«Всем на свете нужен дом»
план-конспект занятия (6 класс)
Цель: Создание условий для формирования навыков конструктивно – модельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение конструированию детей с интеллектуальными нарушениями
Авторский коллектив школы-интерната №16 Пушкинского района:
учитель, учитель-логопед Берлянчик О.С.,
учитель Спивак О.Д.,
учитель-логопед Тишкина О.Н.,
учитель внеурочной деятельности Федорова О.В.,
педагог-психолог Черная Т.О.,
учитель Завьялова Т.Д.
Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д. Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с нарушениями в развитии, являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.
Состав обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, весьма разнороден. Тяжелая форма интеллектуальной недостаточности может сочетаться с различной неврологической симптоматикой, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями. Наряду с недоразвитием всех психических процессов, отмечается системное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие.
Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами.
Цель процесса сенсорного развития - научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Но для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Дети с ТМНР чаще вычленяют отдельные, аффективно значимые для них раздражители такие как цвет, форма, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Основная задача олигофренопедагога — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать речь хотя бы на бытовом уровне стоит на первом месте при работе с особыми детьми. Поэтому педагогу необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов, стратегий и методик, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии. У детей с умственной отсталостью вся деятельность формируется с опозданием и на всех этапах развития проявляются отклонения. Не формируется ведущая деятельность, соответствующая возрасту, которая должна стать опорой психического развития в разных возрастных периодах. Задачей коррекционно-развивающей работы становится формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение ее видам. Современный педагог находится в постоянном поиске новых нетрадиционных форм и методов взаимодействия с воспитанниками. Но и не следует также забывать, то, что хорошо работает и зарекомендовало себя на протяжении многих лет.
Конструирование – создание модели, построение, конструкция из строительного материала, деталей конструктора, из бросового материала, из бумаги и картона, ткани. Этот вид деятельности носит моделирующий характер. Аппликация, лепка, рисование, конструирование являются продуктивным видом деятельности, здесь задействуется практическая деятельность ребенка с интеллектуальными нарушениями. Применение разных видов конструкторов, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью), позволяет: создавать устойчивую мотивацию и познавательную активность детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе организованной образовательной деятельности по конструированию; развивать творческую активность в процессе самостоятельной деятельности с разными видами конструкторов; формировать необходимые высшие психические функции и операции мыслительной деятельности, способствующие коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
Конструкторская деятельность у детей связана с овладением свойствами различных конструкторов и создание построек, объектов, которые окружают детей. Тема конструирования актуальна, потому что эта деятельность утрачивается, ей уделяется очень мало внимания, хотя потенциал огромен в развитии обучающихся. На основе наблюдений происходит овладение навыками действий со строительным материалом, бросовым материалом, бумагой и т.д. Сильная сторона конструирования в том, что оно объединяет деятельность мыслительную, развивает высшие психические функции и когнитивные процессы, практические ручные действия. Практическая деятельность − это не просто оперирование материалами, но и экспериментирование. А экспериментирование у детей возникает гораздо раньше, чем игра. Дети с интеллектуальной недостаточностью спонтанно действуют, у них нет поисковой деятельности, они не заинтересованы в достижении цели, их увлекает сам процесс и все-равно какой результат получается. Умение формируется в ходе целенаправленного обучения детей с использованием разных форм организации конструктивной деятельности.
У ребят с проблемами в интеллектуальном развитии обнаруживается недостаточное умение выделять отдельные элементы в нерасчлененном объекте, анализировать их количество и положение в пространстве. Они значительно чаще, чем нормотипичные сверстники, не замечают своих ошибок.
Конструирование слито с игрой, а предметная игра важна для детей умственной отсталостью. Игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение. Обучение конструированию способствует психическому развитию и коррекции недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталых школьников. У наших учеников отсутствует интерес к процессу конструирования, поэтому необходимо обратить внимание на пробуждение любопытства и потребности узнать. Конструирование является важной составной частью общего интеллектуального развития школьников, принимает участие не только в отражении конкретных признаков моделируемых объектов, но и в формировании обобщенных представлений об окружающем мире.
Для человека очень важно ориентироваться в пространстве и времени, а для школьников с умственной отсталостью большие возможности познания окружающего мира, действительности открываются в процессе конструирования, моделирования. Ребята в процессе усвоения материала получают возможность собирать из частей целое, делать перенос с плоскостной картинки в объемную работу. Моделирование как деятельность вызывает у детей потребность вступать в контакт, дает возможность общения в ситуации совместной деятельности. Работа позволяет увидеть изменения и в личностной сфере учащихся: дети становятся смелее, более открытыми, общительными, некоторые даже проявляют инициативу. Школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают радость от результата совместного труда с учителем. Занятия способствуют коррекции интеллектуальной деятельности в целом (посредством формирования представлений об окружающем мире, развития перцептивных способностей, произвольного внимания и оперативной памяти), улучшается умение анализировать целое через составляющие его части, пространственный анализ и воображение и, кроме того, обучение конструированию и моделированию может способствовать созреванию речевой и изобразительной деятельностей. Определяя эмоциональную, положительно окрашенную вовлеченность в деятельность, рекомендуется организовывать специальные занятия таким образом, чтобы дети получали от них эмоциональное удовлетворение.
В нашей школе авторский коллектив (учитель, учитель-логопед Берлянчик О.С., учитель Спивак О.Д., учитель-логопед Тишкина О.Н., учитель внеурочной деятельности Федорова О.В., педагог-психолог Черная Т.О., учитель Завьялова Т.Д.) решил развивать конструктивные способности и познавательную активность у детей с интеллектуальными нарушениями с использованием игрового чемодана «Чудеса внутри» в рамках конструктивно-модельной деятельности.
Конспект занятия внеурочной деятельности в 6 «В» классе
«Всем на свете нужен дом»
Цель: Создание условий для формирования навыков конструктивно – модельной деятельности.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить строить домики, используя различный строительный материал. Учить строить домик «Теремок» по наглядному образцу, по схеме, закреплять название деталей, цвет, форму, величину;
Развивающие: развивать устойчивый интерес к играм со строительным материалом;
развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие;
Воспитательные: воспитывать умение сопереживать героям сказки, желание помочь.
Словарная работа: кирпичи, призма, кубики, широкий, узкий, большой, пластины, маленький, теремок;
Оборудование: кирпичи, кубы и призмы для домика, забора, грядок, формы из ковролина, звери(игрушки) из сказки «Теремок»: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Предварительная работа: повторение текста русской народной сказки «Теремок». Театрализованный показ разных видов театра по сказке «Теремок». Игры с разными видами конструкторов в свободной деятельности.
Организационный момент.
Звенит звонок (учитель звенит звоночком)
Здравствуй, добрый милый дом!
Хорошо мы в нем живем!
Утром все встречаемся-
Друг другу улыбаемся.
Основная часть.
Музыка «В гостях у сказки», показ слайдов на интерактивной доске «Народные сказки».
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И, конечно, поиграть.
- Ребята, вы любите сказки?
-Откуда берутся сказки? (их придумывают, пишут писатели, сказочники, народ)
Мы отправимся в путешествие по сказке. А вот в какую сказку мы отправимся, отгадайте.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом.
Он залезть в него не смог…
Это сказка… «Теремок».
(альтернативная коммуникация - надпись «ДОМ». Ребенок выбирает слово ДОМ и прикрепляет к коврографу. Остальные дети осуществляют выбор за партой. Глобальное чтение осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка: кто-то выбирает слова самостоятельно, кто-то по показу или с помощью педагога)
-Какие звери пришли жить в теремок?
1. Упражнение «Мышка»
Пошлепать языком между
губами и пропищать, как
мышка — "пи-пи-пи-пи-
пи..."
Прикрепи название животного (мышка) к коврографу.
2. Упражнение «Лягушка»
Улыбнуться. Открыть рот.
Язык высунуть далеко
вперёд. Напрячь мышцы
языка и сделать его
узким, чтобы лягушка
могла ловить мошек.
Прикрепи название животного.
3. Упражнение «Зайчик»
Улыбнуться. Покусать
верхними зубками
нижнюю губу.
Прикрепи название животного.
4. Упражнение «Лисичка»
Облизать губы, как лисичка
после вкусного обеда.
Прикрепи название животного.
5. Упражнение «Волчок»
Улыбнуться, с напряжением
обнажив сомкнутые зубы.
Прикрепи название животного.
-Какое настроение было у животных в сказке, когда они жили в теремке?
(веселое, они нашли себе домик (смайлик)
-Кого звери не пустили? (медведя). Почему? У медведя какое было настроение- ему отказали? (грустное (смайлик).
Поднимем настроение бодрой разминкой.
Физминутка.
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка норушка (руки перед собой на носочках)
И лягушка квакушка (присели)
Зайчишка шалунишка (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волчишка –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег в рассыпную)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (собрались в круг)
-Что произошло в этой сказке? (ответы детей)
-Чего нет у героев? Где они жили? А теперь у них нет дома. (приходим к выводу о создании теремка).
-Из чего можно построить теремок? (ответы детей)
Часть детей будет выкладывать дом на коврографе, некоторые - строить из конструктора по показу, остальные – по схеме (задания распределяем исходя из индивидуального развития ребенка).
-Из каких деталей конструктора построим теремок? (крышу из треугольника (призмы), стены-из прямоугольников (кирпичиков))
Учитель: Сейчас я построю теремок. Вот такой дом у меня получился.
Показать несколько вариантов построения домиков.
- У каждого из вас получится свой теремок.
Дети приступают к строительству.
По окончании работы:
- Из каких строительных деталей построили дом?
- Какого цвета крыша?
- Для кого построили дом?
Дом большой и дружный, всем ребятам нужный!
Звучит песня «Всем на свете нужен дом». На интерактивной доске показ фрагмента мультфильма.
Рефлексия.
- Всем понравилось быть строителями?
- Выберите смайлик с настроением, которое у вас на данный момент.
- Ребята вам прочитают стихотворение о доме и семье.
Дети читают стихотворение:
Когда вместе, когда дружно,
То легко на свете жить.
Дом построить, если нужно,
И деревья посадить.
Огород: дорожки, грядки –
Будет все у нас в порядке!
И забор поставить можно –
Это всё друзьям несложно.
Я и ты, ты и я- крепкая семья!
Молодцы! Все отлично потрудились!
Итог.
Традиций русских не нарушим:
Наш мир согласием согрет.
Как хорошо, когда есть дом,
Уютный, теплый и родной,
Наполнен добрым он теплом
И пахнет вкусною едой.
Живет в нем дружная семья,
И все друг другом дорожат.
Встречаем на пороге чаем,
Баранками всех угощаем.
Интересно день проводим
И счастливые уходим,
Чтобы завтра снова встать
И друзей своих встречать.
После занятия проводим чаепитие.
- Угощайтесь, ребята! (раздаем детям баранки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я тоже всему свету нужен". Конспект урока по произведению А.П.Платонова «Юшка»
Этот урок относится по своей структуре к урокам продолжения знакомства с А.П. Платоновым и с его удивительной прозой. В системе уроков он является первым уроком в теме.Цели:Обучающие:v продолжит...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"
Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"
Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...
Социально – педагогический творческий проект «Всем на свете нужен дом».
Статья посвящена проблеме вовлечения ребенка с задержкой психического развития в совместную со сверстниками и взрослыми проектную деятельность в целях расширения его социального опыта, приобщения к на...