КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ЦВЕТ) ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ЦВЕТ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_sensornomu_vospriyatiyu.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА» Г.НАДЫМА»

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА» Г.НАДЫМА

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, ул. Набережная им. Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26, E-mail: dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ЦВЕТ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составила: учитель-дефектолог

Косьянова Е.Н.

2024

Надым

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ЦВЕТ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ОКРАСКА ВОДЫ»

Программное содержание.    Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными    обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Материал. Демонстрационный; 2 большие банки с наклейками - светло-красной, темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки,

ХОД ИГРЫ. Педагог предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Затем показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где - темно-красная. Педагог сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

Примечание. Занятие проводится зимой. В более «сильной» подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Программное содержание.  Обучение сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал.  Игрушки и предметы шести цветов и, их   оттенков    (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

ХОД ЗАНЯТИЯ. Педагог предлагает поиграть в магазин.  Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо   добиваться   четкого   определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.) Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте   пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы   ее цвет совпал   с цветом.   чека (оттенки цветов включаются).    Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться, на «продавцов» и «покупателей».

Примечание.   В более «сильной» подгруппе детям дается   большее количество предметов и игрушек.

«ОКРАСКА ВОДЫ»

Программное содержание. Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета, словесное их обозначение.

Материал.   Демонстрационный: гуашевые краски шести цветов; 3 банки с водой, банка для промывания кисти.    Раздаточный: гуашевые краски шести цветов, по 3 банки с водой на каждого ребенка, кисти, банка для промывания кистей.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель показывает детям 6 цветов гуашевых красок спрашивает, как они называются. Затем напоминает, как дети получали оттенки краски. Воспитатель берет 3 одинаковые банки с водой, в одной из них делает красную воду, дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает чуть больше краски, чем в первый раз, вода окрашивается в темно-красный цвет, дети называют этот оттенок, с помощью воспитателя. Наконец, набрав на кисть совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным (кисть каждый раз промывается в чистой воде). Затем дети учатся получать 3 оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлее» «самый светлый».

«В ЦАРСТВЕ «РАЗНОЦВЕТ»

Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал.   Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки н предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ.  Педагог рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки и жили в своих своих «домиках» (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые – в зеленом и т.д.). Далее он вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлотных оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

Примечание.  В более «сильной» подгруппе можно давать    большее количество игрушек и их оттенков.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ»

Программное содержание.   Закрепление   знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов

Материалы. У каждого ребенка карточка (40*30 см), разделённая на 6 клеток (10*10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.

ХОД ИГРЫ.  Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные «комнаты» на карточке, объясняет, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассматривает и называет с детьми игрушки и предметы, отмечает, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета. Затем, дети раскладывают игрушки и предметы по своим комнатам так, чтобы их не было видно. Кукла или мишка проверяют правильность выполнения задания.

Примечание. В более «сильной» подгруппе каждый ребенок   раскладывает по два предмета каждого цвета.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ» 2

Программное содержание. Закрепление знания основных   цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги (40x30 см) шести цветов - комнаты. Раздаточный: набора мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог вместе с детьми рассматривает   разноцветные комнаты (листы бумаги, расположенные на полу), называют, какого они цвета. Далее воспитатель раздает детям коробки с игрушками шести цветов спектра. Дети рассматривают игрушки. Педагог обращает внимание детей на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая), и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная ложечка, красный флажок). Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки по волшебным комнатам, подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату - все красные игрушки в синюю - все синие и т.д.). Если задание будет выполнено правильно, они смогут войти в заколдованное царство.

«ПИРАМИДКА»        

Программное содержание.  Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.  .

Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты. Раздаточный: краски белая и другого цвета (ка разных столах - разные), листы бумаги с контуром пирамидки, палитры, кисти, баночки с водой на каждого ребенка/

ХОД ИГРЫ. Педагог показывает детям образец, спрашивает, какого цвета пирамидка, чем   отличаются   оттенки   фиолетового цвета: верхнее   колечко   самое светлое - светло-фиолетовое, -   потом потемнее, внизу - самое темное.    Затем предлагает детям   нарисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты, напоминает, как с помощью белил получать оттенки разной светлоты.    Далее   дети раскрашивают кольца пирамидки, работая каждый со своим цветом, получая его оттенки и составляя, таким образом, светлотный ряд»

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать пирамидку с большим количеством колец. Таким образом, дети должны будут получить больше оттенков одного цвета.

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.   Обучение идентификации цвета.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), ка котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10x10 см), игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы (10x8 см), белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадрата (6x5см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышку от кошки; подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывают окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«РИСОВАНИЕ ОРНАМЕНТА»

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил.

Материал. Демонстрационный: 2 образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям. Раздаточный: бумага, кисти, гуашь красная и белая, палитра на каждого ребенка.

 ХОД ИГРЫ. Педагог показывает детям образец орнамента, обращает их внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее показывает, как сделать светлую краску смешением белей и красной, специально отмечает необходимость использования палитры. Дети смешивают краски, рисуют светло-красный круг, затем, промыв и вытерев кисточки, рисуют края коврика чистой красной краской.

Примечание. В более «сильной» подгруппе даются 2 образца орнамента, и дети делают свой орнамент по одному из образцов (на выбор). В более «слабой» -подгруппе дается 1 образец орнамента.

АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»

Программное содержание. Ознакомление детей с системой цветов, включая новые для них голубой цвет.

Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Педагог обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Взрослый руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности. Затем дети наклеивают полоски, завершая аппликацию.

«ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ПОХОЖЕГО ЦВЕТА»

Программное содержание: Обучение сопоставления цвета, предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал. Обруч, квадраты – образцы шести цветов, по 3-4 предмета (или игрушек), каждого из этих цветов разных оттенков.

ХОД ИГРЫ. Педагог раскладывает игрушки и предметы на столе перед детьми, вместе с детьми рассматривают их, фиксируя внимание на том, что предметы и игрушки разных цветов и оттенков. Затем проводится игра: воспитатель показывает образец (квадрат одного из 6 цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета и (желательно) оттенок предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра проводится аналогично.

Примечание. В более «сильной» подгруппе детям дается большее количество игрушек и их оттенков.

«ЛОТО (ЦВЕТ)»

Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделения цвета с отвлеченным от других признаков предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

ХОД ИГРЫ. Педагог раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий. Он достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается и получает ее и закрывает картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото. В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото. Перед началом игры воспитатель с детьми рассматривает карты лото, фиксируя внимание на то, что одни и те же предметы на разных картах разного цвета.

«ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА»

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.

Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь синяя и белая, вода, кисточки на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог рассматривает вместе с детьми образец сначала самый светлый шарик, потом потемнее, потом самый темный. Далее дети вспоминают, как с помощью белил сделать разные оттенки синего цвета. Взрослый смешивает краски (на глазах у детей) на палитре: для первого шарика к белой краске прибавляет немного синий; для второго – побольше, тритий шарик рисует чистой синей краской. Затем дети самостоятельно смешивают краски на палитре: слева делают совсем светлый цвет, справа потемнее. Дети раскрашивают шарики, воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков совпал с образцом.

«ВЫШИВАЕМ КОВЕР»

Программное содержание. Обучение детей подбору по слову, обозначающему цвет.

Материал. Однотонный палас, белые круги («серединки» цветов), по четыре лепестка каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог создает игровую ситуацию. Все дети «вышивают» ковер. Каждому ребенку воспитатель раздает лепестки для цветов на ковре разного цвета. На паласе раскладывается «серединка» цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяя какого они цвета. Затем по команде воспитателя: «Вышиваем красные лепестки, вышиваем зеленые лепестки» и т.д., дети, у которых есть лепестки такого цвета, раскладывают их у середины» цветов, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать большее количество лепестков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития рисования и освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недо...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

План проведения родительского собрания "«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;• Заинтересовать проблемой;• Приобщить ребенка к самообслуж...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха я...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

В соответствии с действующим ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности....

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

Важнейшим средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...