Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 661.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26% 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС). Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы.
Право на образование ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий . Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. № 78-ДВ). Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. ) Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС - ОВЗ основа АООП НОО Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования- разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
Стандарт является основой для разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших ; слепых, слабовидящих ; с тяжелыми нарушениями речи ; с нарушениями опорно-двигательного аппарата ; с задержкой психического развития ; с расстройствами аутистического спектра.
Категория детей с ОВЗ Варианты ФГОС 1. Глухие дети 1.1 1.2 1.3 1.4 2. Слабослышащие и позднооглохшие дети 2.1 2.2 2.3 - 3. Слепые дети 3.1 3.2 3.3 3.4 4. Слабовидящие 4.1 4.2 4.3 - 5. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) 5.1 5.2 - - 6. Дети с двигательными нарушениями (НОДА) 6.1 6.2 6.3 6.4 7. Дети с ЗПР 7.1 7.2 - - 8. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 8.1 8.2 8.3 8.4
Слабовидящие обучающиеся Вариант 4.1. Вариант 4.2. Вариант 4.3. Слабовидящие обучающиеся, которые достигают уровня развития, близкого к возрастной норме Получение образования полностью соответствующее образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностями здоровья, в те же сроки обучения (1-4 класс ) Слабовидящие обучающиеся, которые не достигают уровня развития, близкого к возрастной норме Получение образования соответствующее образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностями здоровья, в пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1-5 класс ) Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Получение образования, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Сроки обучения: 5 лет (1-5 класс )
АООП НОО для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее ОО), осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартом и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее Пр АООП НОО) для слабовидящих обучающихся.
АООП НОО Для слабовидящих обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся в соответствии со Стандартом должна содержать три раздела целевой; содержательный раздел; организационный раздел
Целевой определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слабовидящих обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов): программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО –базовых учебных действий);
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; программу духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания); программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; Учебный план НОО слабовидящих обучающихся (далее –Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО; систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
В соответствии со Стандартом АООП НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта программ, различных по уровню сложности и направленности с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся –варианты 4.1, 4.2, 4.3.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся В основу разработки АООП НОО для слабовидящих обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
ПОДХОДЫ подходы деятельностный дифференцированный
Дифференцированный подход предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов АООП НОО. Варианты АООП НОО создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями Стандарта к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности слабовидящих обучающихся .
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно- познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД.
В основу формирования АООП НОО для слабовидящих обучающихся положены следующие принципы: -принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); -принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; -принцип коррекционной направленности образовательного процесса; -принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слабовидящих обучающихся на всех ступенях обучения; -принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»; -принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения слабовидящими обучающимися всеми видами доступной им предметно- практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; -принцип сотрудничества с семьей.
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ4.2.)
Цель реализации программы создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
В соответствии с ФГОС НОО слабовидящих обучающихся начальное общее образование данной группы школьников, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки. (1-5)
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач: - формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья; -личностное и интеллектуальное развитие слабовидящих обучающихся; -удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабовидящих обучающихся;
-создание условий, обеспечивающих слабовидящему обучающемуся достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области; -минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП для слабовидящих; -оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
-выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; -обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
- использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции; -предоставление слабовидящим обучающимся возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы).
Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.
Обязательной является организация и создание образовательной среды , включающей учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся; -состояния основных зрительных функций; -индивидуального режима зрительных и физических нагрузок; -систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств; -использование приемов, обеспечивающих снятие зрительного -напряжения и профилактику зрительного утомления; -доступность учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; -соблюдение регламента зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога);
-увеличение времени на выполнения практических работ, в том числе итоговых; -при выполнении итоговых работ время на их выполнение может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся не имеющих ограничений по возможностям здоровья ; -обеспечение доступности учебной информации для рационального чередования зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; -учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся в зависимости от состояния их зрительных функций и уровня развития; применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Освоение АООП НОО, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение слабовидящими трех видов результатов: личностных метапредметных предметных
Личностные результаты должны отражать: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю; осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира; формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем; приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата; ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса; наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как примера для подражания;
формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану нарушенного зрения, на безопасный, здоровый образ жизни; сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать: способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению основным общим образованием; развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее –ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формирование умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
В разделе 3.1.2.АООП НОО приводятся планируемые результаты освоения всех обязательных учебных предметов на ступени НОО (за исключением родного языка, литературного чтения на родном языке), курсов коррекционно-развивающей области. Планируемые результаты освоения родного языка и литературного чтения на родном языке разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, с учётом требований ФГОС НОО к соответствующим предметам.
Организационный раздел 3.3.1.Учебный план Учебный план - нормативный документ, определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, сохраняющий преемственность образовательных и коррекционно – развивающей областей, обеспечивающий усвоение учащимися: федерального компонента (минимума содержания образования); регионального компонента, определённого типом и видом образовательного учреждения; школьного компонента, выражающегося в коррекции индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития ребёнка для дальнейшей адаптации в обществе.
-должен соответствовать действующему законодательству РФ в области образования; -обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО слабовидящих; -выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом;
В учебном плане соблюден принцип преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием, между начальной и основной школой. Учебный план составлен с учетом психофизических особенностей детей и направлен на восполнение пробелов предшествующего развития, на формирование знаний и представлений об окружающем мире, одновременное развитие речи и умственных операций, на развитие пространственных представлений, пространственной ориентировки и моторики, на нормализацию деятельности в целом, что определяет специфику программы специальной школы для слабовидящих детей.
Учебный план школы позволяет обеспечить освоение учащимися федерального и регионального стандарта, заключающегося в освоении учащимися необходимого минимума знаний, умений и навыков, что позволяет выпускникам школы продолжить свое образование в других образовательных учреждениях.
Обязательная и вариативная часть Вариант 3.1., 4.1. Вариант 3.2., 4.2. Вариант 3.3., 4.3. Вариант 3.4 Обязательная часть – 80% часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема Обязательная часть – 70% часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объема Обязательная часть – 60% часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 40% от общего объема В отдельных случаях соотношение обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется индивидуальными возможностями обучающихся
Обязательная часть - определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Цели: формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность слабовидящих обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие слабовидящего обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
Образовательная организация, реализующая АООП НОО имеет право составлять собственный оригинальный учебный план на основе примерного учебного плана с учетом специфики региона, возможностей организации, контингента обучающихся и пожеланий родителей (законных представителей). Образовательная организация самостоятельна организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно- развивающей области (проектная деятельность практические занятия, экскурсии и т.д.)
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: русский язык чтение окружающий мир (человек, природа, общество) математика изобразительное искусство, музыка технология (труд) физическая культура.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает: факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся; внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие слабовидящих обучающихся;
коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: Ритмика адаптивная физическая культура развитие зрительного восприятия социально-бытовую ориентировку пространственную ориентировку развитие коммуникативной деятельности Данные курсы являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО). Количество часов, отводимых на коррекционно-развивающую область, закрепляется локальным актом образовательной организации.
нормативные документы: Закон «Об образовании» Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации Действующий СанПиН
Режим работы Примерный учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом и предусматривает 5–летний срок (1-5 класс) освоения АООП НОО для слабовидящих обучающихся. Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3821 часа. Учебные занятия проводятся в режиме пятидневной учебной недели.
-Уроки проводятся в одну смену -Режим работы образовательной организации осуществляется под контролем СЭС. -Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет в 1 классе —33недели, в 2 – 5 классах –не менее 34 недель. -Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом—не менее 8 недель. Для слабовидящих обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Учебные занятия в школе с 1-го по 5-й класс начинаются в 9 часов, нулевые уроки отсутствуют. Продолжительность урока во 2–5 -х классах –40 минут, в 1-ом классе –35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков –по 20 минут. Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе -35 минут, во 2-5 классах –40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут. В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока (с целью постепенного наращивания учебной нагрузки, адаптационный период)
-Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. - В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. - Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу «минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть –по желанию ученика. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, обозначенных действующим СанПиНом. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе –до 1,5 ч (90минут), в 4–5 -м –до 2 ч –120 минут.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно –развивающей области). Между последним уроком и началом выше перечисленных занятий рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет не более 1690 часов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, в 1 -5 классах составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на ступени НОО) и определяется приказом образовательной организации.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет не более 1690 часов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, в 1 -5 классах составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на ступени НОО) определяется приказом образовательной организации.
Система условий реализации АООП НОО Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); контроль состояния системы условий.
В целях обеспечения реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся в образовательной организации должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми слабовидящими обучающимися; выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования; расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
учета особых образовательных потребностей, характерных для слабовидящих обучающихся; участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО; проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, тифлотехнических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям слабовидящих; эффективной самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при поддержке педагогических работников.
Кадровые условия реализации примерной АООП НОО Педагогические работники образовательной организации – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог- организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед -наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки, должны иметь документ о повышении квалификации установленного образца в области тифлопедагогики.
Педагогические работники осуществляющие педагогическую деятельность в условиях совместного обучения с другими обучающимися -учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, учитель адаптивной физической культуры, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед -наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь документ о повышении квалификации,установленного образца в области инклюзивного образования.
Материально-технические условия реализации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Оборудование: учебные помещения (классы, специальные кабинеты), размещение, площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, для активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слабовидящими обучающимися урочной и внеурочной деятельности.
-учебные помещения для осуществления образовательного процесса (классы, специальные кабинеты) -помещениями (кабинетами, мастерскими, студиями) для занятий изобразительным искусством и др.; помещениями библиотек с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой, фонотекой;
актовым залом; спортивными сооружениями (залами, стадионами, спортивными площадками), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствующим особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся; помещениями для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет); административными и иными помещениями, оснащёнными необходимым оборудованием для организации учебного процесса; гардеробами, санузлами, местами личной гигиены; участком (территорией) с необходимым набором оснащённых зон.
Требования к наполняемости классов. Комплектование классов для слабовидящих обучающихся, получающих образование в пролонгированные сроки обучения: максимальное количество обучающихся в классе-12 человек.
Комплектование классов (групп) Вид ОВЗ Вариант ОВЗ 3.1.,4.1. 3.2.,4.2. 3.3.,4.3. 3.4. Максимальное количество обучающихся Слепые обучающиеся Не более 2-х слепых обучающихся в классах (группах) инклюзии. Общая наполняемость класса (группы) при 1 слепом – не более 20 обучающихся, при 2-х слепых не более 15 9 7 5 Слабовидящие обучающиеся Не более 2-х слепых обучающихся в классах (группах) инклюзии. Общая наполняемость класса (группы) при 1 слепом – не более 25 обучающихся, при 2-х слепых не более 20 12 9 -
Максимальный объем нагрузки в неделю Классы Максимальна нагрузка в неделю Урочная деятельность Внеурочная деятельность Начальное общее образование 1 21 до 10ч 2-4 23 до 10ч Основное общее образование 5 29 до 10ч 6 30 до 10ч 7 32 до 10ч 8-9(10) 33 до 10ч Среднее общее образование 11-12 34 до 10ч
Дата применения стандарта Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; Обучение лиц, зачисленных до 1.09.16г. для обучения по адаптированным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
17 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА ОПУБЛИКОВАНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ» ОПУБЛИКОВАНЫ ПРОЕКТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 19 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА. 17 ФЕВРАЛЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВКЛЮЧАЮЩИЕ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ. Эти документы основные на сегодняшний день, именно от этих дат.
«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности» А.Эйнштейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...

«Проект как форма деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС общего образования".
В настоящее время новые принципы личностно – ориентированного образования, развивающего образования и требуют новых методов обучения, в основу которых положена идея о направленнос...

Педагогический опыт: "Внеклассная работа по математике как фактор личностного развития обучающихся в рамках реализации Концепции математического образования"
Настоящий опыт основан на реализации принципов развивающего обучения, активности обучающихся, которые характеризуются высоким уровнем мотивации, особыми личностными характеристиками обучающихся,...

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»
Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...

Модель (технологическая схема) по разработке адаптированной основ-ной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
В методических рекомендациях отражены теоретико-методологические, нормативно-правовые, практические аспекты разработки адаптированной основной образовательной программы начального общего о...

Использование интерактивных интернет-платформ в рамках преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» при реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО
В данной статье говорится о преимуществах применения таких средств электронного обучения, как интерактивные интернет-платформы, на уроках иностранного языка в учреждениях СПО....

Методическая разработка занятия в рамках реализации программы дополнительного образования, направленная на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся «Агитационный плакат –– визуальное средство профилактики коррупции»
Данное занятие может быть использовано педагогами в объединениях художественной направленности, связанных с изобразительным искусством, а также с компьютерной графикой и графическим дизайном....