Мастер-класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Что меня окружает?»
план-конспект

Кальян Татьяна Владимировна

Сценарий мастер-класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Что меня окружает?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klasss_ovz.docx201.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Что меня окружает?»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе. Протягивая Вам коробку карандашей, я приглашаю к совместной работе, если Вы принимаете моё предложение, то возьмите карандаш, а если нет – то не берите.

Прием обратной связи «Коробка с карандашами»

Учитель: Спасибо за поддержку, начинаем наше занятие.

Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нем увидели?

Прием «Зеркало»

Учитель: Верно, вы в нем увидели себя, то есть человека. А человек – это неотъемлемая часть общества. И общество составляют совершенно разные люди. Добрые и злые, хорошие и плохие, здоровые и не совсем…

Я хочу вас познакомить с нашим новым необычным учеником, с ОВеЗейкой. Он – новенький в нашем классе.

Прием «Силуэт»

Учитель:А почему он необычный? Сейчас узнаем. Я предлагаю одному из Вас надеть боксерскую перчатку (пауза, пока одевает). Теперь возьмите ручку и напишите свое имя. Трудно…(пауза, пока пишет)

Прием: «Социальный барьер»

Учитель:Выберите из предложенных стикеров тот, где отражена проблема, с которой вы столкнулись при написании своего имени и прикрепите к нашему ОВеЗейке.

Учитель: теперь возьмите ножницы и попытайтесь вырезать прямоугольник, используя только одну руку (пауза, пока выполняет)

Прием: «Социальный барьер»

Учитель:Трудно?

Учитель: Выберите из предложенных стикеров тот, где отражена проблема, с которой вы столкнулись при выполнении данного задания и прикрепите к нашему ОВеЗейке.

Учитель: Следующий участник надевает маску для сна и на ощупь пробует прочитать слово, выложенное на магнитной доске

Прием: «Социальный барьер»

Учитель:Трудно?

Учитель: Выберите из предложенных стикеров тот, где отражена проблема, с которой вы столкнулись при выполнении данного задания и прикрепите к нашему ОВеЗейке.

Учитель: Еще одному участнику я предлагаю надеть наушники и повторить за мной фразу

Учитель:Трудно?

Учитель: Выберите из предложенных стикеров тот, где отражена проблема, с которой вы столкнулись при выполнении данного задания и прикрепите к нашему ОВеЗейке.

Учитель: С такими трудностями и столкнулся наш новый ученик ОВеЗейка в современном обществе

Учитель:Вы уже догадались, что наш новый ученик особенный, с ограниченными возможностями здоровья. Как же ему помочь социализироваться и адаптироваться в непростых на его взгляд условиях?

Учитель:Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Моязадача — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.

Итак, социализируем нашего ОВеЗейку к жизни в классе, школе, дома, обществе

Учитель: Одной из эффективных технологий, способствующих решению указанной задачи, является по моему мнению технология «лэпбука» в сочетании с приемами «визуальной поддержки».

Учитель: «Лэпбук» – это интерактивное пособие на прочной картонной (или иной) основе,в которую вставлены различные вкладки (миникнижки – простые и фигурные, кармашки, окошки и т.д.), подвижные детали, иллюстрации на заданную тему.   Термин «Лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации.  Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка.

Учитель:Как вы думаете, зачем же нужна эта «наколенная книга»?

(Ответы участников)

Учитель:Все верно!Лэпбук помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. И благодаря своей связи с практической деятельностью, находит живой отклик у детей.

Учитель: Итак, перед Вами макет «социального лэпбука», который мы должны будем заполнить необходимой информацией вместе с нашим ОВеЗейкой. При полном заполнении каждой страницы, Вы будете получать конверт с секретом.

Учитель: Первая страница социального лэпбука«УЧЕНИК»

Учитель:Задание первое«Собери рюкзак в школу»

Перед вами картинки с различными предметами. Ваша задача положить в рюкзак, который размещен на первой странице Лэпбука, картинки с теми предметами, которые необходимы ученику в школе

Прием «Найди нужный предмет»

Прием «Взаимодействие в малой группе»

Картинки с предметами:

  1. Карандаш
  2. Ручка
  3. Кукла
  4. Учебник
  5. Тетрадь
  6. Альбом
  7. Краски
  8. Ролики
  9. Дневник
  10. Копилка

Учитель:Что же в рюкзаке?

(Ответы)

Учитель:Молодцы!

Следующее задание: «Ура! Физкультура»

Сегодня вторник, по расписанию у вас 5 уроков. На втором уроке – физическая культура. Помогите ОВеЗейке переодеться на физкультуру. Одеваем нашего нового ученика

Макет ОВеЗейки (человечка) из бумаги, предметы одежды

Игровой прием «Бумажная кукла»

Учитель:Отлично! С заданием справились!

Следующее задание «Как вести себя на перемене»

Учитель:Вот звонок на перемену,

              Приготовьтесь отдыхать:

              Можешь с другом прогуляться,

              Можешь тихо поиграть

Ваша задача, восстановить последовательность действий, используя картинки(можно собрать пазл, на котором и будет вся последовательность отражена)

Прием «Визуальные цепочки последовательности действий»(отображают последовательность действий и позволяют учащимся эффективно осваивать навыки и самостоятельно их принимать)

Учитель:Визуализация правил поведения – визуальное отображение правил и норм поведения в школе позволяет обучающимся самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе.

Учитель:Молодцы! Пазл собран. Страница заполнена! Получаете первый конверт с секретом.

Подходим к ОВеЗейке и прикрепляем то, что у вас в конверте (глаза)

Учитель:Вторая страница Лэпбука«ОДНОКЛАССНИК»

Задание«Мирись и больше не дерись!»

Учитель:Разбиваемся на пары, выбираем стишок, читаем его и приклеиваем в окошки на нашу страницу «Одноклассник»

Прием «Игра-мирилка».

Прием «Работа в парах»

Пальчик за пальчик

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем,

Раньше дрались,

А теперь нипочем.

Давай дружить

Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!

Тёплый лучик

Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет тёплый лучик.

А ругаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

Учитель:Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир.

Учитель: Следующее задание «Классная фотография»

Поможем ОВеЗейке познакомится с одноклассниками. Необходимо приклеить картинки лиц одноклассников на пустую фотографию, на которой указаны только их именами. Вспоминаем, кто такая Маша, как выглядит Матвей и т.д.

Прием «Мнемотехника» («Коллаж», «Аппликация»)

Имена

  1. Маша
  2. Матвей
  3. Ира
  4. Глеб
  5. Оля
  6. Ваня
  7. Катя

Фотография 2 Вкласса

Учитель:Замечательно! С заданием справились. В очередной раз помогли ОВеЗейке. Держите второй конверт с секретом.

Подходим к ОВеЗейке и прикрепляем то, что у вас в конверте (нос)

Учитель:Третья страница Лэпбука«Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Учитель:«Как я помогаю маме»

Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли,  нужно ли помочь убраться в доме, помыть посуду, подмести пол.

Ваша задача выбрать карточки с действиями, характеризующими помощь маме и сложить их в конверт.

Прием «Логико-смысловые карточки»

Учитель:Молодцы! ОВеЗейка внимательно смотрел и теперь он точно знает, что маме нужно помогать.

Учитель:задание«Умный блокнот»

Ваша задача записать в блокнот ваш распорядок дня, используя слова подсказки

Слова – подсказки

  1. Завтрак
  2. Ужин
  3. Обед
  4. Занятия в школе
  5. Сон
  6. Подъем
  7. Утренняя зарядка
  8. Водные процедуры
  9. Уборка постели
  10. Прогулка после занятий в школе
  11. Домашнее задание

Учитель:Проверяем, справились вы или нет с заданием

Молодцы! ОВеЗейка в восторге! Получайте третий конверт с секретом. Подходим к ОВеЗейке и прикрепляем то, что у вас в конверте (румянец на щеки)

Учитель:четвертая страница «Я ЧЕЛОВЕК»

Задание«Школа вежливых наук»

Вам необходимо правильно разложит по конвертам карточки со словами, в один – что можно и нужно делать, а в другой, что нельзя.

Прием «Метод конвертов»

Карточки

  1. Переходить дорогу на красный свет светофора
  2. Переходить проезжую часть по пешеходному переходу
  3. Рвать цветы на клумбах
  4. Громко разговаривать в библиотеке
  5. Обижать младших
  6. Сдавать макулатуру
  7. Уважать пожилых людей

Учитель:Проверяем, справились вы с заданием

Молодцы! ОВеЗейка в восторге! Получайте четвертый конверт с секретом.Подходим к ОВеЗейке и прикрепляем то, что у вас в конверте (улыбка)

Учитель:Посмотрите, что мы видим!? ОВеЗейка улыбается, он рад, что пришел к нам в класс и уже успел подружиться с вами (одноклассниками). Первый этап социализации прошел успешно.

Учитель:На память о сегодняшней нашей встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда – интерактивный «Социальный лэпбук»

Учитель:Как вы думаете, зачем же нужна эта «наколенная книга»?

(Ответы участников)

Учитель:Все верно!Лэпбук помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. И благодаря своей связи с практической деятельностью, находит живой отклик у детей.

Учитель:А вам я хочу подарить конфеты, те которые вы выберите сами: красные конфеты – вам было комфортно и интересно, зеленые конфеты – вам было скучно.

Учитель:

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Учитель:Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и хочу подарить коробку с карандашами самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне.

Успехов Вам и творчества. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья "СамиТ"

Мастер - класс для городского клуба молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «САМиТ» в рамках сотрудничества с региональным благотворительным фондом помощи детям «Лучик с...

Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ бо...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...

Мастер-класс по созданию буклета- памятки обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «В судьбе природы — наша судьба»

В МБОУ «Ярцевская средняя школа № 2 имени Героя Советского Союза Н.А. Данюшина» работает Школа социального волонтерства «100 добрых дел – для нас не предел». Я являюсь ру...