"Борьба Руси с иноземными захватчиками"
план-конспект урока (7 класс)

Головань Елена Анатольевна

Конспект урока истории  "Борьба Руси с иноземными захватчиками". Обобщающий урок для учащихся 7 классов  коррекционных школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_borba_rusi_s_inozemnymi_zahvatchikami.docx802.94 КБ

Предварительный просмотр:

               

C:\Users\User\Desktop\Исторрия\рыцарь.jpg

C:\Users\User\Desktop\Исторрия\монголы 2.jpg

«Борьба Руси  с иноземными захватчиками»

(обобщающий урок по истории.  7 класс коррекционная школа)

C:\Users\User\Desktop\Исторрия\орудия 4.jpg                 C:\Users\User\Desktop\Исторрия\ледовое побоище.jpg

Учитель Головань Е. А.

Обобщающий урок по теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями»

Цель Урока: закрепить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа  за независимость в XIII в.

Задачи:

Образовательные:  выяснить знания основного фактического материала у всех учащихся о борьбе русского народа против  монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; вспомнить основные битвы XIII в ; привести примеры героизма и  мужества русских людей против иноземных захватчиков; закрепить знание  важных дат.

Коррекционно-развивающие: закрепить умения устанавливать последовательность событий данного период; закрепить умение работать с картой, художественными репродукциями; развивать умение объяснять значение исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умение сопоставлять  исторические события, обобщать исторические факты, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважение к героическим  традициям нашего народа.

Оборудование и материалы: презентация по теме урока, карточки с индивидуальными заданиями, карта.

Тип урока: обобщение и  систематизация знаний.

Ход урока

Учитель: здравствуйте, ребята!

Для начала давайте вспомним, какое сегодня число, месяц и год.  Наш с вами  урок  посвящён повторению большой темы, которая называется (Слайд 1) кто нам прочитает? (спросить ученика).

Сегодня мы с вами вспомним, что происходило  с нашим государством в XIII веке, какие великие победы одержал наш народ в этот период и кто прославил нашу Русь на долгие  века.

И так, в начале XIII века  в далёких азиатских степях у южных границ Руси появились монголо-татары, грозный и воинственный народ. (слайд 2). 

Монголо-татары были кочевниками

Ребята, скажите, чем занимались монголо-татары?

А как называлась жилище монголо-татар?   (слайд 3)

Что же представляли из себя эти  народы? (ученик  рассказывает о жизни монголов )   (слайд 4)

Все монголо-татары были разделены на племена.

А как назывались татаро-монгольские племена?

А как звали хана, который объединил все татаро-монгольские племена?

 В это время  монголо-татары  представляли собой огромную и страшную военную  силу.

Ребята, кто мне скажет, какими были  монголо-татарские воины?

Вот такой грозный и жестокий враг появился в степях у южных границ Руси в начале XIII в.

Войска монголо-татар  под руководством Чингисхана завоевали огромные территории, покорили сотни городов и посёлков в других странах.

Давайте вспомним, что летом 1223 г.  войска монголо-татар подошли к половецким землям. Половцы обратились за помощью к русским князьям.

В 1223 г. состоялось первое сражение русских войск с монголо-татарами. Эта битва вошла в историю нашей страны как «трагедия на Калке». Почему «трагедия». Что же произошло на Калке? Чем закончилась эта битва и почему у этой битвы был такой исход?  (Слайд 5)

После этой победы монголо-татары стали готовиться к новому нашествию на Русь. В 1237 г. они снова  пришли на русские земли. Теперь этим походом руководил хан Батый.

При взятии городов  монголо-татары использовали осадные орудия. (слайд 6).   Давайте  посмотрим на слайд и  вспомним, как назывались, которые использовали монгольские воины при штурме городов.

Перове княжество, которое   подверглось нашествии войск Батыя было Рязанское княжество. (слайд 7). (рассказ  ученицы о взятии монголами  Рязани)

Скажите, ребята, как поступали монголы с жителями захваченных городов?

 Многие города оказывали сопротивление монголо-татарам.

А какой город монголо-татары прозвали «Злой город»

Почему монголо-татары прозвали Козельск «Злым городом»? (слайд 8)

(рассказ ученика о взятии Козельска)

И так, на огромных просторах завоеванной русской земли Батый создал новое государство.

Как называлось государство монголо-татар?

Как называлась столица этого  государства?

Мы знаем, что русские князья должны были получать от хана грамоту  на право управлять  своим княжеством. Как называлась ханская грамота?

Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Как проходила поездка князей к хану? (слайд 9).

ФИЗМИНУТКА

Монголо-татары были не единственные враги,  которые пришли завоевывать русские земли в XIII в.

Кто кроме монголо-татар нападал на Русь?  (слайд 10)   

Что же из себя представляли новые враги Руси?

(ученик  рассказывает о вооружении рыцаря крестоносца (слайд 11)

Что мы ещё знаем о рыцарях? ( Ученик рассказывает о рыцарском турнире)

Посмотрите на карту (слайд 12) . Схема какого сражения изображена на ней?

Чем закончилось это сражение?

( Рассказ ученика об  итогах Невской битвы)

Скажите  схема какой битвы изображена на этой карте?  Как вы это определили?

Ребята, сейчас вы должны внимательно прослушать стихотворение и определить, о какой  битве в нём идёт речь.

 Учащийся читает стихотворение. Ученики отвечают на вопрос.

Как звали князя, который дал отпор крестоносцам? (слайд 13)

Что вы с вами знаем об этом князе?

 (ученик рассказывает об Александре Невском)

И так, давайте сделаем вывод. К чему привело монголо-татарское нашествие на Русь?

Итоговое тестирование

Индивидуальные карточки с заданиями.  

Подведение итогов, выставление оценок.

Приложение к уроку :

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели        

Идущих немцев тёмный строй

На шапках перья птиц весёлых

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках  тяжёлых

Качались черные кресты

Был  первый натиск  немцев страшен.

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

… И только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, вступили в болй,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь,

 И первым на коне огромном

В немецкий строй  врубился князь

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лёд вставал

Их стремена на дно тянули,

Им панцырь выплыть не давал.

 

   C:\Users\User\Desktop\Исторрия\орудия 2.jpg

C:\Users\User\Desktop\Исторрия\оружие 5.png                                     C:\Users\User\Desktop\Исторрия\ратник 6.jpg

        C:\Users\User\Desktop\Исторрия\оружие рыц.jpg             C:\Users\User\Desktop\Исторрия\рыцарь 3.jpg

«Борьба Руси с иноземными завоевателями» (тест)

1.Основное занятие монголо-татар

1)земледелие

2) скотоводство

3) садоводство

2.Жилище монголо-татар

1)юрта

2)яранга

3) шалаш

3.Лошадиное молоко

1)кисель

2) медовуха

3) кумыс

4. Какой хан совершил поход на Русь в 1237 г.

1)Чингисхан

2) Мамай

3) Батый

5. Какой город монголо-татары прозвали «Злой город»

1) Козельск

2) Торжок

3) Рязань

6. На какой реке русские дружины впервые встретились  с монголо-татарскими отрядами и потерпели поражение.

1)Нева

2) Калка

3) Дон

7. Кто возглавил русские дружины  в битве на Чудском озере

1)Дмитрий Донской

2) Князь Владимир

3) Александр Невский

8. Как называлась ханская грамота

1)справка

2) ярлык

3) баскак

9. Невская битва состоялась

1)1240 г.

2) 1242 г.

1243 г.

10. Когда состоялось Ледовое побоище

1)1237 г.

2) 1242 г.

3) 1240 г.

Вопросы к устному зачёту

1.Чем занимались монголо-татары

2.Как называлось жилище монголо-татар

3. Как назывались монголо-татарские племена

4. Как звали хана, который объединил все татаро-монгольские племена

5. Какими были монголо-татарские воины

6. Как поступали монголо-татары с жителями захваченных городов

7. Чем закончилась первая встреча монголо-татар с русскими (Битва на Калке). Почему наши дружины проиграли

8. Какой город монголо-татары прозвали «Злой город»

9. Какие орудия использовали  монголы во время взятия городов

10. Как называлось монгольское государство

11. Как  называлась столица монгольского государства

12. Кто кроме монголо-татар  нападал на Русь

13. Как звали князя, который дал отпор крестоносцам

14. К чему привело татаро-монгольское нашествие на Русь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе

: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память ...

Презентация Борьба Руси с иноземными захватчиками

Предмет: ИсторияТема урока: Нашествие с ВостокаТема урока: Борьба Руси с западными завоевателямиТип урока: Комбинированный...

«Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века». Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс

Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс                                          ...

Проверочная работа по истории,10 класс "Борьба Руси с иноземными захватчиками"

Небольшая проверочная работа (5 вопросов), про теме "Борьба Руси с иноземными захватчиками", для 10 класса. 5-7 минут....