Поэты и писатели в Саратовской области
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме
Познакомить со знаменитыми поэтами и писателями, жизнь которых связана с Саратовской областью(губернией) это - А.А.Вознесенский, К.Я.Ваншенкин, М.А.Кузьмин, Александр Дюма, Лев Кассиль, Эденбург, Расул Гамзатов, П.В.Орешин, А.К.Передреев, Г.Г.Голобоков и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poety_i_pisateli.ppt | 1.71 МБ |
razrabotka__vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа с.Малое Перекопное»
Балаковского района Саратовской области
Тема работы
«Созвездия поэтов и писателей Саратовской области»
Барабаш Татьяна Михайловна,
учитель обществознания,
МОУ «Основная школа с.Малое Перекопное»
Балаковского района Саратовской области
Балаково
2011 г.
План – конспект внеклассного мероприятия
Виртуальное путешествие
«Созвездия поэтов и писателей на Саратовской земле»
«Край ты мой, родимый край…»
А.К.Толстой
Цели и задачи:
1.Привлечь внимание учащихся к изучению литературного наследия поэтов и писателей Саратовской области.
2. Научить учащихся поиску информации в различных источниках.
3.Привить учащимся интерес к проектной деятельности через исследовательскую работу.
3. Познакомить с авторами, изучение которых не предусмотрено школьной программой: это - А.А.Вознесенский, К.Я.Ваншенкин, М.А.Кузьмин, Александр Дюма, Лев Кассиль, Эденбург, Расул Гамзатов, П.В.Орешин, А.К.Передреев, Г.Г.Голобоков и другие.
4.Развивать любознательность, речь, воспитывать интерес к творчеству русских писателей;
5.Стремиться к повышению интеллектуального, духовного уровня учащихся.
6. Подготовить дидактический материал для использования коллегами во внеклассной работе.
Оборудование: ПК, мультимедиа, классная доска, выставка книг, сборников, альбомов и фотографий поэтов и писателей.
Предварительная работа: найти и прочитать биографии поэтов и писателей, связанных с пребыванием на Саратовской земле, распределение поиска нужной информации, сообщений между учащимися, разучивание наизусть отрывков из стихотворений, подготовка викторины.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Учитель: Сегодня у нас необычная экскурсия. Мы приглашаем всех отправиться в виртуальное путешествие по нашей Саратовской области с целью изучения литературного наследия поэтов и писателей на земле Саратовской. Мы познакомимся с биографиями поэтов и писателей, которые родились, жили, гостили и творили свои произведения в нашей области, среди них есть не только знаменитые, но и те, о которых мы услышим впервые (слайд № 14).
Наше путешествие начнётся с карты «Созвездия поэтов и писателей земли Саратовской» (слайд № 6).
Виртуальное путешествие мне помогают провести учащиеся 7 класса, которые заранее провели исследовательскую работу и подготовили небольшие сообщения о некоторых поэтах и писателях. Работа шла по нескольким направлениям:
-«Поэты и писатели, жизнь и творчество которых связаны с г.Саратовом» (слайды № 8 – № 11);
-«Поэты и писатели, родившиеся и приезжавшие в г. Энгельс слайд № 12);
-«Поэты о Балашовской земле» (слайд № 13);
-«Тихая моя родина - г.Аткарск и с.Новый Сокур Татищевского района» (творчество местных поэтов) ( слайд № 14);
- « Глядя на мир, нельзя не удивляться!» (слайд № 15);
- «Балаково –ты как строчка из поэмы о России…» ( слайд № 16).
-творческие работы учащихся школы.
Учитель. Тема « Созвездия поэтов и писателей на Саратовской земле» предназначена для привлечения интереса учащихся к изучению литературного наследия не только нашей области, но и всей нашей великой страны России.
Богато литературное наследие земли Саратовской. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Многие знаменитые литераторы нашей страны были проездом, в гостях, или по тем или иным причинам посещали наш прекрасный край, достоинства и красоту которого воспевали в своих произведениях. Судьба разбросали их по всей необъятной стране, но свою малую родину, Саратовщину, они не забывали никогда.
Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб – довольно интересное и увлекательное занятие, результаты исследовательской деятельности представляем вашему вниманию.
При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб, которые заставляют задуматься, открывать что-то новое, еще не известное читателям и слушателям ( слайд № 5).
Презентация (слайды 1-18).
1-й ученик декламирует стихотворение поэта Н.Гумилева наизусть ( слайд № 4): «СЛОВО»
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к Луне,
Если точно розовое пламя
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог
И в Еванглии от Иоанна
Сказано, что Слово-это Бог. Н.Гумилёв.
Учитель. В последнее время сильно возросли требования к литературному и гражданскому образованию учащихся школы. Существенную помощь в преподавании учебных дисциплин оказывают активные, нестандартные формы обучения, которые помогают осуществить индивидуальный подход и развитие творческих способностей каждого ученика.
Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создаётся творческим трудом учителя и учащихся. Данное внеклассное мероприятие помогает в яркой, запоминающейся форме познакомиться с творчеством поэтов, писателей, которые родились или бывали на земле Саратовской, окунуться в мир их творчества, мыслей, воспевания чувств людей, природы Саратовского края.
2-й ученик представляет карту «Созвездия поэтов и писателей на земле Саратовской» ( слайд № 6).
3-й ученик рассказывает о писателях и поэтах, произведения которых связаны с г.Саратов, это Н.Г.Чернышевский, Андрей Вознесенский,
К.Я.Ваншенкин, Михаил Кузьмин, Константин Симонов и другие, так и зарубежные – Александр Дюма. «Поэты и писатели, жизнь и творчество которых связаны с г. Саратовом» (слайды № 8 – № 11);
«Я хорошо служил своей Родине и имею право на признательность её...»,
так сказал Н.Г.Чернышевский, который родился и жил в доме на берегу Волги в г.Саратове, на тихой и зеленой Большой Сергеевской улице. С именем Николая Гавриловича неразрывно связано представление об удивительно цельной, гармоничной и благородной личности, воплотившей
в себе лучшие черты русского народа. После окончания Петербургского университета Николай Гаврилович работал старшим преподавателем словесности Саратовской классической гимназии, прослывший среди местной интеллигенции и гимназистов «демократом» за свой
неординарный образ мыслей. Итогом его жизни являются 16 толстых томов полного собрания сочинений.
4-й ученик. В апреле текущего года мы, учащиеся 6 класса, побывали на экскурсии в г. Саратове и одним из мест посещения было: посещение дома-музея Н.Г.Чернышевского. Экскурсия была настолько интересной, что мы будто бы окунулись во времена жизни Чернышевского, нам очень интересно и доступно рассказали о его творчестве. Мы смогли руками притронуться к вещам, предметам той эпохи, увидели Волгу из окон дома, где родился и работал Н.Г.Чернышевский (слайд № 8).
5-й ученик: Андрей Андреевич Вознесенский - русский поэт, прозаик также бывал в Саратове.
Свои эмоции он выразил в статье “Экология культуры: “ Я в Саратове...Меня давно тянуло в этот город с особой аурой. Именно в сумерках , идя по историческим «Липкам», по улочкам, из которых
всякая ведёт к Волге, с волнением ощущаешь некое биополе одного из живописнейших центров нашей провинции, будто приобщаешься к главной её загадке – к тайне возникновения феномена русский интеллигенции, понятию, не переводимому ни на один из европейских языков». А.А.Вознесенский известен и как поэт-песенник. Песня «Плачет девочка в автомате» - это песня на его стихи «Первый лёд»(слайд № 9).
6-й ученик. Я расскажу о Симонове Константине Михайловиче о поэте, прозаике, драматурге, публицисте. В своей автобиографии он вспоминает: «Детство и юность прожил в Саратове и Рязани. Известность поэт приобрёл в начале войны, которая переросла в народную любовь к нему, стихи Симонова не только учили воевать, но и буквально помогали жить. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь...» , написанное в 1941году, было переписано миллионы раз. Стихи Симонова первых военных лет «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..», «Родина», «Атака» и другие продолжали лучшие традиции русской классической поэзии. В 1978 Симонов писал: «Несколько последних лет, помимо чисто литературной работы, я занимался еще и кинофильмами. При моем участии были сделаны кинофильмы "Если дорог тебе твой дом...", "Гренада, Гренада, Гренада моя...", "Чужого горя не бывает","Шел солдат». Поистине прав Расул Гамзатов, назвав Симонова ровесником "не одного, а нескольких поколений" ( слайд № 10).
7-й ученик. Константи́на Я́ковлевича Ванше́нкина многие знают по его стихотворениям, которые изучают в школьной программе. Например, такие как: «Мальчишка», «Женька» о шестнадцатилетней девочке-партизанке:
«Завыли стальные бураны, тень крыльев легла на поляны.
И Женька ушла в партизаны. В секрете была и в засаде,
Её уважали в отряде, хотели представить к награде...
Пошли на задание ребята, ударила вражья граната...»
А его знаменитые песни: «Я люблю тебя жизнь» (которая стала его визитной карточкой), «Алёша», «Как провожают пароходы» и многие другие известны всему населению бывшего Советского Союза. Ваншенкин очень часто гостил в г.Саратове у своих гостей. С начала 1960-х гг. писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968),рассказов ( слайд № 10).
1-й ученик. Как мы уже упоминали, г.Саратов известен еще и тем, что его посещало немало известных людей, например, Александр Дюма. Знаменитейший писатель, автор “Трёх мушкетёров” совершал путешествие по России, когда пароход сделал остановку для дозаправки в Саратове.
8 октября 1858 года, “ с неба падала мелкая колкая изморозь, что в немалой степени усугубляло уныние этих мест”, но Дюма сошел на берег. Его узнают супруги – французы Сервье, которые приглашают его в гости, супруги Сервье также посылают за своими знакомыми, делают подарки А. Дюма, ему читают стихи, которые он включает в изданную впоследствии книгу “Путевые впечатления в России”. В этой книге есть глава “Саратов” и цитата “...можно догадаться как прошли те два дня, которых я так боялся, лучшие два дня за всё путешествие” слайд № 11).
2-й ученик. «Поэты и писатели, родившиеся и приезжавшие в г. Энгельс» В разное время в г.Энгельсе жили, работали писатели и поэты. О двух из них, мы сегодня узнаем из нашей виртуального путешествия(слайд№ 12).
27 июня(10 июля) 1905 года в Покровской слободе, нынче г.Энгельс, родился известный детский писатель Лев Абрамович Кассиль. Как детского писателя его первым представил В.В.Маяковский(журнал “Новый Леф”). Самые знаменитые его произведения “Кондуит”(1929г) и “Швамбрания” (1931 г), написанные на автобиографическом материале , рассказывают о жизни гимназистов в дореволюционной России.«Вратарь республики»(1937г) -первый советский роман о спорте, “Улица младшего сына”, «Три страны, которых нет на карте» и многие другие. Многие произведения нашего земляка созданы на местном материале. Лев Кассиль автор идеи проведения «Книжкиных именин», трансформировавшихся со временем в Неделю детской книги. В г.Энгельсе есть Дом - музей им.Л.Кассиля, улица, на площади Свободы установлен ему памятник.
В феврале 1951 года в г.Энгельс приезжал писатель И.А.Эренбург. Писатель встречался с людьми, которые избрали его депутатом Верховного Совета РСФСР. В октябре 1953 года с этой же целью снова оказывается на Волге, посещает несколько колхозов. В известных воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» он рассказывает о своей депутатской жизни: «Счастливые не ходят ни к врачам, ни к депутатам. Я ездил по степи Заволжья, в селах меня засыпали просьбами...». В романе «Девятый вал» действие на некоторых страницах разворачивается в нашей области. Повесть «Оттепель» тоже отчасти имеет саратовскую основу( слайд № 12). Об этом писателе мы узнали, когда занимались исследовательской работой.
3-й ученик. «Поэты о Балашовской земле» (слайд № 13). Автор не является уроженцем саратовской земли, но она ему близка и дорога.
В молодости он ненадолго приезжал в наши края, и есть все основания полагать, что увиденное и продуманное в той далекой поездке помогло ему через годы создать немало проникновенных строк, которым суждена долгая жизнь.
«Мы все умрём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново.
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово».
Эти стихи написал известный поэт Расул Гамзатов. А связывает его с г.Балашовым то, что в госпитале умер от ран, полученных на войне, его родной брат, который похоронен на балашовской земле.
В 1917 г.в с.Романовка и в г.Балашове побывал автор приведенных ниже строк. Целью поездок было навестить девушку, которой он был увлечён. Накануне вышла знаменитая книга молодого поэта, героиней которой и была та девушка. Той ранней любви и обязаны мы тем, что в творчестве одного из лучших поэтов России XX века появились стихи о нашем крае:
“И без того взошел, зашел,
В больной душе, щемя, мечась,
Большой, как солнце, Балашов,
В осенний ранний час”.
Автор данных строк Борис Пастернак, лауреат Нобелевской премии.
4-й ученик. «Тихая моя родина - г.Аткарск и с.Новый Сокур Татищевского района» (творчество местных поэтов) ( слайд № 14);
«Тихая моя родина» - так назвали мы информацию о поэзии саратовских авторов: П.Орешине и А.Передрееве. В их творчестве заключена природа, сельский быт народов, населяющих наш край.
Пётр Васи́льевич Оре́шин родился в г. Аткарск, Саратовской губернии. Русский и советский поэт и прозаик. Основные направления его творчества — это поэтизация природы, сельского быта. Наиболее это выражено в книгах «Ржаное солнце», «Соломенная плаха», «Родник», «Откровенная лира».
Первые успехи пришли, когда он начал печататься в «Саратовском листке». В 1920-е годы по инициативе П.Орешина была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году был издан сборник «Творчество народов СССР», составителем и автором переводов фольклорных произведений был П.Орешин.
Анатолий Константинович Передреев, поэт, родился в с.Новый Сокур Татищевского района. Первая публикация в местной областной газете:
стихи «Три старших брата были у меня...», «В лесу...». В 1964 году А.Передреев написал стихи “Окраина», которое назвали программным «И города из нас не получилось, и навсегда утрачено село...». В “окраинной” провинции люди ещё несли в душе свежесть, чистоту полей, тонкие этические законы предков. Передреев так писал об окраине:
«Взрастив свои акации и вишни, ушла в себя и думаешь сама,
Зачем ты понастроила жилища, которые ни избы , ни дома?!»
Сейчас идёт большой отъезд сельского населения в города, а ведь без села не будет и России.. Вопрос к размышлению для нас, нынешнего, молодого поколения. Об этом авторе мы впервые услышали, когда проводили исследовательскую работу.
5-й ученик. « Глядя на мир, нельзя не удивляться!» (слайд № 15);
Алексей Константинович Толстой родился в г.Николаевске, ныне г.Пугачев Саратовской губернии. Он ушел в отставку потому, что осознал своё призвание поэта «...Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые?». Кто из нас не запомнил с детства эти строчки? А ведь они лишь крохотный фрагмент из множества стихов, в которых запечатлел красоту родной русской природы граф, отказавшийся от придворной карьеры. «Край ты мой, родимый край...».Стремление воспеть именно русскую природу и передать мир чувств именно русского человека и определило обращение А.Толстого к отечественной истории.
Так возникли его былины об Илье Муромце и Садко, баллады о князе Ростиславе, роман «Князь Серебряный» и т.п.
Пушкина Александра Сергеевича знают во всем мире. По народным преданиям, он совершал кратковременную остановку во время поездки из Уральска в Нижегородскую губернию, в селе Клинцовка Пугачевского района. В честь этого в селе должен быть построен памятник, который должен был увековечить путешествие Пушкина в Оренбургский край, а также сохранить экспонаты, причастные к этому путешествию.
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа...» в этом весь поэт...»
6-й ученик «Балаково – ты как строчка из поэмы о России…»(слайд № 16).
«Город-стройка, город – песня
По – над ширью Волги синей,
БАЛАКОВО, ты, как строчка,
Из поэмы о РОССИИ». Эти прекрасные строки нашего замечательного земляка - поэта Геннадия Григорьевича Голобокова, как нельзя лучше отражают сегодняшний Балаково.
Стихи Геннадия Голобокова также посвящены победе духа над тяжелейшим физически недугом, которым страдал он сам.
Но какой немыслимой ценой далась ему эта победа! Нельзя без
волнения читать его стихи на эту тему:
«Злые страницы часто жизнь предо мной метала.
Через оскал зубастый смерть мне в лицо дышала.
Холодом дней грядущих в сердце судьба вьюжила,
Но лишь сильней и гуще кровь закипала в жилах.
И пред стужи смерчем сердце не трепетало-
Даже под взглядом смерти страха совсем не знало.
Но до озноба в жилах, как колдовского зелья,
Страшно боюсь бессилья, страшно боюсь безделья.
Страшно быть безучастным к всходам земным, к шутке,
К горьким рыданьям, к счастью, быть равнодушным - жутко!
И не оскала смерти, не круговерти страданий -
Страшно боюсь, что сердце вдруг превратиться в камень...»
Эти стихи так актуальны в наши дни, потому что люди разучились сострадать, жалеть, перестали быть толерантными к другим, а ведь это нужно молодому поколению, чтобы не иссяк род человеческий...
Учитель. В своем выступлении мы остановилась только на некоторых интересных моментах нашей работы по изучению литературного наследия Саратовской области. Думаю, что перед нами еще откроются замечательные имена, составляющие литературную славу России. Наше виртуальное путешествие подошло к концу. Мы побывали с вами в той эпохе, которая дала нашей стране, миру, великих мастеров своего дела, людей, которые душой болели за будущее саратовской земли, за всю страну; поэтов и писателей, которые славили людей труда, героев Великой Отечественной войны, простых тружеников тыла, граждан.
Хочется, чтобы после нас остался на Земле такой же след, о котором сказал Расул Гамзатов:
«Мы все умрём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново.
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово».
Список источников:
1.Государственный архив Саратовской области;
2.Биографии:
-Н.Г.Чернышевского, К.Я.Ваншенкина, А. Вознесенского, К.Симонова, М.Кузьмина, Б.Пастернака, Р.Гамзатова, А.К.Толстого, П.Орешина, Л.Кассиля, Г.Голобокова и других;
3.Библиотека мировой литературы для детей.М.»Детская литература»,1977,том 23 (Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»);
4.Избранные сочинения К.Симонова, А.Вознесенского, Р.Гамзатова, М.Художественная литература, 1981г.
5.Областная газета «Саратовские вести», сентябрь 1997 г;
6.Районная газета «Круг» май. 1997 г;
7.Районная газета «Балаковские вести» 13.09.1997 года;
8. «Земля Саратовская»:Саратов,Энгельс,Балашов,Балаково».г.Саратов,изд.Агенство печати Новости»,1983г.
9.Поисковые сайты сети Интернет.
10.Подборка краеведческого материала (статьи, вырезки из газет, журналов, книг) Барабаш Т.М.
Итогами исследовательской работы учащихся могут стать:
I. Творческие работы по таким темам:
- Поэта или писатели, родившиеся в г.Саратов»;
-«Поэты или писатели в гостях»;
-«А.К.Толстой в краю саратовских степей в г.Николаевске(ныне г.Пугачев)»;
-«Тихая моя родина» (творчество местных балаковских авторов)
или другие направлений.
II. Оформление презентаций и альбомов с фотографиями и информацией о поэтах и писателях.
III. Составление передвижной выставки о биографиях поэтов и писателей.
IY. Возможно создание сайта, в котором можно объединить имеющийся материал с содержанием краеведческих исследований, литературных изысканий, которые бы внесли свой вклад в изучение литературного наследия.
Викторина по внеклассному мероприятию:
1.Знакомы ли вам названия предметов сельского труда? Кто из вас может объяснить, что такое: борона, серп, соха, скирды, гумно? Ответ: БОРОНА – крестьянское орудие труда, рама с зубьями для мелкого рыхления почвы, выравнивания вспаханного поля и закрытия посева. СЕРП – изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания пшеницы и других хлебных злаков, говорят «жать серпом». СОХА – самое простое крестьянское орудие, соха разрывает, бороздит землю, в отличие от плуга, который поднимает и переворачивает пласт земли. СКИРДЫ, СКИРД – стог сена, обычно продолговатый, или особым образом сложенные снопы хлеба для хранения под открытым небом. ГУМНО – сарай для сжатого хлеба или площадка для молотьбы, место, где молотят хлеб.)
2.Какой ландшафт больше всего присущ Саратовской области и который воспевали поэты саратовщины? Ответ:Саратовская природа – это, в основном, бескрайняя степь, огромные безлесые пространства, покрытые лишь травянистой растительностью. Она тянется налево и направо от дороги и до горизонта, где небо сходится с землёй. Вот эти бескрайние степи и прославили П.Орешин и А.Передреев в своих стихах. Степь – как море. Весной зелёное, летом серебристо-седое, волнующееся от ветра, и лишь кое-где разбросаны по степи яркие пятна полевых цветов. Что же окрашивает степь в этот серебристо-седой, серебристо-белый цвет? Это трава – ковыль. Густая степная шелковистая трава. Само её название «ковыль» происходит от слов «ковылять», «качаться», «вилять». Вот и качается ковыль, как волны, отливая на солнце серебром.
3.Чьи это стихи?
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Ответ. Гамзатов Расул Гамзатович "Берегите друзей" (перевод Н.Гребнева).
4. В повести “Метель” А.С. Пушкин пишет: “Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание”. Какие из ниже перечисленных пословиц упоминаются в повести, по какому поводу они были сказаны: 1.“Терпенье и труд всё перетрут”, 2. “Суженого конём не объедешь”, 3.“Бедность не порок”, 4.“Жить не с богатством, а с человеком”, 5.“Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом”.
(Ответ. Упоминаются вторая, третья и четвёртая пословицы, когда родители Марии Гавриловны во время её тяжёлой болезни решили выдать её замуж за Владимира.)
Данные вопросы можно разнообразить в зависимости от подготовленности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рельеф Саратовской области
Презентация предназначена для урока "рельеф саратовской области" по курсу географическое краеведение. Горы, равнины, низменности. Особенности рельефа....
План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"
План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"...
Поэты и писатели Волгограда и области
Поэты и писатели Волгограда и области...
"Поэты и писатели Саратовского края"
Исследовательская работа на основе краеведческого материала....
Анализ работы ШМО учителей филологического цикла МОУ "СОШ поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области" за 2016 – 2017 учебный год
Школьное методическое объединение учителей филологического цикла в 2015-2016 учебном году работало в составе 9 человек.1. Промкина Л.Н. - учитель русского языка и литерат...
Отчет о проведении предметной недели ШМО учителей филологического цикла в МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области
Согласно годовому плану работы школы на 2017/2018 учебный год и в соответствии с Программой «Предметная неделя в школе», а также с целью повышения мотивации к обучению, развитию самос...
Сценарий "Родные писатели и поэты" (посвященный 85-летию Челябинской области)
Сценарий "Родные писатели и поэты" (посвященный 85-летию Челябинской области)...