Статья "Игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по развитию речи у детей с ОВЗ"
статья
Формы и методы работы по развитию речи у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по развитию
речи у детей с ОВЗ
Система логопедического воздействия, предлагаемая мною, опирается на поэтапность усвоения детьми родного русского языка при правильном формировании речевой функции.
На занятиях применяю практический материал, который даётся с усложнением. Его можно использовать полностью, можно выбирать задания и упражнения в зависимости от уровня развития обучающихся.
В основу формирования правильный устной речи школьников положена такая единица речи, как предложение, с учётом закономерности его синтетического и аналитического развития.
Советую использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины, о которых можно спросить: Кто?, Что это?, Что он делает? Чем?, Кому?, Где?, Куда?.
Развитие творческих способностей на моих занятиях занимает особое место. Здесь – раскраска, рисунок по ситуации, вопросы и ответы, кроссворды на тему, игры со словами этой темы.
Следует обратить внимание на сюжетно-ролевую игру. Это естественный вид творческой деятельности.
В процессе игры дети на основе знакомых им ситуаций из окружающей жизни создают воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие одному ему. Шаги к самостоятельному творчеству означают - научиться понимать, что реальные предметы в игре можно заменять другими предметами, игрушками, то есть овладеть игровым замещением.
Детям, отстающим в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре свой замысел. Поэтому только совместно с учителем и только учитель становится участником детских игр. Учитель – это направляющий.
По мере расширения предоставлений об окружающем мире возрастают возможности ребёнка отразить эти представления в игре. Необходимо создавать условия, чтобы дети разыгрывали разнообразные сюжеты, необходимо обогащать содержание детских игр. Творчество ребёнка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Но, дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движение скованные, дети мало уверены в себе. Учитывая вышесказанное, необходимо в работе с такими детьми использовать элементы: арт-терапии, театрализации, чаще обращаться к музыке, движению.
Вывод:
Первое направление работы по развитию творческих способностей детей - развитие воображения и обогащение эмоциональный сферы в сюжетно-ролевой игре.
Игра «Зимний баскетбол»
Играть можно в команде или по одному. Участники лепят снежки и стараются попасть «снежным мячиком» в «корзину» (ведро, старая корзинка без ручки или «ватрушка»). Выигрывает то, кто попадает большее количество раз.
Игра «Мороз и солнышко»
Выбираются «Мороз» и «Солнышко». Участники играют в догонялки: тот, кого коснулся «Мороз» должен замереть на месте, «Солнышко» должно коснуться застывшего игрока, чтобы он мог продолжить игру.
Второе направление. Использование специальных заданий в процессе выполнения которых развивается наглядно-образное мышление, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию новых.
Так, на занятиях, связанных с рисованием, лепкой, аппликацией - предложить детям изменить поделку, добавив или убрав кое-какие части, дорисовать незаконченные изображения, внести что-то своё в работу.
Очень большие возможности для развития познавательных способностей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.
Третье направление - формирование способностей к словесному творчеству. Это занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Они являются самыми сложными заданиями для детей, и развивающими в целом.
Например:
Задание 1. Во время прогулки предлагаю поиграть в игру: «Сделаем вместе». Вместе лепим комки, снеговика, катаем комок друг за другом, играем в снежки или
Задание 2. Используются игра, где развивается диалог: «Покормите птиц»
Задание 3. Картинка с изображение ёлки. Перечисли игрушки, назови их. Формируем высказывание в предложение. (На ёлке разноцветные игрушки: шары, гирлянды, мишура)
Задание 4. Игра «Фланелеграф», где дети по изученной уже теме подбирают картинку и озвучивают её, составляя предложения.
Задание 5. Раздаточный материал: картинка с недорисованным предметом по теме «Зима». Задание: догадайся и дорисуй, расскажи, что ты сделал?
Задание 6. На листе бумаги цветными карандашами, совместно с учеником, рисуем зиму. Он - одно, а учитель рядом-другое. Ученик-комки, учитель горку. Всё озвучиваем по ходу работы. Итак рисуем до создания полного законченного рисунка.
Задание 7. Свободное дорисовывание символических изображений. Основное требование-комментировать свои действия и словесно обозначать новый образ.
Задание 8. Игра: «Вопрос-ответ» плюс игры на развитие артистических способностей. «Звери в лесу»-изобразить используя мимику, жесты, звукоподражание. Изобразить предметы, используя мимику, жесты звукоподражание.
Составляем словарь зимних слов. Работа: «А ну-ка посмотри в окно.»
Такие уроки важны для обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Важно помнить, что ученики слышат и говорят. Как и нормально развивающиеся дети, они общаются с окружающими, друг с другом - с помощью устной речи, которую усваивают самостоятельно, в живом процессе общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65
Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Система упражнений, способствующая совершенствованию навыков письменной речи.
Система упражнений, способствующая совершенствованию навыков письменной речи....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Доклад"Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."
Доклад "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."...

«Игры и упражнения для развития речи у детей с РАС»
Рекомендовано для родителей и педагогов групп компенсирующей направленности ДОУ...

Статья "Игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по развитию речи у детей с ОВЗ"
Формы и методы работы по развитию речи у детей...