“Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения”
материал
Каждый педагог на своих уроках должен мотивировать ученика на интерес к уроку, используя для этого различные формы стимулирования познавательной активности. Я часто применяю игровую форму на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shmo.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
ДОКЛАД
“Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения”
Выполнила: Лачинова А.С.
г. Дмитров
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а так же если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.
Группы методов стимулирования.
Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Надо отметить, что ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него положительного или отрицательного отношения к процессу обучения, и к школе в целом. Группы методов стимулирования, в педагогике условно подразделяются на большие подгруппы:
- Методы эмоционального стимулирования;
- Методы развития познавательного интереса;
- Методы формирования ответственности и обязательности;
- Методы развития творческих способностей и личных качеств.
Наиболее подробно рассмотрим методы эмоционального стимулирования. К ним относится – обеспечение учителем появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Если учесть, что эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей, то методами для эмоционального стимулирования, послужат следующие моменты: Создание ситуаций успеха в учении.
Поощрение и порицание в обучении.
Использование игровых форм организации учебной деятельности. Постановка системы перспектив.
Создание ситуаций успеха в обучении – представляет собой создание таких ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств, стимулирования интереса к учению. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для ученика не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. При условии, что первое задание выбирается несложным (это на 2-3 кл. ниже) для того, чтобы ученик, который нуждается в стимулировании ситуации успеха, смог самостоятельно без помощи педагога выполнить его достаточно качественным тем самым почувствовав себя знающим и опытным. Затем следуют более сложные задания и с теми же элементами, что и первое, это готовит базу для решения последующей более сложной задачи. Закрепить полученный результат (результат успеха) можно на классных концертах, школьных, городских мероприятиях и т.д.
Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения метода поощрения и порицания в обучении. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого – это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания, выставление повышенной оценки и т. д. Применение порицаний и других видов наказания, является исключением в формировании мотивов учения, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях и высказываются педагогом в корректной форме, строгим, но доброжелательным тоном.
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм реализации образовательного процесса. В нем могут быть использованы уже готовые игры (методики) с познавательным содержанием или игровые материалы самостоятельно созданные для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Игра преследует следующие цели:
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать,сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в. качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.
Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения формируют положительное отношение к учебной деятельности. Игры на уроках дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь и активизировать познавательную деятельность.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к учебному процессу.
К методам эмоционального стимулирования относятся и постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо разработан А.С. Макаренко. Он считал, что необходима постановка перед учащимся перспективы трех уровней: Ближней (Рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня); Средней (Рассчитанной на неделю, четверть или год); Дальней (на несколько лет). Причем на каждой из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разноплановые перспективы как подготовка к празднику, исправление плохих оценок к родительскому собранию, участие в отборочном конкурсе, подготовка к итоговым зачетам и т. д.
Стимулируют учебную деятельность методы развития познавательного интереса, к которым относятся следующие элементы: Формирование готовности восприятия учебного материала, (т.е. заранее дается прослушать ребенку произведение в записи или исполнении старших товарищей). Стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска (применение в самостоятельной работе над художественным образом, опираясь на индивидуальность ученика, добиваться того, чтобы исполнение было оригинальным, не похожим на исполнение других учащихся). Метод создания ситуации творческого поиска является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Процесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познавательного интереса, но и на ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Сюда входит : Формирование понимание личностной значимости учения, что представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни. Предъявление учебных требований – определяется правилами поведения, критериями оценки знаний , правилами внутреннего распорядка. Нужно заметить здесь, что в формировании ответственности в учении большую роль играет пример других учеников и самих учителей. При формировании, у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения, учитель испытывает особые затруднения. Так как понять всю важность успешного учения для будущей жизни младшим школьникам сложно. Тем более они еще не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Нужно отметить, что степень значимости учения младшие школьники воспринимают только через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребенка. Таким образом, понимание личностной значимости успешного учения во многом зависит и от поведения преподавателя и родителей. Ведущую роль здесь играют приемы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребенка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения.
Итак, методы стимулирования познавательной деятельности, опираются не только на методы обучения, но и методы воспитания детей, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания. В ходе обучения перед педагогом стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению но тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся.
Список литературы.
- Богоявленская Д.Т. Творчество и одаренность: логика и история
//Психологическая газета.-1999.-№1 – С.14-15.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997. – 352с.
- Вопросы методики начального музыкального образования. Сб. статей – М.: Музыка,1981 г, 230с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебн.П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений; Под ред. С.А. Смирнова.
– М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Изд. Центр «Владос», 1997.-384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка
В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высо...
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Работа с одаренными детьми. Обучение приемам составления кроссвордов как форме стимулирования познавательной активности учащихся на уроках ИЗО»
Обучение приемам составления кроссвордов на уроках ИЗО...
Использования игрового метода обучения на уроках как стимулирование познавательной активности учащихся.
Использование игровых технологий в обучении помогают нам сделать урок ярким, живым, познавательным. Поэтому мною была выбрана проблема "Использование игрового метода обучения на ур...
Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках химии
В статье приведены некоторые приемы и методы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках химии....
Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках физики
В настоящее время всё чаще можно слышать о нестабильности в экономике, неуверенности в завтрашнем дне, у людей воспитывается потребительское отношение "жизнь одним днем". У молодого поколе...
Стимулирование познавательной активности учащихся на уроках физики
В настоящее время всё чаще можно слышать о нестабильности в экономике, неуверенности в завтрашнем дне, у людей воспитывается потребительское отношение "жизнь одним днем". У молодого поколе...
Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...