«Использование проектных технологий на уроке чтения, как реализация личностно-деятельностного подхода в обучении»
методическая разработка
Проектная технология, как реализация личностно- деятельностного подхода
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное
учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная)
школа № 33 г. Братска»
САМООБРАЗОВАНИЕ
по теме:
«Использование проектных технологий на уроке чтения, как реализация личностно-деятельностного подхода в обучении»
Разработала: Бокарева Т.И.
Должность: учитель
Квалификационная категория: первая
Братск, 2023 г.
Тема самообразования: «Использование проектных технологий на уроке чтения, как реализация личностно-деятельностного подхода в обучении»
Цель: изучение влияния метода проекта в личностно-деятельностном подходе на формирование самостоятельности, социально-активной личности.
Задачи: -изучить метод проекта как метод личностно-деятельностного подхода в обучении;
- оценить влияние проектной деятельности на самостоятельную деятельность, деятельность исследовательского, поискового, творческого характера;
- разработать дидактический и методический материалы по этому вопросу.
Этапы работы над темой самообразования
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ |
Диагностический | 1. Постановка проблемы 2. Изучение литературы по проблеме | 1-й год |
Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов | 1-й год |
Практический | 1. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. | 2-й год |
Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | 3-й год |
Личностно-деятельностного подхода
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Т.е. обучающийся должен отрефлексировать (осознать содержание своей включенности в некоторый процесс или состояние) исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера.
Личностно-деятельностный подход с позиции педагога
Личностно-деятельностный подход означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в «общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения для развития творческого потенциала личности». Личностно-деятельностный подход означает пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков, т.е. только как организацию усвоения учебного материала; субъектно-объектной схемы общения, взаимодействия учителя и ученика объекта обучения только как совокупности усваиваемых знаний.
Личностно-деятельностный подход, предполагая переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.). Естественно, что при личностно-деятельностном подходе педагогу предстоит определить перечень учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий обучающимися при условии овладения ими ориентировочной основой и алгоритмом их выполнения.
Личностно-деятельностный подход, определяя изменение характера процесса и объекта обучения, предполагает и изменение основной схемы взаимодействия учителя и учеников. Вместо широко распространенной схемы их взаимодействия «У» - «у», где «У» – учитель - субъект педагогического воздействия и управления, а «у» - ученик - объект такого воздействия, должна иметь место схема субъектно-субъектного, равно партнерского учебного сотрудничества учителя и учеников в совместном дидактически организуемом учителем решении учениками учебных задач. Информационно-контролирующие функции учителя, преподавателя должны все больше уступать место собственно координационным. «Учитель с научной точки зрения -- только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником», -- подчеркивал еще Л.С. Выготский.
Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося
Личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения - педагога. Такой подход психологически предполагает, во-первых, обеспечение безопасности личностного проявления, обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к научению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Это является основой развития не только чувства компетентности и аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации.
Все рассмотренное с очевидностью показывает, что проблема личностно-деятельностного подхода к научению (с позиции обучающегося) в дополнение к личностно-деятельностному подходу к обучению (с позиции педагога) ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем: проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т.д.
В целом личностно-деятельностныи подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию внутренних резервов. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.
Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируется на обучающемся, на его личности, и отражается на целях, содержании и формах организации учебного процесса.
Для реализации личностно- деятельностного подходы был выбран метод проекта.
Проектная технология.
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности (созданию). Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Таким образом, подобную работу организовать в рамках предмета очень трудно, так как тема задана программой – нет свободного выбора. Появляется необходимость направить обучающегося на постановку цели и ее решение путем проектной леятельности.
Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Проектная технология привлекла внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед».
Цель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности. Результат подобной деятельности - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
Целевое назначение:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:
· позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
· развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи;
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, обобщать, развивать мышление.
Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим проектную деятельность обучающегося. Выбирается эффективный маршрут решения проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации.
Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого.
Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
Этапы работы над проектом
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Разработка проектного задания |
|
|
Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
| Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
| Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. |
Выделение подтем в теме проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
| Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.
В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По содержанию:
· Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета, в нашем случае - чтение);
· Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
· Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте:
· Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);
· Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
· Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
3. По характеру координирования проекта:
· с явной координацией
· со скрытой координацией
4. По включенности проектов в учебные планы:
· текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
· итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
5. По продолжительности выполнения проекта:
· мини – проекты (несколько недель);
· средней продолжительности (несколько месяцев);
· долгосрочные (в течение года)
6. По количеству участников проекта:
· коллективные
· индивидуальные
· групповые.
Основные требования к учебному проекту
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация.
Преимущества персональных проектов:
· план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
· у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
· учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
· формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
· в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
· проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
· на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
· в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на конкурсах, создание газет, написание рефератов или отчетов.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения.
Использование проектной технологии в коррекционной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходит из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Обучающиеся с умственной отсталостью способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в коррекционной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.
«Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания проектной технологии, который и привлекает многие образовательные системы.
Для обследования и внедрения технологии проекта был взят 9 класс, так как обучающиеся данного класса отличались пассивностью на уроках; отсутствием мотивации в обучении по предмету «Чтение»; низким уровнем самостоятельности в подготовке домашнего задания; отсутствие понимания необходимости анализировать учебный материал. Это было выявлено в процессе наблюдения за работой обучающихся на уроке. Для того, чтобы отследить качество выполнения домашнего задания и качество анализа литературного произведения, обучающимся предлагалось ответить на ряд вопросов по прочитанному. Задание либо не выполнялось, либо большая часть класса не могли установить простейшие причинно-следственные связи, отвечая, таким образом, только на простые фактические вопросы. Например: кто герои рассказа? Какие действия выполняли? Значит чтение было не осознанным, а при работе с вопросами они не обращались к тексту повторно, с целью поиска ответа в нем. Обучающиеся аргументировали это тем, что им «не пригодиться уметь отвечать на вопросы и знать где найти правильный ответ». Фактически поисковая деятельность и стремление к ней находилась на низком уровне.
Итак, после подведения итогов наблюдения и беседы, перед обучающимися 9 класса был поставлен проблемный вопрос «Как отражается жизнь писателя на его творчестве?». Предлагалось изучить биографию Ивана Андреевича Крылова самостоятельно (материал учебника), затем знакомились с басней этого автора: «Кот и повар», после чего возвращались к нацеливающему вопросу. Большая часть класса не выдвинула никаких предположений, а те ответы, которые были предложены не соответствовали действительности:
1. ему нравилось писать стихи;
2. ему нравилось писать басни;
3. он не умел писать рассказы;
4. ему нельзя писать рассказы (причину назвать не смогли).
Таким образом, обучающиеся с помощью педагога сделали вывод, что неосознанно изучили материал и необходимо применить другой способ знакомства с биографическими сведениями жизни писателей. В ходе чего была предложена проектная технология.
Так как обучающиеся с легкой умственной отсталостью не способы самостоятельно определить проблему, поставить цели и пути решения, подобная работа проводилась совместно с учителем.
Этапы работы были адаптированы под возможности обучающихся коррекционной школы.
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Разработка проектного задания |
|
|
Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | |
Выделение подтем в теме проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. |
Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель предлагает формы представления результатов исследовательской деятельности | Учащиеся обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: альбом, газета, доклад и др. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность (источники информации, способы поиска необходимой информации) | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Анализ и оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Учитель проводит экспертизу | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью обучающихся, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Опираясь на основные требования к учебному проекту, подразумевающие "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация; адаптированные этапы работы над проектом, а также учитывая особенности участников проекта, были взяты следующие темы для апробирования:
1. А.С. Пушкин: жизнь и творчество.
2. Н.В.Гоголь: жизнь и творчество.
3. С.А.Есенин: жизнь и творчество.
4. Э.Сетон-Томпсон: жизнь и творчество.
5. Дж.Даррелл: жизнь и творчество.
Работа над проектом рассчитана на 2 урока. Предлагалось создать биографическую газету писателя. Обучающиеся разделены на группы по 2 человека, которые работали над разделами: годы жизни и семья; детство и учеба в школе; учеба в других заведениях и увлечения; работа и писательская деятельность. Материал был предложен (не по разделам). Информацию для своего раздела обучающиеся выбирали самостоятельно, пользуясь книгами библиотеки (берут к уроку в библиотеке самостоятельно, разрешается пользоваться интернет ресурсами). Далее- оформление газеты заметками и фотографиями; подготовка защиты и защита проекта.
Примерная структура урока - проекта:
1. Тема;
2. Цели;
3. Тип урока;
4. Оборудование;
5. Ход урока:
организационный момент;
сообщение темы и цели урока;
подготовка к работе с биографией:
- словарная работа (для работы над первым проектом- понятие биография; что можно отразить в ней?);
- формирование творческих групп, определение подтем;
- работа в группах- сбор биографических сведений по определенной подтеме.
6. Оформление проекта.
7. Презентация.
8. Рефлексия- проблемный вопрос: как отразилась биография на творчестве писателя?
В ходе изучения первой и второй тем, предложенных для проекта «А.С.Пушкин: жизнь и творчество» и «Н.В.Гоголь: жизнь и творчество», педагог совместно с обучающимися выделили подтемы освещающие особенности биографии каждого писателя. После чего проводилась беседа-опрос (фронтальный) по биографии писателя, затем разбирался проблемный вопрос: как отразилась биография на творчестве писателя? Такой поэтапный разбор показал, что обучающимся легче установить причинно-следственные связи между биографией и творчеством писателя.
При изучении третьей темы, обучающие экспериментального класса, были разделены на группы, которые изучали определенный раздел (подтему) биографии, затем знакомили с ним одноклассников. После чего подходили к проблемному вопросу и совместно устанавливали причинно-следственную связь.
Ознакомившись со способностями обучающихся класса, а также познакомив их с отдельными этапами работы над проектом, была разработана определенная структура урока-проекта, которая применилась к последующим двум темам «Э.Сетон-Томпсон: жизнь и творчество» и «Дж.Даррелл: жизнь и творчество». В ходе проведения данных уроков были выявлены положительные и отрицательные результаты.
К положительным результатам относятся: самостоятельность в выборе партнера для групповой работы, выбор подтемы. Осознанный подбор материала для определенной подтемы (с периодическим уточнением правильности выбора у педагога), аккуратность в оформлении работы, взаимодействие в группе и между группами при оформлении газеты.
Отмечаются также и отрицательные результаты. В связи с тем, что закончить все этапы проекта на одном уроке не удалось, было решено перенести этап презентации и этап рефлексии на следующий урок, включив их в этап проверки домашнего задания.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
#1053;овые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.
4. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.
5. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4.
6. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000. – № 1.
7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
8. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
9. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
11. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
12. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку
В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как инте...

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...
Доклад на ШМО «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Доклад на ШМО...

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...

Выступление на заседании МО учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Данный материал был представлен на педагогическом совете...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного центра по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Выступлениедля учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"...
Выступление на заседании методического объединения учителей трудового обучения по теме: "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения".
Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"....