республики.
*Как трудовые ресурсы влияют на формирование промышленности района?
Учебный элемент № 2.
Цель: определение современной специализации промышленности и факторов их развития.
Прослушайте сообщение на тему: «Факторы современного производства».
Выполните практическую работу № 12 «Факторы, определяющие современную направленность хозяйства города».
Подготовьте репортаж для ролевой игры – круглый стол – «Развитие хозяйства города», где каждый участник охарактеризует один из отраслевых комплексов г. Шумерля, придерживаясь плана:
-отраслевой состав и значение комплекса
-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы комплекса и их размещение
-основные производства и их размещение (наглядность)
-основные потребители продукции
-перспективы развития и экологические проблемы.
Используя различные источники информации, обсудите промышленные предприятия, расположенные в городе. Какие проблемы существуют на данных предприятиях
в настоящее время? Как решаются проблемы? Какие предприятия можно было бы создать в нашем городе? Какие для этого существуют перспективы?
Учебный элемент №3.
Цель: дать представление о сельскохозяйственной специализации Шумерлинсколго района, охарактеризовать особенности АПК и перспективы развития в условиях рыночной экономики и фермерской организации производства.
1. Составьте схему отраслевой структуры сельского хозяйства района ( в тетради):
Основные отрасли с/х
__________________________ _________________________
__________________________ _________________________
2.Какие основные отрасли с/х производства сформировались в Шумерлинском района?
3.Блок самооценки:
-Назовите основные звенья АПК и их взаимосвязи.
-Как отразился экономический кризис народного хозяйства на сельском хозяйстве района?
-Как агроклиматические условия влияют на с/х?
-Почему снижается производство основных видов с/х продукции?
*Что необходимо предпринять, чтобы уровень с/х производства повысился?
*Какой показатель развития с/х является ведущим: материально-техническая база, финансирование, территориальная организация, специализация, обеспеченность трудовыми ресурсами?
*Какая из форм хозяйствования, на ваш взгляд, является наиболее перспективной и почему? *Какой из перечисленных факторов является приоритетным в изменении или формировании структуры отраслей сельского хозяйства области: природная дифференциация, социально-экономические факторы, особенности исторического формирования с/х, обеспеченность трудовыми ресурсами, рынок сбыта, наличие транспортных систем, рыночные и реформенные преобразования?
Учебный элемент № 4. Транспорт г. Шумерля.
Общая цель: определение роли и значимости основных транспортных магистралей области, экономической эффективности и перспективы развития.
Сообщение на тему «Формирование транспортной системы города»
Заполнение таблицы:
Виды транспорта | Основные магистрали | Преимущества данного вида транспорта | Затруднения, недостатки | Экономическая целесообразность |
|
Контроль и самоконтроль.
1.Какие функции и роль выполняет транспорт в городском хозяйстве?
2.Почему транспортные пути способствуют развитию городов, расположенных на них? 3.Зависит ли работа транспорта от климатических условий?
4.Как современные рыночные отношения отразились на работе транспорта?
5.Какие преимущества и недостатки имеют автомобильный, воздушный и речной транспорт?
6.Докажите, что транспорт –«кровеносная система» хозяйства.
7.От каких факторов зависит развитие транспорта области?
8..Почему себестоимость перевозки грузов и пассажиров на транспорте постоянно растёт?
9.Какие отрасли городского хозяйства развиваются на основе железнодорожного транспорта?
10.Какие туристические маршруты по Чувашии и Шумерлинскому вы бы предложили организовать, используя какой-нибудь один вид транспорта?
Модуль № 8
Население г. Шумерля.
Опережающее задание: подготовить доклад «Народные промыслы и их развитие в г. Шумерля».
Общая цель: дать общую характеристику населения – численность, динамику, поло-возрастную структуру, национальный и религиозный состав, трудовые ресурсы, размещение населения и его формы.
Учебный элемент №1. Цель: вспомнить основные термины и понятия по теме «Население России».
1.Рассмотрите схему «Население России»
2.Расскажите в группах этот опорный конспект.
3.В случае затруднений обратитесь к справочным материалам.
2 Учебный элемент №2.
Цель: уточнить исторические особенности формирования населения Республики, проанализировать динамику, численность, плотность, размещение, концентрацию населения.
Прочитайте стр. 70-82 учебника, рассмотрите таблицу, карты, диаграммы.
Практическая работа «Население г. Шумерля».
А/ Составьте наглядную схему, отражающую общую характеристику населения города: Население г. Шумерля _____________тыс.человек.
Естественный прирост (в сравнении с другими городами Чувашии)
Плотность (в сравнении)
Рождаемость (в сравнении)
Б/ Постройте графики «Изменение численности населения города».
В/ Постройте график «Естественное движение населения города».Покажите на нем
линиями разного цвета рождаемость и смертность.
Г/Проанализируйте графики и обоснуйте свой ответ в группах.
Учебный элемент№3.
Цель: рассмотреть механическое движение населения, миграции, национальный состав, половозрастную характеристику и трудовые ресурсы.
1.Используя текст учебника, составьте схему «Формирование населения г. Шумерля».
2.Рассмотрите и разберите в группах схему:
Движение населения
Миграции Механическое
Внутр. Внешн. Постоянное Временное
«ищу работу»
«беженцы» «село» ----------«город» «утечка умов»
3.Национальный состав.
Запишите в тетрадь:
представители национальностей в г. Шумерля:
-русские- ?
- чуваши -?
-украинцы- ?
-татары -?
-мордва - ?
- др. национальности-?
4.Проанализируйте данные центра занятости и запишите в тетрадь сведения по вакансии трудовых мест
экономически активное население города ____________
безработные _______________
5 .Исключите лишнее:
Функции города Шумерля
градообслуживающие градообразующие
транспортный узел культурно-туристический центр научная база
6.Прослушать доклад «Народные промыслы и их развитие в г. Шумерля».
Обсудите в группах: Что ваши родственники или вы можете делать своими руками, к какому виду искусства относится ваше творчество.
Учебный элемент №4. « Фестиваль улиц».
1.Подготовьте репортажи о самобытности улиц города, кратко расскажите «легенду» развития выбранной вами улицы, историческую и современную функцию, культурно-просветительскую деятельность. В дополнительной литературе подберите материал из литературных произведений, выучите стихотворение.
Нарисуйте герб улицы и опишите, что на нем изображено.
Составьте тест экскурсии по вашей улице.
Учебный элемент № 5.
Контроль и самоконтоль.
1. Проанализируйте географическое положение городов области и определите факторы, препятствующие и способствующие дальнейшему развитию городов.
2. Сравните город Шумерля с другими городами республики. В чем схожесть и различия?
3. Как название города отражает его особенность? Современное промышленное лицо?
** 4. Предложите пути решения проблемы малых городов Республики.
5. Проанализируйте транспортно-географическое положение города Шумерля
С какими близлежащими городами и как он связан?
6. В чем уникальность и единственность города?
7. Составьте прогноз промышленного развития города.
8. Какие экономические, социальные, экологические проблемы имеются в нашем городе? Предложите пути решения этих проблем.
9.Заполните таблицу: «Показатели культурных учреждений г. Шумерля»
№ | Зрелищные предприятия | |
1 | Число библиотек | |
2 | Число клубных учреждений | |
3 | Число самодеятельных коллективов | |
4 | Число музеев |
10.Составьте схему «Сфера обслуживания города» (в тетрадях)
11. Обсудите в группах вопросы и задания:
-какие отрасли включает непроизводственная сфера в огороде?
-какое значение имеет сфера обслуживания для человека?
-какие предприятия бытового обслуживания и здравоохранения имеются в городе? Как они работают?
-как уровень развития города связан с развитием непроизводственной сферы?
-сравните уровень развития непроизводственной сферы в городе и на селе.
-чем вызвано отставание развития непроизводственной сферы в городе?
-каково влияние рыночных отношений на развитие непроизводственной сферы в области?
Модуль № 9
Межпредметное занятие по экономике и географии на тему: «Экономические связи г. Шумерля. Развитие экономических отношений»
Цель: формирование и углубление знаний учащихся по экономике и географии г. Шумерля.
Закрепление понятий: конверсия, импорт, экспорт, таможенные пошлины, свободная торговля, протекционизм, внешнеторговое сальдо, ( дополнительно: мировое хозяйство, международная торговля, международное разделение труда, платежный баланс, валюта, валютный курс, конвертируемая валюта, офшорные зоны.)
Учебный элемент № 1
Цель: прослушайте лекцию. Рынок – это саморегулируемая система отношений продавцов и покупателей. Регулируется она, прежде всего, рыночными законами спроса и предложения и денежного обращения. Ни одно предприятие в рыночной экономике не может существовать обособленно от других предприятий, от других субъектов экономики как национальной, так и международной. Закрепление этого понятия наиболее актуально сегодня, когда Россия делает первые шаги на пути реального вступления в ВТО.
Мировое хозяйство сегодня представляет собой совокупность национальных хозяйств стран, связанных системой международных экономических отношений. Эти отношения возникают при движении товаров из одно страны в другую, оказании услуг, перемещении рабочей силы, обмена информацией и новинками НТП.
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами разных стран, т.е. между национальными и иностранными предприятиями.
Цена рабочей силы, сырья, электроэнергии, комплектующих, квалификация рабочих в разных странах различна. На этой основе возникло и развивается международное разделение труда – сосредоточение производства в отдельных странах определенных видов продукции, которыми эти страны обмениваются второй причиной разделения труда являются различия в географическом положении, численности населения, природно-климатические особенности, различный уровень экономического и научно-технического развития.
Для определения специализации той или иной страны используется принцип сравнительного преимущества (сравниваются издержки различных стран при производстве одного и того же товара). Международная торговля складывается из экспорта – вывоза товаров и услуг за границу и импорта - ввоза товаров и услуг из-за границы.(Важнейшим экспортным товаром России остается нефть). Большинство государств регулируют международные отношения, выбирая между свободной торговлей и протекционизмом. Свободная торговля является основным принципом мировых торговых отношений. Протекционизм – это политика защиты отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов на внутреннем рынке.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы (перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в ряде случаев – при экспорте из данной страны). Внешняя торговля может иметь активный или пассивный баланс (сальдо). Активное внешнеторговое сальдо предполагает превышение экспорта над импортом, а пассивное сальдо – импорта над экспортом. Внешнеторговый баланс – важнейшая составляющая платежного баланса страны. Платежный баланс – это
соотношение между суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежей, произведенных ее за границей за определенный период времени. Внешнеэкономические отношения сопровождаются денежными расчетами. Деньги в этом случае выступают в качестве валюты. Валюта – это общее название денежных единиц разных стран, участвующих в международном товарообороте. В условиях большого разнообразия валют возникает проблема их обмена. Если валюта подлежит обмену без ограничений, то ее принято называть свободно конвертируемой. Валюта, функционирующая только в пределах одной страны и не подлежащая обмену, называется неконвертируемой.
В России, как и в большинстве стран, валюта обменивается с ограничениями. Такая валюта называется частично конвертируемой.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Начиная с 1991 г. на внутренний российский рынок хлынули потоки товаров из-за рубежа. Высококачественные - дорогостоящие, дешевые – некачественные. Российский потребитель встал перед выбором: кто мог помочь ему в этом выборе? Со стороны государства были предприняты усилия сделать всех людей владельцами государственной собственности путем приватизации.
Приватизация – переход государственной и муниципальной собственности в частную. Люди, имеющие предпринимательские способности и не боящиеся рисковать, и сегодня открывают предприятия.
Через несколько лет и вы встанете перед выбором: пойти к кому-то на работу или открыть свое предприятие. 90% вновь организующихся предприятий, по статистике, разоряются, но дают своему владельцу бесценный капитал:
умение работать самостоятельно. Для достижения успеха надо много знать, постоянно учиться и владеть информацией о состоянии рынка.
Чувашская республика традиционно имеет широкие экономические связи как внутренние, так и внешние. (стр. 125-127 учебника «География Чувашской Республики»)
Учебный элемент№2. Практическая работа № «Экономические связи города»
Цель: проанализировать состав экономических связей, объяснить необходимость их установления, составить Картосхему экономических связей.
1 .Запишите в первый столбик виды промышленной продукции, изготовленной в городе , которые отправляются в другие регионы Чувашии, , а во второй столбик – в другие регионы России есть лив городе продукция которая идет на экспорт .
Учебный элемент № 3. Ролевая игра.
1.г. Шумерля ввозит продукты питания. Вы энергичный предприниматель. Предприятие по производству какого продукта питания вы открыли бы в городе? Какую форму собственности для него выберите? Почему? В какие регионы России будете поставлять продукцию? Ответ обоснуйте.
2.Известно, что либерализация внешней торговли России привела к спаду во многих сферах экономики, росту в экспорте доли продовольствия и с/х сырья, а также невозобновляемых ресурсов нефти и нефтепродуктов при дороговизне их на внутреннем рынке. А каковы, на ваш взгляд, положительные стороны либерализации?
3. США являются самым крупным потребителем нефти, хотя сами добывают её больше, чем Россия. Более того, у США есть скважины, которые пробурены и законсервированы. Как вы думаете, почему?
7.Конъюнктура мирового рынка для различных товаров различна и постоянно меняется. В конце 19 века основными экспортными культурами России были: зерновые, лён, сахар, пенька, яйца, домашняя птица, масло коровье, сало. В 80-е годы 20 века на долю России приходилось 42% объёма мировой торговли оружием /2 место в мире после США. Сегодня Россия ввозит продукты питания из-за рубежа, а по уровню продажи своего оружия занимает 4 место в мире /после США, Франции и Англии./ Почему основным экспортным товаром России сегодня является нефть и в чём причина таких изменений, на ваш взгляд?
8.В чем, на ваш взгляд, причина того, что в Российском импорте сегодня 27% составляют машины и оборудование, 14% - продовольственные и сырьевые товары, 50% - товары массового потребления и спроса (в том числе обуви 70%,одежды- 50%)?
Модуль № 10
«Проблемы и перспективы социального, экономического, экологического и культурного развития г. Шумерля».
Общая цель: систематизировать знания учащихся , уметь определять главные направления социального, экономического, экологического и культурного развития города в условиях совершенствования рыночных отношений, составлять систему мероприятий по решению комплексных проблем, прогнозировать развитие города.
Учебный элемент№1
Контроль:
1.Вы представитель президента Республики в городе. Подготовьте свой отчет о развитии вашего города на сегодня и перспективах на будущее.
2.Рассмотрите материалы из «Ежегодного доклада о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения Чувашской Республике в 2005 г.». сделайте доклад для учеников своей школы.
3.Ролевая игра «Защита окружающей среды г. Шумерля области в условиях научно-технического прогресса».
Каждая группа отвечает за «свой» используемый природный ресурс. На заседание «круглого стола» для обсуждения данной проблемы приглашаются:
-Представители президента ЧР ( отчет о развитии города в настоящее время и перспективах на будущее – задание № 1.)
-Директора крупнейших предприятий.
-Врач СЭС (отчет о состоянии здоровья населения данного региона)
-Представитель управления природопользования региона (охраняемые природные территории региона и пути решения экологических проблем).
Творческая работа - Защита проектов «Сделаем наш город краше!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края
Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края,...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Физическая география родного края / Социальная и экономическая география Донецкого края
Электронный вариант книг размещен "в контакте" - https://vk.com/id156174729 Учебное пособие Физическая география родного края адресовано учащимся 8-х классов.Составлено в соответстви...
Внеклассное мероприятие по географии 6 класс "Самый умный"
учебно-методический материал...
Интеллектуальная игра по биологии, географии и химии "Самый умный"
Учебно-методические материалы для предметных внеклассных мероприятий...
Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края"
Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края" составлена для региона Татарстан. С незначительной переделкой дподойдет и для остальных регионов России....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА". (ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА "ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ")
Материалы конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26604961","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...