Рабочая программа "Человек"
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) . |
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей протокол № ___ от «__»__________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНО распоряжением № ______ от «__»____________ 20___ г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рабочая программа учебного предмета
«Человек»
7 А класс
Разработал: учитель высшей категории
Крылова Юлия Анатольевна
Срок реализации программы: 1 год
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса по предмету «Человек» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:
1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).
2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».
Цель учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи предмета:
-формировать представления о возрастных изменениях человека;
-формировать умение жить по режиму дня;
-формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
-формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
-формировать умения обслуживать себя;
-формировать умения следить за своим внешним видом;
-формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.
Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Человек» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
-культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
-человечество как многообразие народов, культур;
-патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине;
-семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
-труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;
-нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика организации учебного процесса.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. В процессе занятий в рамках предмета "Человек" ученики приобретают и совершенствуют представления о себе, собственном теле, происходит обогащение сенсорного опыта ребенка. Ребенок учится соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, начинает относить себя к определенному полу. Формируются представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Ребенок учится определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Так же совершенствуется умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
На уроках используются следующие методы:
-объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
-репродуктивный;
-беседа;
-наблюдение;
-упражнение;
-практическая работа.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
-информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
-объяснительный / репродуктивный
-инструктивный / практический
-объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
-предметный урок;
-домашняя учебная работа;
-индивидуальная работа;
-фронтальная работа;
-групповая работа.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебный предмет «Человек» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Человек» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).
Воспитательный потенциал предмета «Человек» реализуется через:
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;
-включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;
-применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек», 7 класс.
Личностные результаты:
-проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты:
-различать изученные части тела, лица;
-различать строение, внутренние органы человека;
-различать виды одежды, обуви, головные уборы;
- соблюдать правила личной гигиены;
-уметь пришить пуговицу;
-знать порядок , правила и последовательность приема пищи;
-различать членов семьи, их деятельность.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Человек», 7 класс.
Программа по предмету «Человек» в 7 классе представлена разделами:
Представления о себе
- различение части тела; лица человека;
-знать строение человека (скелет, мышцы, кожа);
-различение внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок); назначения внутренних органов;
-знание возрастных изменений человека.
Гигиена тела
-соблюдение последовательности при утреннем и вечернем туалете;
- соблюдение правил личной гигиены в течении дня;
- знание предметов и средств гигиены.
Обращение с одеждой и обувью
- различение видов одежды, обуви, головных уборов;
- соблюдение правил по уходу за одеждой и обувью;
- соблюдение правил при ремонте одежды ( пришивание пуговицы).
Туалет
- соблюдение последовательности действий в туалете.
Прием пищи
- сообщение о желании пить, есть;
- знание порядка, правил и последовательности приема пищи;
- различение продуктов, которые едят с помощью ложки и с помощью вилки, руками;
-знание правил при работе с ножом.
Семья
- различение детей и взрослых;
-различение обязанностей в семье.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Человек», 7 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | электронные учебно-методические материалы |
1 | Представление о себе. Части тела и лица. Назначение. | 1 | Нахождение частей тела и лица на себе, на иллюстрации. Называние. | |
2 | Возраст и его изменение (рост, вес, возраст; ребенок, взрослый, пожилой). | 1 | Просмотр презентации о возрастных изменениях людей. | |
3 | Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Осанка. | 1 | Просмотр презентации о строении человека. Правила красивой осанки. | |
4 | Внутренние органы человека. | 1 | Просмотр презентации о внутренних органах человека. Называние. | |
5 | Внутренние органы человека. | 1 | Показ, нахождение, называние внутренних органов человека на иллюстрации. | |
6 | Назначение внутренних органов человека. | 1 | Просмотр презентации о назначении внутренних органов человека. | |
7 | Назначение внутренних органов человека. | 1 | Рассказ о назначении внутренних органов человека. | |
8 | Гигиена тела. Утренний и вечерний туалет. | 1 | Правила личной гигиены. | |
9 | Правила личной гигиены в течении дня. Предметы и средства гигиены. | 1 | Составление рассказа о личной гигиене. | |
10 | Кожа. Порез, ожог. | 1 | Оказание первой помощи. | |
11 | Косметические средства для ухода за телом. | 1 | Рассматривание, называние, использование косметических средств. | |
12 | Здоровый образ жизни. Зарядка и ее значение. | 1 | Практическое занятие: зарядка. | |
13 | Закаливание организма. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | Правила ЗОЖ. | |
14 | Опрятный внешний вид. | 1 | Правила соблюдения опрятного внешнего вида. | |
15 | Обращение с одеждой и обувью. Классификация одежды и обуви. | 1 | Группировка одежды и обуви по сезонам, повседневная, домашняя, праздничная и т.п. | |
16 | Сезонная одежда и обувь. | 1 | Подбор одежды и обуви к каждому времени года. Называние. | |
17 | Детали (застежки) одежды и обуви. | 1 | Практическое занятие. | |
18 | Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. ТБ при работе с иголкой, нитками, ножницами. | 1 | Практическое занятие. | |
19 | Пришивание пуговицы. | 1 | Практическое занятие. | |
20 | Уход за одеждой и обувью. | 1 | Практическое занятие. | |
21 | Прием пищи. Понятие «продукты». Полезные и вредные продукты. | 1 | Называние, группировка. | |
22 | Еда ложкой, вилкой, руками. Культура поведения за столом. | 1 | Нахождение продуктов, которые едят ложкой, вилкой, руками. Правила поведения. | |
23 | Еда ложкой, вилкой, руками. Культура поведения за столом. | 1 | Практическое занятие. | |
24 | Использования ножа и вилки во время еды. | 1 | Правила безопасности. | |
25 | Практическое занятие использования ножа и вилки во время еды. ТБ при работе с ножом. | 1 | Практическое занятие. | |
26 | Уборка стола после еды. | 1 | Практическое занятие. | |
27 | Семья. Члены семьи. | 1 | Просмотр презентации о членах семьи. Называние членов семьи. | |
28 | Бытовая и досуговая деятельность членов семьи. | 1 | Подбор иллюстраций с деятельностью каждому члену семьи. | |
29 | Моя помощь в семье. | 1 | Разбор ситуаций, чем я могу помочь. | |
30 | Безопасность в доме. | 1 | Правила безопасности в доме. | |
31 | Мой день рождения. Правила поведения на празднике. | 1 | Правила поведения. | |
32 | Повторение. Представление о себе. | 1 | Повторение о частех тела и лица, строении человека, внутренних органов. | |
33 | Здоровый образ жизни. | 1 | Правила ЗОЖ. | |
34 | Обращение за одеждой и обувью. | 1 | Уход за одеждой и обувью, группировка. |
Приложение 1.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.
-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.
-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Человек | 1 полугодие | 2 полугодие |
Представления о себе - различает изученные части тела и лица -знает строение человека (скелет, мышцы, кожа) -различает внутренние органы человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок); -знает назначения внутренних органов; -знает возрастные изменения человека. | ||
Гигиена тела -соблюдает последовательность при утреннем и вечернем туалете; - соблюдает правила личной гигиены в течении дня; - знает предметы и средства гигиены | ||
Обращение с одеждой и обувью - различает виды одежды, обуви, головных уборов; - соблюдает правила по уходу за одеждой и обувью; - соблюдает правила при ремонте одежды (пришивание пуговицы). | ||
Прием пищи - различает продукты, которые едят с помощью ложки - с помощью вилки, -руками -знает правила при работе с ножом. | ||
Семья - различает детей и взрослых и их социальные роли |
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- действие по подражанию | п |
- действие по образцу | о |
-самостоятельно с ошибками | сш |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1.Представления отсутствуют | - |
2.Не выявить наличие представлений | ? |
3.Представления на уровне -использование по прямой подсказке -использование с косвенной подсказкой -самостоятельное использование | пп п + |
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/01/picture-63995.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/15/picture-41852.jpg)
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...