Классный час "Святые места и источники Липецкой области. Задонский Рождество – Богородицкий мужской монастырь"
классный час (6 класс) на тему

Дементеева Елена Николаевна

Классный час "Святые места и источники  Липецкой области. Задонский Рождество - Богородицкий мужской монастырь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatyni_zemli_lipetskoy_klassnyy_chas.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Святые места и источники Липецкой области. Задонский Рождество – Богородицкий мужской монастырь

Цель: духовно-нравственное воспитание, краеведческое образование и просвещение школьников, воспитание патриотизма, чувства гордости за край, в котором живешь

Ход классного часа

Под песню С. Савельева «Есть в России ещё уголки» демонстрируются слайды презентации (слайд 1) с изображение фото природы Липецкой области

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

У каждого человека есть знаменательные места, связанные с основными событиями его жизни. Уютные уголки природы, музеи, библиотеки, памятники, храмы с самого детства знакомят нас с пространством и временем, историей родного края.

   Мы живем в Липецкой области. Липецкий край – наша Родина, неотъемлемая часть нашей большой страны — России.

     Сегодня мы поговорим о своем родном Липецком крае, о его Святынях. (слайд 2)Тема нашего классного часа «Святыни земли Липецкой». Мы поговорим о святых местах нашего края. Слово «святой» обычно употребляется по отношению к предметам, явлениям, событиям, которые посвящены Богу или использовались во время богослужения.

Почитание святынь и святых – неотъемлемая часть православной духовности культуры.Традиция почитания святынь передается от поколения к поколению, от роду к роду. По такимсвятым для нас, жителей липецкой земли, местам мы сегодня и совершим виртуальную экскурсию. Наши экскурсоводы познакомят нас с историей и теми чудесами, которые позволили  данные уголки природы называть святынями.

(слайд 3)  «Чудеса происходят с нами чуть ли не каждый день, только многие об этом не догадываются», - сказал во время одной из последних проповедей настоятель Никольского храма поселка Добринка протоиерей отец Александр Адоньев.

– Ведь мы даже и не подозреваем, сколько раз Господь отводит от нас беду, просвещает и вразумляет в трудной жизненной ситуации, не дает совершить роковую ошибку. Хочет Он от нас лишь одного – чтобы мы возненавидели грех и вели праведный образ жизни.»

Первый уголок земли липецкой, в котором мы побываем

(слайд 4)    Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский монастырь.

   История основания монастыря тесно связана с именем местночтимого подвижника благочестия преподобного ИларионаТроекуровского (слайд 5), который в 1824 году поселился в келье близ Димитриевского храма села Троекурово. Слава о подвижнической жизни старца, его огромной духовной силе привлекала многочисленных посетителей, нуждающихся в совете. Примерно в середине 1840-х годов преподобный Иларион собрал необходимые средства, на которые был куплен участок земли, завещанный подвижником одной из своих духовных чад Н.А. Голдобиной для устройства женской общины.

    Самыми почитаемыми святынями обители являлись два чудотворных образа Владимирской иконы Божией Матери.

   13 июля 1999 года состоялось обретение мощей преподобного ИларионаТроекуровского. Они были перенесены вМихайло-Архангельский храм, где покоятся и в настоящее время, вновь являя чудеса исцелений.

     Здесь находится (слайд 6) рака с мощами преподобного Илариона Троекуровского и ( слайд 7)местночтимая Владимирская икона Божией Матери «Троекуровская».                                                                                             Возобновлено богослужение в отреставрированном Димитриевском храме.

      18 ноября (н.с/) память преподобного ИларионаТроекуровского затворника. Великая помощь святого Божиего угодника не оставляет никого из просящих его помощи и заступничества в нуждах и скорбях.

( слайд 8)  Источник Владимирской иконы Божией Матери

  К западу от Троекуровского монастыря в 2,5 верстах находилась приписная к нему каменная часовня на особо почитаемом святом источнике, построенная в 1841 г. помещиком И.И. Раевским. На этом месте, по преданию, и явилась Владимирская икона Божией Матери, именуемая «Явленной». Часовня была украшена стенной живописью и иконостасом. В просторном, оштукатуренном снаружи здании часовни над святым колодезем находилась (кроме образов в иконостасе) большая Владимирская икона Богородицы в медной ризе – список с местной чудотворной иконы Божией Матери Троекуровской.

   К этой часовне и святому источнику под ней ежегодно 21 мая совершался крестный ход. Возле неё служился молебен Божией Матери с акафистом и совершалось освящение воды. Как вспоминали участники этих крестных ходов, «… какое-то особенно благодатное чувство объемлет душу каждый раз, как приближаешься к этому благословенному месту. С особенным благоговением слушаешь акафист Царице Небесной; с особенным духовным наслаждением вкушаешь освящённую воду».

   Часовня на святом колодце, стоящая в глубокой балке на краю леса, была разрушена в 1930-е гг. Однако родник пробил землю вновь. Вскоре колодец был восстановлен и обустроен местными жителями к нему привозят болящих, в основном с нервными заболеваниями. Освящённую воду люди набирают в ёмкости, которые затем хранят до следующего года. За это время вода не портиться и не мутнеет. Этой водой окропляют жилище, пьют или брызгают при некоторых заболеваниях. Некоторые верующие омываются у святого источника.

 (слайд 9) Сезёновский Иоанно-Казанский епархиальный женский монастырь.

На высоком правом берегу р. Сквирня, в 12 км от Лебедяни в с. Сезёново расположена обитель. История её возникновения тесно связана с именем блаженного Иоанна, затворника Сезеновского (1791-1839). С его именем связывают пророчество о том, что рядом с его кельей будет построен монастырь.

  Иоанн с самого рождения являл собой нечто дивное и необычайное: грустное выражение его лица поражало всех, кто видел его. Когда он подрос, то отличался особым незлобием и кротостью, не принимал участия в детских играх и больше всего любил одиночество. Будущий подвижник часто совершал паломничества, особенно - в Киево-Печерскую Лавру, где он даже прожил два года послушником. Еще юношей Иоанн начал проявлять черты Христа ради юродства - мнимого безумия, с помощью которого скрывал от окружающих свои подвиги.

В селе Сезеново Тамбовской губернии начались затворнические труды Иоанна.

  В 1833 году один из его почитателей выстроил для блаженного Иоанна рядом с сезеновской церковью двухэтажную келью в виде столба, где незадолго до смерти подвижник велел в подполье сделать склеп.

  В 1838 году давний замысел Иоанна стал сбываться: было получено разрешение на основание монастыря. Строительство его шло быстро. Безукоризненная жизнь затворника привлекла в Сезеново много женщин, главным образом стариц. Они собирали средства на храм и сами работали на строительстве. К сожалению, Иоанну не довелось увидеть окончания строительства храма.

Сезеновский блаженный старец Иоанн окончил свой земной путь 14 декабря 1839 года. Ему было в то время 48 лет, из которых 22 года он прожил в затворе.

  В 1842 году храм в честь Казанской иконы Божией Матери был в основном закончен, а в октябре 1849 года освящен. Рядом располагался колодец глубиной до 50 метров, находившийся под арочными сводами. Близ святого колодца плодоносил монастырский сад.

   Прихожане имеют возможность приложиться к мощам святых блаженных (слайд 11)  Иоанна и Дарьи и святой игуменьи Серафимы.

( слайд 12)   Свято - Троицкий женский монастырь.

  Древнее народное предание об основах образования будущего Лебедянского монастыря повествует нам о строительстве храма в честь святого пророка Илии ( слайд 13) в дремучем лесу на поляне, называвшейся «Яблоновая», боярином Тяпкиным в XIV веке во времена великого князя московского Иоанна Данииловича Калиты.

  Боярин Тяпкин был послан с данью в Орду к хану Узбеку. Соблазнившись золотом и серебром, забрав богатство, он собрал шайку вольницы, стал их атаманом, поселился на высоком берегу Дона. Но религиозный дух русского народа был присущ и вольным людям. В одном из набегов ими был захвачен в плен священник-монах, который впоследствии совершал богослужения в выстроенном двухэтажном каменном храме в честь святого пророка Илии. Духовное руководство священника-монаха принесло добрые плоды – он стал духовным пастырем и наставником атамана с товарищами, а сам Тяпкин под конец своей жизни удалился в созданную им монашескую обитель, называемую «Яблонова пустынь», и принял пострижение в монашество.

   Многое претерпела обитель: разорение татарами, грабежи разбойников, но промыслом Божиим не осталась забытой.

     Случившийся пожар в 1764 году почти полностью уничтожил богатый монастырь. После пожара остались лишь обгорелые стены монастырских строений и немного церковной утвари, которую успели спасти от огня монашествующие. Из-за пожара было принято решение закрыть Лебедянский монастырь.

   ( слайд 14)  Небольшая икона Пресвятой Троицы, присланная в монастырь царем Алексеем Михайловичем в 1665 году, была обнаружена на следующий день после пожара стоящей на яблоне в саду, рядом с Илиинским храмом. Икону пытались относить в другие монастыри, но она чудесным образом вновь являлась на прежнем месте. Благодаря этому чудесному явлению и по ходатайству святителя Тихона Задонского было принято решение о восстановлении святой обители.

  Свое новое рождение и процветание монастырь переживает с 1812 года   Свято-Троицкий монастырь, расположенный в живописном уголке районного города Лебедяни и огороженный от мира высокой кирпичной стеной, – едва ли не самая замечательная достопримечательность города. Правда, о нем, удаленном от центральных городских магистралей и утопающем весной в яркой зелени и белизне цветущих яблонь, последние десятилетия забыли совсем, будто и не было этой святыни вовсе.

 (слайд 15)   В 2005 году мощные крепостные стены Троицкой обители вновь стали оплотом монашеского духа. В отремонтированном келейном корпусе с домовой церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселилось 7 насельниц во главе с игуменьей. И теперь здесь все, как и подобает быть в монастыре: длительные богослужения, монашеские черные одеяния, смирение в светлых лицах.

 (слайд 16)    Знаменский Каменогорский Новодевичий монастырь

     Вот уже четвёртое столетие возвышается над древним Ельцом женский монастырь в честь Знаменской иконы Божией Матери. Обитель расположена на вершине Каменной горы и обнесена высокой красной кирпичной оградой. (слайд 17)

    У её подножия находится часовня ( слайд 18) во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» над святым источником (слайд 19). К монастырю ведёт крутая лестница из 100 ступенек (слайд 20), называемая «лестницей слёз». В старину существовал обычай: поднимавшийся по этой лестнице должен был остановиться на каждой ступеньке, вспомнить свой грех, покаяться в нём и только потом идти дальше.

  Знаменский монастырь существует на этом месте с 1683 года, когда трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского, был преобразован из скита Троицкого мужского монастыря. У него, как и у многих православных обителей России, нелёгкая судьба. В 1764 г. монастырь был упразднён по указу Екатерины II, впоследствии сгорел дотла от пожара. В скором времени на пожертвования прихожан на Каменной горе была вновь построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. На месте упразднённого монастыря стали собираться сёстры, искавшие иноческой жизни.

  (слайд 21) Главная страница истории Знаменского женского монастыря связана с именем подвизавшейся здесь святой затворницы Мелании (Пахомовой). Она пришла в Знаменскую обитель в поисках спасения осенью 1778 года, когда ей не было и 20 лет, и прожила здесь 58 лет. Жизнь свою окончила в затворе. Как следует из жития святой подвижницы, трудолюбивая, молодая и красивая девица Мелания с юных лет возлюбила Господа. Она избегала мирских удовольствий, каждый праздник и не посвященный сельской работе день проводила в храме. Когда после смерти родителей ей предстояло вступить в брак, она тайно покинула дом и поселилась послушницей в Знаменской обители. Узнав о местонахождении Мелании, родные настойчиво просили её вернуться в мир и вступить в замужество, обещая в случае несогласия лишить её наследства. Но она была непреклонна в своём выборе, отвечая: «Я возлюбила Жениха небесного, а не земного, и из любви к Нему сохраню себя в непорочном девстве!»

  Как следует из жития блаженной Мелании, дни и ночи она проводила в непрестанном посте и молитве, сердечных воздыханиях и слезах. Довольствовалась лишь хлебом и водою, да и то в меру. В келье у подвижницы не было ничего, кроме кувшина с водою и небольшого запаса сухарей. Носила она ветхую одежду с частыми заплатами. В августе 1819 г. Мелания, приобщившись Святых Христовых Таин и помолившись перед Знаменской иконой Богоматери в соборном храме монастыря, приняла на себя добровольный подвиг затворничества. С этого момента и до самой кончины она не выходила из своей тесной и полутёмной кельи. В награду за её подвижническую жизнь Господь даровал святой затворнице благодать, дар прозорливости и духовного врачевания душевных ран.

   Матушка Мелания окончила свой земной путь 11 июля 1836 года. Её могилка находится рядом со Знаменской церковью.

   К началу XX века в стенах монастыря проживали уже 400 человек, на его территории насчитывалось 150 построек. Главные святыни здесь — чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и образ Христа Спасителя, чудесно уцелевшие от пожара 1769 года. Кроме того, в монастыре находились почитаемые иконы: «Троеручица», написанная на Афоне в сербском монастыре Хиландар, и Казанская икона Божией Матери, подаренная святителем Феофаном Затворником.

 (слайд 22) Задонский Рождество-Богородицкий епархиальный мужской монастырь

   Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале 17 века. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.

  В 1692 году обитель постигло тяжелое испытание: в результате пожара она была уничтожена дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую икону Божией Матери «Владимирская» ( слайд 23) – она сохранилась на пепелище неповрежденной. Далеко разнеслась весть о чуде, и к монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители.

   Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время свирепствования холеры в 1830-1831 годах, когда грозная смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

   Скромную задонскую обитель ждало новое прославление. В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон( слайд 24).

(видео)   Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.

  13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божиего угодника.

  В знак признательности и любви к великому угоднику Божиему в 2005 году на территории монастыря был воздвигнут памятник святителю Тихону. Традиционно в августе проходят торжества в день его памяти. Тысячи верующих стекаются в эти дни в обитель, чтобы поклониться любимому святому и быть причастными к духовной радости всех участников торжеств.

До сих пор бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем, покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами (слайд 25).

    В задонской обители подвизались и другие подвижники благочестия, обретшие посмертную славу. Мощи этих 11 праведников в настоящее время находятся во Владимирском соборе обители, в мраморной гробнице.

   Здесь же находится множество икон святых Божиих угодников с частицами их мощей.

  Рядом с монастырем находится святой источник, купальня для желающих окунуться в целебные воды(слайд 26).

 (слайд 27)  Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой и Елецкой епархии. Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. В дни престольных праздников в совершаемых богослужениях принимает участие духовенство других епархий.

Ты посетил святыни сей Земли,

 Но не отвергни тягостное слуху –

 Бог не с тобой. Ты слишком суетлив,

 Твои дороги от томленья духа.

Этими небольшими рассказами далеко не исчерпывается перечень святыни Липецкой земли, их гораздо больше. Вы будете взрослеть и узнаете о своем липецком крае еще очень много.

Рефлексия

 - Зачем же нам вглядываться в глубь, веков и сохранять пришедшие оттуда образы святости?

- Зачем передавать их тем, кто сменяет нас на земле, т.е. вам, ребята?

Конечно, для того, чтобы помнить. Но память дана человеку не только для этого. Память – это прикосновение к вечности, способность ощутить связь прошлого и будущего как единую и непрерывную традицию жизни. А наши святыни и святые – есть важнейшие узелки памяти, а значит, и нашей жизни.

Звучит песня «Есть обитель святая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа НОО - МОУ средняя общеобразовательная школа с.Паниковец (Задонский муниципальный район, Липецкая область)

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Актуальные проблемы физического воспитания -"Уровень физической подготовленности городских и сельских школьников мужского пола липецкой области"

Авторы исследования:Т.С.Гнусов (к.п.н), В.А.Кашкаров (к.п.н., профессор), Головина Т.И.(преподаватель МБОУ СОШ №2 г.Задонска). Цель исследования: проанализировать состояние физической подготовленности...

Духовная литература. Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь

Местонахождение монастыря. Основание монастыря. Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря. Восстановление обители. Храмы монастыря. Иконы Пафнутия Боровского и Казанской Божьей Матери...

Классный час . Липецкой области 60 лет.

Классный час,проведенный в 8классе...

Разработка внеклассного мероприятия недели православной культуры !путеводитель по святым местам Липецкой области"

«Если вы не бывали в Липецке, то вряд ли имеете правильное понятие о том, что такое Липецк. А между тем, он принадлежит к таким местам России, которые знать необходимо каждому русскому.» ...

Презентация "Цивильский Тихвинский богородицкий православный монастырь." История монастыря.

Презентация знакомит учащихся историей монастыря,  о строительстве храма и о его долгом возрождении. Цивильский монастырь имеет большую историческую значимость и является достоянием Чувашской Рес...