Буклет "Некоторые правила и приемы общения с детьми ТМНР"
материал
С УО обучающимися, имеющими выраженные нарушения поведения, как следствие аутистических расстройств (расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, трудности коммуникации и социального взаимодействия) целесообразно использовать такие методы и приемы обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 330 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные правила общения с детьми с ТМНР:
-Прежде, чем сказать что-то, убедитесь, что ребёнок готов вас услышать. Когда вы обращаетесь к ребёнку, необходимо обратить на себя внимание, например, дотронуться до плеча или руки. Телесный контакт крайне важен для успешной коммуникации с ребёнком. Готовность вас услышать ребёнок выразит не вербально (сосредоточит взгляд, замрёт, изменит тонус мышц и т.д.)
-Убедитесь, что ребёнок видит ваши глаза и лицо в целом. Если хотите донести до ребёнка необходимую и важную информацию, опуститесь на один уровень с ребёнком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения
-Общаясь с ребёнком, имеющим проблемы с коммуникацией, необходимо говорить чётко, ясно и простыми словами. Вместо "А теперь уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы будем гулять.", скажите просто: "Идём гулять".
-Обилие слов превращает речь в "шум", на который дети с ТМНР очень быстро перестают обращать внимание, нагромождение слов затрудняет понимание сказанного. Наоборот, облегчает понимание хорошо артикуляционная, лаконичная фраза
-После своих реплик - оставляйте паузы для ответов. Общение - это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребёнку возможность вам ответить, при этом, конечно, ответ может быть дан с задержкой
-Обращайтесь к ребёнку по имени. Одно и тоже имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Машенька, Маруся и т.д. Если у ребёнка есть трудности восприятия речи, все они могут показаться ему разными именами. Все взрослые должны обращаться к ребёнку определённо, используя один вариант имени
В начале работы с такими детьми важно оценить состояние их коммуникации. Для оценки ее уровня и выбора средств альтернативной коммуникации нами выполнялись следующие действия:
-наблюдения за детьми в различных ситуациях;
-наблюдения и анализ того, какие коммуникативные действия ребёнок совершает в повседневной жизни, во время игр, каких-то видов взаимодействия;
-анализ действий, которые повторяются из раза в раз;
-попытка закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в альтернативно-коммуникативные сигналы, используемые ребёнком.
Сбор информации о состоянии коммуникации ребенка проводился и проводится по таким параметрам:
-возможности (зрительное, слуховое, тактильное восприятие).
-вокализация (какие звуки, в каких ситуациях, в чьем присутствии ребенок произносит);
-взгляд (наблюдает ли ребенок за окружающей обстановкой; выражает ли взглядом какие-то желания, недовольство.);
-мимика; Выражения лица появляются спонтанно. (например, при поглаживаниях, других тактильных контактах).
-жесты; спонтанные ли это жесты и движения, направлены ли для привлечения внимания взрослого; какие это движения и жесты в тех или иных ситуациях – ослабевающие или усиливающиеся и т.д.
-наблюдалось ли интерактивное поведение: реагирует ли ребенок на свое имя (или на интонацию или голос человека, который обращается к нему), на простейшие задания, просьбы
Ачинск, 2024
ПОДГОТОВИЛИ
учителя-дефектологи: Моисеенко Е.А.
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Л. И. Швецова
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачинская школа № 3», 662152, Красноярский край, город Ачинск, ул Манкевича, зд. 48. Телефон: +7 (39151) 7-15-19 |
Основные требования к выбору методов обучения и воспитания:
- использование игровой формы обучения как доминирующего средства обучения;
- использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения;
- использование подражательности, свойственной детям с тяжёлой умственной отсталостью; - предметно-действенное обучение с использованием конкретных предметов;
- разделение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
- постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
- частая смена видов деятельности;
- частая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
- эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребёнка.
С УО обучающимися, имеющими выраженные нарушения поведения, как следствие аутистических расстройств (расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, трудности коммуникации и социального взаимодействия) целесообразно использовать такие методы и приемы обучения и воспитания, как:
- поэтапное обучение каждому навыку через формирование алгоритма выполнения логически объединенных отдельных действий;
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- метод повторения;
- практические упражнения по развитию культурно-гигиенических навыков самообслуживания;
- имитационные упражнения;
- максимальная опора на чувственный опыт;
- альтернативные средства коммуникации (карточки, жесты, пиктограммы, визуальное расписание, визуальная инструкция).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 важных правил общения с детьми
Многие родители интуитивно чувствуют, как общаться со своими детьми так, чтобы они были счастливыми и росли сильными благополучными личностями....
Классный час"Правила и приемы, помогающие успешному общению со старшеклассниками"
Целью данного собрания является помощь родителям в общении с детьми старшего возраста. В предварительной подготовке к собранию проводится анкетирование учащихся. Например, "Чему ты научился(-лась) у м...

10 общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами
Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим (Елена Дунаева, инвали...

Методы и приемы работы с детьми с ТМНР. Методическая разработка.
В разработке представлен материал по работе с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Рассмотрены основные требования к выбо...