Педагогический прокт "Учебник географии родного края пишем сами"
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Голованова Елена Николаевна

 

Актуальность: Традиционные структура и содержание образовательного процесса ныне претерпевает серьезные изменения. Глобальный интернет и всеобщая компьютеризация населения, телевидение и новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения школьников. Работа с компьютером формирует особый, мозаичный тип восприятия информации, следствием чего становится перцептивное мышление учащихся, для которого визуальный образ выходит на первый план, а вербальность вытесняется на второй. У них зачастую слабо развитая логика, проявляется неумение анализировать, видеть причинно-следственные связи и выражать их с помощью языка. Соответственно, в учебно-методическом комплексе каждого учителя, заявляющего самостоятельный курс, должны быть предусмотрены специальные пособия, сборники, справочники, электронные материалы и иные источники, помогающие решить эту задачу.

Таким образом, через проблему:как сделать интересным обучение географии родного края и организовать  взаимодействие между учителем и школьником в сборе информации о природе родного края был определен объект проектирования: использование различных ресурсов в сборе материала в изучении географии родного края в образовательном предмете:география родного края.

            Была поставлена цель:совместно с учениками разработать  и внедрить  в учебный процесс учебное пособие «География г. Шумерли и Шумерлинского района», для реализации которой потребовалось решить ряд задач:

  1. Произвести анализ требований ФГОС  и выявить уровень знаний  обучающихся о природе родного края.
  2. Определить структуру и содержание пособия «География г. Шумерли и Шумерлинского района».
  3. Разработать модульные материалы, помогающие написать данное пособие.
  4. Апробировать учебное пособие  на другой группе обучающихся.
  5. Подвести итоги, транслировать опыт по реализации проекта.

При проектировании были использованы требования к НРК, адаптированные к географии Шумерлинскому району и городу Шумерля.  В результате изучения географического содержания национально-регионального компонента  Чувашской Республики. 

Шаги реализации проекта

1-й: Подготовительный  (целеполагание) - январь

2-й: Пилотный (распределение групп участников проекта по модулям) – февраль

3-й: Основной (организационно-технические решения по созданию данного  учебного пособия) - март

4-й:  Запуск (использование учебного пособия в обучении) - с апреля

 

Ресурсы  для создания учебного пособия «География г. Шумерли и Шумерлинского района», задействованные инвестиции:

имеющиеся

Материальные ресурсы

необходимые  (2500 руб)

Финансовые ресурсы

 

на класс:

АРМ обучающихся

Печать пособия

100 руб.– тираж 15 экз.(1500 руб.)

Электронный вариант: 10 руб (800руб.)

Материалы библиотек, школьного и городского музея, Интернет-ресурсы,

Источники финансирования

АРМ учителя с выходом в Интернет

Родительские средства

Факторы  сопротивления  (риски):неподготовленность обучающихся к работе по сбору и обобщению материала о родном крае, слабый навык при работе с современными информационными  технологиями; низкая мотивация к созданию  учебного пособия; нежелание родителей  финансировать данный проект.

Уровень апробации проекта, идеи: Элективный курс «Мой город» вошел в  «Вестник ЧРИО», модули для самостоятельного изучения географии родного края  размещены на персональном сайте. 

 При выполнении итоговой работы (проводилась при отсутствии учителя географии) – ребята должны были ответить на 9 вопросов и предложить  экскурсионный маршрут по г. Шумерли и Шумерлинскому району) все ребята справились с предложенным заданием.

Положительные эффекты: открытость образовательного пространства школы, что  даёт всем участникам образовательного процесса возможность для самореализации; возможность  оценки родителями и учениками качества своей работы, т.е., по сути, эффективности обучения; расширение знаний о природе родного края.

Уровень знаний по природе родного края был проверен итоговой контрольной работой, которая тоже подтвердила правильность гипотезы о том, что усвоения нового материала зависит от формы его подачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_moduley_sayt.docx348.4 КБ

Предварительный просмотр:

Модули для изучения

Разработки модулей по курсу " Мой город" – 10 модулей. Каждый модуль содержит ряд учебных элементов. Это цели и задачи обучения, вопросы и практические задания, тесты и т.д. Каждый учебный элемент оценивается по рейтинговой системе. В модуль, в случае необходимости, включаются таблицы, схемы, графики, типовые планы и т. д.

Модуль № 1          

Краеведение - география родного края.

История заселения и освоения территории.

Географическое положение города

Опережающее сообщение учеников «История возникновения города»,  «они стояли у истоков города»)

Учебный элемент №1.

 Цель: Вспомнить особенности историко-географического освоения города.

 Раскрыть роль личности в истории развития города          

1.  Как  заселялась и осваивалась территория города Шумерля

    Прослушайте опережающее сообщения учеников «История возникновения города»,  «Они стояли у истоков города»)

2. В тетрадях сделайте краткий конспект:

-Дата образования.

- Причины возникновения.

3. В учебнике ("География Чувашской республики") на стр. 136-137 прочтите информацию   о  природных условиях.

4. Попытайтесь восполнить дефицит информации о нашем городе, используя дополнительную литературу  и краеведческий материал.

Учебный элемент № 2.

  Цель:  определить основные особенности географического положения города, его влияние на природу и хозяйственную деятельность людей.

1.Практическая работа с картами: физическая, политико-административная, контурная  карты.

  - определите, где расположен город на карте России

  - на контурной карте подпишите все пограничные районы.  –

отметьте крайние точки Шумерлинского района, определите их координаты

  - измерьте расстояние между крайними точками, запишите в тетрадь

  - отметьте наибольшую и наименьшую высоты области, какие формы рельефа вы видите на физической карте, обозначьте их наопорном конспекте.

 - определите расстояния между городами: Шумерля-Москва, Шумерля - Чебоксары,

  - определите расстояния от г. Шумерля до ближайших морей.

2. Запишите в тетради в 2 столбика ответы на задания:

  - площадь территории  Шумерлинского района и города

  -численность населения (млн. чел.) в городе и районе

3.Запишите в тетрадь ответы на вопросы:

  - в каком часовом поясе находится наш город

  - сколько часов разделяют Шумерлю и Лондон?

- в каком климатическом поясе расположен город?

 -в междуречье каких рек находится город?  

- какие низменности выделены на карте?

- какие транспортные магистрали соединяют город с «соседями».

 - какими источниками энергии и топлива пользуется город?

- выгодное или невыгодное экономико-географическое положение занимает наш  город. Почему? Обсудите в парах или группах.

Учебный элемент №3.

  Контроль и самоконтроль.    

  Работа по контуру:

                   1. Крайние точки Шумерлинского района:                            

                    2. "Соседи" Шумерлинского района:                                      

                   3. Площадь территории                      

                   4.Численность населения

                   5 . Дата основания города  и района  

Вопросы для контроля:                  

1. Какие народы жили на территории нашего края? Какие подтверждения этому можно найти   в настоящее время?

2. Сколько сельских населенных пунктов входит в состав района?

3. В каком часовом поясе расположен  город? Почему время у нас московское?

4.   Какие отрасли промышленности определяют"лицо" Шумерлинского района и города

5.Дайте характеристику физико-географическому положению города и района. Какое влияние

   оно оказывает на ее природу и хозяйственную деятельность населения?

6.С какими субъектами Федерации и районами граничит  Шумерлинский район  и какими транспортными магистралями связан с соседними территориями?

7.Охарактеризуйте экономико-географическое положение Шумерлинского района и города.

8.Какие черты его определяют? Какую роль в нем играют близость к Москве, Московской области, Нижнему Новгороду ,который раньше образно называли "карманом России"? Почему?

9.Какова топонимика географических объектов микрорайоном города и Шумерлинского района?

 10. Какие населенные пункты района  будут развиваться опережающими темпами, а какие - затухать?

Модуль № 2

Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые.

Хозяйственная оценка и использование полезных ископаемых.

                 

«…Однообразная равнина. Всюду зелень посевов . Ничто, казалось бы, не предвещает больших перемен…Но вот начинается пологий склон, спускающийся к реке, и перед нами неожиданно появляется овраг, дикий зияющий. Очень округлые, а в верхней части отвесные, стенки оврага поднимаются на 30-40 метров над его дном. Исключительная обнаженность склонов позволяет даже при беглом осмотре выделить целый ряд горизонтально залегающих пластов пород различного состава. Под черноземовидными почвами лежат бурые суглинки с валунами – отложения ледниковой эпохи. В большей части склонов оврагов выходят на поверхность более древние породы: мел, фосфориты, пески, глины разных цветов и оттенков…»                                                                                                                                                  К.Г.Паустовский.

Общая цель: раскрыть причинно-следственные связи между историей развития рельефа, современными его   формами и полезными ископаемыми.

Учебный элемент №1.

Цель: обобщить знания о тектоническом и геологическом  строении Русской равнины.

  1. Вспомните особенности геологического строения и тектоники Русской равнины.

         - воспользуйтесь учебником «География-8 класс» (приложение №3),  «Геохронологическая таблица».

       2. Ответьте: как сформировалась Русская платформа? почему  осадочный чехол имеет разную мощность? какие формы рельефа развиты на Русской равнине?  

Учебный элемент №2

Цель: дать знания об основных этапах формирования рельефа и природы на территории района в различные    геологические эры и периоды.

  1.Прочитайте  стр. 18-24 в учебнике «География Чувашской республики»

  2. Проанализируйте таблицу «Геохронологическая шкала и основные события истории биосферы».

Учебный элемент№3.  

Цель: разъяснить практическую ценность знаний о геологическом строении рельефа и полезных ископаемых  Шумерлинского го района. Сформировать представление о особенностях строения рельефа его значении для хозяйства.

Выполните практическую работу «Обозначение на контуре основных тектонических   структур, рельефа и залежей полезных ископаемых района»

-отметьте на контурной карте основные элементы рельефа

-отметьте максимальную и минимальную высоты.

-отметьте залежи полезных ископаемых.

Учебный элемент №4.

  Цель: доказать взаимосвязь между геологическим строением, тектоникой и рельефом района.

      Дать оценку обеспеченности области полезными ископаемыми, их хозяйственного использования и    возможных экологических проблем, связанных с добычей и использованием полезных ископаемых обл.

Заполните таблицу «Основные формы рельефа, геологического и тектонического строения, полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с  их добычей»

Основные формы    рельефа

Особенности расположения на карте

Геологические особенности

Тектонические особенности

Полезные ископаемые области

Экологические проблемы использования

Учебный элемент №5.   Контроль и самоконтроль.

1.Какие основные формы рельефа развиты в Шумерлинском районе?

2.Как образовалась Приволжская возвышенность?

3.Где и какие максимальные и минимальные отметки абсолютной высоты?

4.Как рельеф взаимодействует с другими компонентами природы?

5.В каком направлении наклонена поверхность Шумерлинского района?

6.Как оледенение повлияло на современный рельеф района?

7.Почему рельеф области – холмистая равнина?

8.Какие процессы внутренние или внешние, оказали большее влияние на формирование рельефа?

9.Назовите положительные и отрицательные результаты воздействия человека на рельеф.

11.Какого происхождения полезные ископаемые есть в районе и как они используются?

13.Что вы можете рассказать о минеральных источниках района. Где их используют?

    Модуль № 3           

Климатические особенности и ресурсы

Общая цель: показать проявление климатообразующих факторов на территории области, раскрыть причины    неравномерного распределения тепла и влаги, обосновать научно-практическое значение  знаний климатических особенностей области ( использование климатических рекреационных,  бальнеологических ресурсов в хозяйственной деятельности человека ).

Учебный элемент №1.

 Цель: обобщить знания о климате как компоненте природы.

1.Вспомните, какие климатообразующие факторы вы знаете. Какое влияние каждый из них оказывает на  формирование климата?

                   2.Прочитайте тему  «Климат и климатические ресурсы »в учебнике «География Чувашской республике» (стр.34-41).

                   3.Составьте схему влияния климатообразующих факторов на формирование климата района:

 

КФ

Учебный элемент №2

 Цель: сформировать представление о климате Шумерлинского района и типах погоды.

     1.Рассмотрите климатическую карту республики и таблицу «Климатические показатели отдельных пунктов   Чувашской республики

     2.Обсудите в группах ответы на вопросы:

             -Сколько и какие существуют сроки наступления ( смены) времен года?

             -Какое значение для хозяйственной деятельности имеют: продолжительность безморозного периода, даты установления и схода снежного покрова, глубина промерзания почвы, количество дней в году с  осадками, температурные характеристики и количество осадков.

   3.В тетрадях заполните таблицу «Времена года в республике»:

Время года

Продолжительность

       периода

Температура

(мин.,сред.,макс.)

Количество

осадков в год

Экстремальные ситуации, их причины и способ преодоления.

               

Учебный элемент №3.  Практическая работа  «Характеристика климата нашей местности и составление прогноза погоды на  ближайшее время.»

                                  План характеристики климата:

        1.В каком климатическом поясе расположена территория.

        2.Какие климатообразующие факторы оказывают наибольшее влияние на климат района.

       3.Какие средние температура зимы и лета, почему?

       4.Какое количество осадков выпадает за год, как распределяются по сезонам года и почему.

       5. Каков коэффициент увлажнения.

       6.Какие неблагоприятные явления связаны с климатом нашей местности, их причины.

       7.Оценка климата района для жизни и хозяйственной деятельности людей.

       8.Проблемы охраны атмосферного воздуха в нашем районе.

        9.*Как вы думаете, что произойдет с погодой в нашей местности в ближайшее время?

   

Учебный элемент № 4.    

Контроль  и   самоконтроль.

   1.От чего зависит климат района? Факторы, влияющие на климат.

   2.Какой тип климата в нашей местности?

   3.Какие осадки преобладают в районе и в какое время года?

   4.Как распределяются температуры по временам года и по территории района ?

   5.Какие ветры приносят теплую погоду, а какие холодную на территории района?

   6. Почему устанавливается антициклональная погода ?

   7.Какие экстремальные явления наблюдаются в климате районе?

   8.Что такое агроклиматические ресурсы ?

    9.Какие экологические проблемы существуют в атмосфере районе?

   10.Какое влияние оказывает климат на режим рек в районе?

   11.Какое влияние оказывает климат на растительный и животный мир?

   12.Объясните причины возникновения утренних туманов, вечерней росы.

   13.Как вы понимаете «экологическое равновесие атмосферы»?

  Модуль № 4                                

Внутренние воды Шумерлинского района                                                           

                                                                                     

                                                                             В глуши лесной, в глуши зеленой,

                                                                             Всегда тенистой и сырой,

                                                                             В крутом овраге под горой                                                                                                                          

                                                                              Бьёт из камней родник студеный:

                                                                              Кипит, играет и спешит,

                                                                              Крутясь хрустальнымиклубами,

                                                                              И под ветвистыми дубами

                                                                              Стеклом расплавленным бежит.                                                                                                                                          И.А. Бунин.

Общая цель: Выяснить особенности внутренних вод области, их режим и зависимость от источников питания. Показать значение и приемы охраны рек, озер, болот и других водоемов, их правильное  и   рациональное промышленное с/х использование.

Учебный элемент № 1.  

 Цель: пояснение особенностей  главных рек района

  1.Прочитайте в учебнике «География Чувашской республики» тему «Поверхностные и подземные воды», стр. 41-49, рассмотрите карту «Реки и озера Чувашской Республики

2.Дополните данные фразы:

           а) Чувашская Республика богата реками, ручьями, их общее число 2356.  Они относятся к  бассейну _________________стока. Они имеют __________ характер,___________ скорость течения. Русла рек _____________ .

           б)Река Сура  имеет длину ________ , площадь бассейна __________ , пересекает район  с _________на _____________ Уникальность реки суры в том,  что ___________________________.

            в)Режим рек определяется ______________ условиями. Ледоход начинается ________________ .Весеннее половодье вызывает  _________________ расход воды в реках. Летние межени начинаются с ______________________. Летние паводки связаны с _________________ .Осенью количество воды в реках _______________ в связи с уменьшением ______________ и  увеличением _________________  Замерзают реки в ________________ ,толщина льда достигает _______________ .

            г)На территории Шумерлинского района протекают реки _______________

                                       

Учебный элемент № 2.

Цель: Ознакомить с другими водными ресурсами района.

  1. Определите  происхождение озер района и приведите примеры озер.                                            

                        а) Объясните причину образования и характер (глубину, величину) озер

                        б) Какие озера находятся в Шумерлинском районе.

 2.Составьте схему «Использование низинных болот»

Болота

                          Что дают?                                                        охрана (для чего и как?)

                             

   3.Составьте схему «Использование подземных вод», указав состав и источник бассейна

                                               Подземные воды

                            Грунтовые      межпластовые                  минеральные

Учебный элемент № 3.      

Дополнительный материал к уроку:  «Интересное о крае»

                    -доклады учащихся, репортажи с использованием  опыта летних путешествий по водным объектам города и района

Учебный элемент № 4.        

Контроль  и  самоконтроль

  1. Почему грунтовые воды экологически самые чистые?
  2. Назовите главные реки и озера Шмерлинского района.
  3. К какому бассейну относятся реки района?
  4. Какой характер течения имеют реки района?
  5. Как питание реки и режим зависят от климата?
  6. Когда на реках района наступает половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход?
  7. Назовите условия заболачивания территории.
  8. Какие виды загрязнения грунтовых вод в Шумерлинском районе вам известны?

                   9.* Почему водность рек сильно меняется по сезонам?

                  10* Как образовались озерные котловины: старицы, копани ?

                  11* Почему подземные воды особенно за последнее время находят такое широкое потребление?

                  15* Как строительство  Чебоксарской ГЭС повлияло на Суру?

                  16** Почему торфяные разработки негативно сказываются на природе территории? Какие  последствия влечет   за собой добыча торфа?

                  17** Почему исчезновение малых рек  является глобальной проблемой?

                  18**Докажите единство всех внутренних вод.

                  19**В чем отличие болот от заболоченных территорий?

                  20**Как определить давность образования болота?

                  21**Какие мероприятия вы можете предложить по рациональному использованию вод и их  охране.  

Модуль № 5 

         Почвы и земельные ресурсы Шумерлинского района.

                                   Растительный и животный мир.  Типичные природные комплексы.

                                                                                 Мы – дети Земли, и от века

                                                                                 Природа нам – добрая мать.

                                                                                 О ней (это долг человека)

                                                                                 Нельзя никогда забывать…

                                                                                                                    В.Юденич.

        Общая цель: выявить условия образования и основные свойства почв района, ознакомить с  главными типами почв и путями их бережного использования, показать на примере природных  зон области  сложность формирования ПТО комплекса, раскрыть практическое значение знаний  о природной  зоне, дать характеристику почвенным, растительному и животному ресурсам  района, их рациональному использованию.

Учебный элемент № 1

Цель: закрепить знания о почвообразующих факторах.

Вспомните, какие компоненты природы оказывают влияние на формирование почвы.

1.Прочитайте тему «Почвы» стр. 49-55 в учебнике «География Чувашской республики».

2.Какие основные типы почв различают в районе? Внимательно рассмотрите почвенную карту республики.(Учебные материалы по географии Чувашской республики, стр.53.)

3. По диаграмме «Соотношение основных типов почв в Чувашской республике»  ( стр. 54) сделайте вывод о том, каких почв  больше в республике, что можно сказать о их плодородие и  какие почвы встречаются на территории Шумерлинского района.

Учебный элемент № 2.

Цель: установить причинно-следственные связи формирования и зависимости между почвенными, растительными, агроклиматическими ресурсами и рельефом местности.

Прочитайте тему  «Растительный и животный мир», стр. 55-63. Обсудите в группах , как шло развитие растительного мира Республики.

Рассмотрите карту «Растительные сообщества Чувашии»  в «Географии Чувашской Республики» на стр. 59. Каков состав лесов по породам деревьев в нашем районе? Какие породы деревьев преобладают в лесах вокруг г. Шумерля? Какое значение в жизни людей имеют лесные ресурсы?

Прослушайте доклад о животном мире нашего района и ответьте на вопросы:

-Какие животные обитают в нашей местности?

-Какие животные занесены в «Красную книгу» республики?

Учебный элемент № 3.      

   Контроль  и   самоконтроль.

  1. Какие меры необходимо принимать для сохранения плодородия почв?
  2. Как влияет рельеф, климатические особенности, водные ресурсы на формирование почв в нашей местности?
  3. Что такое мелиорация? В чем заключаются положительные и отрицательные ее стороны? Проводятся ли в нашем районе мелиоративные работы?
  4. Почему в нашей республике леса произрастают неравномерно? Объясните причину разной   лесистости.

5.*  Что может сделать человек, чтобы сохранить окружающий мир?

6.*  Докажите на примере любой природной территории, что изменение одного компонента ландшафта  приведет к изменению всего природного комплекса.

Модуль № 6 

 

Общая характеристика ЭГП и природные ресурсы

Шумерлинского района.

Общая цель: рассмотреть ГП и ЭГП республики, Шумерлинского района, г.  Шумерля,

  закрепить умения учащихся проводить оценку природно-территориального объекта по плану

Учебный элемент № 1.   (В тетрадях кратко заполните схему, вместо рекомендаций впишите необходимые данные.)

                      Общая характеристика ГП и ЭГП Шумерлинского района и г. Шумерля:

Площадь территории _____________________

Границы и соседние области и районы ________________

Количество населенные пунктов

Население города и района: численность _____________ ,плотность _________                                           Городское____________,  сельское ___________.

   ГП:  - положение на территории России,          

           - особенности рельефа

           - климатические особенности

           - внутренние воды

           - минерально-сырьевые ресурсы

           - почвенные ресурсы

           - биологические ресурсы

           - агроклиматические,  рекреационные ресурсы

           - экологические проблемы территории

     ЭГП: положение на территории  России:

            - крупнейшие энергетические базы

            - сырьевые базы

            - внутренние и внешние транспортные связи

             - наиболее развитые отрасли промышленности

            - отраслевая структура сельского хозяйства

                 - экономические связи

                 - социально-экономический уровень жизни населения.

Учебный элемент №2.    

Подготовьте отчет по алгоритму:

                  1 группа  -  Общая характеристика ГП и ЭГП Шумерлинского района                                                    

                  2 группа  -  Общая характеристика ГП и ЭГП г. Шумерля.  

 После обсуждения – сравните, где более благоприятные особенности ГП и ЭГП.

Учебный элемент №3.  

КОНТРОЛЬ  И  САМОКОНТРОЛЬ.

1.*Почему ЭГП района оценивается как способствующее экономическому развитию?

2.*Какое влияние оказывает Шумерлинский на экономическое развитие районов -соседей?

3.*Как транспортно-географическое положение района влияет на ее «лицо» в географическом разделении труда Республики?

4.*Какое значение для жителей района имеет такое географическое положение?

4.*Как можно связать особенности ЭГП и неравномерность размещения промышленности и городов по территории республики?

Модуль № 7         

Общая характеристика хозяйства г.  Шумерля

Опережающее задание: Подготовьте сообщение на тему: «Факторы современного производства».

        Общая цель: представить структуру хозяйственного комплекса города, его историческое формирование.

            Установить взаимозависимости и причинно-следственные связи между технико-экономическими особенностями и формами организации и факторами производства. Определение путей решения социально-экономических и экологических проблем района.

Учебный элемент №1.  

Цель: обоснование и определение возникновения, развития и размещения отраслей промышленности города.

1. Прочитайте тему «Особенности развития хозяйства Чувашской Республики», стр. 84-87, в учебнике, проанализируйте историко-экономические аспекты формирования хозяйства республики.

2. В тетрадях нарисуйте контур территории Шумерлинского района и составьте картосхему развития хозяйства города  по основным историческим этапам, указав факторы, способствующие становлению промышленности города.

В группах обсудите вопросы:

-как решалась топливно-энергетическая проблема на разных этапах становления хозяйства

-как доставлялось сырье к промышленным предприятиям.

Блок самооценки:

-Какие факторы обусловили появление в нашем крае разнообразных промыслов и ремесел?

-Какую роль в развитии крупных производств сыграло ЭГП?

-Почему в городе были построены крупные машиностроительные заводы?

 *Оцените роль промышленного потенциала города  в хозяйстве Республики.

*Как трудовые ресурсы влияют на формирование промышленности района?

Учебный элемент № 2.

 Цель:  определение современной специализации промышленности и факторов их развития.

Прослушайте сообщение на тему: «Факторы современного производства».

Выполните практическую работу № 12 «Факторы, определяющие современную направленность хозяйства  города».

Подготовьте репортаж для ролевой игры – круглый стол – «Развитие хозяйства города», где каждый участник охарактеризует один из отраслевых комплексов г. Шумерля, придерживаясь плана:

-отраслевой состав и значение комплекса

-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы комплекса и их размещение

-основные производства и их размещение (наглядность)

-основные потребители продукции

-перспективы развития и экологические проблемы.

Используя различные источники информации, обсудите промышленные предприятия, расположенные в городе. Какие проблемы существуют на данных предприятиях

в настоящее время? Как решаются проблемы? Какие предприятия можно было бы создать в нашем городе? Какие для этого существуют перспективы?

Учебный элемент №3.

  Цель: дать представление о сельскохозяйственной специализации Шумерлинсколго района, охарактеризовать особенности АПК и перспективы развития в условиях рыночной экономики и фермерской организации производства.

                     

1. Составьте схему отраслевой структуры сельского хозяйства района ( в тетради):

                     

               

Основные отрасли с/х

           __________________________                                           _________________________

            __________________________                                          _________________________

2.Какие основные отрасли с/х производства сформировались в Шумерлинском района?            

3.Блок самооценки:

-Назовите основные звенья АПК и их взаимосвязи.

-Как отразился экономический кризис народного хозяйства на сельском хозяйстве района?

-Как агроклиматические условия влияют на с/х?

-Почему снижается производство основных видов с/х продукции?

*Что необходимо предпринять, чтобы уровень с/х производства повысился?

*Какой показатель развития с/х является ведущим: материально-техническая база, финансирование, территориальная организация, специализация, обеспеченность трудовыми ресурсами?                

   *Какая из форм хозяйствования, на ваш взгляд, является наиболее перспективной и почему?      *Какой из перечисленных факторов является приоритетным в изменении или формировании структуры отраслей сельского хозяйства области: природная дифференциация, социально-экономические факторы, особенности исторического формирования с/х, обеспеченность трудовыми ресурсами, рынок сбыта, наличие транспортных систем, рыночные и реформенные преобразования?

Учебный элемент № 4. Транспорт  г. Шумерля.

            Общая цель:  определение роли и значимости основных транспортных магистралей области, экономической  эффективности и перспективы развития.

Сообщение на тему «Формирование транспортной системы города»

Заполнение таблицы:

Виды транспорта

Основные магистрали

Преимущества данного

вида транспорта

 Затруднения,

недостатки

Экономическая целесообразность

                                       

Контроль и самоконтроль.

1.Какие функции и роль выполняет транспорт в городском  хозяйстве?

2.Почему транспортные пути способствуют развитию городов, расположенных на них? 3.Зависит ли работа транспорта от климатических условий?

 4.Как современные рыночные отношения отразились на работе транспорта?

5.Какие преимущества и недостатки имеют автомобильный, воздушный и речной транспорт?            

6.Докажите, что транспорт –«кровеносная система» хозяйства.

 7.От каких факторов зависит развитие транспорта области?

 8..Почему себестоимость перевозки грузов и пассажиров на транспорте постоянно растёт?

 9.Какие отрасли городского  хозяйства развиваются на основе железнодорожного транспорта?

 10.Какие туристические маршруты по Чувашии  и Шумерлинскому вы бы предложили организовать, используя какой-нибудь один вид транспорта?              

Модуль № 8       

Население  г. Шумерля.

 Опережающее задание: подготовить  доклад «Народные промыслы и их развитие в г. Шумерля».

Общая цель:  дать общую характеристику населения – численность, динамику, поло-возрастную структуру,   национальный и религиозный состав, трудовые ресурсы, размещение населения и его формы.

Учебный элемент №1.   Цель: вспомнить основные термины и понятия по теме «Население России».

                     1.Рассмотрите схему «Население России»

                     2.Расскажите в группах этот опорный конспект.

                     3.В случае затруднений обратитесь к справочным материалам.

2 Учебный элемент №2.  

Цель: уточнить исторические особенности формирования населения Республики, проанализировать динамику, численность, плотность, размещение, концентрацию населения.

Прочитайте стр. 70-82  учебника, рассмотрите таблицу, карты, диаграммы.

Практическая работа «Население г. Шумерля».

А/ Составьте наглядную схему, отражающую общую характеристику населения города: Население г. Шумерля _____________тыс.человек.

Естественный прирост  (в сравнении с другими городами Чувашии)                                

Плотность (в сравнении)                                                                                                                          

Рождаемость (в сравнении)

 Б/ Постройте графики «Изменение численности населения города».

  В/ Постройте график «Естественное движение населения города».Покажите на нем

 линиями разного цвета рождаемость и смертность.

 Г/Проанализируйте графики и обоснуйте свой ответ в группах.

Учебный элемент№3.  

  Цель:  рассмотреть механическое движение населения, миграции, национальный состав,  половозрастную  характеристику и трудовые ресурсы.

1.Используя текст учебника, составьте схему «Формирование населения г. Шумерля».                          

  2.Рассмотрите и разберите в группах схему:

                                                                  Движение населения

                         Миграции                                          Механическое

                Внутр.                Внешн.         Постоянное               Временное

                 «ищу работу»

«беженцы»    «село» ----------«город»  «утечка умов»

   3.Национальный состав.

 Запишите в тетрадь:

                                     представители национальностей в г. Шумерля:

                                     -русские- ?

                                     - чуваши -?

                                     -украинцы- ?

                                     -татары  -?

                                     -мордва - ?

                                     - др. национальности-?

 4.Проанализируйте данные центра занятости  и запишите в тетрадь сведения по вакансии трудовых мест

экономически активное население города ____________

безработные  _______________

             

     5  .Исключите лишнее:  

                                                      Функции города Шумерля

        градообслуживающие                                                                 градообразующие

                транспортный узел    культурно-туристический центр        научная база

 

   6.Прослушать доклад «Народные промыслы и их развитие в г. Шумерля».

    Обсудите в группах: Что ваши родственники или вы можете делать  своими руками, к какому виду искусства относится ваше творчество.

 Учебный элемент №4. « Фестиваль улиц».

      1.Подготовьте репортажи о самобытности улиц города, кратко расскажите «легенду» развития выбранной вами улицы, историческую и современную функцию, культурно-просветительскую деятельность. В дополнительной литературе подберите материал из литературных произведений, выучите стихотворение.

Нарисуйте герб улицы и опишите, что на нем изображено.

Составьте тест экскурсии по вашей улице.

Учебный элемент № 5.

 Контроль и  самоконтоль.

1. Проанализируйте географическое положение городов области и определите факторы, препятствующие и способствующие дальнейшему развитию городов.

2. Сравните город Шумерля с другими городами республики. В чем схожесть и различия?

3. Как название города отражает его особенность? Современное промышленное лицо?

   ** 4. Предложите пути решения проблемы малых городов Республики.

  5. Проанализируйте транспортно-географическое положение города Шумерля

С какими близлежащими  городами и как он связан?

  6. В чем уникальность и единственность города?

  7. Составьте прогноз промышленного развития города.

  8. Какие экономические, социальные, экологические проблемы имеются в нашем городе?   Предложите пути решения этих проблем.

9.Заполните таблицу: «Показатели культурных учреждений г. Шумерля»

                   Зрелищные предприятия

  1

Число библиотек

  2

Число клубных учреждений

  3

Число самодеятельных коллективов

  4

Число музеев

10.Составьте схему «Сфера обслуживания города» (в тетрадях)

11. Обсудите в группах вопросы и задания:

      -какие отрасли включает непроизводственная сфера в огороде?

      -какое значение имеет сфера обслуживания для человека?

      -какие предприятия бытового обслуживания и здравоохранения имеются в городе? Как они работают?

     -как уровень развития города связан с развитием непроизводственной сферы?

     -сравните уровень развития непроизводственной сферы в городе и на селе.

     -чем вызвано отставание развития непроизводственной сферы в городе?

     -каково влияние рыночных отношений на развитие непроизводственной сферы в области?

Модуль № 9

 

Межпредметное занятие по экономике и географии на тему:  «Экономические связи  г. Шумерля.  Развитие экономических отношений»

        Цель: формирование и углубление знаний учащихся по экономике и географии г. Шумерля.

          Закрепление понятий: конверсия, импорт, экспорт, таможенные пошлины, свободная торговля, протекционизм, внешнеторговое сальдо, ( дополнительно: мировое хозяйство, международная   торговля, международное разделение труда, платежный баланс, валюта, валютный курс, конвертируемая   валюта, офшорные зоны.)

Учебный элемент № 1     

 Цель:  прослушайте лекцию.   Рынок – это саморегулируемая система отношений продавцов и покупателей. Регулируется она, прежде всего,      рыночными законами спроса и предложения и денежного обращения. Ни одно предприятие в рыночной экономике не может существовать обособленно от других предприятий, от других субъектов экономики как национальной, так и международной. Закрепление этого понятия наиболее актуально сегодня, когда Россия делает первые шаги на пути реального вступления в ВТО.

Мировое хозяйство сегодня представляет собой совокупность национальных хозяйств стран, связанных системой международных экономических отношений. Эти отношения возникают при  движении товаров из одно  страны в другую, оказании услуг, перемещении рабочей силы, обмена информацией и новинками НТП.

  Международная торговля – это обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами разных стран, т.е. между национальными и иностранными предприятиями.

  Цена рабочей силы, сырья, электроэнергии, комплектующих, квалификация рабочих в разных странах различна. На этой основе возникло и развивается  международное разделение труда – сосредоточение производства в отдельных странах определенных видов продукции, которыми эти страны обмениваются второй причиной  разделения труда являются различия в географическом положении, численности населения,   природно-климатические особенности, различный уровень экономического и научно-технического развития.

 Для определения специализации той или иной страны используется принцип сравнительного преимущества  (сравниваются издержки различных стран  при производстве одного и того же товара). Международная торговля складывается из       экспорта   –   вывоза товаров и  услуг за границу  и импорта  -  ввоза товаров и услуг из-за границы.(Важнейшим экспортным товаром России остается нефть).   Большинство государств регулируют международные отношения, выбирая между свободной торговлей и протекционизмом. Свободная торговля является основным принципом мировых торговых отношений.   Протекционизм – это политика защиты отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов на  внутреннем рынке.

    Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы (перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в ряде случаев – при экспорте из данной страны). Внешняя торговля может иметь активный или пассивный баланс (сальдо). Активное внешнеторговое сальдо  предполагает  превышение экспорта над импортом, а пассивное сальдо – импорта над экспортом.  Внешнеторговый баланс – важнейшая составляющая платежного баланса страны. Платежный баланс – это

             соотношение между суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежей, произведенных ее за границей за определенный период времени. Внешнеэкономические отношения сопровождаются денежными расчетами. Деньги в этом случае выступают в качестве валюты. Валюта – это общее название денежных единиц разных стран, участвующих  в международном товарообороте. В условиях  большого разнообразия валют возникает проблема их  обмена. Если валюта подлежит обмену без ограничений, то ее принято называть свободно конвертируемой. Валюта,  функционирующая только в пределах одной страны и не подлежащая обмену, называется неконвертируемой.

              В России, как и в большинстве стран, валюта обменивается с ограничениями. Такая валюта называется частично  конвертируемой.  

   Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.  Начиная с 1991 г. на внутренний российский рынок хлынули потоки товаров из-за рубежа. Высококачественные  -   дорогостоящие, дешевые – некачественные. Российский потребитель встал перед выбором: кто мог помочь ему в этом  выборе? Со стороны государства были предприняты усилия сделать всех людей владельцами государственной   собственности путем приватизации.

    Приватизация – переход государственной и муниципальной собственности в частную.  Люди, имеющие   предпринимательские способности и не боящиеся  рисковать, и сегодня открывают предприятия.

     Через несколько лет и вы встанете перед выбором: пойти к кому-то на работу или открыть свое предприятие.  90% вновь организующихся предприятий, по статистике,  разоряются, но дают своему владельцу бесценный капитал:

             умение работать самостоятельно. Для достижения успеха надо много знать, постоянно учиться и владеть информацией   о состоянии рынка.

   Чувашская республика традиционно имеет широкие экономические связи как внутренние, так и внешние. (стр. 125-127 учебника  «География Чувашской Республики»)

Учебный элемент№2.     Практическая работа № «Экономические связи  города»

              Цель: проанализировать состав экономических связей, объяснить необходимость их установления, составить  Картосхему экономических связей.

         1 .Запишите в первый столбик виды промышленной продукции, изготовленной в городе , которые    отправляются в другие регионы Чувашии, , а во второй столбик –  в другие регионы России есть лив городе продукция которая идет на экспорт .

Учебный элемент № 3.   Ролевая игра.

           1.г. Шумерля  ввозит продукты питания. Вы энергичный предприниматель. Предприятие по производству какого продукта питания вы открыли бы в городе? Какую форму собственности для него выберите? Почему? В какие регионы России будете поставлять продукцию? Ответ обоснуйте.

            2.Известно, что либерализация внешней торговли России привела к спаду во многих сферах экономики, росту в экспорте доли продовольствия и с/х сырья, а  также невозобновляемых ресурсов нефти и нефтепродуктов при   дороговизне их на внутреннем рынке. А каковы, на ваш взгляд, положительные стороны либерализации?

            3. США являются самым крупным потребителем нефти, хотя сами добывают её больше, чем Россия. Более того, у США есть скважины, которые пробурены и законсервированы. Как вы думаете, почему?

            7.Конъюнктура мирового рынка для различных товаров различна и постоянно меняется. В конце 19 века основными экспортными   культурами России были: зерновые, лён, сахар, пенька, яйца, домашняя птица, масло коровье, сало. В 80-е годы 20 века на долю России приходилось 42% объёма мировой торговли оружием /2 место в мире после США. Сегодня Россия ввозит продукты питания из-за рубежа, а по уровню продажи своего оружия занимает 4 место в мире /после США, Франции и Англии./ Почему  основным экспортным товаром России сегодня является нефть и в  чём  причина таких изменений, на ваш взгляд?

           8.В чем, на ваш взгляд, причина того, что в Российском импорте сегодня 27% составляют машины и оборудование,  14%    - продовольственные и сырьевые товары, 50% - товары массового потребления и спроса (в том числе обуви 70%,одежды- 50%)?

Модуль № 10

 «Проблемы и перспективы  социального, экономического,  экологического и  культурного  развития  г. Шумерля».

        

        Общая цель: систематизировать знания учащихся , уметь определять главные направления социального, экономического, экологического и культурного развития города в условиях совершенствования рыночных отношений, составлять систему мероприятий по решению  комплексных проблем, прогнозировать развитие города.

   

Учебный элемент№1

 Контроль:    

         1.Вы представитель  президента Республики в городе. Подготовьте свой отчет о развитии вашего города на сегодня и перспективах на будущее.

         2.Рассмотрите материалы из «Ежегодного доклада о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения Чувашской Республике в 2005  г.». сделайте доклад для  учеников своей школы.

              3.Ролевая игра «Защита окружающей среды г. Шумерля  области в условиях научно-технического прогресса».

          Каждая группа отвечает за «свой» используемый природный ресурс. На заседание «круглого стола» для обсуждения данной проблемы приглашаются:      

           -Представители президента ЧР ( отчет о развитии города в настоящее время и перспективах на будущее – задание № 1.)

           -Директора крупнейших предприятий.

           -Врач СЭС (отчет о состоянии здоровья населения данного региона)

           -Представитель управления природопользования  региона (охраняемые природные территории региона и пути решения экологических проблем).

    Творческая работа - Защита проектов «Сделаем наш город краше!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края

Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края,...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Физическая география родного края / Социальная и экономическая география Донецкого края

Электронный вариант книг размещен  "в контакте" - https://vk.com/id156174729   Учебное пособие Физическая география родного края адресовано учащимся 8-х классов.Составлено в соответстви...

Интеллектуальная игра по биологии, географии и химии "Самый умный"

Учебно-методические материалы для предметных внеклассных мероприятий...

Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края"

Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края" составлена для региона Татарстан. С незначительной переделкой дподойдет и для остальных регионов России....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА". (ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА "ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ")

Материалы конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26604961","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...