Урок развития речи в 9 классе" Русский национальный костюм"
план-конспект урока (9 класс)

Гродь Анна Игоревна

Урок развития речи в 9 классе глухих обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русский национальный костюм

Цель: совершенствовать навык осмысленного восприятия прочитанного материала

Задачи:

Обучающая: на основе текста-описания народного костюма знакомство с народными традициями и историей русского костюма Продолжить работу над описанием как одним из типов текста,

Развивающая: развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас учащихся; вызвать интерес к изучению традиционной одежды Древней Руси.

.развивать коммуникативных умений учащихся; формирование умения навыков использования в устной и письменной речи языковых элементов, относящихся к типу речи – описанию; побуждать обучающихся делать выводы; пополнять словарный запас по теме

Коррекционная: развивать слуховое восприятие и произносительную сторону

речи на материале слов и фраз.; развивать речь, логическое мышление,.

.Воспитывающая: воспитание эстетико-художественного восприятия мира.

Проблема урока: Почему русский национальный костюм так многообразен?

Оборудование и материалы:

• презентация

Ход урока:

  • Организационный момент

- Как настроение? Все готовы к уроку

- Что бы вы хотели делать сегодня на уроке?

- Посмотрите. Какой план работы предлагаю вам я

План урока

#1055;овторить сведения об описании как типе речи.

#1055;ознакомить русского народного костюма.

#1055;ополнить свои знания об элементах костюма.

#1055;одготовить рабочий материал к сочинению.

- Вы согласны с таким планом работы?

  • Речевая зарядка

Прилагательное художественное средство

Художественный название одежды

Рубашка часть речи

Эпитет стиль речи

- Соотнесите слова 1и2 столбиков

  • Беседа об описании

Учитель: Что же такое описание?

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления признаков

-Назовите виды описания. Портрет, пейзаж, интерьер

– Что может быть объектом описания? Предмет, пейзаж, явления, животные, человек.

– Какова цель описания? -Увидеть предмет, представить его.

– Какова же структура описания или композиция? .

  1. Общее представление о предмете
  2. II. Признаки предмета, явления.
  3. III. Авторская оценка, вывод, заключение

- О чем мы говорили? - Мы повторяли сведения о типе речи описание

- О чем будем сейчас говорить? - Будем знакомиться с описанием русского народного костюма.

1. Прочитать стихотворение

“ Встала красная девица рано

Встала бела да румяна

Умывалась чистою росой

Надевала яркий сарафан

Золотом расписной,

Бисером вышитый

На голове кокошник

А на ногах сапожки

С нею рядом молодец

В расписной рубахе”.

– Какие слова несут смысловую нагрузку в этом отрывке? (Яркий, расписной, бисером вышитый.)

– Какие средства худ. выразительности используются в данном случае? (Эпитеты.)

– О чём говорит автор песни?

– Как вы думаете,

о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? О русском национальном костюме

– А кто, по вашему мнению, создавал эти наряды? Народ.

– Совершенно верно, смотришь на них и словно чувствуешь тепло человеческих рук, человеческой души. -Обратите внимание,: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”. «Открывая поэзию народного костюма,

вы одновременно открываете и мир русского языка.»

Буслаев (слайд)

(Высказывание появляется на слайде, учащиеся могут записать его в тетради.) Мы узнаем много интересного из истории создания и появления на Руси платья, будем учиться описывать национальный костюм, узнаем значение многих устаревших слов, связанных с названием русской одежды. Запишите тему в тетрадях по развитию речи

(показ клипа «Русские красавицы)

  • . Работа с текстом

- Прочитайте текст

На формирование национального костюма, его покроя, орнамента оказывали влияние климат, географическое положение, основные занятия народа. Национальная одежда подчеркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм разделялся н повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме была заложена информация о целом роде, о его занятиях, обычаях.

Ученые считают, что русский национальный костюм стал складываться в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари до XVIII века. По приказу Петра I произошла смена костюма на европейский..

Основным отличием национального костюма была многосоставность, богатство отделки. Цвета были яркими, радостными.

Рубаха всегда была основой женского наряда. Рубахи были изо льна, хлопка, а более дорогие- из шелка. Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. На рубахах девушек, которые были уже просватаны, были геометрические узоры: ромбы, круги, кресты.

Сарафан был основной одеждой северно-русских областей. Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Самыми популярными цветами для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишнёвый. Праздничные и свадебные сарафаны шили из парчи, шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца.

Поверх сарафана летом надевалась епанечка, а зимой короткая душегрея. Для крестьян душегрея была праздничной одеждой, а для богатых повседневной. Душегрея шилась из бархата, парчи.

Древний южнорусский костюм состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва была частью костюма замужней женщины. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Понёва одевалась на рубаху, оборачивалась вокруг бедер и стягивалась шерстяным шнуром- гашником.. Спереди часто надевали передник. Понёвы украшали бахромой, кистями, бисером. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Праздничный женский костюм замужней женщины мог состоять из двадцати предметов, а повседневный всего семь. Замужние женщины, незамужние девушки украшали себя бусами, ожерельями, серьгами.

Отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми. Это были ленты, повязки, ажурные венцы. Замужние женщины покрывали полностью свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором женщин. Поверх кики надевали платок (убрус). Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики-позатыльник из бисера. Позже это сложный убор сменился платком или повойником. Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику, кокошник женщины надевали, когда выходили из дома. Дома они носили повойни и платок.

Знатные женщины носили платья из дорогих тканей. Чем богаче была женщина, тем больше слоев одежды на ней было надето. Неприличной для всех была короткая одежда.

- Что делали? - Читали текст

- Определите стиль и тип текста? (Описание с элементом повествования)

Релаксационная пауза

Эмоциональная разрядка

нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек,

улыбнуться, как кот на солнце, хитрая лиса,

Динамическая пауза

Я хотела дать вам совет, но слова рассыпались по сторонам. Помогите мне, пожалуйста.

«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»

«С малой удачи начинается успех!»

- Что будем делать?- Думаю, будем отвечать на вопрос по тексту

-Послушайте (вопросы на доске)

5. Вопросы на закрепление материала. (вопросы не по порядку). Ответы записать в тетрадь

Что влияло на формирование национального костюма?

Когда начал складываться русский национальный костюм?

- Что являлось основой одеждой каждой женщины?

-Какую информацию нес в себе костюм?

Что было основной одеждой северных областей Росссии?

Из чего состоял древний южнорусский костюм?

-Какие головные уборы были у русских женщин?

-Отличались ли костюмы и головные уборы девушек от замужних женщин? Чем?

VII. Работа с компонентами одежды.

На доске – таблички с определениями. Задача- определить компонент одежды

1)Деталь одежды, которая служила оберегом.

2)Старинная мужская и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой.

3)Женский головной убор в виде высокой короны с скруглённым или заострённым верхом, украшенный драгоценными камнями.

4)Род женской юбки из двух полотнищ, не сшитой по бокам, украшенной тканым или вышитым узором.

5)Старинная обувь, сплетённая из коры дерева.

6)Старинная женская одежда, корившаяся из клиньев, на лямках из холстяной или парчовой ткани.

7)Старинный женский головной убор – шапочка в форме рогов или лопатки.

(пояс.сарафан, рубаха, кокошник,понёва, кика, лапти)

VIII. Работа с незнакомыми словами, с примечанием, словарными словами.

- Обратите внимание на правописание некоторых слов (слова на доске или на слайде).

IX. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке? - Мы узнали о русском национальном костюме.

- Мы узнали о том, какую одежду носили давно.

-Что вам нравилось? - Мне понравился фильм

- Мне все понравилось

- Как вы думаете, важна ли тема урока? - Я думаю, тема важная. Надо знать историю

России.

- Да, интересно унать, как одевались люди .

- Мы выполнили план урока?

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «О чём мне рассказывает национальный костюм?»

Итог урока

Анкетирование

1) На уроке я работала … активно/пассивно

2) Своей работой на уроке я … довольна/недовольна

3) Урок для меня показался … коротким/длинным

4) За урок я … устала/не устала

5) Домашнее задание мне кажется …

лёгким/трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Костюм. Русскмй национальный костюм

Определение .Виды костюмов...

Фартук как элемент русского национального костюма

Игровая форма урока  способствует приобретению знаний по материаловедению, моделированию, краеведению, формированию прочных навыков и умений по художественной обработке материалов, обес...

Урок технологии 7 класс "Национальные костюмы народов населяющих Кубань"

На Кубани   проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы такие  разные, но мы живём все вместе. Посл...

Русский национальный костюм

Исследование русского женского костюма. Можно использовать для проектирования  коллекций русских костюмов для школьного театра моды....

История создания татарского национального костюма

История создания татарского  национального  костюма...

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...