Рабочая программа "Изобразительная деятельность"
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) . |
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей протокол № ___ от «__»__________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНО распоряжением № ______ от «__»____________ 20___ г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
7 А класс
Разработал: учитель высшей категории
Крылова Юлия Анатольевна
Срок реализации программы: 1 год
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса по предмету «Изобразительная деятельность» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:
1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).
2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».
Цель учебного предмета: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи предмета:
-развитие интереса к изобразительной деятельности;
-формирование умений пользоваться инструментами;
-обучение доступным приемам работы с различными материалами;
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
-развитие художественно-творческих способностей.
Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Изобразительная деятельность» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством всестороннего развития и эффективным способом коррекции отклонений в развитии школьников с ОВЗ. Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, т.к. в процессе изображения участвует не отдельная функция, а их комплекс в целом. В процессе целенаправленной изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций учащихся. Кроме того, изобразительная деятельность содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы, способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Общая характеристика организации учебного процесса.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Используемые типы уроков: урок- открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа в год, т.е. 3 часа в неделю (34 учебных недели).
Воспитательный потенциал предмета «Изобразительная деятельность» реализуется через:
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;
-включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;
-применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность», 7 класс.
Личностные результаты:
-проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты:
- уметь разминать, размазывать, отрывать кусочки материала;
- уметь катать колбаски, шарики;
- уметь соединять детали;
- уметь разрезать бумагу ножницами;
- уметь соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации; при работе с красками; с клеем;
- уметь рисовать красками, карандашами, фломастерами и выполнять композиции по образцу.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность», 7 класс.
Программа по предмету «Изобразительная деятельность» в 7 классе представлена разделами:
Лепка
- отрывание, откручивание кусочка материала от целого куска,
-отрезание кусочка материала стекой,
- катание колбаски, шарика (на доске, в руках),
- расплющивание материала между ладонями, пальцами, на доске,
- соединение деталей изделия прижатием, примазыванием, прищипыванием,
-размазывание пластилина по шаблону, внутри контура,
-дополнение изделия мелкими деталями,
- анализ образца (выделение составных частей),
- формирование умения лепить предметы из одного (нескольких) частей.
Аппликация
- узнавание (различение) разных видов бумаги: картон, цветная бумага,
-сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали,
-заготовление отдельных деталей, соединение деталей между собой,
- намазывание всей (части) поверхности клеем,
- разрезание бумаги ножницами по прямой, по контуру,
- собирание изображения объекта из нескольких частей, составление композиции из вырезанных деталей по образцу;
- соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.
Рисование
- узнавание (различение) материала и инструментов, используемых для рисования: краски, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды,
- осваивание приемов рисования карандашом, красками,
- соблюдение последовательности действий при работе с красками,
- выбирание цвета для рисования,
- рисование точек, вертикальных, горизонтальных, наклонных линии,
- закрашивание внутри контура, штрихование,
-рисование орнамента в полосе, в квадрате, в круге,
-рисование с помощью нетрадиционных техник,
- рисование по образцу.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительная деятельность», 7 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | электронные учебно-методические материалы |
1. | Рисование «Воспоминание о лете. Радуга, солнце, дождь». | 1 | Работа с акварелью. | |
2. | Пластинография «Яблоки в корзине». | 1 | Работа с пластилином. Размазывание пластилина по изделию, не выходя за контур. | |
3. | Аппликация «Воспоминание о лете. Бабочка на цветке». | 1 | Вырезание деталей аппликации. Работа с клеем. | |
4. | Рисование «Воспоминание о лете. Цветы на лугу». | 1 | Работа с акварелью. | |
5. | Лепка «Фрукты в вазе». | 1 | Подбор нужного цвета пластилина. Лепка по образцу. | |
6. | Аппликация «Осенние цветы». | 1 | Рассматривание живых цветов. Вырезание деталей аппликации. Работа с клеем. | |
7. | Рисование «Узор в круге. Веточка рябины». | 1 | Рассматривание ветки рябины. Расположение рисунка в круге. Работа с акварелью. | |
8. | Лепка «Ежик с грибом». | 1 | Катание колбаски, вытягивание носика. Дополнение изделия глазками, иголками (семечки, иголки от елки, сосны, кусочки зубочисток и т.п.). Лепка гриба (собирание изображения гриба из нескольких частей (ножка и шляпка). | |
9. | Аппликация «Осень золотая». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Вырезание деталей аппликации. Работа с клеем. | |
10. | Рисование «Осень к нам пришла». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с акварелью. | |
11. | Лепка «Белочка с шишкой». | 1 | Собирание изображения из нескольких частей (голова, тело, хвост). Дополнения изделия: глаза, нос, уши. | |
12. | Аппликация из сухих листьев. | 1 | Подбор нужных листьев для сборки изделия. Работа с клеем. | |
13. | Рисование «Дерево- рябина». | 1 | Рассматривание дерева. Работа с гуашью. | |
14. | Лепка «Тарелка с овощами». | 1 | Подбор нужного цвета пластилина. Лепка по образцу. | |
15. | Аппликация из природного материала. | 1 | Подбор нужных листьев для сборки изделия. Работа с клеем. | |
16. | Рисование «Грибы в лесу». | 1 | Рассматривание иллюстраций грибов. Работа с акварелью. | |
17. | Лепка «Поделка из природного материала». | 1 | Работа с пластилином и природным материалом. | |
18. | Аппликация из кругов «Чебурашка». | 1 | Вырезание кругов разного размера и цвета. Работа с клеем. | |
19. | Рисование жесткой полусухой кистью «Осеннее дерево». | 1 | Нетрадиционная техника рисования. Работа с гуашью. | |
20. | Лепка «Утка с утятами». | 1 | Работа с пластилином по образцу. | |
21. | Аппликация из кругов «Рыбка». | 1 | Вырезание кругов разного размера и цвета (чешуя рыбки). Работа с клеем. | |
22. | Рисование жесткой полусухой кистью «Ежик под елкой». | 1 | Нетрадиционная техника рисования. Работа с гуашью. | |
23. | Лепка «Лошадка». | 1 | Работа с пластилином по образцу. | |
24. | Аппликация крупой «Рыбка». | 1 | Нанесение клея на изделие, насыпание крупы, не выходя за контур. | |
25. | Рисование вилкой «Львенок в траве». | 1 | Нетрадиционная техника рисования. Работа с гуашью. | |
26. | Лепка из соленого теста «Посуда». | 1 | Работа с тестом. Лепка по образцу. | |
27. | Раскрашивание посуды из соленого теста. | 1 | Нанесение узора. | |
28. | Аппликация крупой «Подсолнух». | 1 | Нанесение клея на изделие, насыпание крупы, не выходя за контур. | |
29. | Рисование вилкой «Цыплята». | 1 | Нетрадиционная техника рисования. Работа с гуашью. | |
30. | Лепка из соленого теста «Фрукты и овощи». | 1 | Работа с тестом. Лепка по образцу. | |
31. | Раскрашивание фруктов и овощей из соленого теста. | 1 | Подбор нужного цвета краски, раскрашивание. | |
32. | Аппликация крупой «Узор на квадрате». | 1 | Нанесение клея на изделие, насыпание крупы, не выходя за контур. | |
33. | Лепка из солено теста «Кондитерские изделия». | 1 | Работа с тестом. Лепка по образцу. | |
34. | Раскрашивание кондитерских изделий из соленого теста. | 1 | Подбор нужного цвета краски, раскрашивание. | |
35. | Лепка «Кактус в горшочке». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином. Лепка по образцу. | |
36. | Оригами «Конверт». | 1 | Работа с бумагой по образцу. Нанесение узора на конверт. | |
37. | Рисование вилкой «Первые снежинки». | 1 | Нетрадиционная техника рисования. Работа с гуашью. | |
38. | Лепка из соленого теста «Новогодняя игрушка». | 1 | Работа с тестом. Лепка по образцу. | |
39. | Раскрашивание новогодней игрушки из соленого теста. | 1 | Подбор нужного цвета краски, раскрашивание. | |
40. | Оригами «Коробочка». | 1 | Работа с бумагой по образцу. Нанесение узора на коробочку. | |
41. | Лепка «Снегирь». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином. Лепка по образцу. | |
42. | Рисование солью «Зимний лес». | 1 | Нанесение клея на контур рисунка, насыпание соли на клей. | |
43. | Аппликация «Новогодняя маска». | 1 | Вырезание деталей маски, соединение. Украшение маски. | |
44. | Лепка «Снегурочка». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином. Лепка по образцу. | |
45. | Рисование «Новогодняя елка». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с акварелью по образцу. | |
46. | Новогодняя игрушка «Фонарик». | 1 | Работа с бумагой по образцу. | |
47. | Новогодняя гирлянда из бумаги. | 1 | Работа с бумагой по образцу. | |
48. | Новогодняя гирлянда из бумаги. | 1 | Работа с бумагой по образцу. | |
49. | Рисование солью «Зимние узоры на окне». | 1 | Нанесение клея на контур рисунка, насыпание соли на клей. | |
50. | Обравная аппликация «Шарф и шапка». | 1 | Нанесение рисунка на изделия с помощью небольших кусочков бумаги. | |
51. | Лепка «Человек в движении». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином. Лепка по образцу. | |
52. | Рисование свечой «Зимний парк». | 1 | Рисование свечой по контуру рисунка. Работа с акварелью. | |
53. | Аппликация из ватных дисков «Зима в поселке». | 1 | Составление изображения из ватных дисков. Работа с клеем. | |
54. | Лепка «Матрешка». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином. Лепка по образцу. | |
55. | Рисование «Матрешка». | 1 | Рассматривание – русские стили росписи. Рисование по образцу. | |
56. | Гжельская роспись «Блюдо». | 1 | Рассматривание иллюстраций, элементов гжельской росписи. Работа с гуашью по образцу. | |
57. | Хохломская роспись «Разделочная доска». | 1 | Рассматривание иллюстраций, элементов хохломской росписи. Работа с гуашью по образцу. | |
58. | Жостовская роспись «Поднос». | 1 | Рассматривание иллюстраций, элементов жостовской росписи. Работа с гуашью по образцу. | |
59. | Лепка «Самолет и вертолет». | 1 | Рассматривание иллюстраций, частей самолета и вертолета. Работа с пластилином по образцу. | |
60. | Аппликация «Транспорт» (из геометрических фигур). | 1 | Вырезание геометрических фигур, сборка изделия. Работа с клеем. | |
61. | Рисование «Самолеты в небе». | 1 | Работа с акварелью по образцу. | |
62. | Лепка «Танк». | 1 | Рассматривание иллюстраций, частей танка. Работа с пластилином по образцу. | |
63. | Аппликаций «Замок» (из геометрических фигур). | 1 | Вырезание геометрических фигур, сборка изделия. Работа с клеем. | |
64. | Рисование «Танк». | 1 | Работа с акварелью по образцу. | |
65. | Открытка к 23 февраля. | 1 | Работа с бумагой. | |
66. | Поделка из ниток «Зайчик Крош» | 1 | Изготовление помпона. Добавление деталей: уши, глаза, хвост, лапы. | |
67. | Рисование «Сказочный замок». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с акварелью по образцу. | |
68. | Лепка «Лодочка с парусом». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином по образцу. | |
69. | Поделка из ниток «Поросенок Нюша». | 1 | Изготовление помпона. Добавление деталей: уши, глаза, хвост, лапы. | |
70. | Открытка к 8 марта. | 1 | Работа с бумагой. | |
71. | Папье- маше «Блюдце». | 1 | Работа с бумагой и клеем. | |
72. | Папье- маше «Блюдце». | 1 | Работа с белой краской. | |
73. | Папье- маше «Блюдце». | 1 | Нанесение узора. | |
74. | Папье- маше «Чашка». | 1 | Работа с бумагой и клеем. | |
75. | Папье- маше «Чашка». | 1 | Работа с белой краской. | |
76. | Папье- маше «Чашка». | 1 | Нанесение узора. | |
77. | Лепка «Грач». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином по образцу. | |
78. | Рисование «Первые проталины». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с акварелью по образцу. | |
79. | Аппликация «Растительный узор на полосе бумаги». | 1 | Вырезание деталей аппликации, составление узора. Работа с клеем. | |
80. | Лепка «Веточка вербы». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином по образцу. | |
81. | Рисование «Небесные тела в космосе». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с гуашью по образцу. | |
82. | Аппликация «Ракета в космосе». | 1 | Вырезание деталей аппликации. Работа с клеем. | |
83. | Пластинография «Небесные тела в космосе». | 1 | Работа с пластилином. Размазывание пластилина по изделию, не выходя за контур. | |
84. | Рисование «Первые весенние цветы». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с гуашью по образцу. | |
85. | Оригами «Простые цветы». | 1 | Работа с бумагой по образцу. | |
86. | Пластинография «Первые весенние цветы». | 1 | Работа с пластилином. Размазывание пластилина по изделию, не выходя за контур. | |
87. | Рисование «Весна пришла». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с акварелью по образцу. | |
88. | Оригами «Цветы». | 1 | Работа с бумагой по образцу. | |
89. | Обрывная аппликация «Березки». | 1 | Нанесение рисунка на изделия с помощью небольших кусочков бумаги. | |
90. | Пластинография «Красивая ваза». | 1 | Работа с пластилином. Размазывание пластилина по изделию, не выходя за контур. | |
91. | Рисование «Красивая ваза с цветами». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с акварелью по образцу. | |
92. | Поделка к 9 мая. | 1 | Работа с бумагой. | |
93. | Рисование «Праздничный салют». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с гуашью по образцу. | |
94. | Пластинография «Бабочка». | 1 | Работа с пластилином. Размазывание пластилина по изделию, не выходя за контур. | |
95. | Обрывная аппликация «Бабочка». | 1 | Нанесение рисунка на изделия с помощью небольших кусочков бумаги. | |
96. | Лепка «Красивые цветы». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с пластилином по образцу. | |
97. | Рисование «Скоро лето». | 1 | Рассматривание иллюстраций. Работа с акварелью по образцу. | |
98. | Аппликация «Ландыши». | 1 | Вырезание деталей аппликации. Работа с клеем. | |
99. | Рисование полусухой жесткой кистью «Ветка сирени» | 1 | Нетрадиционная техника рисования. Работа с гуашью. | |
100. | Пластинография «Ромашки». | 1 | Работа с пластилином. Размазывание пластилина по изделию, не выходя за контур. | |
101. | Рисование по замыслу. | 1 | Работа с акварелью. | |
102. | Лепка по замыслу. | 1 | Работа с пластилином. |
Приложение 1.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.
-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.
-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Изобразительная деятельность | 1полугодие | 2полугодие |
Лепка - отрывает, откручивает кусочек материала от целого куска, -отрезает кусочек материала стекой, - катает колбаски (на доске, в руках), - катает шарики (на доске, в руках), - расплющивает материал между ладонями, пальцами, на доске, - соединяет детали изделия прижатием, примазыванием, прищипыванием, -размазывает пластилин по шаблону, внутри контура, -дополняет изделия мелкими деталями, - анализирует образц (выделение составных частей), - умеет лепить предметы из одного (нескольких) частей. | ||
Аппликация - узнает (различает) разные виды бумаги: картон, цветная бумага, -сгибает лист бумаги пополам, вчетверо, по диагонали, -заготавливает отдельные детали, соединяет детали между собой, - намазывает всю (часть) поверхности клеем, - разрезает бумагу ножницами по прямой, по контуру, - собирает изображения объекта из нескольких частей, составляет композицию из вырезанных деталей по образцу; - соблюдает последовательность действий при изготовлении аппликации. | ||
Рисование - узнает (различает) материалы и инструменты, используемые для рисования - знает приемы рисования карандашом, красками, - соблюдает последовательность действий при работе с красками, - выбирает цвета для рисования, - рисует точки, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, - закрашивает внутри контура, штрихует, -рисует орнамент в полосе, в квадрате, в круге, -рисует с помощью нетрадиционных техник, - рисует по образцу. |
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- действие по подражанию | п |
- действие по образцу | о |
-самостоятельно с ошибками | сш |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1.Представления отсутствуют | - |
2.Не выявить наличие представлений | ? |
3.Представления на уровне -использование по прямой подсказке -использование с косвенной подсказкой -самостоятельное использование | пп п + |
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа деятельности патриотического клуба "Следопыт"
Память связывает поколения. Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы по...
Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс
В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...
Рабочая программа деятельности с детьми музыкального руководителя
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6», адаптированной основной образовательно...
Рабочая программа деятельности классного руководителя МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акининой Елены Викторовны
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельнос...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...