Рабочая программа "Человек"
рабочая программа (7 класс)

Крылова Юлия Анатольевна

Рабочая программа "Человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Человек30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)                                                                                                                           

.

ПРИНЯТО

решением методического

объединения учителей

протокол  № ___

от «__»__________ 20___г.

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением № ______

от «__»____________ 20___ г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рабочая программа учебного предмета

«Человек»

7 А класс

Разработал:  учитель высшей категории

Крылова Юлия Анатольевна

Срок реализации программы: 1 год

2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа для 7 класса по предмету «Человек» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:

1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).

2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

Цель учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Задачи предмета:

-формировать представления о возрастных изменениях человека;

-формировать умение жить по режиму дня;

-формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

-формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

-формировать умения обслуживать себя;

-формировать умения следить за своим внешним видом;

-формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.

Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Человек» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

-культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

 -человечество как многообразие народов, культур;

-патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине;

-семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

-труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;  здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;

-нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Общая характеристика организации учебного процесса.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. В процессе занятий в рамках предмета "Человек" ученики приобретают и совершенствуют представления о себе, собственном теле, происходит обогащение сенсорного опыта ребенка.   Ребенок учится соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, начинает относить себя к определенному полу. Формируются представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Ребенок учится  определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Так же совершенствуется умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

На уроках используются следующие методы:

-объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-беседа;

-наблюдение;

-упражнение;

-практическая работа.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

-информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

-объяснительный / репродуктивный

-инструктивный / практический

-объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

-предметный урок;

-домашняя учебная работа;

-индивидуальная работа;

-фронтальная работа;

-групповая работа.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебный предмет «Человек» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Человек» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).

Воспитательный потенциал предмета «Человек» реализуется через:

 -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

 -включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 -использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;

 -применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.

 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек», 7 класс.

Личностные результаты:

 -проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты:

-различать изученные части тела, лица;

-различать строение, внутренние органы человека;

-различать виды  одежды, обуви, головные уборы;

- соблюдать правила личной гигиены;

-уметь пришить пуговицу;

-знать порядок , правила и последовательность приема пищи;

-различать членов семьи, их деятельность.

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Человек», 7 класс.

Программа по предмету «Человек» в 7 классе представлена разделами:

Представления о себе

- различение части тела; лица человека;

-знать строение человека (скелет, мышцы, кожа);

-различение внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок); назначения внутренних органов;

-знание возрастных изменений человека.

Гигиена тела

-соблюдение последовательности при утреннем и вечернем туалете;

- соблюдение правил личной гигиены в течении дня;

- знание предметов и средств гигиены.

Обращение с одеждой и обувью

- различение видов одежды, обуви, головных уборов;

- соблюдение правил по уходу за одеждой и обувью;

- соблюдение правил при ремонте одежды ( пришивание пуговицы).

Туалет

- соблюдение последовательности действий в туалете.

Прием пищи

- сообщение о желании пить, есть;

- знание порядка, правил и последовательности приема пищи;

- различение продуктов, которые едят с помощью ложки и с помощью вилки, руками;

-знание правил при работе с ножом.

Семья

- различение детей и взрослых;

-различение обязанностей в семье.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Человек», 7 класс.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

электронные учебно-методические материалы

1

Представление о себе.

Части тела и лица. Назначение.

1

Нахождение частей тела и лица на себе, на иллюстрации. Называние.

2

Возраст и его изменение (рост, вес, возраст; ребенок, взрослый, пожилой).

1

Просмотр презентации о возрастных изменениях людей.

3

Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Осанка.

1

Просмотр презентации о строении человека. Правила красивой осанки.

4

Внутренние органы человека.

1

Просмотр презентации о внутренних органах человека. Называние.

5

Внутренние органы человека.

1

Показ, нахождение, называние внутренних органов человека на иллюстрации.

6

Назначение внутренних органов человека.

1

Просмотр презентации о назначении внутренних органов человека.

7

Назначение внутренних органов человека.

1

Рассказ о назначении внутренних органов человека.

8

Гигиена тела.

Утренний и вечерний туалет.

1

Правила личной гигиены.

9

Правила личной гигиены в течении дня. Предметы и средства гигиены.

1

Составление рассказа о личной гигиене.

10

Кожа. Порез, ожог.

1

Оказание первой помощи.

11

Косметические средства для ухода за телом.

1

Рассматривание, называние, использование косметических средств.

12

Здоровый образ жизни.

Зарядка и ее значение.

1

Практическое занятие: зарядка.

13

Закаливание организма. Профилактика простудных заболеваний.

1

Правила  ЗОЖ.

14

Опрятный внешний вид.

1

Правила соблюдения опрятного внешнего вида.

15

Обращение с одеждой и обувью.

Классификация одежды и обуви.

1

Группировка одежды и обуви по сезонам, повседневная, домашняя, праздничная и т.п.

16

Сезонная одежда и обувь.

1

Подбор одежды и обуви к каждому времени года. Называние.

17

Детали (застежки) одежды и обуви.

1

Практическое занятие.

18

Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. ТБ при работе с иголкой, нитками, ножницами.

1

Практическое занятие.

19

Пришивание пуговицы.

1

Практическое занятие.

20

Уход за одеждой и обувью.

1

Практическое занятие.

21

Прием пищи.

Понятие «продукты». Полезные и вредные продукты.

1

Называние, группировка.

22

Еда ложкой, вилкой, руками. Культура поведения за столом.

1

Нахождение продуктов, которые едят ложкой, вилкой, руками. Правила поведения.

23

Еда ложкой, вилкой, руками. Культура поведения за столом.

1

Практическое занятие.

24

Использования ножа и вилки во время еды.

1

Правила безопасности.

25

Практическое занятие использования ножа и вилки во время еды. ТБ при работе с ножом.

1

Практическое занятие.

26

Уборка стола после еды.

1

Практическое занятие.

27

Семья.

Члены семьи.

1

Просмотр презентации о членах семьи. Называние членов семьи.

28

Бытовая и досуговая деятельность членов семьи.

1

Подбор иллюстраций с деятельностью каждому члену семьи.

29

Моя помощь в семье.

1

Разбор ситуаций, чем я могу помочь.

30

Безопасность в доме.

1

Правила безопасности в доме.

31

Мой день рождения. Правила поведения на празднике.

1

Правила поведения.

32

Повторение.

Представление о себе.

1

Повторение о частех тела и лица, строении человека, внутренних органов.

33

Здоровый образ жизни.

1

Правила ЗОЖ.

34

Обращение за одеждой и обувью.

1

Уход за одеждой и обувью, группировка.

Приложение 1.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.

-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.

-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

Человек

1 полугодие

2 полугодие

Представления о себе

- различает изученные части тела и лица

-знает строение человека (скелет, мышцы, кожа)

-различает внутренние органы человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок);

-знает назначения внутренних органов;

-знает возрастные изменения человека.

Гигиена тела

-соблюдает последовательность при утреннем и вечернем туалете;

-  соблюдает правила личной гигиены в течении дня;

- знает предметы и средства гигиены

Обращение с одеждой и обувью

- различает виды одежды, обуви, головных уборов;

- соблюдает правила по уходу за одеждой и обувью;

- соблюдает правила при ремонте одежды (пришивание пуговицы).

Прием пищи

- различает продукты, которые едят с помощью ложки

- с помощью вилки,

-руками

-знает правила при работе с ножом.

Семья

- различает детей и взрослых и их социальные роли

 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

-

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- действие по подражанию

п

- действие по образцу

о

-самостоятельно с ошибками

сш

- полностью самостоятельно

+

Сформированность представлений

1.Представления отсутствуют

-

2.Не выявить наличие представлений

?

3.Представления на уровне

-использование по прямой подсказке

-использование с косвенной подсказкой

-самостоятельное использование

пп

п

+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...